ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2011 года N 65-п


О внесении изменения в постановление Правительства области
от 28.05.2010 N 366-п



В соответствии с Законом Ярославской области от 28 декабря 2010 г. N 54-з «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п «О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ» Правительство области

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства области от 28.05.2010 N 366-п «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» на 2011-2012 годы» изменение, изложив областную целевую программу «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» на 2011-2012 годы, утверждённую постановлением, в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.А. Вахруков

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 28.05.2010 N 366-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 09.02.2011 N 65-п)

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области
квалифицированными кадрами рабочих и специалистов»
на 2011-2012 годы

     

Паспорт Программы

Наименование  Программы

областная целевая программа «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ярославской области

Основания разработки Программы

постановление Правительства области от 26.04.2010 N 234-п «Об утверждении Концепции областной целевой программы «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» на 2011-2012 годы»

Куратор Программы

заместитель Губернатора области Костин В.Г.

Ответственный  исполнитель Программы

 департамент образования Ярославской области

Исполнители  Программы

департамент государственной службы занятости населения Ярославской области;
департамент строительства Ярославской области

Основной разработчик Программы

департамент образования Ярославской области

Цель и задачи Программы

цель Программы - обеспечить приоритетные направления развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов;
задачи Программы:
- формирование механизмов взаимодействия системы начального и среднего профессионального образования с экономикой на основе общественно-государственного заказа;
- развитие профилей подготовки квалифицированных кадров, приоритетных для экономики региона;
- модернизация организационной структуры учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с приоритетами социально-экономического развития области, совершенствование учебно-материальной базы;
- создание механизмов повышения привлекательности приоритетных для экономики области профессий и специальностей для потребителей образовательных услуг;
- повышение квалификации руководящих и педагогических кадров учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с современными требованиями экономики региона

Важнейшие показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- доля квалифицированных кадров рабочих и специалистов, подготовленных в учреждениях начального и среднего профессионального образования для приоритетных отраслей экономики на основе договоров с работодателями, от общего числа подготовленных рабочих и специалистов;
- доля образовательных программ, сформированных с участием работодателей, от общего количества основных образовательных программ, реализуемых в учреждениях начального и среднего профессионального образования области;
- доля обучающихся, принятых на обучение по профессиям, приоритетным для экономики области, от общей численности обучающихся, принятых на обучение в учреждения начального и среднего профессионального образования;
- доля выпускников, получивших повышенный квалификационный разряд, от общей численности выпускников, обучавшихся по программам начального профессионального образования;
- доля реструктурированных учреждений начального и среднего профессионального образования от общей численности учреждений начального и среднего профессионального образования;
- доля выпускников всех форм обучения, удовлетворённых полученным профессиональным образованием, от общей численности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
- доля руководящих и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, овладевших новыми компетенциями в соответствии с требованиями экономики региона

Сроки реализации  Программы

2011-2012 годы

Объёмы и источники финансирования  Программы

- 203,23 млн. рублей, в том числе: в 2011 году - 98,68 млн. рублей;
в 2012 году - 104,55 млн. рублей, из них:
средства областного бюджета - 195,0 млн. рублей, в том числе:
в 2011 году - 95,0 млн. рублей;
в 2012 году - 100,0 млн. рублей; средства внебюджетных источников (средства образовательных учреждений) - 8,23 млн. рублей, в том числе: в 2011 году - 3,68 млн. рублей;
в 2012 году - 4,55 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение доли обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования на основе договоров с работодателями по профессиям, приоритетным для экономики области, до 80 процентов;
- корректировка образовательных программ начального и среднего профессионального образования на основе взаимодействия с работодателями - не менее 30 процентов;
- увеличение приёма образовательными учреждениями обучающихся по профессиям, приоритетным для рынка труда Ярославской области, с 31 до 45 процентов;
- увеличение доли выпускников, обучавшихся по программам начального профессионального образования и завершивших обучение с повышенным уровнем квалификации, с 30 до 45 процентов;
- модернизация организационной структуры учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с приоритетами социально-экономического развития области (80 процентов по сравнению с 39 процентами в 2010 году);
- повышение удовлетворённости выпускников полученным профессиональным образованием до 65 процентов;
- повышение доли руководящих и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, овладевших новыми компетенциями в соответствии с требованиями экономики региона, до 20 процентов

Ответственные лица для контактов

директор департамента образования Ярославской области Степанова Т.А., тел. 40-18-95;
начальник отдела начального и среднего профессионального образования департамента образования Ярославской области Выборнов В.Ю., тел.25-27-14

     

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ

Наименование ресурсов

Единица измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2011

2012

Финансовые ресурсы:

млн. руб.

203,23

98,68

104,55

- областной бюджет

млн. руб.

195,00

95,00

100,00

- внебюджетные источники

млн. руб.

8,23

3,68

4,55



I. Содержание проблемы


Обеспечение экономики квалифицированными кадрами является одной из важнейших задач системы начального и среднего профессионального образования.

Система государственных учреждений начального и среднего профессионального образования Ярославской области включает 41 образовательное учреждение, функционально подчинённое департаменту образования Ярославской области, в том числе 33 учреждения начального и 8 учреждений среднего профессионального образования. В учреждениях начального профессионального образования обучается по всем формам обучения 11125 человек, в учреждениях среднего профессионального образования - 4851 человек. Также на территории Ярославской области функционируют 4 учреждения среднего профессионального образования регионального подчинения и 12 учреждений среднего профессионального образования федерального подчинения.

Сильными сторонами системы начального и среднего профессионального образования области являются:

- территориальная доступность и широкий спектр услуг, предлагаемых учреждениями начального и среднего профессионального образования населению области;

- достаточный уровень профессионализма педагогических коллективов учреждений начального и среднего профессионального образования, их готовность к поиску новых форм развития.

Слабыми сторонами системы начального и среднего профессионального образования области являются:

- отсутствие в системе профессионального образования механизмов, позволяющих оперативно реагировать на изменение потребностей экономики и социальной сферы области, как следствие - невостребованность отдельных профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, на рынке труда;

- устаревшая материально-техническая база большинства учреждений начального и среднего профессионального образования, не соответствующая требованиям современного производства и сферы услуг;

- нерациональная в современных социально-экономических условиях структура сети учреждений начального и среднего профессионального образования, несоответствие их типов и видов новым требованиям экономики региона;

- недостаточная привлекательность для населения начального профессионального образования в связи с низким имиджем рабочих профессий;

- недостаточная компетентность работников учреждений начального и среднего профессионального образования в части соответствия новым требованиям современной экономики.

Возможности для развития системы начального и среднего профессионального образования области, связанные с действием внешних факторов:

- достаточный для повышения качества и доступности профессионального образования уровень нормативно-правового обеспечения (наличие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе профессионального образования, нормативов бюджетного финансирования на предоставление образовательных услуг);

- применение государственных заданий образовательным учреждениям для формирования их профессионально-квалификационной структуры;

- использование ресурсов работодателей для подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

- готовность органов местного самоуправления муниципальных образований области содействовать развитию профессионального образования.

Риски со стороны внешних факторов:

- ориентация большинства выпускников общеобразовательных учреждений на получение высшего профессионального образования, как следствие - снижение спроса населения на начальное и среднее профессиональное образование;

- высокий уровень безработицы, наличие на региональном рынке труда специалистов с уровнем подготовки, превышающим современный стандарт подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

- дефицит средств областного бюджета, связанный с кризисными явлениями в экономике региона;

- планируемое реформирование системы профессионального образования в Российской Федерации.

Анализ слабых сторон системы начального и среднего профессионального образования, действия внешних факторов позволяет выявить главную проблему в ее развитии - нарастающее несоответствие требованиям экономики региона. Особенно отстает подготовка рабочих кадров для сфер металлообработки, строительства, транспорта, сельского хозяйства, обслуживания.

Данная проблема может быть представлена в следующих аспектах.

Открытие новых профессий и специальностей под приоритетные направления развития экономики региона сдерживается отсутствием прогноза развития рынка труда. Сдерживающим фактором для обновления профессиональной структуры является также отсутствие значительных финансовых и материальных средств, необходимых для создания учебно-материальной базы для новых форм подготовки рабочих и специалистов.

Обеспечение потребностей муниципальных рынков труда в широком спектре профессий и специальностей требует модернизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования - создания ресурсных центров, многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений.

Введение стандартов качества предоставления государственных услуг требует резкого изменения материально-технического, информационного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, достижения образовательными учреждениями современного уровня предоставления начального и среднего профессионального образования.

Коренное обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений не будет эффективно без повышения привлекательности для населения начального и среднего профессионального образования.

Комплекс новых задач, стоящих перед системой начального и среднего профессионального образования, не может быть решен без приобретения руководящими и педагогическими кадрами учреждений начального и среднего профессионального образования новых компетенций в соответствии с современными требованиями экономики региона.

Так как совокупность данных проблем в сфере начального и среднего профессионального образования носит системный характер, в соответствии с действующим порядком их эффективное решение возможно только в рамках областной целевой программы.

На основе выделенных приоритетов, согласованных действий органов государственной власти области, образовательных учреждений, органов местного самоуправления муниципальных образований области, работодателей, применяя программно-целевой метод, можно достичь нового качественного состояния системы обеспечения экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов.

В зависимости от влияния внешних и внутренних факторов возможны следующие варианты реализации Программы.

Первый вариант предполагает, что реализация Программы произойдет в условиях:

- стабилизации социально-экономической ситуации в стране и регионе и активизации рынка труда;

- улучшения демографической ситуации;

- отсутствия значительных изменений в законодательстве в сфере образования.

Данный вариант гарантирует полное и эффективное проведение всех мероприятий, предусмотренных Программой, и достижение ожидаемых результатов в полном объёме.

Второй (наиболее вероятный) вариант предполагает сужение сферы реализации Программы под влиянием отрицательных внешних факторов. В этом случае возможно достижение не в полном объёме запланированных результатов при выполнении Программы в целом.

Третий вариант предполагает возможность серьёзного влияния неблагоприятных внешних и внутренних факторов на реализацию мероприятий Программы: ухудшение социально-экономической обстановки, сокращение объёмов финансирования сферы образования, растягивание сроков реализации отдельных мероприятий. В этом случае возможны невыполнение запланированных мероприятий в значительном объёме и снижение эффективности реализации Программы.

Первый и второй варианты реализации Программы позволят более полно достичь поставленную цель и решить задачи Программы.

II. Цель и задачи Программы


Цель Программы - обеспечить приоритетные направления развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- формирование механизмов взаимодействия системы начального и среднего профессионального образования с экономикой на основе общественно-государственного заказа;

- развитие профилей подготовки квалифицированных кадров, приоритетных для экономики региона;

- модернизация организационной структуры учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с приоритетами социально-экономического развития области, совершенствование учебно-материальной базы;

- создание механизмов повышения привлекательности приоритетных для экономики области профессий и специальностей для потребителей образовательных услуг;

- повышение квалификации руководящих и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с современными требованиями экономики региона.

III. Сроки реализации Программы


Программа реализуется в течение 2011 и 2012 годов.

Прогнозируемые целевые показатели реализации Программы:

N п/п

Наименование показателя

Базовый уровень на момент начала реализации Программы

Плановое  значение

2010 год
базовый показатель

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

1.

Доля квалифицированных кадров рабочих и специалистов, подготовленных в учреждениях начального и среднего профессионального образования для приоритетных отраслей экономики на основе договоров с работодателями, от общего числа подготовленных рабочих и специалистов, в процентах

60

70

80

2.

Доля образовательных программ, сформированных с участием работодателей, от общего количества основных образовательных программ, реализуемых в учреждениях начального и среднего профессионального образования области, в процентах

4

15

30

3.

Доля обучающихся, принятых на обучение по профессиям, приоритетным для экономики области, от общей численности обучающихся, принятых на обучение в учреждения начального и среднего профессионального образования, в процентах

31

40

45

4.

Доля выпускников, получивших повышенный квалификационный разряд, от общей численности выпускников, обучавшихся по программам начального профессионального образования, в процентах

30

40

45

5.

Доля реструктурированных учреждений начального и среднего профессионального образования от общей численности учреждений начального и среднего профессионального образования, в процентах

39

60

80

6.

Доля выпускников всех форм обучения, удовлетворённых полученным профессиональным образованием, от общей численности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, в процентах

57

60

65

7.

Доля руководящих и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, овладевших новыми компетенциями в соответствии с требованиями экономики региона

0

10

20

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»