АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 24 мая 2006 года N 99-а

 

     

О развитии в области форм семейного устройства детей,
оставшихся без попечения родителей

(с изменениями на 28 октября 2009 года)


     ___________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     постановлением Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 63-а;
     постановлением Администрации Ярославской области от 6 августа 2007 года N 312-а;
     постановлением Администрации Ярославской области от 29 октября 2007 года N 490-а;
     постановлением Правительства Ярославской области от 9 сентября 2008 года N 473-п;
     постановлением Правительства Ярославской области от 26 ноября 2008 года N 613-п;
     постановлением Правительства Ярославской области от 9 июля 2009 года N 674-п;
     постановлением Правительства Ярославской области от 28 октября 2009 года N 1069-п
     ___________________________________________



Рассмотрев информацию о работе по развитию в Ярославской области форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, Администрация области

постановляет:

1. Информацию о развитии форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (приложение 1) принять к сведению.

2. Признать приоритетным направлением в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области работу по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области принять меры по повышению эффективности работы органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, изыскать возможность введения в штатное расписание органов опеки и попечительства должности специалиста по данному направлению работы, дополнительных мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей на территории Ярославской области. (пункт 3 дополнен постановлением Администрации Ярославской области от 6 августа 2007 года N 312-а)

          

4. Департаменту образования Ярославской области (Степанова Т.А.):

4.1. Активизировать работу государственного учреждения Ярославской области Центра по усыновлению, опеке и попечительству в организации форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

4.2. Создать банк данных о гражданах, желающих взять детей под опеку (попечительство) в приемную семью, на патронатное воспитание, в семейно-воспитательную группу, и лицах, лишенных родительских прав, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя), расторгнувших договор о передаче ребенка в приемную семью. (пункт 4 в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 63-а - см. предыдущую редакцию)


5. Признать банк данных о гражданах, желающих взять детей под опеку (попечительство) в приемную семью, на патронатное воспитание, в семейно-воспитательную группу, и лицах, лишенных родительских прав, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя), расторгнувших договор о передаче ребенка в приемную семью государственным информационным ресурсом Ярославской области.

6. Утратил силу на основании постановления Правительства Ярославской области от 28 октября 2009 года N 1069-п - см. предыдущую редакцию

7. Утратил силу на основании постановления Правительства Ярославской области от 28 октября 2009 года N 1069-п - см. предыдущую редакцию

8. Внести в областную целевую программу «Семья» на 2006 год, утвержденную постановлением Администрации области от 28.09.2005 N 247 «Об областной целевой программе «Семья» на 2006 год», изменения согласно приложению 2.

9. Управлению коммуникаций и общественных связей Правительства области (Тутариков А.В.) провести необходимую работу по пропаганде в средствах массовой информации форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.  (пункт 9 в редакции постановлений Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 63-а; от 6 августа 2007 года N 312-а; постановлением Правительства Ярославской области от 9 сентября 2008 года N 473-п - см. предыдущую редакцию)

10. Управлению по социальной и демографической политике Администрации области (Бондарева Т.В.) совместно с департаментом финансов Ярославской области (Федоров А.П.) при уточнении бюджета на 2006 год предусмотреть необходимые расходы на реализацию в области мероприятий по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. (пункт 10 дополнен постановлением Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 63-а)

11. Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (Скворцов Г.А.) в срок до 01 июля 2006 года:

11.1. Разработать и представить на утверждение в установленном порядке положение о семейно-воспитательной группе, создаваемой в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.

11.2. Предложить технологию социального патроната детей-выпускников специализированных учреждений для несовершеннолетних. (пункт 11 в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 63-а - см. предыдущую редакцию)          

12. Департаментам труда и социальной поддержки населения, образования Ярославской области, департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области предусмотреть в проекте бюджета на 2007 год и последующие годы расходы на открытие и текущее содержание деятельности семейно-воспитательных групп при специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, патронатных семей; средства на обучение (переподготовку) специалистов органов и учреждений системы образования, социальной защиты, здравоохранения, родителей-воспитателей технологиям осуществления форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. (пункт 12 в редакции постановлений Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 63-а; от 6 августа 2007 года N 312-а  - см. предыдущую редакцию)          

13. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.  (пункт 13 в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 63-а - см. предыдущую редакцию)          

Губернатор области
А.И. Лисицын

     
Приложение 1
к постановлению
Администрации области
от 24.05.2006 N 99-а

     

ИНФОРМАЦИЯ
о работе по развитию в Ярославской области форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей


В настоящее время в области проживает более 5800 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В семьях опекунов (попечителей) проживает 3263 ребенка, 173 ребенка - в приемных семьях, в государственных учреждениях области воспитывается 2121 ребенок, 50 отказных детей находятся в детских лечебных учреждениях.

В течение 2005 года усыновлено 219 детей, из них 109 - гражданами Российской Федерации.

В настоящее время активизировалось развитие такой формы устройства детей, как приемная семья. По состоянию на 23.05.2006 в 15 муниципальных районах и городских округах области создано 98 приемных семей, в которых воспитывается 173 приемных ребенка.

Муниципальный район, городской округ

Количество приемных семей

Количество приемных детей, в т.ч.

дошкольников

школьников

всего

1. Рыбинский

11

4

42

46

2. Ростовский

5

8

5

13

3. Любимский

7

3

6

9

4. Первомайский

1

1

2

3

5. Некрасовский

3

-

5

5

6. Угличский

14

5

15

20

7. Даниловский

19

8

15

23

8. Переславский

5

2

5

7

9. г. Переславль-Залесский

5

2

3

5

10. Тутаевский

2

2

3

5

11. Пошехонский

4

5

-

5

12. Некоузский

7

3

10

13

13. Мышкинский

2

2

1

3

14. Ярославский

3

3

-

3

15. г. Ярославль

10

10

3

13

ВСЕГО

98

58

115

173


Наиболее активно работа по передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан ведется в Даниловском, Угличском, Ростовском, Любимском муниципальных районах. Большой опыт работы с приемными семьями накоплен в Рыбинском муниципальном образовании. Нет приемных семей в Большесельском, Борисоглебском, Брейтовском, Гаврилов-Ямском муниципальных районах.

Среди недостатков, сдерживающих работу по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, следует отметить кадровые проблемы, в частности, большая нагрузка ложится на специалистов органов опеки и попечительства.

В области приняты необходимые меры по социальной поддержке семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Принятые законодательные акты обеспечили дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- выплату губернаторской надбавки к заработной плате приемных родителей в размере 80%;

- выплату приемной семье единовременного пособия в размере 10,0 тысяч рублей на каждого принятого в семью ребенка;

- выплату денежных средств опекунам, попечителям, приемным родителям на питание, приобретение детям одежды, обуви, мягкого инвентаря (с 01.07.2005 размер выплачиваемых средств составляет 2747 рублей на дошкольника и 3602 рубля на школьника);

- для приемных семей, в которых воспитывается трое и более детей (включая родных), меры социальной поддержки, установленные в регионе для многодетных семей;

- финансирование с января 2006 года расходов на оплату труда приемных родителей полностью за счет средств областного бюджета;

- скидку в размере 30 процентов при оплате коммунальных услуг - приемным семьям, воспитывающим менее трех детей;

- выплату единовременного денежного пособия в размере 10,0 тысяч рублей семьям, усыновившим (удочерившим) ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на компенсацию первичных расходов семьи на ребенка.

В областном бюджете на 2006 год предусмотрено 5,0 млн. рублей на улучшение жилищных условий приемных семей.

Кроме того, на детей, воспитывающихся в приемных семьях, распространяются все меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- обеспечение бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси) на территории области;

- обеспечение бесплатного обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования;

- полное государственное обеспечение в период получения начального, среднего, высшего профессионального образования;

- обеспечение бесплатного отдыха (в соответствии с выделенными на эти цели средствами) на базах отдыха или в оздоровительных лагерях Ярославской области;

- обеспечение воспитанников при выпуске из образовательных учреждений денежной компенсацией, одеждой, обувью, мягким инвентарем по установленным нормам и фактическим ценам региона;

- обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением Администрации области от 27.03.2002 N 43-а «Об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области» (за период 2002-2005 годов обеспечено жилыми помещениями 164 человека, приобретено жилья на общую сумму 39 млн. рублей).

Семейным кодексом Российской Федерации установлены такие формы семейного устройства, как усыновление, опека, создание приемных семей.

В настоящее время Государственной Думой Ярославской области в первом чтении принят проект закона Ярославской области «О формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ярославской области», в котором предусмотрены дополнительные формы устройства детей: патронат и семейно-воспитательная группа.

В целях активизации развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, уделяется большое внимание формированию позитивного общественного мнения. Проблемы социального сиротства и устройства детей постоянно освещаются на страницах областных газет «Северный край», «Юность». В областной газете «Здоровье» ежеквартально публикуются материалы, содержащие сведения регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которых можно взять в семью.

С 2005 года в рамках вещания государственной телерадиокомпании «Ярославия» выходят передачи цикла «Я жду тебя, мама», по областному радио и телевидению идет блок социальной рекламы по устройству осиротевших детей в семью.

Подготовлены и направлены в муниципальные районы и городские округа агитационные материалы: листовки с пропагандой принятия ребенка в приемную семью, информационные плакаты, разъясняющие, что такое приемная семья, какие формы материальной поддержки со стороны государства существуют.

В мае 2006 года в области объявлен смотр приемных семей «Приемная семья - теплый дом».

В связи с увеличением числа приемных семей необходимо предусмотреть увеличение финансирования подраздела «Мероприятия по развитию института приемной семьи» раздела VI областной целевой программы «Семья». В 2007 году планируется разработать комплексную целевую программу «Семья и дети», в которой будет предусмотрена подпрограмма «Приемная семья».

Работа воспитателем в приемной, патронатной семье, семейно-воспитательной группе рассматривается сегодня как форма трудоустройства граждан.

С точки зрения экономической целесообразности, не говоря уже о социальных, психологических и прочих факторах, преимущества семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, очевидны. Содержание ребенка в детском учреждении составляет 19,0 тысяч рублей в месяц, в приемной семье - 11 тысяч рублей. В области 173 ребенка воспитывается в приемных семьях. На это количество детей экономический эффект составляет около 17,0 млн. рублей в год.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»