ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2011 года N 621-п
В целях создания и поддержки региональной инновационной системы Ярославской области, обеспечивающей правовые, организационные и экономические условия развития Ярославской области на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий, и поддержки инновационной деятельности на всех стадиях инновационного цикла Правительство области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012-2014 годы (далее - Программа).
2. Департаменту экономического развития Ярославской области обеспечить разработку проекта Программы и в срок до 01 октября 2011 года представить его на утверждение Правительства области.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
КОНЦЕПЦИЯ
Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности
в Ярославской области на 2012 - 2014 годы
1. Общие положения
Заказчик Программы | Правительство Ярославской области |
Краткое описание анализа ситуации | информация представлена в разделе 2 Концепции |
Дата начала Программы | 01 января 2012 года |
Дата окончания Программы | 31 декабря 2014 года |
Ответственный исполнитель Программы | департамент экономического развития Ярославской области |
Исполнители Программы | департамент промышленной политики Ярославской области, департамент образования Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) |
Участники Программы | органы исполнительной власти Ярославской области, департамент экономического развития, органы местного самоуправления, юридические лица, государственные и общественные организации, вузы |
Куратор Программы | заместитель Губернатора области Елфимов Игорь Станиславович |
Ответственные лица для контактов | Шутов Александр Валентинович, директор департамента экономического развития Ярославской области, |
2. Основные определения
Для целей Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области используются следующие определения:
инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства, распространения и использования продукции;
- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация-продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация-процесс);
государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Ярославской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области в целях создания правовых, экономических и организационных условий для стимулирования инновационной деятельности на территории Ярославской области;
инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
инновационно активное предприятие (организация) - предприятие (организация), вне зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности осуществляющее(ая) на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности;
субъекты инновационной деятельности - юридические лица любой организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающих эффективное решение задач по внедрению инноваций;
инновационная система - совокупность субъектов, институтов (отношений между субъектами, правил взаимодействия), обеспечивающих производство и распространение инноваций в экономике и обществе;
инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции; к инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;
инновационный проект - комплекс мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной научно-технической задачи, связанной с разработкой, внедрением инноваций или выпуском инновационной продукции;
приоритетный инновационный проект Ярославской области - проект, реализация которого обеспечивает положительный экономический и социальный эффект для экономики Ярославской области, прошедший экспертизу и конкурсный отбор, утверждаемый в соответствии с порядком, установленным Правительством области, и включенный в инновационную программу;
грант Ярославской области в сфере развития инноваций - имеющая целевое назначение денежная компенсация произведенных расходов, предоставляемая безвозмездно и безвозвратно получателю гранта на конкурсной основе из областного бюджета для финансирования научной, научно-исследовательской, научно-технической, инновационной деятельности и экспериментальных разработок, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Ярославской области.
2. Краткое описание анализа ситуации
Для Ярославской области, которая имеет развитые компетенции и высококвалифицированные кадры в сферах микроэлектроники и IT-технологий, приборостроения и точного машиностроения, фармацевтики и химии, активная инновационная политика и государственная поддержка инновационных проектов являются одним из приоритетов экономического развития региона.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области, разработанная на период до 2030 года, в качестве приоритетных задач выдвигает повышение инновационной составляющей экономики, увеличение темпов роста инвестирования в экономику при увеличении внутренних затрат на научные исследования и разработки, а также на создание объектов инновационной инфраструктуры.
Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от реализованных в производстве инноваций. Это подтверждает опыт и нашей страны. Инновационная продукция занимает в валовом внутреннем продукте России менее 3 процентов, в Финляндии - 30 процентов. По абсолютной численности научных сотрудников Россия занимает 5 место в мире (Science and Engineering indicators 2010), а по конкурентоспособности - 75 место. Россией подается международных патентных заявок в 10 раз меньше, чем Японией, и в 70 раз меньше, чем США. До внедрения доводится 0,5 процента от общего количества изобретений, созданных на территории Российской Федерации.
Сегодня только инновационный подход к развитию экономики может обеспечить конкурентоспособность страны на международной арене и региона на территории страны.
В России инновационный потенциал Ярославской области оценивается недостаточно высоко. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в 2010 году из обследуемых организаций различных видов экономической деятельности созданием и использованием передовых производственных технологий занимались 132 организации (в 2009 г. - 117 организаций). Ими использовано 3267 единиц передовых производственных технологий (в 2009 г. - 3285), изобретено 5 технологий (в 2009 г. - 5). Среди всех используемых технологий основные группы приходятся на производство, обработку и сборку (43,3 процента), связь и управление (34,6 процента), проектирование и инжиниринг (14,6 процента).
В 2010 г. научно-исследовательской деятельностью в области занималось 28 организаций, из них:
- 42,9 процента - организации, занятые научными исследованиями и разработками;
- 35,7 процента - организации сферы образования;
- 7,1 процента - организации, занятые в обрабатывающем производстве.
Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (без учета внешних совместителей), составила на конец 2010 года 5838 человек (91,2 процента к 2009 г.).
Затраты на научные исследования и разработки в 2010 году в фактически действовавших ценах составили 4168,3 млн. рублей (102,8 процента к 2009 г.), из них средства федерального бюджета - 1666,8 млн. рублей. Внутренние расходы на исследования и разработки составили 3339,6 млн. рублей, из них внутренние текущие затраты - 3274,7 млн. рублей (в том числе затраты на оплату труда - 1145,5 млн. рублей).
В 2010 г. подготовкой аспирантов и докторантов занималось 12 организаций области, из них вузов - 8, научно-исследовательских институтов - 3, учреждений дополнительного профессионального образования - 1. Общая численность аспирантов на 01.01.2011 составила 1155 человек (92,5 процента к уровню 2009 г.). В 2010 г. приняты в аспирантуру 384 человека, в том числе в вузы - 373, в научно-исследовательские институты - 10, в учреждения дополнительного профессионального образования - 1 человек. По сравнению с предыдущим годом численность принятых в аспирантуру уменьшилась на 11,7 процента, в том числе в вузы - на 9,2 процента. Вместе с тем численность принятых в научно-исследовательские институты снизилась на 56,5 процента. В докторантуру приняты 20 человек (на уровне 2009 г.). Фактический выпуск аспирантов в 2010 г. составил 311 человек (с защитой диссертации - 77, в том числе аспирантов вузов - 298 человек). Выпуск докторантов в 2010 г. составил 16 человек, с защитой диссертации - 3. Количество докторантов вузов на конец года составило 55 человек.
Динамика инновационной активности с 2006 по 2009 годы приведена в следующей таблице:
N п/п | Показатель | Единица измерения | Годы | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |||
1. | Доля инновационно активных предприятий и организаций от общего количества субъектов промышленной деятельности | процентов | 7,2 | 9,2 | 8,7 | 9,3 |
2. | Число созданных передовых производственных технологий | единиц | 7 | 12 | 9 | 5 |
3. | Объём отгруженной инновационной продукции | млн. руб. | 5283,6 | 6110,5 | 17064,9 | 7278,2 |
По итогам 2010 года можно выделить следующие показатели инновационной активности:
N п/п | Показатель | Единица измерения | 2010 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Удельный вес инновационно активных организаций в общем количестве обследованных организаций | процентов | 10 |
2. | Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции организаций, осуществлявших технологические инновации | процентов | 21,3 |
3. | Количество организаций, занимавшихся созданием передовых производственных технологий | единиц | 5 |
4. | Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции | процентов | 12,1 |
При формировании основных направлений Концепции Областной целевой программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 - 2014 годы был проведён анализ ситуации, сложившейся в сфере инновационной деятельности.
Принимая во внимание результаты анализа, были учтены слабые и сильные стороны, а также оценены возможности и угрозы, которые соответственно позволяют развиваться инновационной деятельности на территории Ярославской области либо мешают этому.
SWOT-анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
- государственная поддержка программ развития высокотехнологичных предприятий со стороны руководства области; | недостаточная координация действий федеральной и региональной властей, направленных на поддержку инновационного бизнеса; |
Возможности | Угрозы |
- внимание федеральных органов власти к проблемам инновационного развития, политическая поддержка наиболее значимых инновационных проектов; | - низкий уровень спроса на инновации среди крупных и средних компаний реального сектора экономики; |
Наличие проблем модернизации региональной экономики в части создания недостающих элементов инновационной инфраструктуры и налаживания системы взаимодействия инновационной инфраструктуры с наукой, властью и бизнесом говорит о необходимости их решения программно-целевым методом. Разработка Программы развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012-2014 годы позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников.
3. Предельные объемы финансирования Программы
Источники финансирования | Предельный объем финансирования Программы, | |||
всего | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Областной бюджет | 285200 | 56000 | 164100 | 65100 |
Внебюджетные источники | - | - | - | - |
Справочно: | ||||
федеральный бюджет | - | - | - | - |
местные бюджеты | - | - | - | - |
Итого по Программе | 285200 | 56000 | 164100 | 65100 |