АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 5 мая 2006 года N 128

Об областной целевой программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
Ярославской области» на 2006-2007 годы

(с изменениями на 6 ноября 2007 года)


____________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Ярославской области от 22 ноября 2006 года N 299;
постановлением Администрации Ярославской области от 22 декабря 2006 года N 344;
постановлением Администрации Ярославской области от 18 сентября 2007 года N 282;
постановлением Администрации Ярославской области от 6 ноября 2007 года N 363
____________________________________________



В целях повышения устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» на 2006-2007 годы (далее - Программа) и считать её составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.):

2.1. При внесении изменений в закон Ярославской области от 28 декабря 2005 г. N 93-з «Об областном бюджете на 2006 год» включить Программу в перечень областных целевых программ.

2.2. В течение периода действия Программы включать её в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учётом возможностей областного бюджета.

3. Департаменту финансов Ярославской области (Фёдоров А. П.):

3.1. При внесении изменений в закон Ярославской области от 28 декабря 2005 г. N 93-з «Об областном бюджете на 2006 год» программы и объекты «Фонда муниципального развития Адресной инвестиционной программы области на 2006 год» привести в соответствие с Планом мероприятий по газификации, модернизации топливно-энергетического оборудования и энергоресурсосбережению по Ярославской области на 2006 год (Приложение 3 к Программе).

3.2. В течение периода действия Программы производить её финансирование в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год по разделу «Адресная инвестиционная программа Ярославской области» по соответствующим разделам областного бюджета.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Фёдорова А. Г.

Губернатор области
А.И. Лисицын

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 05.05.2006 N 128
(в редакции
постановлений Администрации
Ярославской области
от 22 декабря 2006 года N 344;
 от 6 ноября 2007 года N 363)


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2006-2007 ГОДЫ



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

-

областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» (далее - Программа)

Основание разработки Программы

-

национальный проект «Доступное и комфортное жильё - гражданам России», постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»

Государственный заказчик

-

департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области

Основной разработчик Программы

-

департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области

Цели и задачи Программы

-

комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы;
приведение существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
создание условий для реализации программы обеспечения населения жильем через увеличение объемов строительства необходимой коммунальной инфраструктуры;
привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
адресная социальная защита населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

снижение уровня износа основных фондов коммунальной инфраструктуры до 60 процентов;
увеличение доли средств внебюджетных источников в общем объёме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры до 39 процентов;
увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса до 15 процентов;
снижение объема просроченной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства на 25 процентов

Сроки реализации
Программы

-

2006-2007 годы

Объёмы и источники финансирования Программы

-

- 3221,11* млн. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 1163,57 млн.
рублей;
внебюджетные источники - 1534,43 млн. рублей
*с учётом потребности в средствах федерального бюджета и местных бюджетов
Справочно: средства на реализацию Программы, выделяемые из федерального бюджета - 115,5 млн. рублей; из местных бюджетов - 407,61 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации
Программы

-

улучшение финансового состояния предприятий жилищно-коммунального комплекса, создание благоприятной среды для инвесторов;
ремонт и модернизация основных фондов; внедрение новых технологий;
снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;
повышение качества предоставления коммунальных услуг;
приведение коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества и обеспечение комфортных условий проживания 37,3 тыс.чел;
достижение сбалансированности мощностей коммунальной инфраструктуры - переход на децентрализацию теплоснабжения с созданием локальных теплоэнергетических систем - 427 ед, в том числе на объектах соцсферы - 8 ед.;
повышение уровня адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг

Ответственные лица для контактов

-

начальник отдела департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области Тихонова Наталия Геннадьевна, тел.30-53-40



(раздел Паспорт Программы в редакции постановлений Администрации Ярославской области от 18 сентября 2007 года N 282; от 6 ноября 2007 года N 363 - см. предыдущую редакцию)



I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

     
1. Характеристика жилищно-коммунального комплекса области


На территории Ярославской области предоставлением услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) занимаются 263 предприятия, из которых - 117 муниципальных, 16 - государственных и 130 - с частной и смешанной формами собственности. Стоимость основных фондов отрасли составляет около 40 млрд. рублей. В сфере ЖКХ области работает более 26 тыс. человек.

Объем оказанных жилищно-коммунальных услуг в 2005 году составил около 18 млрд. рублей.

Общая площадь жилищного фонда (без частного сектора) в области составляет 23,4 млн. кв. м, из них муниципального - 19,8 млн. кв. м. Удельный вес приватизированного жилья превышает 55 процентов. Общая численность населения - 1350,9 тыс. чел.

Средняя обеспеченность жильём на одного жителя области составляет 21,9 кв. м.

Удельный вес ветхого и аварийного жилья во всём жилищном фонде составляет 4,8 процента.

Водопроводом оборудовано 77 процентов жилищного фонда, канализацией - 74 процента, центральным отоплением - 81 процент, природным и сжиженным газом - 89 процентов, горячим водоснабжением - 67 процентов.

Теплоснабжение области включает: 835 котельных суммарной мощностью более 11 тыс. гкал/ч; тепловые сети протяженностью 2315 км в двухтрубном исчислении; 84 центральных тепловых пункта.

Годовая производительность тепловых источников, обеспечивающих теплом и горячей водой население и социальную сферу области, составляет 14,7 млн. гкал, в том числе объем отпуска тепла населению и на коммунально-бытовые нужды составляет более 55 процентов общего объема отпущенной тепловой энергии.

В структуре потребления котельные, использующие в качестве основного вида твердое и жидкое топливо, составляют порядка 47 процентов.

Степень изношенности инженерных сетей и технологического оборудования составляет 60-70 процентов, коэффициент использования мощности не превышает 70 процентов.

Имеется проблема значительного превышения выработки тепла по отношению к необходимой его потребности даже во время максимально низких температур отопительного периода, в связи с чем в летний период обеспечение населения горячим водоснабжением от таких котельных технически невозможно, либо затратно.

За период с 2001 по 2005 год заменено 350 км тепловых сетей при минимальной нормативной потребности 468 км, в результате чего имеют место сверхнормативные потери тепловой энергии в сетях.

Потребность в средствах на модернизацию систем теплоснабжения составляет 1071,55 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета и внебюджетных источников 821,54 млн. рублей.

Водоснабжение Ярославской области осуществляется из открытых источников и артезианских скважин.

Услуги централизованного водоснабжения предоставляются в 11 городах, 29 поселках городского типа и 649 сельских населенных пунктах. Децентрализованные источники водоснабжения используют в 4421 населенном пункте области.

Суммарная установленная мощность водозаборов при централизованном водоснабжении составляет 2037 тыс. куб. м в сутки. Фактически используется около 50-60 процентов мощностей насосных станций  подъема, 70-80 процентов мощностей водопроводов и около 96 процентов мощностей водоочистных сооружений. При этом 95 процентов мощностей водоочистных сооружений приходится на городское население.

В области действуют более полутора тысяч артезианских скважин, предназначенных для питьевого водоснабжения населения. Около 70 процентов скважин эксплуатируются 15 и более лет (нормативный срок эксплуатации составляет 15 лет) и требуют хлорирования, прочистки, текущего и капитального ремонтов.

По данным Минздравсоцразвития России, Ярославская область относится к регионам, где отмечается устойчивый дефицит качественной питьевой воды. Из общего числа водопроводных сетей 823 км также находятся в аварийном ветхом состоянии, за последние 5 лет заменено всего 174 км водопроводных сетей.

Постоянное невыполнение планов по замене ветхих сетей приводит к возникновению аварий и технологическим нарушениям при их эксплуатации.

Потребность в средствах на модернизацию систем водоснабжения составляет 922,73 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета и внебюджетных источников 451,78 млн. рублей.

Водоотведение. Канализационные очистные сооружения в ряде населенных пунктов области, особенно в городах, перегружены.

Во многих сельских населенных пунктах области канализационные очистные сооружения находятся практически в аварийном состоянии и требуют реконструкции с привлечением бюджетных, внебюджетных и инвестиционных средств.

В большинстве населенных пунктов отсутствует оборудование для сбора и очистки ливневых стоков, в результате чего часть сточных поверхностных ливневых вод, а также стоки промышленных предприятий попадают в водоемы рыбохозяйственного и питьевого назначения.

Потребность в средствах на модернизацию систем водоотведения составляет 1127,78 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета и внебюджетных источников 599,2 млн. рублей.

Электроснабжение объектов ЖКХ области в основном осуществляется предприятиями РАО ЕЭС и частично муниципальными предприятиями.

Протяженность электрических сетей составляет 36 тыс. км, в том числе находящихся у специализированных организаций - 28 тыс. км, что составляет 79 процентов.

Потребность в средствах на ремонт и замену муниципальных систем электроснабжения составляет 1304,39 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета и внебюджетных источников 1144,49 млн. рублей.

Газоснабжение. Уровень газификации области природным газом составляет - 66,1 процента, в т.ч. в городах и поселках городского типа - 82,6 процента, в сельской местности - 17,3 процента. Газифицировано 404,2 тыс. квартир, в т.ч. в городах и поселках городского типа - 377,5 тыс. квартир, в сельской местности - 26,7 тыс. квартир.

Потребность в средствах на продолжение работ по газификации составляет 1537,48 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета и внебюджетных источников 1193,69 млн. рублей.

Жилищный фонд. Из 23,4 млн. кв. м жилищного фонда области 50 процентов имеет износ от 31 до 65 процентов.

На протяжении последних 10 лет ежегодно капитально ремонтируется не более 0,2 процента жилищного фонда при годовой потребности 3-4 процента.

В 2005 году в области капитально отремонтировано около 35 тыс. кв. м муниципального жилищного фонда, или 0,15 процента от его общего объёма.

Ежегодная потребность в средствах на модернизацию жилищного фонда составляет около 1000 млн. рублей, в том числе за счёт областного бюджета более 300 млн. рублей

Техническая оснащённость предприятий ЖКХ, несмотря на высокую стоимость основных фондов, требует обновления материально-технической базы. Общая потребность в средствах на приобретение высокопроизводительного технологичного оборудования и технических средств составляет более 70 млн. рублей. Повышение уровня технической оснащённости предприятий ЖКХ позволит выполнять высокотехнологические работы без привлечения сторонних специализированных организаций и обеспечит качество обслуживания жилья и коммунальных объектов.

2. Основные итоги реформирования жилищно-коммунального комплекса области


С 1997 года реформирование ЖКХ Ярославской области осуществляется в соответствии с областными программами, утверждёнными постановлением Губернатора области от 08.09.97 N 572 «Об утверждении Программы реформирования ЖКХ области» и постановлением Администрации области от 20.08.2003 N 170 «О региональной целевой программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы». Аналогичные программы были приняты и на уровне муниципальных образований области.

За годы реформы в ЖКХ области произошли определённые позитивные изменения.

Постепенный переход к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг осуществлялся с применением мер социальной защиты малообеспеченных граждан в виде предоставления льгот и субсидий, фактическое финансирование которых из областного бюджета осуществляется в размере 100 процентов.

Сегодня в муниципальных образованиях области функционирует 41 служба, осуществляющая предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг населению. За 2005 год субсидии получили более 43 тыс. семей.

Уточнены списки льготников. Численность граждан, пользующихся льготами, в целом по области составляет более 407 тыс. чел., или более трети всего населения области.

Повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в области проводится в жёсткой увязке с темпами роста доходов населения. Об этом говорит тот факт, что доля платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи на протяжении ряда лет практически не изменялась и составляла порядка 10-12 процентов.

Уровень платежей населения по отношению к фактической стоимости жилищно-коммунальных услуг в среднем по области доведён до 85 процентов.

Сформирована нормативно-правовая база реформирования отрасли. Только в 2005 году на региональном уровне принято более 30 законодательных и нормативных правовых актов по вопросам формирования единой тарифной политики, социальной защиты населения, параметрам технических нормативов, управления жилищным фондом.

Начиная с 2005 года законом Ярославской области устанавливаются региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, которые используются для расчёта межбюджетных трансфертов из регионального фонда компенсаций Ярославской области и регионального фонда софинансирования расходов Ярославской области и выделения субвенций и субсидий местным бюджетам.

С начала 2006 года полностью осуществлён переход к адресному субсидированию малообеспеченных семей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг через органы социальной защиты области и систему перечисления средств непосредственно потребителям услуг.

Предусматривается дополнительная социальная защита населения путём регулирования предельного уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг с учётом роста доходов населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»