ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2009 года N 650-п

     
Об утверждении Концепции кластерной политики
Правительства области



В целях активизации инновационной деятельности и восстановления внутрирегиональной производственной кооперации Правительство области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию кластерной политики Правительства области.

2. Органам исполнительной власти Ярославской области учитывать положения Концепции, указанной в пункте 1, при разработке и реализации областных и ведомственных целевых программ.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Данилова В.Ю.

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.А. Вахруков

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 30.06.2009 N 650-п


Концепция кластерной политики Правительства области

     

I. Описание проблемы и обоснование целесообразности ее решения


Современные условия развития экономики характеризуются ускорением глобализации и обострением конкурентной борьбы не только между компаниями и странами, но и между регионами. Территории конкурируют между собой за рынки сбыта, инвестиции, кадровый и интеллектуальный потенциал и другие ресурсы. Эта ситуация требует применения новых инструментов поддержания и повышения конкурентоспособности регионов.

Конкурентоспособность Российской Федерации на международном уровне складывается из конкурентоспособности ее регионов, которая основана на эффективности хозяйствующих субъектов, действующих на их территориях. Износ основных фондов существующих промышленных предприятий Ярославской области, нехватка у них оборотных средств и ограниченная возможность привлечения инвестиций в модернизацию действующего оборудования и внедрение новой инновационной продукции создают угрозу для сохранения и повышения конкурентоспособности региональной экономики.

Развивающаяся в современном мире модель инновационной экономики, основанной на доминирующем значении нематериальных факторов производства - знаний и интеллектуальных ресурсов, снижает действенность традиционной отраслевой модели промышленной политики по оказанию точечной государственной поддержки действующих промышленных предприятий и хозяйствующих субъектов.

На первое место выходит кластерный подход - поддержка и развитие кластеров в приоритетных сферах региональной экономики как групп географически соседствующих и взаимосвязанных предприятий и связанных с ними организаций, которые характеризуются общностью деятельности и взаимодополняют друг друга.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет одним из основных направлений развития экономики формирование новых центров социально-экономического развития за счет создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. На федеральном уровне Министерство экономического развития Российской Федерации выступает координатором реализации кластерной политики в регионах.

Развитие кластеров на базе исторически сложившихся отраслей экономики определено как стратегическое направление развития региональной экономики в проекте Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.

Активная кластерная политика органов государственной власти на уровне региона позволяет развить взаимовыгодное сотрудничество между властью, бизнесом, учебными заведениями, научными организациями и общественностью для развития экономики территории и приводит к масштабному мультипликативному эффекту.

Реализация кластерной политики Правительства Ярославской области позволит расширить доступ хозяйствующих субъектов - участников кластеров к инвестициям, инновациям и новым технологиям. Создание и развитие кластеров позволит также обеспечить оптимизацию положения хозяйствующих субъектов Ярославской области в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных и финишных производств, а также повышению уровня конкурентоспособности товаров и услуг на российском и международном рынке.

Преимущество кластера состоит в первую очередь в очень тесных внутрифирменных связях. В связи с территориальной концентрацией в кластере динамично развивается межфирменное сотрудничество, сильны неформальные личностные коммуникации между участниками. Поэтому распространение наиболее успешного опыта применения новых технологий и методов управления в кластере происходит предельно быстро. Тем не менее внутри кластера всегда существует конкуренция, что обеспечивает динамику его развития. Как правило, входящие в кластер предприятия ведут конкурентную борьбу на национальном и международном рынках.

Другое преимущество кластера заключается в «эффекте масштаба». Несколько крупных хозяйствующих субъектов, составляющих «ядро кластера», создают территориально сконцентрированный спрос на однообразные комплектующие, рабочую силу соответствующей квалификации, сервисы и услуги определенной направленности, которые также стремятся территориально локализоваться вокруг «ядра кластера». В результате субподрядчики получают возможность удовлетворения большого спроса со стороны «ядра кластера», экономии на сбытовых и транспортных издержках. Базовые же предприятия и организации выигрывают за счет конкурентной среды, которая в результате складывается между обслуживающим сектором.

В целях определения основных направлений кластерной политики Правительства Ярославской области был проведен SWOT-анализ (приложение 1 к Концепции), который показал, что должны учитываться сильные и слабые стороны существующего социально-экономического положения Ярославской области в сферах развития промышленности, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности, профессионального образования и науки.

Особенностью региональной экономики является вхождение крупных промышленных предприятий Ярославской области в состав вертикально-интегрированных структур (холдингов), имеющих собственные стратегии и программы развития этих предприятий. Правительству области необходимо учитывать данный фактор при реализации кластерной политики.

К сильным сторонам, в частности, относятся:

- выгодное географическое положение региона: близость к Москве и относительная близость к Санкт-Петербургу, расположение на пересечении основных автомобильных, водных и воздушных путей, магистральных нефте- и газопроводов;

- высокоразвитая промышленная база и сбалансированная структура промышленности, наличие практики заключения соглашений с вертикально интегрированными холдингами для согласования основных направлений развития входящих в них предприятий области;

- развитая структура начального, среднего и высшего профессионального образования, значительный научный и инновационный потенциал;

- квалифицированные трудовые ресурсы в различных отраслях экономики;

- значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности, включающая механизм привлечения и сопровождения инвесторов, реализующих проекты строительства на территории региона новых промышленных предприятий;

- развитие системы индустриальных парков и перспективных инвестиционных площадок для привлечения прямых промышленных инвестиций;

- эффективно действующий механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, внедрение в регионе механизмов аутсорсинга и субконтрактации;

- понимание необходимости использования кластерного подхода в деятельности Правительства области для развития региональной экономики и наличие политической воли со стороны руководства области к его осуществлению;

- опыт подготовительной работы по созданию кластеров в сфере производства технического текстиля, льнопереработки и производства лакокрасочных материалов.

Среди слабых сторон можно отметить:

- отсутствие сформированных кластеров в экономике Ярославской области;

- отсутствие базовых нормативных правовых актов по определению основных направлений и механизмов кластерной политики Правительства области;

- высокий износ основных фондов предприятий области (от 47 до 63 процентов) и существенные затраты на модернизацию или переоборудование производственных мощностей;

- значительная доля промышленной продукции, выпускаемой в регионе, не является конечным продуктом, что увеличивает зависимость хозяйствующих субъектов от маркетинговой политики конечного производителя и снижает рентабельность производства;

- часть выпускаемой в регионе промышленной продукции проходит стадии жизненного цикла - зрелость и/или спад и имеет невысокую конкурентоспособность на мировом уровне;

- индивидуальная и зачастую краткосрочная стратегия развития промышленных предприятий региона;

- неразвитая система государственной поддержки инновационной деятельности в Ярославской области, медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции;

- недостаток у хозяйствующих субъектов (промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, вузов и научно-исследовательских институтов (далее - НИИ) информации о преимуществах и мерах государственной поддержки развития бизнеса в рамках кластеров; отсутствие мер, ориентированных на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в согласовании форм и долей участия в организациях по формированию кластеров и управлению ими;

- отсутствие у хозяйствующих субъектов опыта и собственных средств для разработки документации, необходимой для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития на уровне Российской Федерации и Ярославской области;

- нестабильные связи между промышленными предприятиями, вузами и НИИ в процессе создания новых конкурентоспособных видов продукции, проведения научных исследований и внедрения разработок в производство;

- нехватка подготовленных инвестиционных площадок для развития существующих и создания новых предприятий;

- ограниченность существующей транспортной и инженерной инфраструктуры в существующих и перспективных инвестиционных площадках для реализации инвестиционных проектов по созданию и модернизации промышленных предприятий;

- отсутствие системной информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, недостаточный уровень компетенции их специалистов в вопросах кластерной политики.

Выявление сильных и слабых сторон важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.

К возможностям следует отнести следующие факторы:

- политическая и методическая поддержка создания и развития кластеров на федеральном уровне;

- возможность получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации (Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Российская венчурная компания и т.д.) а также субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, разработку и реализацию проектов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) и др.;

- интерес российских и иностранных инвесторов к реализации инвестиционных проектов по открытию новых промышленных производств и бизнес-структур в регионах Российской Федерации;

- доступ к информационным ресурсам, объединяющим наиболее успешный мировой и российский опыт формирования и развития научно-производственных кластеров и кластеров в сфере услуг (туризма) в мире и Российской Федерации.

В результате анализа влияния возможностей внешней среды на проведение Правительством Ярославской области активной кластерной политики с учетом сильных и слабых сторон существующего социально-экономического положения региона в сферах развития промышленности, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности, профессионального образования и науки можно сделать следующие выводы.

Существующие конкурентные преимущества Ярославской области являются благоприятной основой для создания и развития кластеров в регионе. Первоочередными шагами Правительства области являются:

- проведение глубокого анализа конкурентоспособности региональной экономики, включая изучение текущего положения и потенциала существующих хозяйствующих субъектов, их продукции и услуг, учебных заведений и научных организаций, а также инвестиционного и кадрового потенциала муниципальных образований области для создания перспективных (пилотных) кластеров, возможных механизмов и форм получения финансовой поддержки на федеральном уровне, реализации проектов ГЧП и т.д.;

- пропаганда и организация активного общественного обсуждения преимуществ кластерного подхода как эффективного инструмента активной промышленной политики на региональном уровне;

- создание индустриальных парков и подготовка перспективных инвестиционных площадок, включая обеспечение их инженерной и транспортной инфраструктурой для привлечения прямых инвестиций в промышленность.

Проведение подготовительной работы позволит Правительству области перейти к системным действиям по использованию существующих возможностей для создания и развития кластеров. Ключевыми направлениями на данном этапе являются:

- определение и формирование наиболее перспективных (или пилотных) потенциальных кластеров на основании сбалансированного подхода между развитием традиционных секторов региональной экономики и поиском новых возможностей;

- стимулирование взаимовыгодного взаимодействия экономических субъектов, учебных заведений и НИИ в рамках создания перспективных (пилотных) кластеров, создание координационных и совещательных органов, содействующих развитию перспективных кластеров (координационных советов), согласование и определение приоритетов развития их потенциальных участников с возможностью разработки стратегии развития кластеров;

- разработка промышленной политики Правительства Ярославской области и организация мер по ее реализации;

- разработка региональных инвестиционных проектов с участием потенциальных участников кластеров для получения финансовой поддержки от институтов развития Российской Федерации, в рамках федеральных целевых программ и софинансирования из бюджета Российской Федерации на модернизацию или переоборудование производственных мощностей хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, а также развитие инфраструктуры и подготовку инвестиционных площадок и создаваемых индустриальных парков;

- выбор и активное «точечное» привлечение инвесторов для локализации их предприятий на территории Ярославской области с целью «доукомплектования» создаваемых перспективных кластеров.

Для преодоления слабых сторон с учетом имеющихся возможностей Правительству области необходимо:

- при содействии Министерства экономического развития Российской Федерации разработать и принять пакет нормативных правовых актов в сфере кластерной политики Правительства области;

- согласовать с собственниками вертикально интегрированных структур (холдингов) условия вхождения принадлежащих им крупных промышленных предприятий в создаваемые кластеры и определение приоритетных направлений развития данных предприятий в рамках кластеров;

- создать эффективную региональную систему государственной поддержки инновационной деятельности в Ярославской области;

- оказать содействие хозяйствующим субъектам - потенциальным участникам кластеров в разработке документации, необходимой для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития на уровне Российской Федерации и Ярославской области;

- создать систему информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, провести серию семинаров и конференций по вопросам кластерной политики с участием специалистов Министерства экономического развития Российской Федерации.

Перечень угроз выглядит следующим образом:

- сложное финансово-экономическое состояние предприятий и организаций - хозяйствующих субъектов, субъектов малого и среднего предпринимательства - потенциальных участников создаваемых кластеров в связи с мировым экономическим кризисом;

- недоступность для хозяйствующих субъектов кредитных ресурсов для финансирования операционной деятельности и для реализации инвестиционных проектов и программ развития;

- ограниченный набор механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Российской Федерации, ограниченность объема средств из федерального бюджета и институтов развития Российской Федерации;

- активная деятельность в данных сферах других субъектов Российской Федерации;

- в связи с демографическими тенденциями сокращение числа высокопрофессиональных рабочих кадров в ряде отраслей экономики;

- вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и высокая конкуренция мировых производителей на глобальном рынке.

Экономический, кадровый и инвестиционный потенциал Ярославской области является важнейшей предпосылкой для создания конкурентных преимуществ региона для активного привлечения прямых промышленных инвестиций и хозяйствующих субъектов для развития бизнеса на территории региона. С целью преодоления вышеназванных угроз Правительство Ярославской области должно принять меры для:

- привлечения прямых инвестиций в промышленность для создания в экономике региона предприятий - производителей конечных продуктов, конкурентоспособных на российском и международном уровне;

- содействия действующим хозяйствующим субъектам в получении доступных кредитных ресурсов для финансирования их инвестиционных проектов и программ развития в рамках создаваемых кластеров;

- совершенствования и расширения возможностей системы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ярославской области в части поддержки деятельности хозяйствующих субъектов в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) и производстве новых инновационных видов продукции;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»