Недействующий




О земельной реформе в
Башкирской ССР

      (С изменениями, внесенными Указом Президиума ВС РБ
       от  25.02.93 г.  N 6-2/50  и Законом РБ N 38-з от
       05.08.96 г.)


Закон Башкирской ССР от 21 марта 1991 г.

Земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель воспроизводства плодородия почв сохранения и улучшения природной среды на территории Республики Башкортостан. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю.

Статья 1. Земля и ее недра воды растительный и животный мир Республики Башкортостан являются исключительной собственностью ее многонационального народа. Владение, пользование и распоряжение указанными природными богатствами регулируются законами Республики Башкортостан, актами представительных органов местной власти (далее - Советы), изданными в пределах их полномочий.

Статья 2. Проведение земельной реформы возлагается на Совет и уполномоченные ими органы.

На Государственный комитет Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству возлагаются землеустроительная организационная консультативная функции по проведению земельной реформы, а также осуществление задач государственного контроля за использованием и охраной земель.

Статья 3. Право распоряжения землей передается Государственному Собранию Республики Башкортостан и Советам в соответствии с их компетенцией.

В собственность гражданам предоставляются земельные участки: для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства. Условия и порядок предоставления гражданам в собственность земельных участков определяются законодательством Республики Башкортостан.

Граждане - собственники земельных участков имеют право совершать с этими участками сделки, предусмотренные гражданским и земельным законодательством.

Частная собственность на землю в Республике Башкортостан не допускается.

Республика содействует развитию всех форм сельскохозяйственного производства: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций, индивидуальных хозяйств.

Статья 4. Для федеральных целей земли могут предоставляться на условиях и в порядке, устанавливаемых Договором с Российской Федерацией.

Статья 5. Граждане Республики Башкортостан имеют право на получение земельных участков:

в пожизненное наследуемое владение для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, в случае получения по наследству или приобретения жилого дома, для традиционных народных промыслов:

в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства.

Размеры земельных участков. выделяемых для вышеуказанных целей, а также органы, наделенные правами их предоставления, устанавливаются Земельным кодексом Республики Башкортостан.

Статья 6. Гражданам Республики Башкортостан земельные участки предоставляются для огородничества, сенокошения и выпаса скота в пользование из земель, находящихся в ведении соответствующего Совета Предприятия, учреждения и организации могут выделять участки для этих целей из земель находящихся в их владении или пользовании.

Статья 7. Колхозам совхозам предприятиям учреждениям организациям независимо от формы собственности, земля предоставляется в постоянное владение, а также в пользование.

Статья 8. Во временное пользование на условиях аренды земельные участки предоставляются гражданам Республики Башкортостан, колхозам, совхозам и другим государственным кооперативным общественным предприятиям, учреждениям и организациям.

Арендодателями земли являются соответствующие районные, городские, поселковые и сельские Советы, а также граждане - собственники земельных участков.

Условия аренды определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора на аренду земли по истечении срока его действия.

Арендованные участки земель сельскохозяйственного назначения по согласованию сторон могут передаваться во владение арендатору.

Колхозы совхозы другие государственные и кооперативные сельскохозяйственные предприятия могут закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами в порядке внутрихозяйственного землеустройства. Статья 9. До юридического оформления земельных участков во владение, пользование, в том числе в аренду, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных жилых домов, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, дач и гаражей, для предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей, сохраняется ранее право пользования земельными участками.

За колхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, предприятиями, учреждениями и организациями ранее установленное право пользования земельными участками сохраняется до 21 марта 1995 года.

Статья 10. Для крестьянского хозяйства земля передается во владение граждан бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе в расчете на одного проживающего в данной местности. Дополнительная площадь для ведения крестьянского хозяйства до предельных норм устанавливаемых в республике может быть предоставлена по желанию членов крестьянского хозяйства.

Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки передаются во владение граждан бесплатно в пределах норм устанавливаемых поселковыми сельскими городскими Советами.

Для ведения садоводства и животноводства во владение граждан бесплатно передаются все ранее предоставленные земли, а также нарушенные земли.

Статья 11. Землевладельцы и арендаторы самостоятельно хозяйствуют на земле распоряжаются произведенной продукцией и доходами от ее реализации Вмешательство в их хозяйственную деятельность со стороны государственных хозяйственных и других органов и организаций запрещается. Настоящее положение не затрагивает предусмотренных законодательством Республики Башкортостан прав государственных и иных органов по осуществлению контроля за деятельностью землевладельцев и арендаторов. В случае издания государственным или иным органом акта не соответствующего его компетенции, либо с нарушением требований законодательства землевладелец и арендатор вправе обратиться в суд или в Высший арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.

Статья 12. Землевладение и землепользование в Республике Башкортостан являются платными: землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов облагаются ежегодно земельным налогом размер которого зависит от качества и местонахождения земельного участка с учетом кадастровой оценки и в порядке определяемом действующим законодательством.

Плата за земли лесного фонда взимается в составе платы за пользование лесами.

Земельный налог вносится на специальный счет местных Советов и используется на цели связанные с организацией использования и охраны земель повышением их плодородия ведением земельного кадастра и землеустройства инженерным и социальным обустройством территории Часть средств в соответствии с законодательством Республики Башкортостан может централизоваться в Государственный бюджет Республики Башкортостан.

За земли переданные в аренду взимается арендная плата предельный размер которой не должен превышать предельных ставок земельного налога за аналогичные земли.

Статья 13. Землевладельцы и арендаторы поощряются за улучшение качества земель повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда производство экологически чистой продукции за счет средств бюджетов местных Советов. За нарушение земельного законодательства загрязнение и порчу земель снижение плодородия на них возлагаются гражданская административная и уголовная ответственность в порядке, устанавливаемом действующим законодательством.

Статья 14. В процессе осуществления земельной реформы решениями поселковых сельских районных городских Советов может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть земель используемых не по целевому назначению и неэффективно, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Из этих фондов в первоочередном порядке выделяются земли для организации крестьянских хозяйств ведения личного подсобного хозяйства садоводства огородничества животноводства.

Статья 15. Местными Советами для рассмотрения вопросов связанных с земельными отношениями, создаются депутатские комиссии работающие в тесном взаимодействии с местными органами Государственного комитета Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству.

Статья 16. Земельная реформа проводится поэтапно На первом этапе осуществляется закрепление за местными Советами прав по распоряжению землей.

Одновременно происходит уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога.

На втором этапе Советами и органами Государственного комитета Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству осуществляется передача и закрепление земель в пользование, в том числе в аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Статья 17. Порядок и условия предоставления земельных участков гражданам, государственным и кооперативным предприятиям, организациям и учреждениям во владение, пользование и в аренду определяются Земельным кодексом Республики Башкортостан.

Право владения и право постоянного пользования землей удостоверяется Государственным актом который выдается и регистрируется районными городскими поселковыми сельскими Советами.

В Государственных актах на право владения и на право пользования землей указываются землевладелец или землепользователь размеры и границы земельного участка, его кадастровая оценка и особые условия использования данного участка.

Форма Государственного акта разрабатывается и утверждается Кабинетом Министров Республики Башкортостан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»