ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 апреля 2010 года N 188-п

Об утверждении областной целевой программы "Профилактика правонарушений в Ярославской области" на 2010-2011 годы

В редакции

постановления Правительства ЯО от 22.06.2010 N 424-п ru 76000201000506

постановления Правительства ЯО от 14.09.2010 N 683-п ru 76000201000684

постановления Правительства ЯО от 09.02.2011 N 80-п ru 76000201100095

постановления Правительства ЯО от 15.11.2011 N 898-п ru 76000201100922

В целях совершенствования профилактики правонарушений и снижения их количества, повышения безопасности граждан, реализации мер по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на территории Ярославской области, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 года N ПР-1293ГС, Закона Ярославской области от 5 мая 2006 г. N 20-з "О профилактике правонарушений в Ярославской области", в соответствии с постановлением Правительства области от 27.07.2009 N 761-п "О Концепции областной целевой программы "Профилактика правонарушений в Ярославской области" на 2010-2011 годы"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Профилактика правонарушений в Ярославской области" на 2010-2011 годы.

2. Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, департаменту по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области, департаменту по управлению государственным имуществом Ярославской области, Управлению внутренних дел по Ярославской области, Северному управлению внутренних дел на транспорте совместно с департаментом финансов Ярославской области в установленном порядке подготовить необходимые материалы для внесения изменений в Закон Ярославской области от 16 декабря 2009 г. N 71-з "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Ковальчука В.Н.

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Первый заместитель

Губернатора области В.Н. Ковальчук

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 06.04.2010 N 188-п

В редакции

постановления Правительства ЯО от 22.06.2010 N 424-п ru 76000201000506

постановления Правительства ЯО от 09.02.2011 N 80-п ru 76000201100095

Областная целевая программа "Профилактика правонарушений в Ярославской области" на 2010-2011 годы


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

областная целевая программа "Профилактика правонарушений в Ярославской области" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ярославской области

Основание разработки Программы

постановление Правительства области от 27.07.2009 N 761-п "О Концепции областной целевой программы "Профилактика правонарушений в Ярославской области" на 2010-2011 годы"

Куратор Программы

Ковальчук Владимир Николаевич - первый заместитель Губернатора области

Ответственный исполнитель Программы

управление Правительства области по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями

Исполнители Программы

управление по социальной и демографической политике Правительства области;

 Управление внутренних дел по Ярославской области;

 департамент образования Ярославской области;

 департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области;

 департамент культуры Ярославской области;

 департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области

Основные разработчики Программы

управление Правительства области по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями;

 управление по социальной и демографической политике Правительства области;

 Управление внутренних дел по Ярославской области;

 Управ ление Федеральной миграционной службы по Ярославской области;

 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области;

 Северное управление внутренних дел на транспорте;

 Ярославская таможня;

 - департамент образования Ярославской области;

 - департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области;

 - департамент культуры Ярославской области;

 - департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области;

 - департамент здравоохранения и фармации Ярославской области;

 - департамент государственной службы занятости населения Ярославской области

Цель и задачи Программы

цель Программы - комплексное обеспечение безопасности граждан на территории Ярославской области на основе консолидации усилий органов государственной власти Ярославской области, правоохранительных органов, организаций и общественных объединений;

 задачи Программы:
 - совершенствование нормативной правовой базы Ярославской области и её своевременная актуализация с учётом федерального законодательства;

 - проведение целевых мероприятий, направленных на снижение количества правонарушений и преступлений, совершаемых на территории области;

 - проведение комплекса мер по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;

 - совершенствование системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- сокращение количества зарегистрированных преступлений:
 тяжких и особо тяжких;

 против личности;

 на бытовой почве;

 уличных;

 в общественных местах,
 совершённых:
 несовершеннолетними;

 ранее совершавшими;

 ранее судимыми;

 неработающими и необучающимися;

 лицами в состоянии алкогольного опьянения,
 - снижение удельного веса преступлений, совершённых несовершеннолетними, от общего числа расследованных преступлений;

 - сокращение количества безнадзорных детей;

 - снижение доли безнадзорных детей в общем числе детского населения

Сроки (этапы) реализации Программы

2010-2011 годы

Объёмы и источники финансирования Программы

областной бюджет - 21201 тыс. рублей, в том числе:
 2010 год - 12364 тыс. рублей;

 2011 год - 8837 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- соответствие нормативной правовой базы Ярославской области федеральному законодательству;

 - сокращение количества зарегистрированных преступлений:
 тяжких и особо тяжких - на 9 процентов;

 против личности - на 7 процентов;

 на бытовой почве - на 7 процентов;

 уличных - на 10 процентов;

 в общественных местах - на 7 процентов,
 совершённых:
 несовершеннолетними - на 9 процентов;

 ранее совершавшими - на 7 процентов;

 ранее судимыми - на 7 процентов;

 неработающими и необучающимися - на 6 процентов;

 в состоянии алкогольного опьянения - на 9 процентов,
 - снижение удельного веса преступлений, совершённых несовершеннолетними, от общего числа расследованных преступлений на 5 процентов;

 - сокращение количества безнадзорных детей - на 6 процентов;

 - снижение доли безнадзорных детей в общем числе детского населения - на 0,02 процента

Ответственные лица для контактов

Фролов Эдуард Яковлевич - начальник управления Правительства области по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями, тел. 32-94-42;

 Урядов Олег Борисович - консультант управления Правительства области по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями, тел. 40-17-54;

   Бондарева Татьяна Владимировна - начальник управления по социальной и демографической политике Правительства области, тел. 32-90-20;

 Лебедева Татьяна Сергеевна - начальник отдела по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав управления по социальной и демографической политике Правительства области,
 тел. 40-15-41

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ

В редакции

постановления Правительства ЯО от 22.06.2010 N 424-п ru 76000201000506

постановления Правительства ЯО от 09.02.2011 N 80-п ru 76000201100095

Наименование ресурсов

Единица измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2010

2011

Финансовые ресурсы:

тыс. руб.

- областной бюджет

- " -

21201

12364

8837

I. Содержание проблемы

Состояние преступности в Ярославской области, как и во всей стране, многие годы является одним из главных факторов, вызывающих беспокойство граждан.

В период с 2002 по 2005 годы в области наблюдался рост криминальной активности.

Мероприятия, проведённые в рамках губернаторской целевой программы "Профилактика правонарушений в Ярославской области" на 2006-2007 годы, а также областной целевой программы "Профилактика правонарушений в Ярославской области" на 2008-2009 годы, позволили улучшить криминогенную обстановку в области.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилось общее количество зарегистрированных преступлений на 15,1 процента, в том числе тяжких и особо тяжких - на 13,6 процента, уличных - на 3,5 процента, преступлений, совершенных несовершеннолетними, – на 10,1 процента, ранее судимыми, – на 6,0 процента, ранее совершавшими, - на 2,5 процента, лицами в состоянии алкогольного опьянения – на 26,4 процента.

На 14,7 процента сократилось количество преступлений, совершённых на бытовой почве.

На 6,2 процента меньше совершено убийств (со 193 до 181), на 11,2 процента (с 403 до 358) - фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Количество грабежей снизилось на 26,6 процента (с 3742 до 2745) и на 20,4 процента - разбойных нападений (с 509 до 405), сократилось число краж всех видов на 22,3 процента (с 15900 до 12355).

Несмотря на имеющиеся позитивные тенденции, состояние криминогенной обстановки в области требует продолжения работы в данном направлении. Уровень преступности на 100 тысяч населения в Ярославской области выше среднего показателя по Центральному федеральному округу и по России в целом: в 2008 году: по Ярославской области - 2632,8, по России – 2519, по Центральному федеральному округу – 2053,3; в 2009 году: по Ярославской области – 2243,0, по России – 2260,3, по Центральному федеральному округу - 1863,7.

При снижении числа тяжких и особо тяжких преступлений их доля в общей структуре зарегистрированных преступлений составляет 28,9 процента, а краж чужого имущества - 41,9 процента.

В целом по области ранее судимыми совершено 27,9 процента, ранее совершавшими - 33,4 процента от общего числа расследованных преступлений. На 0,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло число преступлений, совершённых неработающими и необучающимися, на 53,6 процента - безработными.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом также отмечается снижение общего количества зарегистрированных преступлений на 9,6 процента, в том числе тяжких и особо тяжких - на 7,5 процента, уличных – на 8,1 процента, преступлений, совершённых несовершеннолетними, – на 20,4 процента, ранее судимыми, – на 3,5 процента, ранее совершавшими, – на 10,2 процента, лицами в состоянии алкогольного опьянения - на 31,2 процента.

На 22,2 процента сократилось количество преступлений, совершённых на бытовой почве.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом на объектах транспорта на 50 процентов меньше зарегистрировано фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, грабежей - на 48 процентов, краж частей оборудования из цветного металла – на 64,7 процента, в сфере пассажирских перевозок – на 82,4 процента, поездных краж – на 82,4 процента. В 2009 году отмечается снижение грабежей на 7,7 процента, преступлений, совершённых в общественных местах, - на 6,3 процента, в поездах пригородного значения - на 45,5 процента.

В то же время на фоне общей экономической нестабильности, сокращения числа рабочих мест и увольнений в 2009 году на 17,0 процента произошёл рост числа преступлений, совершённых безработными. Отмечается рост краж антиквариата на 6,2 процента, автомашин - на 3,1 процента, краж, совершённых с проникновением, - на 10,4 процента.

На объектах обслуживания Северного управления внутренних дел на транспорте Ярославского транспортного региона по сравнению с 2008 годом в 2009 году количество совершённых преступлений увеличилось на 12,9 процента. Количество преступлений, совершённых в пассажирских и местных поездах, возросло в 2 раза, поездных краж - в 4 раза, краж частей оборудования из цветного металла - на 33,3 процента.

Таким образом, краткий анализ криминогенной обстановки позволяет сделать вывод, что к сильным сторонам сложившейся ситуации относятся:

1. Наличие взаимодействия между субъектами профилактики: правоохранительными органами, структурными подразделениями аппарата Правительства области и иными органами исполнительной власти области. В рамках взаимодействия проводятся заседания областной межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере профилактики правонарушений, на которых рассматриваются наиболее актуальные вопросы по принятию дополнительных мер, что повышает эффективность реализации программных мероприятий. В 2009 году проведено 5 заседаний комиссии с рассмотрением 16 вопросов (в 2008 году - 4 заседания с рассмотрением 8 вопросов). На оперативных совещаниях обсуждаются вопросы, требующие безотлагательного решения (профилактика преступлений и правонарушений в сфере лесопользования и недропользования, в сфере игорного бизнеса, мониторинг качества алкогольной продукции и другие).

2. Наличие областной нормативной правовой базы по профилактике правонарушений. Приняты и реализуются законы Ярославской области от 5 мая 2006 г. N 20-з "О профилактике правонарушений в Ярославской области", от 3 декабря 2007 г. N 100-з "Об административных правонарушениях", от 8 октября 2009 г. N 50-з "О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области", постановления Правительства области от 27.07.2009 N 746-п "О мероприятиях по соблюдению законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции", от 25.02.2009 N 172-п "О совершенствовании работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области", постановление Губернатора области от 14.03.2000 N 171 "О проведении профилактических мероприятий" и другие.

3. Наличие финансирования мероприятий Программы из областного бюджета.

4. Наличие технических средств, способствующих предупреждению и раскрытию преступлений. В целях предупреждения и пресечения уличных преступлений в наиболее криминогенных местах и местах с массовым пребыванием граждан используется 55 систем видеонаблюдения (50 в г. Ярославле, 3 - в г. Рыбинске, 2 – в г. Тутаеве) и 1964 кнопки экстренного вызова милиции.

С использованием систем видеонаблюдения, в том числе с системами видеоконтроля, принадлежащих негосударственным предприятиям, в 2008 году раскрыто 237 преступлений, выявлено 381 административное правонарушение.

Установка видеосистем наружного наблюдения в местах массового пребывания граждан и наиболее криминогенных районах Ярославской области будет способствовать своевременному реагированию на совершённые преступления и их раскрытию, а также повысит уровень антитеррористической защищённости объектов с массовым пребыванием граждан. Системы видеонаблюдения не только способствуют раскрытию правонарушений, но и их снижению. Анализ показателей 2009 года показывает, что в местах, где установлены видеокамеры, преступлений было совершено меньше (138 преступлений и 196 административных правонарушений). Данная проблема приобретает особую актуальность в период подготовки к празднованию 1000-летия г. Ярославля в 2010 году.

5. Участие населения в охране общественного порядка, возобновление деятельности народных дружин.

На территории области действует 49 народных дружин (в 2008 году - 51), в них состоит 668 граждан (в 2008 году – 728). Кроме этого, создано 11 общественных объединений правоохранительной направленности (в 2008 году – 14), в которых состоят 195 человек (в 2008 году – 269). Для охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий дружинники привлекались 1964 раза (в 2008 году – 1254), при проведении профилактических мероприятий - 11728 раз (в 2008 году – 7367). В ходе проведения данных мероприятий дружинниками области выявлено 7256 административных правонарушений (в 2008 году – 5597). С их участием раскрыто 184 преступления (в 2008 году – 72), в том числе тяжких - 17.

К слабым сторонам относятся:

1. Недостаточный комплексный подход среди субъектов профилактики к решению имеющихся проблем.

2. Недостаточная роль участковых уполномоченных милиции в профилактике правонарушений на обслуживаемых участках.

3. Недостаточная пропаганда здорового образа жизни.

4. Несовершенство системы профилактической работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних.

Удельный вес преступлений, совершённых несовершеннолетними, от общего числа раскрытых преступлений в 2006 году составил 11,1 процента, в 2007 году - 9,1 процента, в 2008 году - 8,3 процента, в 2009 году – 8,4 процента. Не снижается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2006 году их число составляло 5555 человек, в 2007 году – 5438, на 01.01.2009 их число составляло 5285 человек, 90 процентов из них - социальные сироты. Ежегодно около 800 родителей лишаются родительских прав.

5. Недостаточная государственная политика в сфере трудоустройства и занятости молодёжи. Современный рынок труда характеризуется профессионально-квалификационным несоответствием спроса и предложения рабочей силы, при этом несовершеннолетние - самая невостребованная категория.

6. Отсутствие механизма социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Существующая система и практика оказания социальной помощи не обеспечивают их реабилитацию в полной мере. Между тем, по оценкам специалистов, в среднем каждый третий освобождённый утратил родственные связи и нуждается в бытовом и трудовом устройстве, материальной и медицинской помощи. Отсутствие у данной категории лиц постоянного места жительства, недостаток средств к существованию, другие экономические факторы являются дополнительными предпосылками совершения преступлений.

Таким образом, система реабилитации и адаптации лиц, освобождённых из мест лишения свободы, в области требует дальнейшего развития.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»