ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 октября 2010 года N 738-п

Об областной целевой программе "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области" на 2011-2014 годы

(В редакции
постановления Правительства ЯО от 17.05.2011 N 372-п ru76000201100401
постановления Правительства ЯО от 29.12.2011 N 1150-п ru 76000201101212
постановления Правительства ЯО от 29.11.2012 N 1342-п ru76000201201543
постановления Правительства ЯО от 19.12.2013 N 1669-п ru76000201301629
постановления Правительства ЯО от 07.05.2014 N 423-п ru76000201400585)

В соответствии с постановлением Правительства области от 14.09.2010 N 667-п "О Концепции областной целевой программы "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области" на 2011-2014 годы"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области" на 2011-2014 годы (далее - Программа).

2. Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области при формировании областного бюджета на 2011, 2012, 2013, 2014 годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы, указанной в пункте 1, в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утверждённых главному распорядителю бюджетных средств. (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 19.12.2013 N 1669-п ru76000201301629)

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Шилова А.Н. (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 19.12.2013 N 1669-п ru76000201301629)

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области С.А. Вахруков

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 04.10.2010 N 738-п

В редакции

постановления Правительства ЯО от 29.12.2011 N 1150-п ru 76000201101212

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области" на 2011-2014 годы

Паспорт ОЦП

(В редакции постановления Правительства ЯО от 19.12.2013 N 1669-п ru76000201301629)

Сроки реализации ОЦП

2011 - 2014 годы

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области
 Шилов Александр Николаевич, тел. (4852) 78-64-97

Ответственный  исполнитель ОЦП

департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
 (далее - департамент)

директор департамента
 Игнатьев Сергей Игоревич,
 тел.  (4852) 40-19-08;

 председатель комитета экологического нормирования департамента
 Дунаев Анатолий Сергеевич,
 тел. (4852) 40-02-27;

 начальник отдела экономики и планирования департамента
 Васильева Вера Викторовна,
 тел. (4852) 40-01-95

Электронный ад-рес размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/doosp/default.aspx

Общая потребность в ресурсах


(В редакции постановления Правительства ЯО от 07.05.2014 N 423-п ru76000201400585)

Источники финансирования

Плановый объём финансирования, млн. руб.

всего

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Областной бюджет

66,38

10,06

18,48

25,78

12,06

Внебюджетные источники

2 043,86

38,86

5,00

0

2 000,00

Справочно:

местные бюджеты

16,03

4,63

5,56

4,03

1,81

Итого по ОЦП

2 126,27

53,55

29,04

29,81

2 013,87

I. Описание текущей ситуации и обоснование изменений

(Наименование в редакции постановления Правительства ЯО от 29.11.2012 N 1342-п ru76000201201543)

Одной из основных проблем Ярославской области в экологической сфере является усиливающееся по мере социально-экономического развития области негативное воздействие отходов производства и потребления на состояние окружающей природной среды и всех её компонентов - воздушной среды, водных объектов, почв, недр, лесов.

Результатом такого воздействия является загрязнение и деградация природных экосистем, снижение биоразнообразия, истощение природных ресурсов, ухудшение состояния здоровья населения, снижение инвестиционной привлекательности и потенциала развития Ярославской области в целом.

Общее количество ежегодно образующихся на территории Ярославской области отходов составляет около 1 млн. тонн, из них 42 процента (в основном отходы производства) обезвреживаются и используются, а основная масса, представленная ТБО (58 процентов), размещается на полигонах и свалках на территории муниципальных образований области.

Источниками образования ТБО являются организации и предприятия, население области и объекты инфраструктуры. На долю населения приходится максимальное количество образующихся ТБО - около 380 тысяч тонн.

Динамика образования ТБО свидетельствует об их постоянном росте: если в 2008 году на полигоны поступило 436 тысяч тонн ТБО, то в 2009 году - 510 тысяч тонн ТБО. При этом не менее 50 процентов ТБО, поступивших на полигоны, составляют отходы, которые могут быть вовлечeны в хозяйственную деятельность в качестве вторичных ресурсов.

Морфологический состав ТБО, образующихся в Ярославской области, следующий (в процентах по весу): пищевые отходы - 30; бумага, картон - 25; дерево - 5; металл цветной - 2; металл чёрный - 5; текстиль - 5; кость - 1; стекло - 5; резина - 4; пластмасса - 6; строительные отходы - 7; прочие - 5.

С 1998 года по 2009 год на территории Ярославской области были реализованы четыре областные целевые программы "Отходы", была сформирована минимально необходимая инфраструктура для размещения ТБО.

В результате реализации указанных программ в городе Ярославле усовершенствована система сбора, вывоза, сортировки и утилизации ТБО, что позволило улучшить санитарное состояние города. В 2003 году на средства инвестора был введён в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс закрытого акционерного общества "Чистый город". Эксплуатация данного мусоросортировочного комплекса на протяжении 7 лет (с 2003 года по 2009 год) осуществлялась при финансовой поддержке городского бюджета. Опыт эксплуатации этого комплекса показал недостаточный уровень эффективности (выделяется 12 процентов вторичных материальных ресурсов) из-за несоответствия системы сбора и транспортировки ТБО технологии сортировки, используемой на предприятии.

С учётом имеющегося опыта в г. Переславле-Залесском, г. Рыбинске, Даниловском и Гаврилов-Ямском муниципальных районах были созданы мини-сортировочные комплексы, увязанные с системой сбора и транспортировки.

В настоящее время в Ярославской области системой сбора и вывоза ТБО охвачено около 90 процентов городского населения и до 50 процентов сельского населения. Число населённых пунктов, где организован вывоз ТБО, составляет не более 12 процентов. Вне системы сбора ТБО осталось большое количество малочисленных, а также удалённых населённых пунктов области, что провоцирует появление несанкционированных свалок.

В Ярославской области основным способом утилизации ТБО и приравненных к ним отходов производства и потребления является захоронение. На территории области действует 20 лицензированных объектов размещения ТБО, однако не везде налажен должный учёт и контроль за поступающими на них отходами: только на одном полигоне производится весовой учёт количества поступающих отходов, на 5 полигонах отсутствует какой-либо учёт. На 6 полигонах отсутствуют помещения для персонала. Основная масса полигонов не электрифицирована.

На большинстве полигонов отмечается несоблюдение технологических требований, что приводит, с одной стороны, к загрязнению окружающей среды, а с другой, - к возгоранию отходов: в 2009 году наблюдались возгорания на 6 полигонах области, в 2010 году - на 5 полигонах.

В результате несовершенной схемы сбора и транспортировки ТБО значительная их часть несанкционированно размещается в окружающей среде, что приводит к нанесению существенного экологического ущерба, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации. В 2008 году органами местного самоуправления муниципальных образований области было ликвидировано 769 несанкционированных мест размещения ТБО общим объёмом 44 549 куб. метров, в 2009 году - 916 несанкционированных мест размещения ТБО общим объёмом 35 413 куб. метров, а в 2010 году - 798 несанкционированных мест размещения ТБО общим объёмом 20 825 куб. метров.

В Ярославской области инфраструктура вторичной переработки отходов, как и в большинстве регионов Российской Федерации, развита слабо и находится в стадии формирования. В большинстве районов Ярославской области ТБО напрямую направляются на свалки и полигоны для захоронения без обработки и сортировки.

Результаты проведенной в 2009 - 2010 годах оценки состояния системы обращения с ТБО на территории всех муниципальных образований области и анализ состояния действующих и вводимых в эксплуатацию полигонов ТБО показали неэффективность решения проблемы ТБО путём их захоронения без предварительной сортировки и изъятия вторичных ресурсов как экологически опасного и экономически затратного.

К основным проблемам в сфере обращения с ТБО в Ярославской области относятся следующие:

- недостаточная региональная нормативная правовая и методическая база обращения с ТБО, в том числе отсутствие механизма долгосрочного регулирования тарифов на утилизацию ТБО;

- ограниченность ресурсов и отсутствие полномочий по контролю в сфере обращения с ТБО у органов местного самоуправления муниципальных образований области;

- недостаточный охват населения, проживающего в частном секторе, и хозяйствующих субъектов услугами по сбору, вывозу и захоронению ТБО;

- отсутствие раздельного сбора ТБО и недостаточное развитие их сортировки;

- низкая степень вовлечения ТБО в материальную сферу производства и слабое развитие переработки ТБО;

- низкая привлекательность сферы обращения с ТБО для бизнеса;

- низкое качество работы объектов по захоронению ТБО и несоблюдение санитарных и экологических норм при их эксплуатации, несоответствие технологии сбора, вывоза и захоронения ТБО современным требованиям;

- отсутствие генеральных схем очистки муниципальных образований области;

- недостаточное внимание органов местного самоуправления сельских поселений области к решению вопросов организации сбора и вывоза ТБО;

- низкая экологическая культура населения и слабая информированность населения по вопросам безопасного обращения с ТБО.

Важнейшим направлением решения проблем, связанных с обращением с ТБО, является привлечение инвестиций не только в традиционную сферу сбора, транспортировки и размещения ТБО, но и в строительство отходосортировочных и отходоперерабатывающих комплексов с целью вовлечения отходов в качестве вторичных ресурсов в материальное производство путём развития системы переработки ТБО.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одним из полномочий субъектов Российской Федерации является разработка и реализация программ в области обращения с отходами.

Достижение цели экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТБО на основе решения комплекса взаимоувязанных экологических, социальных и экономических задач возможно только на межведомственной основе с использованием программно-целевого метода.

Реализация ОЦП будет основываться на следующих принципах: доступность услуг по сбору и вывозу ТБО для населения, максимальное извлечение вторичных материальных ресурсов, привлечение частных инвестиций, модернизация инфраструктуры, пропаганда и вовлечение населения в процесс цивилизованного обращения с ТБО.

Реализация мероприятий ОЦП основывается на использовании сильных сторон, характеризующих сферу обращения с ТБО на территории Ярославской области:

- наличие опыта реализации природоохранных программ и проектов, в том числе строительства полигонов ТБО, сортировочных станций, опыта раздельного сбора ТБО в городах Переславле-Залесском и Рыбинске, в том числе опыта международного сотрудничества;

- наличие разработанной и утверждённой типовой проектно-сметной документации на строительство полигонов ТБО для населённых пунктов с населением от 100 до 5000 человек;

- заинтересованность подавляющей части населения, органов местного самоуправления муниципальных образований области и ОИВ в решении проблем загрязнения территорий ТБО;

- наличие научного и кадрового потенциала;

- наличие сети образовательных и общественных экологических организаций;

- наличие генеральных планов сельских поселений;

- проведение ОИВ и органами местного самоуправления муниципальных образований области мероприятий, направленных на осуществление постепенного перехода к новым формам управления, которые обеспечат устойчивое функционирование системы обращения с ТБО.

Мероприятия ОЦП направлены на решение стратегических целей Правительства области по обеспечению качества окружающей среды и экологических условий жизни населения, совершенствование механизмов комплексного и рационального использования природных ресурсов.

SWOT-анализ ситуации в сфере обращения с ТБО на территории Ярославской области с учётом сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в приложении 1 к ОЦП.

В зависимости от влияния внешних и внутренних факторов возможны следующие варианты реализации ОЦП.

Первый вариант предполагает, что реализация ОЦП произойдет в условиях:

- улучшения социально-экономической ситуации в стране и регионе и повышения инвестиционной активности;

- передачи дополнительных полномочий в сфере обращения с ТБО субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»