АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 28 сентября 2005 года N 243

  
Об областной целевой программе «Развитие системы стационарных учреждений
социального обслуживания Ярославской области» на 2006 - 2007 годы

(с изменениями на 9 марта 2007 года)

_______________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 78
_______________________________________________



В целях дальнейшего укрепления материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания, совершенствования и всестороннего развития социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области» на 2006 - 2007 годы (далее Программа). Определить программные мероприятия как приоритетные в сфере социальной защиты населения области и считать Программу составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в течение периода действия Программы включать её в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ, а объекты строительства и (или) реконструкции, содержащиеся в ней, включать в проект адресной инвестиционной программы Ярославской области с учётом возможностей областного бюджета.

3. Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (Скворцов Г.А.) в течение периода действия Программы производить её финансирование в пределах средств, выделенных департаменту в областном бюджете на соответствующий год. (пункт 3 в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 78 - см. предыдущую редакцию)


4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г. (пункт 4 в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 78 - см. предыдущую редакцию)

Губернатор области
А.И. Лисицын


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 28.09.2005 N 243
(в редакции
постановления Администрации
Ярославской области
от 9 марта 2007 года N 78)

     
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области» на 2006 - 2007 годы

  

   
Паспорт
областной целевой программы «Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области»
на 2006 - 2007 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа «Развитие системы стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области» на 2006 - 2007 годы (далее - Программа)

Основание разработки
Программы

- Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Государственный заказчик -
координатор Программы

- департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области

Основные разработчики
Программы

- департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области;
- управление по социальной и демографической политике Администрации области

Цели и задачи Программы

- обеспечение государственных гарантий соблюдения конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, инвалидов и детей-инвалидов;
- улучшение качества жизни лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности;
- предоставление наиболее социально уязвимой части населения Ярославской области гарантированной и стабильной социальной защиты, создание и поддержание условий для полноценной жизни в старости, развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов;
- развитие и поддержка учреждений системы социальной защиты населения;
- интенсификация научных исследований в области геронтологии, гериатрии и реабилитации инвалидов

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- количество автотранспорта, приобретаемого для нужд стационарных учреждений социального обслуживания (ед.);
- выполнение мероприятий по реформированию нормативной правовой базы по вопросам оказания стационарной социальной помощи (мероприятий);
- количество стационарных учреждений социального обслуживания, в которых осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы в соответствии с Программой (учреждений);
- выполнение мероприятий по совершенствованию стационарного социального обслуживания (мероприятий);
- количество работников стационарных учреждений социального обслуживания, повысивших квалификацию в течение года (чел.);
- выполнение мероприятий по улучшению условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания (мероприятий);
- количество работников стационарных учреждений социального обслуживания, прошедших аттестацию и получивших (подтвердивших) квалификационную категорию по основной специальности (чел.);
- степень удовлетворения социально-медицинским обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах (%)

Сроки
реализации Программы

- 2006 - 2007 годы

Перечень разделов Программы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
II. Основные цели и задачи Программы
III. Сроки и этапы реализации Программы
IV. Ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации Программы
V. Порядок контроля за ходом реализации Программы
VI. Общая потребность в ресурсах
VII. Система программных мероприятий

Исполнители Программы
(в установленном порядке)

- департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области;
- управление по социальной и демографической политике Администрации области;
- департамент финансов Ярославской области;
- департамент строительства Администрации области;
- департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области;
- Ярославская государственная медицинская академия;
- Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова;
- иные организации области

Общая стоимость Программы
(в установленном порядке)

- 69 864,6 тыс. руб. - всего, в том числе:
- 27 772,0 тыс. руб. - средства областного бюджета;
- 42 092,6 тыс. руб. - внебюджетные источники

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- создание достойных условий проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания;
- приведение количества жилой площади в стационарных учреждениях социального обслуживания на 1 человека в соответствие с санитарными нормами;
- повышение качества оказания социально-медицинской помощи и поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам;
- максимальное приближение к принятым международным стандартам уровня социально-медицинского обслуживания пожилых и инвалидов;
- укрепление социальной защищённости наиболее уязвимой части населения пожилого и старческого возраста, инвалидов и детей-инвалидов;
- приобретение 10 единиц автотранспорта для нужд стационарных учреждений;
- выполнение мероприятий по укреплению материально-технической базы в 18 стационарных учреждениях;
- повышение квалификации 85 работников стационарных учреждений;
- получение (подтверждение) квалификационных категорий 104 работниками стационарных учреждений социального обслуживания

Ответственные лица
для контактов

- Глебов А.Н.- заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, телефон 32-48-95;
- Никифоров А.А.- начальник отдела департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, телефон 73-73-13

Куратор Программы

- Скворцов Г.А.- директор департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области».

     

(раздел Паспорт Программы в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 78 - см. предыдущую редакцию)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


Современная демографическая ситуация в России характеризуется устойчивой тенденцией динамичного увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения.

Анализ демографической ситуации, статистических и иных данных о положении пожилых людей в Российской Федерации в целом и в Ярославской области в частности свидетельствует о наличии многих индивидуальных и групповых проблем данной категории граждан. Кроме того, многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения области, носят долгосрочный характер и в текущем и последующих десятилетиях будут нарастать.

Необходимость разработки Программы обусловлена принятием мер, направленных на обеспечение полной социальной защиты определенной части населения. Это вызвано, во-первых, рождением людей с неполноценной психикой или аномалиями, дефектами развития. Другими причинами являются заболевания, травмы, приводящие к инвалидности, инакурабельные случаи патологии. Кроме того, постоянно увеличивается прослойка людей старших возрастов, нуждающихся в полном обслуживании. Принятие принципиальных решений, необходимых для реформирования системы стационарной социальной помощи, несомненно продиктованы реалиями сегодняшнего времени. Это подтверждают результаты аналитической работы, проведённой специалистами департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области.

Новое федеральное законодательство требует продолжение работ, направленных на развитие социального обслуживания населения области в части оказания стационарной социальной помощи и поддержки. Принятие Программы будет способствовать дальнейшему совершенствованию функционирования государственных стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области.

Выполнение мероприятий предыдущей программы, охватывающей 2002 - 2005 годы, позволило в значительной степени улучшить качество оказания стационарной социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам. Общая спальная площадь в домах-интернатах области увеличена на 1000 мІ. Введены в эксплуатацию новые спальные корпуса в Григорьевском психоневрологическом интернате и Рыбинском доме-интернате общего типа. В городе Тутаеве открыт дом-интернат для ветеранов войны и труда на 151 место. В Григорьевском психоневрологическом интернате сданы в эксплуатацию столовая на 100 посадочных мест и утеплённый переход, который соединил новый корпус и столовую. Введены в действие новые нормативы штатной численности работников стационарных учреждений. Продолжено лицензирование отдельных видов медицинской деятельности. Учреждения пополнились современным технологическим и реабилитационным оборудованием, автотранспортом. Внедрены новые прогрессивные социальные технологии в области геронтологии и гериатрии.

С наступлением преклонного возраста значительно ухудшается состояние здоровья. Пожилые люди больше, чем остальные возрастные группы, нуждаются в лечебно-профилактической и социальной помощи. Прогрессивно уменьшается количество долгожителей (лица старше 90 лет).

Пристального внимания к себе требуют лица, освободившиеся из мест лишения свободы, без определенного места жительства, а особенно те из них, кто достиг пенсионного возраста или стал инвалидом. Данная категория, лишённая жилья и постоянного дохода, пополняет наиболее бедные слои населения области и оказывается носителем повышенной криминогенной опасности для окружающих.

Таким образом, анализ демографической ситуации в области и характеристики положения лиц пожилого возраста свидетельствует о наличии таких важных проблем, как неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность и одиночество, нуждаемость в постоянном постороннем уходе.

В области в последние годы отмечается устойчивая тенденция роста числа инвалидов как по общему заболеванию, так и инвалидов с детства. Сегодня на учёте в органах социальной защиты населения состоит 129 тысяч инвалидов. Данная категория лиц за последние 3 года возросла более чем на 7,8% и составляет почти 9,6% от всего населения области.

Увеличение доли инвалидов в структуре населения области порождает ряд вопросов, связанных с организацией их медицинской, социальной, трудовой и профессиональной реабилитации. Остается мало изученной проблема медицинской реабилитации данной категории населения. Организационно-методическое обеспечение социальных аспектов реабилитации в стационарных учреждениях не систематизировано. Механизм социальной защиты населения строится в основном на принципах адресной финансовой поддержки. Индивидуальные программы реабилитации порой трудновыполнимы.

Эти проблемы не позволяют в полной мере осуществлять право инвалида на гарантированную реабилитацию.

Актуальными на сегодня остаются и проблемы реабилитации детей-инвалидов. Реабилитация умственно отсталых детей должна включать коррекционно-восстановительную терапию, выявление и развитие скрытых задатков и способностей, трудовое и профессиональное обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Хорошего результата можно достичь, объединив усилия медицинских работников, воспитателей, педагогов, социальных и других работников.

Значительное увеличение в последние годы численности населения пожилого и старческого возраста, инвалидов, детей-инвалидов, ухудшение его физического и психологического здоровья, снижение физических возможностей и способности к самообслуживанию, рост потребностей в самых разнообразных формах опеки определили актуальность принятия принципиальных решений и целенаправленной деятельности со стороны органов государственной власти в интересах этой категории граждан. В Ярославской области уже действует ряд законодательных и нормативных правовых актов, принятых в целях обеспечения социальных гарантий престарелым гражданам и инвалидам, однако проблемы, связанные с деятельностью стационарных учреждений социального обслуживания, где осуществляются государственные мероприятия по защите наиболее уязвимой части населения, по-прежнему остаются.

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативная правовая база, регламентирующая деятельность домов-интернатов, требует переработки на региональном уровне. Нормативы питания, обеспечения мягким инвентарём, штатной численности работников требуют стабильной финансовой поддержки из областного бюджета в полном объёме.

Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области разработан проект закона «О социальном обслуживании населения Ярославской области», а в последующем будет подготовлен ряд подзаконных актов, которые изменят нормативную правовую базу оказания стационарной социальной помощи в нашем регионе.

Необходимо определить порядок установления государственных стандартов социального обслуживания, разработать порядок заключения, изменения и расторжения договоров на стационарное обслуживание и оказание социальных услуг, рационализировать механизм взимания платы за представленное обслуживание.

Существующие проблемы можно решить путём совершенствования нормативной правовой базы социального обслуживания.

Сегодня в Ярославской области действуют 18 стационарных социальных учреждений с общим числом коек 4000, материально-техническая база которых требует дальнейшего развития и совершенствования. В ряде стационарных учреждений по-прежнему отмечается недостаточная площадь жилых помещений. Сегодня пожилым людям и инвалидам требуются жилые помещения хорошего качества, имеющие необходимые удобства. Для этого жилую площадь на 1 человека следует довести до санитарных норм (не менее 7 кв. м. на 1 человека).

Для решения перечисленных проблем необходимо дальнейшее расширение коечной сети стационарных учреждений социального обслуживания на период 2006-2007 гг., в том числе за счёт:

- строительства новых домов-интернатов по современным проектам;

- реконструкции и капитального ремонта действующих площадей;

- развития надомного специализированного социального обслуживания;

- развития негосударственной части системы социального обслуживания.

В целях достижения качественных параметров жизнедеятельности и максимального приближения социального обслуживания пожилых лиц и инвалидов к принятым национальным стандартам необходимо определить принципы защиты этой категории нуждающихся. Защита лиц преклонного возраста и инвалидов включает в себя ряд мероприятий:

- реконструкция жилых помещений с созданием современных комфортных условий проживания;

- использование новых технологий в проведении работ по текущим и капитальным ремонтам зданий и сооружений;

- комплексное укрепление материально-технической базы стационарных учреждений;

- дальнейшая специализация отделений стационарных учреждений с созданием адекватных условий для длительного ухода;

- оптимизация физической среды для реализации невостребованных возможностей лиц с нарушенными функциональными способностями (инвалиды всех возрастных групп); концентрация реабилитационных мероприятий в единых профильных центрах;

- совершенствование развития лечебно-трудовых и лечебно-производственных мастерских в целях предупреждения психической и социальной деградации пожилых лиц и инвалидов; укрепление подсобных сельских хозяйств и создание минипроизводств по переработке сельхозпродукции;

- качественное изменение в подходах к обслуживанию престарелых граждан и лиц с функциональными нарушениями;

- развитие инновационно-экспериментальных учреждений социального обслуживания для апробации и внедрения социальных преобразований.

Указанные мероприятия предусматривают качественно новый подход к оказанию помощи лицам, проживающим в государственных стационарных учреждениях - домах-интернатах. Кроме того, они обеспечивают проведение организационных изменений на ближайшую перспективу (2006-2007 годы), которые в большей степени откликаются на требования защиты наиболее уязвимой части населения области и ориентированы на уважение свободы, достоинства и ценности человеческой личности. (раздел I в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 марта 2007 года N 78 - см. предыдущую редакцию)

II. Основные цели и задачи Программы


Основными целями и задачами данной Программы являются: обеспечение государственных гарантий соблюдения конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, инвалидов и детей-инвалидов; предоставление наиболее социально уязвимой части населения Ярославской области гарантированной и стабильной социальной защиты, создание и поддержание условий для полноценной жизни в старости, развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов; улучшение качества жизни лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности; интенсификация научных исследований в области геронтологии, гериатрии и реабилитации инвалидов; развитие и поддержка учреждений системы социальной защиты населения; внедрение новых технологий в работе по социальному обслуживанию, направленных на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей и инвалидов; создание новых рабочих мест в рамках расширения сферы услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.

III. Сроки и этапы реализации Программы

    

Программа рассчитана на период с 2006 по 2007 годы. Поэтапно будут выполняться следующие мероприятия:

- реформирование нормативной правовой базы оказания стационарной помощи;

- расширение коечной сети стационарных учреждений;

- дальнейшее улучшение условий проживания престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания;

- дальнейшее укрепление и комплексное развитие материально-технической базы стационарных учреждений;

- внедрение новых, прогрессивных форм и методов стационарного социального обслуживания;

- мероприятия по повышению квалификации кадров.

IV. Ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»