ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2010 года N 234-п


Об утверждении Концепции областной целевой программы
«Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными
кадрами рабочих и специалистов» на 2011 - 2012 годы



На основании поручения департаменту образования Ярославской области, данного на заседании Правительства области (протокол от 24.06.2009 N 19), и в соответствии с постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п «О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ» Правительство области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» на 2011-2012 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.А. Вахруков

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 26.04.2010 N 234-п


КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области
квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» на 2011-2012 годы



1. Описание проблемы и обоснование целесообразности ее решения программно-целевыми методами


Система государственных учреждений начального и среднего профессионального образования Ярославской области включает 41 образовательное учреждение, функционально подчинённое департаменту образования Ярославской области, в том числе 33 учреждения начального и 8 учреждений среднего профессионального образования. В учреждениях начального профессионального образования обучается по всем формам обучения 11139 человек, в учреждениях среднего профессионального образования - 4851 человек. Также на территории Ярославской области функционирует 4 учреждения среднего профессионального образования регионального подчинения и 12 учреждений среднего профессионального образования федерального подчинения.

Основное предназначение системы начального и среднего профессионального образования - удовлетворение потребностей населения в начальном и среднем профессиональном образовании и обеспечение экономики области квалифицированными рабочими кадрами. Выполнить свое предназначение система профессионального образования может при условии ее постоянного обновления и развития.

Сильными сторонами системы начального и среднего профессионального образования области являются:

- территориальная доступность и широкий спектр услуг, предлагаемых учреждениями начального и среднего профессионального образования населению области;

- достаточный уровень профессионализма педагогических коллективов учреждений начального и среднего профессионального образования, их готовность к поиску новых форм развития.

Слабыми сторонами системы начального и среднего профессионального образования области являются:

- отсутствие в системе профессионального образования механизмов, позволяющих оперативно реагировать на изменение потребностей экономики и социальной сферы области, как следствие - невостребованность отдельных профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда;

- устаревшая материально-техническая база большинства учреждений профессионального образования, не соответствующая требованиям современного производства и сферы услуг;

- нерациональная в современных социально-экономических условиях структура сети учреждений начального и среднего профессионального образования, несоответствие их типов и видов новым требованиям экономики региона;

- недостаточная привлекательность для населения начального профессионального образования в связи с низким имиджем рабочих профессий.

Возможности для развития системы начального и среднего профессионального образования области, связанные с действием внешних факторов:

- достаточный уровень нормативно-правового обеспечения для повышения качества и доступности профессионального образования (наличие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе профессионального образования, нормативов бюджетного финансирования на предоставление образовательных услуг);

- применение государственных заданий образовательным учреждениям для формирования их профессионально-квалификационной структуры;

- использование ресурсов работодателей для подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

- готовность органов власти муниципальных образований содействовать развитию профессионального образования.

Риски со стороны внешних факторов:

- ориентация большинства выпускников общеобразовательных школ на получение высшего профессионального образования, как следствие - снижение спроса населения на начальное и среднее профессиональное образование;

- высокий уровень безработицы, наличие на региональном рынке труда специалистов с уровнем подготовки, превышающим современный стандарт подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

- дефицит средств регионального бюджета, связанный с кризисными явлениями в экономике области;

- планируемое реформирование системы профессионального образования в Российской Федерации.

Анализ слабых сторон системы начального и среднего профессионального образования, действия внешних факторов позволяют выявить главную проблему в ее развитии - нарастающее несоответствие требованиям экономики региона. Особенно отстает подготовка рабочих кадров для сфер металлообработки, строительства, транспорта, сельского хозяйства, обслуживания.

Данная проблема может быть представлена в следующих аспектах.

Открытие новых профессий и специальностей под приоритетные направления развития экономики региона сдерживается отсутствием прогноза развития рынка труда и выявлением конкретных профилей подготовки квалифицированных кадров. Сдерживающим фактором для обновления профессиональной структуры является также действующая система нормативного подушевого финансирования, которая не предусматривает больших единовременных затрат.

Обеспечение потребностей муниципальных рынков труда в широком спектре профессий и специальностей требует модернизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования путём создания ресурсных центров, многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений.

Введение стандартов качества предоставления государственных услуг требует резкого изменения материально-технического, информационного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, достижения образовательными учреждениями современного уровня предоставления начального и среднего профессионального образования.

Коренное обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений не будет эффективно без повышения привлекательности для населения начального и среднего профессионального образования.

Анализ указанных проблем показывает, что их решение невозможно в рамках ведомственной целевой программы, так как требует дополнительных финансовых затрат, несовместимых с механизмами нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений.

На основе выделенных приоритетов, согласованных действий органов государственной власти области, образовательных учреждений, органов местного самоуправления муниципальных образований области, работодателей, применяя программно-целевой метод, можно достичь нового качественного состояния системы обеспечения экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов.

Таким образом, возникает необходимость разработки и реализации областной целевой программы «Обеспечение приоритетных направлений развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» на 2011-2012 годы (далее - Программа).

2. Цели, задачи, куратор, исполнители и сроки реализации Программы


Цель Программы - обеспечить приоритетные направления развития экономики Ярославской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- формирование механизмов взаимодействия системы начального и среднего профессионального образования с экономикой на основе общественно-государственного заказа;

- развитие профилей подготовки квалифицированных кадров, приоритетных для экономики региона;

- модернизация организационной структуры учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с приоритетами социально-экономического развития области, совершенствование учебно-материальной базы;

- создание механизмов для повышения привлекательности приоритетных профессий и специальностей для потребителей образовательных услуг.

Реализация данных задач обеспечит перевод региональной системы профессионального образования в новое качественное состояние и будет способствовать достижению стратегических целей Программы социального и экономического развития Ярославской области на среднесрочный период (2008 - 2012 годы) в части развития кадрового потенциала области.

Куратор Программы - заместитель Губернатора области, курирующий вопросы образования, - содействует ответственному исполнителю Программы в решении вопросов межфункционального взаимодействия, привлечения ресурсов, организации работы исполнителей и прочих.

Ответственный исполнитель Программы - департамент образования Ярославской области.

Исполнитель Программы - департамент государственной службы занятости населения Ярославской области.

Участниками Программы являются государственные, в том числе образовательные, учреждения Ярославской области.

В реализации Программы могут участвовать некоммерческое партнёрство «Экономический Совет Ярославской области (объединение работодателей Ярославской области)», работодатели, органы местного самоуправления муниципальных образований области.

Предполагаемые сроки реализации Программы - 2011-2012 годы.

3. Основные механизмы реализации мероприятий Программы


Программа будет реализовываться через систему мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач и достижение запланированных результатов.

Департамент государственной службы занятости населения Ярославской области участвует в реализации мероприятий, связанных с изучением потребности рынка труда в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов, изучением удовлетворённости работодателей качеством подготовки выпускников в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Мероприятия Программы, которые планируется реализовывать совместно с работодателем, предполагается осуществлять через заключение ответственным исполнителем Программы соответствующих соглашений (договоров), а также привлечение некоммерческого партнерства «Экономический Совет Ярославской области (объединение работодателей Ярославской области)» к данным мероприятиям.

Мероприятия Программы, которые планируется реализовывать совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований области, предполагается осуществлять через заключение ответственным исполнителем Программы соответствующих соглашений (договоров).

Отдельные мероприятия (модернизация учебно-материальной базы образовательных учреждений, приобретение оборудования, информационное и учебно-методическое обеспечение) предполагается реализовывать путём размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Для реализации мероприятий Программы денежные средства перечисляются на лицевые счета государственных учреждений Ярославской области. Образовательные учреждения, модернизирующие учебно-материальную базу за счёт средств Программы, финансируют часть расходов за счёт собственных внебюджетных средств.

Ответственный исполнитель Программы и исполнители программных мероприятий несут ответственность за своевременное выполнение Программы, достижение результатов, рациональное использование выделенных бюджетных средств, за достоверность предоставляемых сведений о финансировании и реализации Программы.

Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Ответственный исполнитель Программы на основании отчётов, полученных от исполнителя и участников Программы, обеспечивает представление отчётов по адресам и в сроки, установленные постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2008 N 449-п «О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ».

4. Предельные объёмы и источники финансирования Программы

Наименование ресурсов

Единица измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2011

2012

Финансовые ресурсы:

млн. руб.

332,55

169,75

162,8

- областной бюджет

млн. руб.

316,55

161,75

154,8

- внебюджетные источники

млн. руб.

16,0

8,0

8,0

     
5. Предварительная оценка ожидаемых результатов реализации Программы


Реализация Программы позволит обеспечить комплектование не менее 95 процентов контингента обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования на основе договоров с работодателями для приоритетных отраслей экономики Ярославской области.

В результате реализации мероприятий Программы:

- приём образовательными учреждениями обучающихся по профессиям, приоритетным для рынка труда Ярославской области, увеличится с 31 до 50 процентов;

- доля выпускников учреждений начального профессионального образования, завершивших обучение с повышенным уровнем квалификации, возрастёт с 30 до 50 процентов;

- на основе взаимодействия с работодателями будет скорректировано не менее 30 процентов образовательных программ начального и среднего профессионального образования;

- будет модернизирована в соответствии с приоритетами социально-экономического развития области организационная структура 80 процентов учреждений начального и среднего профессионального образования (по сравнению с 39 процентами в 2010 году);

- удовлетворённость выпускников полученным профессиональным образованием вырастет до 70 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»