ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 октября 2009 года N 982-п
Об Областной целевой программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы
В редакции
постановления Правительства ЯО от 30.03.2010 N 184-п ru 76000201000201
постановления Правительства ЯО от 15.06.2010 N 417-п ru 76000201000457
постановления Правительства ЯО от 26.07.2010 N 539-п ru 76000201000534
постановления Правительства ЯО от 28.10.2010 N 798-п ru 76000201000820
постановления Правительства ЯО от 27.12.2010 N 1017-п ru 76000201001179
постановления Правительства ЯО от 28.01.2011 N 24-п ru 76000201100046
постановления Правительства ЯО от 15.04.2011 N 230-п ru76000201100259
постановления Правительства ЯО от 16.06.2011 N 448-п ru 76000201100498
постановления Правительства ЯО от 27.10.2011 N 817-п ru 76000201100879
постановления Правительства ЯО от 27.12.2011 N 1111-п ru 76000201101183
постановления Правительства ЯО от 09.06.2012 N 510-п ru 76000201201186
постановления Правительства ЯО от 24.07.2012 N 661-п ru 76000201201189
постановления Правительства ЯО от 19.09.2012 N 953-п ru 76000201201192
постановления Правительства ЯО от 13.11.2012 N 1265-п ru 76000201201200
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010-2012 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С. (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 30.03.2010 N 184-п ru 76000201000201).
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.А. Вахруков
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010 - 2012 годы
Заказчик ОЦП | Правительство Ярославской области |
Ответственный | департамент экономического развития Ярославской области |
Исполнители ОЦП | департамент промышленной политики Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области, департамент энергетики и регулирования тарифов, департамент информатизации и связи Ярославской области, управление коммуникаций и общественных связей Правительства области, органы местного самоуправления муниципальных образований области |
Участники ОЦП | организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области; |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, | департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, департамент энергетики и регулирования тарифов, департамент информатизации и связи Ярославской области, департамент образования Ярославской области, департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области, организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области, субъекты малого и среднего предпринимательства Ярославской области, учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские институты |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, | субъекты малого и среднего предпринимательства Ярославской области, Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области, учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские институты |
Дата начала ОЦП | 01.01.2010 |
Дата окончания ОЦП | 31.12.2012 |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Елфимов Игорь Станиславович |
Ответственные лица для контактов | директор департамента экономического развития Ярославской области Шутов Александр Валентинович, тел. 40-11-46;заместитель директора департамента - председатель комитета поддержки предпринимательства департамента экономического развития Ярославской области Курганов Александр Дмитриевич, тел. 40-01-14 |
Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/der/Pages/docLib3/pred_programma.aspx |
Общая потребность в ресурсах
В редакции
постановления Правительства ЯО от 27.12.2011 N 1111-п ru 76000201101183
постановления Правительства ЯО от 09.06.2012 N 510-п ru 76000201201186
постановления Правительства ЯО от 24.07.2012 N 661-п ru 76000201201189
постановления Правительства ЯО от 19.09.2012 N 953-п ru 76000201201192
Источник финансирования | Единица измерения | Объем финансирования | |||
всего | в том числе | ||||
2010 год | 2011 год | 2012 год | |||
Областной бюджет | тыс. рублей | 496 413,309 | 91 300,000 | 132 716,000 | 272 397,309 |
Внебюджетные источники | тыс. рублей | 740 733,000 | 339 450,000 | 191 896,000 | 209 387,000 |
Справочно: | |||||
Федеральный бюджет* | тыс. рублей | 849 268,544 | 262 298,000 | 150 583,003 | 436 387,541 |
Местные бюджеты** | тыс. рублей | 29 099,512 | 10 930,000 | 9 349,512 | 8 820,000 |
Всего | тыс. рублей | 2 115 514,365 | 703 978,000 | 484 544,515 | 926 991,850 |
*Софинансирование из федерального бюджета возможно в случае победы заявки Ярославской области в конкурсе Министерства экономического развития Российской Федерации. Объемы софинансирования за счет средств федерального бюджета будут уточнены по итогам проводимого в 2010 - 2012 годах Министерством экономического развития Российской Федерации конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, объем софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов в процентном соотношении составит:
в 2010 году - 71 процент и 29 процентов соответственно;
в 2011 году - 76 процентов и 24 процента соответственно;
в 2012 году - 80 процентов и 20 процентов соответственно.
На мероприятие "Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований, включенных в перечни монопрофильных муниципальных образований с высокой степенью проявления кризисной ситуации в социально-экономической сфере и (или) находящихся в зоне повышенной степени риска" в 2010 году объем софинансирования составит 5:95 процентов (областной и местный бюджеты: федеральный бюджет).
** Объемы софинансирования за счет средств местных бюджетов будут уточнены по итогам принятия муниципальными образованиями области целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства".
Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемой частью государственной политики Ярославской области и одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.
Тенденции развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области сохраняют положительную динамику на протяжении последних лет. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, на 01 января 2009 года хозяйственную деятельность осуществляли 52719 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 35990 индивидуальных предпринимателей, 14486 малых предприятий, включая микропредприятия (юридические лица), 203 средних предприятия (юридические лица). Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике области составила 16,3 процента. Объём инвестиций малых предприятий (юридических лиц), без микропредприятий, за 2008 год составил 3,5 процента от общего объёма инвестиций по Ярославской области. Число субъектов малого и среднего предпринимательства достигло показателя в 40 единиц на 1000 человек населения. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Ярославская область занимает 1 место по количеству малых предприятий (без учёта микропредприятий) на 1000 человек населения и 5 место по доле занятых на малых предприятиях в Центральном федеральном округе.
Структура малого предпринимательства Ярославской области представлена следующими сферами: торговля - 44,9 процента, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 15,2 процента, строительство - 15,0 процента, промышленность - 11,5 процента, транспорт и связь - 4,1 процента, услуги гостиниц и ресторанов - 2,7 процента, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 2,1 процента.
Сложившаяся структура обусловлена тенденциями, превалировавшими в региональной экономике в течение почти 15 лет, сохранением высокой доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли вместе с ограниченной долей в научно-технической и производственной сферах. При определении приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области следует больше внимания уделять производственному сектору, предприятиям в сфере информационно-коммуникационных технологий, содействовать инновационной активности малых и средних предприятий региона и увеличению доли наукоёмких организаций.
В развитых странах в малом и среднем бизнесе осуществляется большая часть научных и опытно-конструкторских разработок и создаётся значительная доля инновационной продукции. Необходимо содействие инновационной активности малых и средних предприятий Ярославской области в целях их интеграции с крупными промышленными предприятиями в рамках промышленных кластеров, позволяя крупному бизнесу снижать издержки и совершенствовать качество собственной продукции. Использование потенциала малых и средних предприятий позволяет диверсифицировать структуру экономики региона, повысить качество и спрос на продукцию, выпускаемую предприятиями области.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий повышения уровня жизни, становления в Ярославской области среднего класса и формирования устойчивой социально-экономической среды. В международной практике в малом и среднем бизнесе занято до 60-70 процентов работающего населения, являющегося основой среднего класса. Задача увеличения доли среднего класса в общей численности населения поставлена и на федеральном, и на областном уровне. В долгосрочной перспективе необходимо ориентироваться на достижение средних показателей занятости населения в малом и среднем предпринимательстве европейских стран.
В условиях экономического кризиса остро стоит проблема обеспечения занятости населения региона. Обеспечение самозанятости населения в собственном бизнесе является важным источником решения проблем безработицы и реализации потенциала человеческого капитала региона.
Решение указанных вопросов соответствует целям Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года и позволяет достичь стратегической цели Правительства Ярославской области - создать благоприятные условия для развития бизнеса за счёт снижения административных барьеров и создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях выявления условий функционирования и развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области был проведён комплексный SWOT-анализ, который позволил выделить несколько наиболее проблемных вопросов, связанных с деятельностью малого и среднего бизнеса:
- недоступность долгосрочных финансовых ресурсов;
- ограниченные возможности для аренды производственных и офисных площадей;
- дефицит квалифицированных кадров;
- растущий уровень расходов на ресурсное обеспечение, увеличение тарифов на энергоресурсы при низкой энергетической эффективности;
- невысокая степень вовлечённости молодёжи в предпринимательскую деятельность;
- недостаточная инновационная активность субъектов малого и среднего предпринимательства.
В качестве основных проблем развития предпринимательства на уровне муниципальных образований области можно выделить:
- отток трудоспособного населения из муниципальных образований;
- низкий уровень подготовки профессиональных кадров;
- недостаточность финансовых ресурсов.
Указанные проблемы остро стоят как перед организациями, так и перед мастерами, занятыми в отрасли народных художественных промыслов. Значимость данной отрасли определяется необходимостью сохранения национальной культуры в местах традиционного бытования народных художественных промыслов Ярославской области. Основной задачей является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, которые являются достоянием и одной из форм народного творчества населения Ярославской области. В рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере народных художественных промыслов, необходимо решить вопросы передачи уникальных навыков, приёмов работ между специалистами, занятыми в данной сфере.
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определённом сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого и среднего бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определённых условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.
К внешним факторам риска относятся политические, социально-экономические, экологические и научно-технические факторы. Изменение факторов внешней среды приводит к возникновению внешних рисков, которые являются плохо прогнозируемыми и управляемыми.
Необходимо осуществлять постоянный мониторинг и анализ влияния внешних факторов на сферу малого и среднего предпринимательства Ярославской области и реализацию мероприятий, направленных на адаптацию субъектов малого и среднего предпринимательства к внешним изменениям.