• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2010 года N 820-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2016 ГОДЫ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 26.11.2008 N 626-П

(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 14.03.2011 N 150-п, от 13.07.2011 N 538-п, от 16.09.2011 N 675-п, от 24.11.2011 N 918-п, от 23.12.2011 N 1094-п, от 27.03.2012 N 213-п, от 14.06.2012 N 533-п, от 27.09.2012 N 993-п, от 14.03.2013 N 234-п, от 23.07.2013 N 905-п, от 22.08.2013 N 1104-п, от 31.12.2013 N 1786-п, от 09.06.2014 N 554-п, от 15.07.2014 N 681-п, от 07.11.2014 N 1136-п, от 15.01.2015 N 21-п, от 26.02.2015 N 179-п, от 30.03.2015 N 355-п, от 05.05.2015 N 472-п, от 18.08.2015 N 918-п, от 20.11.2015 N 1258-п, от 31.12.2015 N 1439-п, от 16.03.2016 N 274-п, от 18.01.2017 N 24-п)

  

В соответствии с постановлением Правительства области от 26.11.2008 N 626-п "О Концепции областной целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011 - 2014 годы"

     ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011 - 2016 годы (далее - Программа).

     (в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 14.03.2013 N 234-п, от 31.12.2013 N 1786-п)

     2. Департаменту жилищно-коммунального комплекса Ярославской области при формировании областного бюджета на 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утверждаемых главному распорядителю бюджетных средств.

     (в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 14.03.2013 N 234-п, от 31.12.2013 N 1786-п, от 09.06.2014 N 554-п)

     3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области в течение одного месяца после утверждения Программы разработать и утвердить муниципальные программы по модернизации и реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

     4. Внести в постановление Правительства области от 26.11.2008 N 626-п "О Концепции областной целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011 - 2014 годы" следующие изменения:

     4.1. Заголовок постановления изложить в следующей редакции:

     "О Концепции областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011 - 2014 годы".

     4.2. Преамбулу постановления изложить в следующей редакции:

     "В целях обеспечения к 2014 году собственников помещений в многоквартирных домах всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.".

     4.3. Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции:

     "Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области при формировании областного бюджета на 2011, 2012, 2013 и 2014 годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011 - 2014 годы в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утверждаемых главному распорядителю бюджетных средств.".

     4.4. Изложить Концепцию областной целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на 2011 - 2014 годы, утвержденную постановлением, в новой редакции (прилагается).

     5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы строительства, транспорта, развития жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения и тарифного регулирования.

     (п. 5 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.01.2017 N 24-п)

     6. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2016 ГОДЫ






Утверждена
постановлением
Правительства области
от 02.11.2010 N 820-п

(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 27.03.2012 N 213-п, от 14.06.2012 N 533-п, от 27.09.2012 N 993-п, от 14.03.2013 N 234-п, от 23.07.2013 N 905-п, от 22.08.2013 N 1104-п, от 31.12.2013 N 1786-п, от 09.06.2014 N 554-п, от 15.07.2014 N 681-п, от 07.11.2014 N 1136-п, от 15.01.2015 N 21-п, от 26.02.2015 N 179-п, от 30.03.2015 N 355-п, от 05.05.2015 N 472-п, от 18.08.2015 N 918-п, от 20.11.2015 N 1258-п, от 31.12.2015 N 1439-п, от 16.03.2016 N 274-п, от 18.01.2017 N 24-п)

ПАСПОРТ ОЦП

(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 14.03.2013 N 234-п)

Сроки реализации ОЦП

2011 - 2016 годы

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 31.12.2013 N 1786-п)

Куратор ОЦП

заместитель Председателя Правительства области Ткаченко Виталий Владимирович

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 31.12.2013 N 1786-п, от 09.06.2014 N 554-п, от 30.03.2015 N 355-п, от 18.01.2017 N 24-п)

Ответственный исполнитель ОЦП

департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области

- заместитель директора департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области Кузнецова Татьяна Юрьевна, телефон (4852) 40-05-51;
- заместитель директора департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области Уткина Марина Валентиновна, телефон (4852) 40-05-52

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 23.07.2013 N 905-п, от 31.12.2013 N 1786-п, от 26.02.2015 N 179-п)

Исполнитель ОЦП

департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области

- директор департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Кусков Владимир Иванович, телефон (4852) 40-14-31;
- начальник отдела управления предприятиями с участием области департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Карташов Иван Александрович, телефон (4852) 40-11-25

Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/dzkh/tmpPages/programs.aspx

Общая потребность в финансовых ресурсах

(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 18.01.2017 N 24-п)

Источники финансирования

Плановый объем финансирования, тыс. руб.

всего

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Предусмотрено законом об областном бюджете:

- областные средства

2211795,448

357525,0

326185,0

457975,4

321418,7

515189,9

233501,448

Справочно (за рамками закона об областном бюджете):

- местный бюджет

391567,723

72484,0

145025,0

92172,5

27995,8

27503,16

26387,263

- внебюджетные источники

841960,225

300000,0

443200,0

60700,0

11350,0

0,0

26710,225

Итого по ОЦП

3445323,396

730009,0

914410,0

610847,9

360764,5

542693,06

286598,936

I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП

(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 14.03.2013 N 234-п)

1. Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население области и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики региона.

     В жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов, контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.

     От качества жилищно-коммунальных услуг зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своем жилище. Поэтому устойчивое функционирование ЖКХ - это одна из основ социальной безопасности и стабильности в обществе.

     Стоимость основных фондов отрасли составляет более 40 млрд. рублей, годовой объем реализации услуг в сфере деятельности ЖКХ составляет порядка 38 млрд. рублей в год. В сфере ЖКХ области работает более 22 тысяч человек, обслуживается 712 котельных, производится почти 20 тыс. Гкал тепла в год, общая протяженность тепловых сетей составляет 2,5 тыс. км, водопроводных - 3,6 тыс. км.

     Сетевым газоснабжением в настоящее время охвачено 11 городов, 13 поселков городского типа и 205 сельских населенных пунктов области. Протяженность наружных газопроводов высокого, среднего и низкого давления по области составляет 4279,2 км, в том числе 1419,9 км в сельской местности.

     Газифицировано:

     - 444,4 тыс. квартир и домовладений, в том числе 34,4 тыс. квартир в сельской местности;

     - 306 котельных, отапливающих жилищный фонд и социальную сферу.

     Годовое потребление сетевого природного газа по области составляет 3114,0 млн. куб. метров, в том числе 170,8 млн. куб. метров в сельской местности.

     Годовое потребление сетевого природного газа населением по области составляет 296,5 млн. куб. метров, в том числе 47,4 млн. куб. метров в сельской местности.

     Отпуск сетевого газа на коммунально-бытовые нужды области составляет 760,2 млн. куб. метров, в том числе 21,3 млн. куб. метров в сельской местности.

     Предприятия и организации ЖКХ на территории некоторых муниципальных образований области являются градообразующими.

     Отрасль ЖКХ является социально значимой, учитывая, что основными потребителями производимых услуг являются население и учреждения бюджетной сферы. Дальнейшее социально-экономическое развитие каждого муниципального образования области зависит от состояния объектов коммунальной инфраструктуры.

     2. В течение последних лет отрасль претерпевает серьезные изменения, осуществляется ее дальнейшее развитие на основе проведения реформирования ЖКХ, являющегося составной частью преобразований экономики области и неразрывно связанного с целями и задачами территориального планирования Ярославской области.

     Одним из главных направлений развития отрасли является повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение ускоренного социально-экономического развития области за счет газификации.

     Для достижения основной цели ОЦП предусматривается решение следующих задач: доведение уровня газификации до 72,1 процента в целом по области, 26,5 процента в сельских населенных пунктах и 87,6 процента в городах и рабочих поселках; создание условий для развития экономики области, улучшения экологической безопасности, внедрения прогрессивных энергоресурсосберегающих технологий; содействие в проведении реформы ЖКХ; повышение уровня газификации ЖКХ, промышленных и социальных объектов; перевод систем энергопотребления населенных пунктов, промышленных технологических и энергетических установок на природный газ, привлечение инвестиционных ресурсов потенциальных потребителей газа, в том числе населения, промышленных и иных организаций; интеграция организаций, участвующих в реализации мероприятий ОЦП; обеспечение координации действий и ресурсов федеральных, областных и муниципальных органов власти, открытого акционерного общества "Газпром", юридических и физических лиц.

     Газификация позволит:

     - значительно улучшить качество жизни населения Ярославской области, особенно сельских жителей;

     - улучшить теплоснабжение жилых помещений при сохранении, а в ряде случаев и снижении затрат на услуги ЖКХ путем газификации населенных пунктов и перевода котельных на природный газ;

     - создать условия для более интенсивного развития экономики области за счет внедрения новой техники и технологий и решения кадрового вопроса работы на селе, в первую очередь в перерабатывающей промышленности.

     Таким образом, реализация мероприятий по газификации позволит решить не только важные социальные, но и экономические задачи.

     Проведение реформы ЖКХ является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики области. Ее значимость и необходимость определяются реальным состоянием данного сектора, возможными негативными социально-экономическими последствиями при отсутствии своевременного реагирования на возникающие отклонения.

     3. Анализ изменений, произошедших в ЖКХ области, показывает, что факторами успеха (сильными сторонами) в отрасли являются:

     - наличие нормативной базы, которая позволяет проводить эту работу;

     - заинтересованность и готовность муниципальных образований области к участию в совместной работе по решению имеющихся проблем;

     - использование достижений лучшей практики других регионов Российской Федерации и международного опыта повышения эффективности работы ЖКХ;

     - получение софинансирования из федерального бюджета;

     - внедрение кредитно-финансовых механизмов развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов государственно-частного партнерства.

     Практически полностью принят в муниципальную собственность ведомственный жилищный фонд промышленных, сельскохозяйственных предприятий области, а также объекты коммунальной инфраструктуры этих предприятий, завершается приемка жилищного фонда, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации.

     На сегодняшний день в области насчитывается около 30 млн. кв. метров жилья.

     За 4 года деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ в регионе удалось выполнить задачи, которые не решались десятилетиями.

     Во-первых, благодаря привлечению существенных объемов федерального финансирования и применению эффективной и прозрачной схемы расходования государственных средств существенно снизился износ жилищного фонда области: проведен капитальный ремонт более 2 тыс. многоквартирных домов общей площадью 5,5 млн. кв. метров, что составляет более 24 процентов от всего многоквартирного жилищного фонда, удалось расселить значительную часть (85 тыс. кв. метров) ветхого и аварийного жилищного фонда.

     Для сохранения набранных темпов капитального ремонта и снижения уровня износа ежегодно необходимо ремонтировать порядка 4 процентов многоквартирных домов.

     С целью продолжения начатой работы и для оказания финансовой помощи собственникам помещений в многоквартирных домах на проведение капитального ремонта в конце прошлого года учрежден Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - Региональный фонд).

     Средства Регионального фонда предоставляются на условиях софинансирования за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и средств собственников помещений в многоквартирных домах. Финансирование Регионального фонда из областного бюджета осуществляется в виде имущественного взноса путем предоставления субсидий Региональному фонду.

     Во-вторых, что не менее важно, в отрасли ЖКХ региона сформировались новые организационные формы управления многоквартирными домами.

     Участниками новых форм управления жилищным фондом стали управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и иные производственные кооперативы.

     Собственниками жилых помещений в соответствии с нормами жилищного законодательства реализовано право на выбор способа управления многоквартирным домом. Основной способ управления, выбранный собственниками на территории Ярославской области, - управление многоквартирными домами через частные управляющие организации, доля которых составляет более 80 процентов.

     В области давно и активно работают органы общественного самоуправления (старосты домов, подъездов, домовые и уличные комитеты).

     4. Вместе с тем следует признать, что итоги проведения реформы ЖКХ, несмотря на ряд позитивных моментов, в целом не дали тех результатов, которые ожидались и предполагались принятыми на уровне Российской Федерации и региона нормативными правовыми актами.

     Пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации и достичь конечных целей реформы - обеспечения нормативного качества жилищно-коммунальных услуг, повышения энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизации затрат на производство услуг ЖКХ, достижения самоокупаемости отрасли, развития в жилищно-коммунальной сфере полноценных конкурентных рыночных отношений, что обусловлено наличием слабых сторон (проблем) отрасли ЖКХ. Состояние газификации Ярославской области на данном этапе развития области не отвечает современным требованиям к уровню и качеству жизни населения.

     Основными проблемами остаются:

     4.1. Проблемы в сфере газификации природным газом.

     Общий уровень газификации природным газом Ярославской области на 01.01.2011 составляет 70,0 процента. Относительно высокий уровень газификации имеется только в городах и районных центрах области - 86,5 процента, в том числе в городах Ярославле, Мышкине, Рыбинске, Тутаеве, Данилове.

     Намного отстает уровень газификации жилищного фонда сельской местности, всего по области - 21,4 процента, из них в Борисоглебском и Первомайском муниципальных районах уровень газификации ниже 5 процентов, в Большесельском, Даниловском и Угличском муниципальных районах на уровне 10 процентов. Единственным муниципальным образованием Ярославской области, куда совсем не поступает природный газ, является Брейтовский муниципальный район. Относительно высокий уровень газификации сельской местности (более 30 процентов) только в Гаврилов-Ямском, Некоузском, Рыбинском и Ярославском муниципальных районах.

     Низкий уровень газификации сельской местности обусловлен следующей причиной: газификация сельской местности является наиболее затратным мероприятием, так как к населенным пунктам необходимо строить многокилометровые межпоселковые газопроводы высокого или среднего давления, устанавливать газорегуляторные пункты, до каждого отдельно стоящего дома подводить газораспределительный газопровод.

     4.2. Проблемы в управлении многоквартирными домами.

     Пришедшие на рынок жилищно-коммунальных услуг частные управляющие организации не оправдали надежд, связанных с решением поставленных перед ними задач: повышения качества предоставляемых услуг, проведения реформирования и модернизации ЖКХ, обеспечения благоприятного и безопасного проживания граждан, что обусловлено следующими причинами:

     4.2.1. Проведение в подавляющем большинстве случаев выбора способа управления многоквартирными домами заочным способом, в связи с чем собственники практически не знакомы с выбранной управляющей организацией.

     4.2.2. Недостаточная работа с собственниками со стороны органов местного самоуправления по вопросам выбора способа управления многоквартирным домом.

     4.2.3. Приход в управляющие организации кадров, недостаточно подготовленных для осуществления данного вида деятельности.

     4.2.4. Частая смена руководителей управляющих организаций.

     К наиболее острым проблемам в сфере управления многоквартирными домами относятся:

     - отсутствие надлежаще оформленных договоров управления между управляющими организациями и собственниками помещений в многоквартирных домах;

     - отсутствие надлежащего контакта между собственниками и управляющими организациями;

     - непрозрачность денежных потоков, проходящих через управляющие организации;

     - отсутствие до недавнего времени четко регламентированной системы отчетов управляющих организаций перед собственниками помещений о выполнении договоров управления. Несмотря на принятие постановления Правительства Российской Федерации об утверждении управляющими организациями стандарта раскрытия информации, информация раскрывается не в полном объеме и обновляется нерегулярно;

     - сокращение управляющими организациями персонала по обслуживанию многоквартирных домов до предельного минимума;

     - нарушение системы технического обслуживания многоквартирных домов, осуществляется только аварийное обслуживание. Прохождение отопительного периода 2010 - 2011 годов показало неспособность управляющих организаций осуществлять обслуживание многоквартирных домов в экстремальных условиях. Из-за сильных снегопадов происходили обвалы крыш;

     - ослабление контроля за проведением перепланировки общего имущества в многоквартирных домах, что приводит к аварийным ситуациям и к нарушению безопасности проживания граждан;

     - нарушение ранее существующей схемы прохождения платежей за ЖКУ через расчетно-кассовые центры;

     - несвоевременное перечисление отдельными управляющими организациями средств, собранных с населения за коммунальные услуги, ресурсоснабжающим организациям, что является одной из основных причин роста задолженности за топливно-энергетические ресурсы. Нежелание управляющих организаций своевременно проводить отчетные собрания перед собственниками помещений в многоквартирных домах и отсутствие контроля за использованием денежных средств населения на содержание и ремонт жилого помещения приводят к нецелевому использованию этих средств;

     - большинство управляющих организаций для расчетов с населением применяют цены, установленные органами местного самоуправления для нанимателей по договорам социального найма в отношении муниципального жилищного фонда. При этом зачастую распределение общей суммы платежа по видам работ производится управляющими организациями по своему усмотрению.

     В результате незаконных действий управляющих организаций средства населения перераспределяются в сторону уменьшения расходов на проведение ремонтов общего имущества многоквартирных домов и увеличения расходов на содержание управленческого персонала управляющих организаций, что ведет к резкому обветшанию жилищного фонда, увеличивает риски возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций и приводит к росту жалоб на некачественное обслуживание и содержание общего имущества.

     Все это происходит в силу недостаточной правовой грамотности собственников помещений в многоквартирных домах, которые не обсуждают данный вопрос на общем собрании и не принимают решение о размере платы за содержание и ремонт, минимальном перечне и сроках проведения работ;

     - проблемы по взысканию задолженности с населения за жилищно-коммунальные услуги. Источниками для оплаты судебных издержек в конечном итоге являются платежи граждан за содержание и ремонт жилого помещения. При этом большинство дел о взыскании задолженности Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области возвращается заявителям без исполнения ввиду отсутствия имущества у должников и отсутствия сведений о его местонахождении;

     - возникающие конфликтные ситуации между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями в части несоответствия объемов поставляемых ресурсов, приводящие к некачественному предоставлению коммунальных услуг;

     - наличие фактов выставления двойных квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, отказа управляющих организаций передавать техническую документацию на многоквартирный дом при выборе другой управляющей организации, низкого качества капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;

     - расширение полномочий государственной жилищной инспекции Ярославской области и органов местного самоуправления по осуществлению контроля вопросов управления и эксплуатации многоквартирных домов, создания товариществ собственников жилья и управляющих организаций, порядка соблюдения последними стандартов раскрытия информации в связи с принятием поправок в Жилищный кодекс Российской Федерации; расширение обязанностей органов местного самоуправления по предоставлению гражданам по их запросам информации об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них. Вместе с тем порядок проведения проверок деятельности управляющих организаций законодателем не установлен, что порождает трудности в реализации возложенных полномочий;

     - отсутствие у персонала управляющих организаций профессионализма и минимально необходимого образования для надлежащего исполнения своих обязанностей, отсутствие технической базы для предоставления качественных услуг и информационной базы для активного взаимодействия с собственниками жилых помещений;

     - информационный вакуум и отсутствие у граждан знаний о своих правах и обязанностях по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг и взаимодействия с управляющими организациями;

     - отсутствие в большинстве домов социально активных собственников помещений, готовых взять на себя ответственность перед своими соседями и решать вопросы, связанные с управлением их общим имуществом. До сих пор многие собственники остаются пассивными и ждут, что кто-то за них должен решать все вопросы, связанные с управлением, содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома.

     4.3. Проблема дисбаланса между доходами и расходами.

     Темпы роста цен на топливно-энергетические ресурсы в последние годы значительно опережают рост тарифов на коммунальные услуги. Для обеспечения доступности коммунальных услуг для населения цены на них ограничиваются принятием на федеральном уровне предельных индексов роста тарифов.

     Из-за недостатка собственных оборотных средств предприятия ЖКХ не имеют возможности привлекать частный капитал и кредитные ресурсы на реализацию инвестиционных программ, не могут своевременно рассчитываться за топливно-энергетические ресурсы, а также перед бюджетами и внебюджетными фондами. Такая ситуация привела к банкротству многих предприятий отрасли.

     К сожалению, при прохождении процедуры банкротства не достигается намеченная цель - финансовое оздоровление предприятия. Как правило, имущество путем продаж начинает дробиться на более мелкие комплексы, на базе которых создаются организации иного профиля деятельности.

     Причинами отсутствия собственных оборотных средств для расчетов с поставщиками и кредиторами являются долги за фактически поставленные услуги. Сумма одного процента неплатежей с каждым годом увеличивается и в 2011 году составляет порядка 90 млн. рублей в месяц.

     Принимаемые со стороны муниципальных образований и Правительства области меры по сокращению образовавшейся задолженности за топливно-энергетические ресурсы позволили частично выполнить заключенные графики реструктуризации задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, но не обеспечили полностью их выполнение.

     Для стабилизации сложившейся ситуации с расчетами с поставщиками в ряде муниципальных образований области привлекаются краткосрочные кредитные ресурсы, однако выполнение обязательств перед банком по уплате процентных ставок еще более усугубляет финансовое состояние организаций ЖКХ.

     Предусмотренные в областном бюджете средства межбюджетного трансферта на обеспечение равной доступности жилищно-коммунальных услуг для населения в половине муниципальных образований области израсходованы в больших размерах, чем за аналогичный период прошлого года.

     С учетом сложного финансового состояния большинства предприятий области для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей области и урегулирования расчетов с поставщиками топливно-энергетических ресурсов в областном бюджете предусмотрена субсидия на частичную компенсацию расходов, связанных с выполнением органами местного самоуправления полномочий по теплоснабжению.

     Целью предоставления указанной субсидии бюджетам муниципальных образований области является частичное возмещение дополнительных расходов, возникающих при выполнении органами местного самоуправления области полномочий по организации и обеспечению надежного теплоснабжения населения и бюджетных учреждений.

     4.4. Высокий процент износа основных фондов.

     Несмотря на реализацию мероприятий по модернизации и на значительный объем работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проведенный при финансовой поддержке государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, сохраняется высокий процент износа основных фондов отрасли. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет порядка 57 процентов. Новое строительство практически не ведется. Около 35 - 40 процентов многоквартирного жилищного фонда области требует капитального ремонта и значительных финансовых затрат.

     4.5. Недостаточное развитие механизмов государственно-частного партнерства, инвесторы не хотят вкладываться в ЖКХ.

     4.6. Низкий уровень заработной платы работников и текучесть кадров.

     Опережающий рост стоимости топливно-энергетических ресурсов по сравнению с темпом роста конечной стоимости коммунальных услуг приводит к ежегодному сокращению доли расходов на заработную плату в структуре стоимости коммунальных услуг.

     В результате уровень заработной платы работников отрасли остается крайне низким. В среднем по отрасли за 2011 год заработная плата сложилась в размере чуть более 10 тысяч рублей.

     Принимаемые попытки по повышению минимального размера оплаты труда путем заключения отраслевого тарифного соглашения не приводят к реальным результатам, так как вся полученная выручка в отрасли в первую очередь направляется на оплату топливно-энергетических ресурсов.

     По этой причине из отрасли уходят высококвалифицированные кадры, а их место занимают специалисты низкой квалификации, что негативно отражается на качестве работы организаций ЖКХ.

     4.7. Проблема подготовки кадров ЖКХ.

     Практически разрушена система подготовки квалифицированных кадров ЖКХ, что, безусловно, негативно влияет на качество выполняемых работ и предоставляемых услуг.

     4.8. Другими проблемами отрасли ЖКХ являются:

     - недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;

     - неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;

     - низкий коэффициент использования основных фондов отрасли;

     - недостаточный объем средств, направляемых на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;

     - наличие сверхнормативных затрат энергетических ресурсов на производство коммунальных услуг;

     - низкий уровень газификации жилищного фонда, особенно в сельской местности (21,4 процента);

     - высокая доля тепла (около 27 процентов) производится котельными, работающими на дорогостоящем жидком топливе, цены на которое не регулируются;

     - низкая эффективность системы управления в ЖКХ, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.

     5. Выявление сильных и слабых сторон в области ЖКХ важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.

     5.1. К угрозам следует отнести:

     - невозможность перехода отрасли на рыночные отношения;

     - увеличение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг;

     - недофинансирование отрасли из федерального бюджета;

     - низкая привлекательность отрасли для инвесторов по причине наличия высоких рисков вложения средств в отрасль ЖКХ;

     - нежелание населения вступать в товарищества собственников жилья;

     - рост неплатежей населения за услуги ЖКХ;

     - усиление влияния федеральных факторов (тарифная политика) на рост стоимости коммунальных услуг.

     5.2. К возможностям следует отнести:

     - наличие нормативной базы, которая позволяет проводить эту работу;

     - наличие достижений в практике организации и работы ЖКХ других регионов Российской Федерации и международного опыта повышения эффективности работы ЖКХ;

     - возможность получения софинансирования из федерального бюджета;

     - возможность внедрения кредитно-финансовых механизмов развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов государственно-частного партнерства.

     Таким образом, исходя из анализа сильных и слабых сторон, рисков (угроз) и возможностей, можно сделать вывод, что, несмотря на угрозы и риски, существует достаточно позитивных факторов, способных обеспечить успешную реализацию намечаемых мероприятий. Таблица анализа рисков приведена в приложении 1 к ОЦП.

     5.3. С учетом результатов проведенного анализа и наличия возможности финансирования мероприятий ОЦП из областного бюджета на начальной стадии ее реализации предполагается направить усилия на устранение следующих слабых сторон и ликвидацию предполагаемых угроз:

     - высокий уровень непроизводительных расходов на производство жилищно-коммунальных услуг;

     - низкое качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

     - высокий процент износа объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда;

     - риски вложения средств в отрасль ЖКХ частными инвесторами;

     - низкий уровень газификации населенных пунктов.

     Острота проблем качества, надежности и экологической безопасности коммунального обслуживания, их влияние на комфортность проживания населения, улучшение жилищных условий требуют системной разработки и реализации программных мероприятий, поиска новых путей модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

     Недостаточные инвестиции в модернизацию коммунальной инфраструктуры ведут к снижению качества и надежности обслуживания потребителей, ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, а в конечном итоге к снижению качества и комфортности проживания.

     5.4. Учитывая комплекс проблем в жилищно-коммунальной сфере и необходимость выработки системного решения, обеспечивающего комфортность проживания, при одновременном повышении ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, необходимо использовать программно-целевой метод решения указанных проблем.

     Если имеющиеся проблемы отрасли не будут решены в рамках ОЦП, то возможны следующие социальные последствия и чрезвычайные ситуации техногенного характера:

     - рост количества аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ;

     - сохранение низкого уровня газификации в сельской местности;

     - снижение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

     - повышение износа инженерной инфраструктуры и жилищного фонда;

     - увеличение потерь энергетических ресурсов в процессе их доставки потребителям;

     - невозможность обеспечения технического перевооружения и реконструкции отрасли;

     - снижение надежности работы систем жизнеобеспечения.

II. Цели ОЦП

(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 15.07.2014 N 681-п)

N
п/п

Наименование цели

Показатель

наименование

единица измерения

значение

базовое

плановое

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Обеспечение эффективного, качественного и надежного ресурсоснабжения при оказании коммунальных услуг

прирост площади отапливаемых жилых помещений и объектов социальной сферы, обеспеченных эксплуатационной надежностью (нарастающим итогом)

тыс. кв. м

3295

214

519

721

площадь отапливаемых жилых помещений и объектов социальной сферы, обеспеченных эксплуатационной надежностью

тыс. кв. м

4016 <*>

4098

4185

4205

удельный расход топлива на выработку 1 Гкал тепловой энергии

кг у.т./Гкал

190,4

189,5

185,5

183,6

182,7

181,8

180,3

2

Улучшение качества обеспечения коммунальными услугами населения Ярославской области путем газификации

уровень газификации жилищного фонда области
в том числе:

%

70

70,7

71,8

72,2

74,9

75,1

75,8

- уровень газификации жилищного фонда городов и рабочих поселков области

%

86,5

87,2

88,1

88,3

88,8

89,0

90,6

- уровень газификации жилищного фонда сельских населенных пунктов области

%

21,4

22,8

24,8

25,4

31,4

31,6

32,5

(п. 2 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.01.2017 N 24-п)

3

Обеспечение собственникам и нанимателям жилых помещений комфортных условий проживания и доступной стоимости жилищно-коммунальных услуг

доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи

%

14,0

14,0

14,0

14,0

максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи

%

14,0 <*>

17,0

17,0

17,0

________________

<*> За базовое значение принимается значение 2013 года.

III. Задачи ОЦП

(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 31.12.2013 N 1786-п)

N п/п

Наименование задачи

Результат

наименование

единица измерения

значение

всего

плановое, по годам

2011

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Цель 1. Обеспечение эффективного, качественного и надежного ресурсоснабжения при оказании коммунальных услуг


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 05.05.2015 N 472-п)

1.1

Модернизация объектов теплоснабжения с вводом их в эксплуатацию (строительство котельных)

количество построенных и введенных в эксплуатацию котельных

шт.

13

2

3

3

3

1

1

(п. 1.1 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.01.2017 N 24-п)

1.2

Модернизация объектов теплоснабжения с вводом их в эксплуатацию (реконструкция существующих котельных)

количество реконструированных и введенных в эксплуатацию котельных

шт.

44

12

24

4

1

3

0

1.3

Модернизация объектов теплоснабжения с вводом их в эксплуатацию (реконструкция и оптимизация тепловых сетей)

количество реконструированных и введенных в эксплуатацию тепловых сетей

км

6

0

1

1

1

3

0

1.4

Увеличение уставного капитала акционерным обществам со 100-процентным государственным участием Ярославской области с целью модернизации коммунальной инфраструктуры объектов областной собственности

количество предприятий, которым увеличен уставной капитал

шт.

3

0

0

1

1

1

0

1.5

Привлечение частных операторов к управлению системами теплоснабжения на основе концессионных соглашений

количество построенных и введенных в эксплуатацию котельных

шт.

1

0

0

0

0

0

1

(п. 1.5 введен Постановлением Правительства Ярославской области от 18.01.2017 N 24-п)

2. Цель 2. Улучшение качества обеспечения коммунальными услугами населения Ярославской области путем газификации


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 16.03.2016 N 274-п)

2.1

Газификация населенных пунктов Ярославской области (строительство межпоселковых газопроводов и распределительных газовых сетей с вводом их в эксплуатацию)

протяженность построенных газопроводов

км

527,0

142

161,7

70,8

66,8

69

16,7

количество квартир, имеющих техническую возможность для газификации

квартир

14159

3908

3624

2328

2294

1485

520

(п. 2.1 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 18.01.2017 N 24-п)

2.2

Обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей

количество обеспеченных инфраструктурой земельных участков

шт.

8

0

0

0

5

3

0

3. Цель 3. Обеспечение собственникам и нанимателям жилых помещений комфортных условий проживания и доступной стоимости жилищно-коммунальных услуг

3.1

Разработка стратегии развития ЖКХ Ярославской области

утвержденный нормативный правовой акт

количество

1

-

1

-

-

-

-

3.2

Проведение капитального ремонта многоквартирных домов с участием средств Регионального фонда, собственников помещений в многоквартирных домах, средств бюджетов всех уровней и кредитных ресурсов

количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт с участием средств Регионального фонда

ед.

402

32

107

263

-

-

-

3.3

Развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение бизнеса к управлению и инвестированию в жилищную сферу

доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с долей участия в уставном капитале Ярославской области и (или) муниципальных образований области не более чем 25%, нарастающим итогом

%

84,0

81,0

82,0

83,0

84,0

84,0

84,0

3.4

Стабилизация финансового состояния организаций коммунального комплекса за счет увеличения собираемости платежей от населения

уровень сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в среднем по области

%

не менее 97,5

не менее 96,0

не менее 96,5

не менее 97,0

не менее 97,0

не менее 97,0

не менее 97,0

3.5

Информационно-пропагандистское сопровождение реформы ЖКХ

количество печатных и электронных средств массовой информации, участвующих в конкурсе на лучшую публикацию в средствах массовой информации Ярославской области по информационно-пропагандистскому сопровождению реформы ЖКХ

ед.

41

12

14

15

0

0

0

3.6

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных взрывом бытового газа

доля удовлетворенных заявок муниципальных образований области от количества поступивших заявок на финансирование работ по восстановлению (капитальному ремонту) пострадавших от взрыва бытового газа многоквартирных или (и) жилых домов и систем инженерной инфраструктуры

%

100

0

0

100

0

0

0

IV. Механизмы реализации ОЦП

(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 14.03.2013 N 234-п)

Реализацию ОЦП предполагается осуществлять на территории муниципальных образований области в соответствии с проектами и мероприятиями, указанными в разделах V - VII ОЦП. Ответственный исполнитель ОЦП осуществляет:

     (в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 31.12.2013 N 1786-п)

     - финансирование мероприятий ОЦП на объектах муниципальной собственности в виде предоставления субсидии на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов теплоснабжения и газификации в объеме, указанном в приложении 2 к ОЦП;

     (в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 30.03.2015 N 355-п)

     - финансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в виде имущественного взноса путем предоставления субсидии из областного бюджета Региональному фонду;

     - финансирование мероприятий ОЦП в виде предоставления субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области для предоставления поддержки организациям коммунального комплекса (муниципальным предприятиям или акционерным обществам со 100-процентным муниципальным участием), осуществляющим реализацию проектов в сфере теплоснабжения, а также организациям, осуществляющим реализацию проектов в сфере газификации на объектах жилищного фонда, социальной и коммунальной инфраструктуры в сельских населенных пунктах Ярославской области, на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в кредитных российских организациях;

     (в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 14.06.2012 N 533-п)

     - финансирование мероприятий по восстановлению (капитальному ремонту) пострадавших от взрыва бытового газа многоквартирных или (и) жилых домов и систем инженерной инфраструктуры в условиях чрезвычайной ситуации на основании Порядка предоставления и расходования субсидии на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных взрывом бытового газа, приведенного в приложении 2<1> к ОЦП;

     (абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 23.07.2013 N 905-п)

     - финансирование мероприятий ОЦП на организацию награждения и премирования победителей конкурса на лучшую организацию сферы ЖКХ Ярославской области в виде безвозмездного перечисления средств государственным и негосударственным организациям и (или) в форме иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области в случае, если победителями конкурса признаны органы управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований области. Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области на премирование победителей ежегодного конкурса на лучшую организацию сферы ЖКХ Ярославской области приведен в приложении 2<2> к ОЦП;

     (абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 09.06.2014 N 554-п)

     - формирование с 2012 года по проектному принципу каждой задачи ОЦП в виде плана реализации проекта на текущий год с последующим направлением на утверждение куратору ОЦП. Утвержденный куратором ОЦП план реализации проектов является основанием для начала финансирования ОЦП;

     - ежемесячный мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий ОЦП;

     - рассмотрение результатов указанного мониторинга, принятие корректирующих решений и внесение изменений в мероприятия ОЦП (при необходимости);

     - представление отчетности о ходе реализации ОЦП;

     - участие в проведении экспертных проверок хода реализации мероприятий ОЦП на предмет целевого использования средств;

     - ежеквартальное размещение информации о ходе реализации ОЦП на странице департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области на официальном портале органов государственной власти Ярославской области;

     (в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 27.09.2012 N 993-п)

     - подготовку и направление в комиссию по отбору строек и объектов, финансируемых из областного бюджета в соответствии со сроками бюджетного планирования, бюджетной заявки по объектам для включения в проект адресной инвестиционной программы на текущий год и плановый период;

     - взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации при предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Ярославской области на софинансирование расходных обязательств, связанных с государственной поддержкой реализации инвестиционных проектов развития систем теплоснабжения;

     - оценку результативности и эффективности использования субсидии в соответствии с Методикой оценки результативности и эффективности использования субсидии на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов теплоснабжения и газификации (приложение 3 к ОЦП).

     (в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 30.03.2015 N 355-п)

     Соисполнители ОЦП - органы местного самоуправления, являясь муниципальными заказчиками, в установленном порядке осуществляют:

     (в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 14.03.2013 N 234-п)

     - разработку и обеспечение прохождения экспертизы проектной документации;

     - внесение предложений в департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области по планам выполнения работ, объемам бюджетных ассигнований на весь период строительства объектов теплоснабжения с разбивкой по годам и источникам финансирования;

     (в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 27.09.2012 N 993-п)

     - софинансирование объектов капитального строительства из средств местных бюджетов в объеме не менее процентного соотношения расходного обязательства, установленного Методикой предоставления и распределения субсидии на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов теплоснабжения и газификации (приложение 4 к ОЦП) и Методикой предоставления и распределения субсидии на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов теплоснабжения и субсидии на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов газификации (приложение 4<1> к ОЦП), Методикой предоставления и распределения субсидии на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов теплоснабжения в рамках концессионных соглашений за счет средств областного бюджета (приложение 4<2> к ОЦП);

     (в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 30.03.2015 N 355-п, от 16.03.2016 N 274-п, от 18.01.2017 N 24-п)

     - предоставление правоустанавливающей и разрешительной документации на земельный участок под строительство объекта теплоснабжения и подключение к существующим инженерным сетям;

     - проведение конкурсных процедур на выполнение работ, оказание услуг на объектах, включенных в ОЦП, в соответствии с действующим законодательством.

     Дерево целей и задач ОЦП приведено в приложении 5 к ОЦП.

     (абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 14.03.2013 N 234-п)

V. Перечень мероприятий ОЦП в части модернизации коммунальной инфраструктуры

(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 18.01.2017 N 24-п)

N
п/п

Наименование задачи/мероприятия
(в установленном порядке)

Результат выполнения мероприятия

Срок реализации, годы

Плановый объем финансирования
(тыс. рублей)

Исполнитель и соисполнители

наименование (единица измерения)

плановое значение

всего

ОС

МБ

ВИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цель 1. Обеспечение эффективного, качественного и надежного ресурсоснабжения при оказании коммунальных услуг

1

Задача 1. Модернизация объектов теплоснабжения с вводом их в эксплуатацию (строительство котельных)

2011 - 2016

161229,64

142306,29

18923,35

0

ДЖКК, ОМС

2011

37141,0

29713,0

7428,0

0

2012

20612,0

17337,0

3275,0

0

2013

65466,6

60579,3

4887,3

0

2014

17175,19

15440,49

1734,7

0

2015

15057,5

13551,75

1505,75

0

2016

16698,981

13142,763

3556,218

0

1.1

Перевод котельной школы-интерната N 2 с жидкого топлива на природный газ с учетом строительства блочно-модульной газовой котельной по ул. Свердлова, д. 26, ГО город Рыбинск

количество построенных и введенных в эксплуатацию котельных (шт.)

1

2011

6175

4940

1235

ДЖКК, ОМС ГО города Рыбинска

1.2

Строительство модульной газовой котельной в пос. Октябрьский (Октябрьское сельское поселение Рыбинского МР)

количество построенных и введенных в эксплуатацию котельных (шт.)

1

2011

24964

19971

4993

ДЖКК, ОМС Октябрьского сельского поселения Рыбинского МР

1.3

Строительство модульной газовой котельной в пос. Красная Горка Рыбинского МР

степень выполнения работ по строительству (процентов)/количество построенных и введенных в эксплуатацию котельных (шт.)

40/-

2011

6002

4802

1200

ДЖКК, ОМС Рыбинского МР

100/1

2012

9588

7670

1918

1.4

Строительство газовой котельной мощностью 12,3 МВт с инженерными коммуникациями в пос. Каменники (Каменниковское сельское поселение Рыбинского МР), в том числе задолженность за выполненные работы 2013 года.
Паспорт 6 приложения 6 к ОЦП

количество построенных и введенных в эксплуатацию котельных (шт.)

1

2013

54706,6

51971,3

2735,3

ДЖКК, ОМС Каменниковского сельского поселения Рыбинского МР

2014

7566,64

7566,64

0,0

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2016 ГОДЫ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 26.11.2008 N 626-П (с изменениями на: 18.01.2017)

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2016 ГОДЫ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 26.11.2008 N 626-П (с изменениями на: 18.01.2017)

Номер документа: 820-п

Вид документа: Постановление Правительства Ярославской области

Принявший орган: Правительство Ярославской области

Статус: Действующий

Опубликован: газета "Документ-регион" N 87 от 12.11.2010
Дата принятия: 02 ноября 2010

Дата редакции: 18 января 2017