Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2012 года N 213-п


О внесении изменения в постановление Правительства области
от 02.11.2010 N 820-п



     Правительство области

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства области от 02.11.2010 N 820-п «Об утверждении областной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области» на 2011-2014 годы и внесении изменений в постановление Правительства области от 26.11.2008 N 626-п» изменение, изложив областную целевую программу «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области» на 2011-2014 годы, утверждённую постановлением, в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.А. Вахруков

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 02.11.2010 N 820-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 27.03.2012 N 213-п)


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Ярославской области» на 2011-2014 годы




I. Общие положения

Заказчик ОЦП

Правительство Ярославской области

Ответственный исполнитель ОЦП

департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области

Исполнители ОЦП

органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее - органы местного самоуправления), департамент финансов Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области

Участники ОЦП

департамент экономического развития Ярославской области, департамент строительства Ярославской области

Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП

юридические и физические лица, занимающиеся реконструкцией и строительством объектов теплоснабжения и газификации

Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП

департамент финансов Ярославской области;
инвесторы, кредитные организации Российской Федерации

Дата начала ОЦП

01.01.2011

Дата окончания ОЦП

31.12.2014

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области Епанешников А.В.

Ответственные лица для контактов

- заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области Кузнецова Татьяна Юрьевна,
телефон (4852) 40-05-51;
- заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области Наумкина Любовь Алексеевна,
телефон (4852) 40- 05-52

Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/dzkh/tmpPages/programs.aspx



Общая потребность в ресурсах

Наименование
ресурсов

Единица
измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2011

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

Финансовые ресурсы

млн. руб.

2812,8*

644,3*

843,2*

738,7*

586,6*

- областной бюджет

млн. руб.

1209,2

299,0

375,4

285,3

249,5

- внебюджетные источники

млн. руб.

1185,0

300,0

360,0

320,0

205,0

Справочно:

- федеральный бюджет

млн. руб.

85,0

-

-

37,0

48,0

- местный бюджет

млн. руб.

333,6

45,3

107,8

96,4

84,1


*С учётом средств федерального и местных бюджетов.


II. Анализ сложившейся ситуации

1. Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население области и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики региона.

В жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов, контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.

От качества жилищно-коммунальных услуг зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своём жилище. Поэтому устойчивое функционирование ЖКХ - это одна из основ социальной безопасности и стабильности в обществе.

Стоимость основных фондов отрасли составляет более 40 млрд. рублей, годовой объем реализации услуг в сфере деятельности ЖКХ составляет порядка 38 млрд. рублей в год. В сфере ЖКХ области работает более 22 тысяч человек, обслуживается 712 котельных, производится почти 20 тыс. Гкал тепла в год, общая протяжённость тепловых сетей составляет 2,5 тыс. км, водопроводных - 3,6 тыс. км.

Сетевым газоснабжением в настоящее время охвачено 11 городов, 13 поселков городского типа и 205 сельских населенных пунктов области. Протяженность наружных газопроводов высокого, среднего и низкого давления по области составляет 4279,2 км, в том числе 1419,9 км в сельской местности.

Газифицировано:

- 444,4 тыс. квартир и домовладений, в том числе 34,4 тыс. квартир в сельской местности;

- 306 котельных, отапливающих жилищный фонд и социальную сферу.

Годовое потребление сетевого природного газа по области составляет 3114,0 млн. куб. метров, в том числе 170,8 млн. куб. метров в сельской местности.

Годовое потребление сетевого природного газа населением по области составляет 296,5 млн. куб. метров, в том числе 47,4 млн. куб. метров в сельской местности.

Отпуск сетевого газа на коммунально-бытовые нужды области составляет 760,2 млн. куб. метров, в том числе 21,3 млн. куб. метров в сельской местности.

Предприятия и организации ЖКХ на территории некоторых муниципальных образований области являются градообразующими.

Отрасль ЖКХ является социально значимой, учитывая, что основными потребителями производимых услуг являются население и учреждения бюджетной сферы. Дальнейшее социально-экономическое развитие каждого муниципального образования области зависит от состояния объектов коммунальной инфраструктуры.

2. В течение последних лет отрасль претерпевает серьезные изменения, осуществляется её дальнейшее развитие на основе проведения реформирования ЖКХ, являющегося составной частью преобразований экономики области и неразрывно связанного с целями и задачами территориального планирования Ярославской области.

Одним из главных направлений развития отрасли является повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение ускоренного социально-экономического развития области за счет газификации.

Для достижения основной цели ОЦП предусматривается решение следующих задач: доведение уровня газификации до 72,1 процента в целом по области, 26,5 процента в сельских населенных пунктах и 87,6 процента в городах и рабочих поселках; создание условий для развития экономики области, улучшения экологической безопасности, внедрения прогрессивных энергоресурсосберегающих технологий; содействие в проведении реформы ЖКХ; повышение уровня газификации ЖКХ, промышленных и социальных объектов; перевод систем энергопотребления населенных пунктов, промышленных технологических и энергетических установок на природный газ, привлечение инвестиционных ресурсов потенциальных потребителей газа, в том числе населения, промышленных и иных организаций; интеграция организаций, участвующих в реализации мероприятий ОЦП; обеспечение координации действий и ресурсов федеральных, областных и муниципальных органов власти, открытого акционерного общества «Газпром», юридических и физических лиц.

Газификация позволит:

- значительно улучшить качество жизни населения Ярославской области, особенно сельских жителей;

- улучшить теплоснабжение жилых помещений при сохранении, а в ряде случаев и снижении затрат на услуги ЖКХ путем газификации населенных пунктов и перевода котельных на природный газ;

- создать условия для более интенсивного развития экономики области за счет внедрения новой техники и технологий и решения кадрового вопроса работы на селе, в первую очередь в перерабатывающей промышленности.

Таким образом, реализация мероприятий по газификации позволит решить не только важные социальные, но и экономические задачи.

Проведение реформы ЖКХ является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики области. Ее значимость и необходимость определяются реальным состоянием данного сектора, возможными негативными социально-экономическими последствиями при отсутствии своевременного реагирования на возникающие отклонения.

3. Анализ изменений, произошедших в ЖКХ области, показывает, что факторами успеха (сильными сторонами) в отрасли являются:

- наличие нормативной базы, которая позволяет проводить эту работу;

- заинтересованность и готовность муниципальных образований области к участию в совместной работе по решению имеющихся проблем;

- использование достижений лучшей практики других регионов Российской Федерации и международного опыта повышения эффективности работы ЖКХ;

- получение софинансирования из федерального бюджета;

- внедрение кредитно-финансовых механизмов развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов государственно-частного партнёрства.

Практически полностью принят в муниципальную собственность ведомственный жилищный фонд промышленных, сельскохозяйственных предприятий области, а также объекты коммунальной инфраструктуры этих предприятий, завершается приёмка жилищного фонда, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации.

На сегодняшний день в области насчитывается около 30 млн. кв. метров жилья.

За 4 года деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ в регионе удалось выполнить задачи, которые не решались десятилетиями.

Во-первых, благодаря привлечению существенных объемов федерального финансирования и применению эффективной и прозрачной схемы расходования государственных средств существенно снизился износ жилищного фонда области: проведен капитальный ремонт более 2 тыс. многоквартирных домов общей площадью 5,5 млн. кв. метров, что составляет более 24 процентов от всего многоквартирного жилищного фонда, удалось расселить значительную часть (85 тыс. кв. метров) ветхого и аварийного жилищного фонда.

Для сохранения набранных темпов капитального ремонта и снижения уровня износа ежегодно необходимо ремонтировать порядка 4 процентов многоквартирных домов.

С целью продолжения начатой работы и для оказания финансовой помощи собственникам помещений в многоквартирных домах на проведение капитального ремонта в конце прошлого года учреждён Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - Региональный фонд).

Средства Регионального фонда предоставляются на условиях софинансирования за счёт средств областного бюджета, местных бюджетов и средств собственников помещений в многоквартирных домах. Финансирование Регионального фонда из областного бюджета осуществляется в виде имущественного взноса путём предоставления субсидий Региональному фонду.

Во-вторых, что не менее важно, в отрасли ЖКХ региона сформировались новые организационные формы управления многоквартирными домами.

Участниками новых форм управления жилищным фондом стали управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и иные производственные кооперативы.

Собственниками жилых помещений в соответствии с нормами жилищного законодательства реализовано право на выбор способа управления многоквартирным домом. Основной способ управления, выбранный собственниками на территории Ярославской области, - управление многоквартирными домами через частные управляющие организации, доля которых составляет более 80 процентов.

В области давно и активно работают органы общественного самоуправления (старосты домов, подъездов, домовые и уличные комитеты).

4. Вместе с тем, следует признать, что итоги проведения реформы ЖКХ, несмотря на ряд позитивных моментов, в целом не дали тех результатов, которые ожидались и предполагались принятыми на уровне Российской Федерации и региона нормативными правовыми актами.

Пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации и достичь конечных целей реформы - обеспечения нормативного качества жилищно-коммунальных услуг, повышения энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизации затрат на производство услуг ЖКХ, достижения самоокупаемости отрасли, развития в жилищно-коммунальной сфере полноценных конкурентных рыночных отношений, что обусловлено наличием слабых сторон (проблем) отрасли ЖКХ. Состояние газификации Ярославской области на данном этапе развития области не отвечает современным требованиям к уровню и качеству жизни населения.

Основными проблемами остаются:

4.1. Проблемы в сфере газификации природным газом.

Общий уровень газификации природным газом Ярославской области на 01.01.2011 составляет 70,0 процента. Относительно высокий уровень газификации имеется только в городах и районных центрах области - 86,5 процента, в том числе в городах Ярославле, Мышкине, Рыбинске, Тутаеве, Данилове.

Намного отстаёт уровень газификации жилищного фонда сельской местности, всего по области - 21,4 процента, из них в Борисоглебском и Первомайском муниципальных районах уровень газификации ниже 5 процентов, в Большесельском, Даниловском и Угличском муниципальных районах на уровне 10 процентов. Единственным муниципальным образованием Ярославской области, куда совсем не поступает природный газ, является Брейтовский муниципальный район. Относительно высокий уровень газификации сельской местности (более 30 процентов) только в Гаврилов-Ямском, Некоузском, Рыбинском и Ярославском муниципальных районах.

Низкий уровень газификации сельской местности обусловлен следующей причиной: газификация сельской местности является наиболее затратным мероприятием, так как к населённым пунктам необходимо строить многокилометровые межпоселковые газопроводы высокого или среднего давления, устанавливать газорегуляторные пункты, до каждого отдельно стоящего дома подводить газораспределительный газопровод.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»