Недействующий


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Об утверждении Положения о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и
охраной земель в Республики Башкортостан

В целях повышения эффективности использования земель на территории Республики Башкортостан и усиления государственного контроля за использованием земель, воспроизводством плодородия, охраной и защитой почв Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Башкортостан.

2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Республики Башкортостан от 14 января 1993 г. N 12 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель".

Премьер-Министр
Республики Башкортостан
А.Копсов

Управляющий Делами Кабинета Министров
Республики Башкортостан
Р.Хайбуллин

Уфа, 12 мая 1994 года
N 164

Утверждено
постановлением Кабинета Министров
от 12 мая 1994 года, N 164

П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке осуществления государственного контроля
за использованием и охраной земель
в Республике Башкортостан

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Башкортостан. Этот порядок является обязательным для исполнения всеми физическими, должностными и юридическими лицами.

2. Госземконтроль осуществляется соответствующими органами представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством. Задачей госземконтороля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования земель, воспроизводства плодородия, охраны и защиты почв.

3. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими госземконтроль, являются:

Государственный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан и его органы на местах;

Государственный комитет Республики Башкортостан по экологии и природопользованию и его органы на местах;

Государственный комитет Республики Башкортостан по делам строительства и его органы на местах;

Республиканский центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора и его органы на местах.

Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти и между собой.

4.Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Башкортостан является председатель Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан, заместители председателя и начальник отдела государственного контроля за использованием и охраной земель Комитета - заместителями главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Башкортостан.

Председатели комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам городов и районов являются государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий.

Должностные лица и специалисты Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан, комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам городов и районов, на которых возложено осуществление госземконтроля, являются инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий.

Должностные лица Госкомприроды РБ, на которых возложено осуществление госземконтроля, являются государственными инспекторами по использованию и охране земель РБ. Специалисты Госкомприроды РБ, его органов на местах, занимающиеся осуществлением госземконтроля, являются инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий.

Главный Государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Башкортостан и государственные инспектора по использованию и охране земель имеют печать и бланки документов с изображением Государственного Герба Республики Башкортостан и со своим наименованием.

II. Функции органов, осуществляющих госземконтроль

5. Органы Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по экологии и природопользованию, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Башкортостана:

- осуществляют госземконтроль в соответствии со своей компетенцией;

- организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений;

- принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;

- участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся использования и охраны земель;

- вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников;

- информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;

- участвуют в согласовании градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.

6. Государственный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:

- соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;

- недопущением самовольного занятия земельных участков;

- предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также о наличии свободного земельного фонда;

- своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия почв и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя при проведении работ, связанных с нарушением плодородного слоя;

- проектированием, размещением и строительством объектов, оказывающих влияние на состояние земель;

- своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захломления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;

- соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;

- установлением и сохранностью межевых знаков;

- своевременным возвратом земель, предоставленных во временное пользование.

7. Государственный комитет Республики Башкортостан по экологии и природопользованию и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:

- выполнением природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности;

- соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии и материалов для обработки почв, а также при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов;

- предотвращением захламления земель, загрязнения почв сточными водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами;

- соблюдением установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;

- осуществлением предусмотренных проектами землеустройства и другими проектами мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов;

- достоверностью сведений, используемых при ведении государственного земельного кадастра, осуществлении мониторинга земель и землеустройства;

- соблюдением земельного законодательства в части охраны земель;

- пресечением самовольного занятия земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;

- выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;

- выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, деградации земель и консервации выведенных их оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель.

8. Государственный комитет Республики Башкортостан по делам строительства и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:

- осуществлением всех видов градостроительной деятельности в городах и других поселениях в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;

- соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и других поселений;

- соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности;

- предотвращением самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городах и других поселениях;

- предоставлением земельных участков в городах и других поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями.

9. Республиканский центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:

- соблюдением санитарного законодательства при использовании земельных участков, установлении и функционировании охранных, санитарно- защитных, оздоровительных и рекреационных зон, при проектировании и эксплуатации предприятий, объектов по использованию, переработке и захоронению радиоактивных, токсичных материалов, отходов производства и бытовых отходов;

-предотвращением загрязнения земель возбудителями паразитарных и инфекционных заболеваний.

          III. Права и обязанности должностных лиц органов,
               осуществляющих госземконтроль

10. Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Башкортостан и его заместители, государственные инспектора по использованию и охране земель, должностные лица Государственного комитета Республики Башкортостан по по экологии и природопользованию, Государственного комитета Республики Башкортостан по делам строительства, Республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и их органов на местах в соответствии с возложенными на них функциями по осуществлению госземконтроля и в пределах своей компетенции имеют право:

а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;

б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;

в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение;

г) вносить в соответствующие Советы народных депутатов предложения о полном или частичном изъятии земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством;

д) составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии для привлечения виновных к административной ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно в пределах установленных законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда. Должностные лица Республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и их органов на местах рассматривают дела о нарушениях земельного законодательства в порядке, установленном Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся во владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами,- с учетом установленного режима их посещения;

ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;

з) получать от министерств и ведомств утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда;

и) привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель;

к) приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах ( вышестоящем органе исполнительной власти , суде, арбитражном суде)4

л) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих право на землю.

Инспектора по использованию и охране земель пользуются правами государственных инспекторов по использованию и охране земель, указанными в подпунктах "д" (за исключением права рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно), "е",-"и" настоящего пункта.

Должностные и физические лица, препятствующие осуществлению государственного контроля за состоянием, использованием и охраной земель, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль, несут установленную законодательством ответственность.

Органы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан в пределах своей компетенции оказывают помощь должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.

Должностные лица, осуществляющие госземконтроль, несут ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям земельного законодательства, за объективность материалов проводимых проверок.

Убытки, причиненные землевладельцам, землепользователям и арендаторам неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих госземконтроль, возмещаются в порядке, установленном законодательством.

Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих госземконтроль,подаются вышестоящему должностному лицу или в суд.

Главному государственному инспектору по использованию и охране земель Республики Башкортостан и его заместителям, государственным инспекторам по использованию и охране земель, инспекторам по использованию и охране земель при исполнении служебных обязанностей, разрешается в установленном порядке ношение огнестрельного оружия.

Кабинетом Министров Республики Башкортостан устанавливаются гарантии социальной защиты должностных лиц, осуществляющих госземконтроль.

11. Государственный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан совместно с другими органами, осуществляющими госземконтроль, составляет ежегодный отчет о контроле за использованием и охраной земель.

IV. Порядок наложения штрафов за нарушения
земельного законодательства

12. Органы Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по экологии и природопользованию, Государственного комитета Республики Башкортостан по делам строительства, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Башкортостана в соответствии со своей компетенцией в административном порядке налагают штрафы за нарушения земельного законодательства не позднее двух месяцев со дня правонарушения, а при продолжающемся правонарушении - 2-х месяцев со дня его обнаружения.

13. Органы Государственного Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан налагают штрафы за:

- самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель;

- нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветров, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

- использование земельных участков не по целевому назначению, а также, способами, приводящими к порче земель;

- систематическое невнесение платежей за землю;

- захламление земель, порчу и уничтожение плодородного слоя;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»