Действующий

Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 30.06.2009 N 650-п


Концепция кластерной политики Правительства области

     

I. Описание проблемы и обоснование целесообразности ее решения


Современные условия развития экономики характеризуются ускорением глобализации и обострением конкурентной борьбы не только между компаниями и странами, но и между регионами. Территории конкурируют между собой за рынки сбыта, инвестиции, кадровый и интеллектуальный потенциал и другие ресурсы. Эта ситуация требует применения новых инструментов поддержания и повышения конкурентоспособности регионов.

Конкурентоспособность Российской Федерации на международном уровне складывается из конкурентоспособности ее регионов, которая основана на эффективности хозяйствующих субъектов, действующих на их территориях. Износ основных фондов существующих промышленных предприятий Ярославской области, нехватка у них оборотных средств и ограниченная возможность привлечения инвестиций в модернизацию действующего оборудования и внедрение новой инновационной продукции создают угрозу для сохранения и повышения конкурентоспособности региональной экономики.

Развивающаяся в современном мире модель инновационной экономики, основанной на доминирующем значении нематериальных факторов производства - знаний и интеллектуальных ресурсов, снижает действенность традиционной отраслевой модели промышленной политики по оказанию точечной государственной поддержки действующих промышленных предприятий и хозяйствующих субъектов.

На первое место выходит кластерный подход - поддержка и развитие кластеров в приоритетных сферах региональной экономики как групп географически соседствующих и взаимосвязанных предприятий и связанных с ними организаций, которые характеризуются общностью деятельности и взаимодополняют друг друга.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет одним из основных направлений развития экономики формирование новых центров социально-экономического развития за счет создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. На федеральном уровне Министерство экономического развития Российской Федерации выступает координатором реализации кластерной политики в регионах.

Развитие кластеров на базе исторически сложившихся отраслей экономики определено как стратегическое направление развития региональной экономики в проекте Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.

Активная кластерная политика органов государственной власти на уровне региона позволяет развить взаимовыгодное сотрудничество между властью, бизнесом, учебными заведениями, научными организациями и общественностью для развития экономики территории и приводит к масштабному мультипликативному эффекту.

Реализация кластерной политики Правительства Ярославской области позволит расширить доступ хозяйствующих субъектов - участников кластеров к инвестициям, инновациям и новым технологиям. Создание и развитие кластеров позволит также обеспечить оптимизацию положения хозяйствующих субъектов Ярославской области в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных и финишных производств, а также повышению уровня конкурентоспособности товаров и услуг на российском и международном рынке.

Преимущество кластера состоит в первую очередь в очень тесных внутрифирменных связях. В связи с территориальной концентрацией в кластере динамично развивается межфирменное сотрудничество, сильны неформальные личностные коммуникации между участниками. Поэтому распространение наиболее успешного опыта применения новых технологий и методов управления в кластере происходит предельно быстро. Тем не менее внутри кластера всегда существует конкуренция, что обеспечивает динамику его развития. Как правило, входящие в кластер предприятия ведут конкурентную борьбу на национальном и международном рынках.

Другое преимущество кластера заключается в «эффекте масштаба». Несколько крупных хозяйствующих субъектов, составляющих «ядро кластера», создают территориально сконцентрированный спрос на однообразные комплектующие, рабочую силу соответствующей квалификации, сервисы и услуги определенной направленности, которые также стремятся территориально локализоваться вокруг «ядра кластера». В результате субподрядчики получают возможность удовлетворения большого спроса со стороны «ядра кластера», экономии на сбытовых и транспортных издержках. Базовые же предприятия и организации выигрывают за счет конкурентной среды, которая в результате складывается между обслуживающим сектором.

В целях определения основных направлений кластерной политики Правительства Ярославской области был проведен SWOT-анализ (приложение 1 к Концепции), который показал, что должны учитываться сильные и слабые стороны существующего социально-экономического положения Ярославской области в сферах развития промышленности, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности, профессионального образования и науки.

Особенностью региональной экономики является вхождение крупных промышленных предприятий Ярославской области в состав вертикально-интегрированных структур (холдингов), имеющих собственные стратегии и программы развития этих предприятий. Правительству области необходимо учитывать данный фактор при реализации кластерной политики.

К сильным сторонам, в частности, относятся:

- выгодное географическое положение региона: близость к Москве и относительная близость к Санкт-Петербургу, расположение на пересечении основных автомобильных, водных и воздушных путей, магистральных нефте- и газопроводов;

- высокоразвитая промышленная база и сбалансированная структура промышленности, наличие практики заключения соглашений с вертикально интегрированными холдингами для согласования основных направлений развития входящих в них предприятий области;

- развитая структура начального, среднего и высшего профессионального образования, значительный научный и инновационный потенциал;

- квалифицированные трудовые ресурсы в различных отраслях экономики;

- значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности, включающая механизм привлечения и сопровождения инвесторов, реализующих проекты строительства на территории региона новых промышленных предприятий;

- развитие системы индустриальных парков и перспективных инвестиционных площадок для привлечения прямых промышленных инвестиций;

- эффективно действующий механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, внедрение в регионе механизмов аутсорсинга и субконтрактации;

- понимание необходимости использования кластерного подхода в деятельности Правительства области для развития региональной экономики и наличие политической воли со стороны руководства области к его осуществлению;

- опыт подготовительной работы по созданию кластеров в сфере производства технического текстиля, льнопереработки и производства лакокрасочных материалов.

Среди слабых сторон можно отметить:

- отсутствие сформированных кластеров в экономике Ярославской области;

- отсутствие базовых нормативных правовых актов по определению основных направлений и механизмов кластерной политики Правительства области;