АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 30 июля 2004 года N 119



Об областной целевой программе поддержки субъектов малого предпринимательства
Ярославской области в промышленной сфере путем развития производственной кооперации
на 2005-2006 годы

(с изменениями на 11 апреля 2006 года)

___________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Ярославской области от 2 августа 2005 года N 178;
постановлением Администрации Ярославской области от 9 февраля 2006 года N 35;
постановлением Администрации Ярославской области от 11 апреля 2006 года N 107
___________________________________________________



В соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 годы

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу поддержки субъектов малого предпринимательства Ярославской области в промышленной сфере путем развития производственной кооперации на 2005-2006 годы (далее Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.

3. Управлению государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности Администрации области (Рябухин А.В.) при разработке областного бюджета на 2005 год в установленном порядке принять меры по обеспечению финансирования мероприятий Программы.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Блатова В.Ю. (пункт 4 в редакции постановления Администрации Ярославской области от 9 февраля 2006 года N 35 - см. предыдущую редакцию)



Губернатор области
А.И. Лисицын

Утверждена
постановлением
Администрации области
от 30.07.2004 N 119
(в редакции
постановлений Администрации
Ярославской области
от 2 августа 2005 года N 178;
от 11 апреля 2006 года N 107)


     
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ
на 2005-2006 гг.

     

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

- областная целевая программа поддержки субъектов малого предпринимательства Ярославской области в промышленной сфере путем развития производственной кооперации на 2005-2006 гг. (далее Программа)

Основание разработки Программы

- Закон Ярославской области от 12.10.2001 N 49-з «О государственной поддержке малого предпринимательства Ярославской области» (главы II, III);
- поручение Губернатора Ярославской области (протокол заседания Координационного совета по малому предпринимательству при Губернаторе области от 12.03.2003 N 1)

Государственный заказчик - координатор Программы

Администрация Ярославской области в лице департамента развития предпринимательской деятельности Администрации области

Основные разработчики Программы (в установленном порядке)

- Ярославская областная торгово-промышленная палата;
-департамент развития предпринимательской деятельности Администрации Ярославской области;
- департамент промышленности и транспорта Администрации области

Цели и задачи Программы

- увеличение числа малых предприятий в производственной сфере и объемов выпуска конкурентоспособных товаров и услуг;
- стимулирование создания новых субъектов предпринимательской деятельности в промышленной сфере;
- повышение информированности субъектов малого, среднего, крупного бизнеса в промышленной сфере о процессах субконтрактации и аутсорсинга;
- формирование комплекса услуг для субъектов малого, среднего, крупного бизнеса промышленной сферы, участвующих в процессах субконтрактации;
- создание системы поддержки процессов производственной кооперации;
повышение эффективности деятельности предприятий в сфере промышленности

Сроки реализации Программы

- 2005 - 2006 годы

Перечень разделов Программы

I. Описание проблемы и обоснование ее актуальности
II. Основные цели и задачи Программы
III. Система программных мероприятий
IV. Ресурсное обеспечение Программы на 2005-2006 годы
V. Порядок контроля и управления Программой
VI. Cсоциально-экономический эффект Программы

Исполнители мероприятий Программы (в установленном порядке)

- Ярославская областная торгово-промышленная палата;
-департамент развития предпринимательской деятельности Администрации Ярославской области;
- общество с ограниченной ответственностью «Ярославский ЦНТИ»

Общая стоимость Программы, в том числе государственная поддержка из бюджетов других уровней и внебюджетных источников (в установленном порядке)

- общий объем финансирования Программы 1430 тыс. руб. (923 тыс. руб. - 2005 г.),
 в том числе по источникам финансирования:
 областной бюджет - 715 тыс. руб.
 (415 тыс. руб. - 2005 г.),
 внебюджетные источники - 715 тыс. руб.
 (508 тыс. руб. - 2005 г.)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

 скоординированные решения и практические
 действия по реализации Программы в 2005-2006 годах должны привести:
- к увеличению:
 числа субъектов малого предпринимательства, в т.ч. числа малых предприятий в промышленной сфере на 5%;
 объема произведенной малыми промышленными предприятиями продукции (работ, услуг) на 20%;
- к повышению числа субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, участвующих в процессах кооперации на 20%;
- к созданию сектора производственных услуг и предложений в сфере малого бизнеса и формированию потребностей в услугах у крупного бизнеса;
- к повышению конкурентоспособности промышленных предприятий области, улучшению качества производимой продукции, работ, услуг

Ответственные лица для контактов, куратор Программы

- куратор от Администрации Ярославской области - заместитель Губернатора Ярославской области Блатов В.Ю.
- ответственные лица:
-директор департамента развития предпринимательской деятельности Администрации Ярославской области Даниленко Р.А., тел. 72-52-13;
- первый заместитель директора департамента развития предпринимательской деятельности Администрации Ярославской области Рябухин А.В., тел. 72-52-10


(паспорт Программы в редакции постановления Администрации Ярославской области от 2 августа 2005 года N 178 - см. предыдущую редакцию)

I. Описание проблемы и обоснование ее актуальности


Развитие малого предпринимательства в Ярославской области, как и в целом по России, происходит за счет преимущественного развития предприятий торговли и общественного питания, составляющих в структуре малых предприятий 45%. По данным областного комитета государственной статистики, число малых предприятий в промышленности в 2003 году составило 1016 единиц, или 12,1% от их общего количества. По сравнению с 1995 годом, когда на законодательном уровне был определен статус малого предприятия, число предприятий уменьшилось на 126 единиц, или на 11%. Наибольшее число малых предприятий - 1415 наблюдалось в 1998 году. Затем произошло снижение до 995 предприятий в 2001 году. За последние два года наметился небольшой рост, составляющий около 1%. Для стабилизации и улучшения ситуации назрела необходимость сосредоточения усилий на поддержке малого бизнеса в промышленной сфере.

Действенным механизмом развития малого промышленного бизнеса является его кооперация с крупным бизнесом посредством применения аутсорсинга и субконтрактации.

В Ярославской области подавляющее количество крупных предприятий располагает полным циклом производства. Это обеспечивает высокий уровень надежности работы предприятия, но совершенно не подходит для работы на открытом рынке, не позволяет сконцентрировать усилия на решении важнейших задач - технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции и внедрении современных систем управления. Этому во многом могут способствовать специализированные малые предприятия, рыночная активность и эффективность которых по отдельным видам и направлениям деятельности значительно выше, чем у аналогичных подразделений крупных предприятий.

Аутсорсинг заключается в передаче функций разработки, производства, технической поддержки сбыта продукции, обслуживания, администрирования, финансирования и других бизнес-услуг высококвалифицированным специалистам сторонней организации. Субконтрактация или субконтрактинг - это вид производственной кооперации, в ходе которой одно предприятие (контрактор) поручает другому (субконтрактору) осуществить изготовление некоторой продукции (деталей, комплектующих) в соответствии с предоставленными чертежами и требованиями. Проблемы, связанные с внедрением субконтрактации и аутсорсинга, а также возможности и преимущества данных организационных форм во многом являются общими.

Применение новой стратегии ведения бизнеса - аутсорсинга и субконтрактации дает возможность любому предприятию освободиться от непроизводительных издержек и сконцентрировать ресурсы и усилия на участках, определяющих конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. Преимущества субконтрактации для потребителя прежде всего связаны с более высокой эффективностью малого бизнеса, которая находит свое отражение в низкой цене поставляемых комплектующих из-за более узкой специализации производства и невысоких управленческих расходов.

Производственная кооперация позволяет крупному бизнесу повысить производительность труда и эффективность производства, а малым предприятиям - загрузить имеющееся оборудование производственными заказами, автоматически решив при этом проблему сбыта.

В целом производственная кооперация способствует дальнейшей структурной перестройке экономики области, повышению конкурентоспособности промышленных предприятий, улучшению социально-экономического положения региона.

Экономика Ярославской области располагает большим потенциалом для развития процессов кооперации. Ведущей отраслью промышленности в Ярославской области является машиностроение и металлообработка, в которой, как показывает мировая практика, наиболее динамично развиваются процессы субконтрактации. Использование субконтрактации в данной отрасли позволит отойти от сложившейся модели крупного производства: преобладания узкой товарной специализации (только один вид продукции) и широкой универсализации подготовительного производства (детали, комплектующие, компоненты), приводящей к кризисным явлениям. Значительный промышленный потенциал сосредоточен в секторах производства полимерных деталей и электронных компонентов. В полимерной промышленности развитие субконтрактации в большей степени связано с установлением межотраслевых кооперационных связей, в частности, с предприятиями машиностроения и металлообработки. Производители электроники выступают как в качестве поставщиков (электронные системы управления оборудованием и т.п.), так и в качестве потребителей деталей полимерной и металлообрабатывающей промышленности (корпуса приборов, детали аппаратуры и т.п.). Существуют возможности и для развития внутриотраслевой кооперации.

Помимо этих общих направлений развития субконтрактации можно выделить несколько специальных:

- создание сектора производства запчастей и метизов. Крупные предприятия имеют возможность постепенного замещения самостоятельного производства деталей и комплектующих для своей продукции на поставки в рамках субконтрактации, что создает условия для развития малого предпринимательства в промышленной сфере;

- создание совместных предприятий, занимающихся конечной сборкой фирменной продукции. Данное направление может развиваться в секторах автомобилестроения и машиностроения, производства электронной и электротехнической продукции (в частности, бытовой), а также изготовления мебели. В процессе развития совместного предприятия осуществляется последовательный переход от импортных комплектующих на соответствующие по качеству отечественные. Совместное предприятие способно задействовать вокруг себя значительное количество малых предприятий;

- кооперация научно-технического и производственного секторов. Выступая в качестве контракторов, научно-технические предприятия могут получить компоненты, необходимые для сборки готового изделия, при этом сохранить закрытость новых технологических разработок.

На сегодняшний день в развитии процессов производственной кооперации в Ярославской области обозначились следующие проблемы:

- недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятиях Ярославской области и степени их участия в производственной кооперации. Необходимо пересмотреть систему мероприятий по диагностике промышленного потенциала региона;

- несовершенство системы сбора, распространения и обмена информацией о производственных заказах предприятий области;

- неразвитость прикладных услуг (информационных, консультативных, инжиниринговых, проектных, конструкторских и др.) для предприятий, заинтересованных в субконтрактации;

- недостаточное количество специализированных выставок и ярмарок, направленных на выявление технологического потенциала промышленных предприятий области и установление кооперационных связей;

- недостаточная информированность и компетентность менеджмента предприятий области в вопросах субконтрактации. Отделы кооперации практически не используют услуги структур поддержки промышленности в своей деятельности. Низкий интерес к вопросам субконтрактации со стороны многих предприятиях вызван недостаточной подготовкой кадров;

- отсутствие механизма стимулирования участия предприятий области в процессах производственной кооперации. В настоящее время развитию этих процессов практически никак не способствуют мероприятия промышленной политики, налоговые стимулы, государственный и муниципальный заказ;

- отсутствие координации в работе различных структур поддержки промышленности на областном и муниципальном уровне.

Для реализации всех указанных направлений необходимо формирование системы поддержки процессов производственной кооперации в Ярославской области, которая включает в себя создание и работу консультационного совета по вопросам производственной кооперации при Администрации области, развитие регионального центра субконтрактации, функционирующего на базе Ярославской областной торгово-промышленной палаты, выполнение программных мероприятий.

II. Основные цели и задачи Программы


Основная цель Программы - создание системы эффективного взаимодействия предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, направленной на увеличение числа малых предприятий в производственной сфере и объемов выпуска конкурентоспособных товаров и услуг и, как следствие, на укрепление экономики области.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в обеспечении условий для комплексного развития малого, среднего и крупного предпринимательства в промышленной сфере путем поддержки процессов производственной кооперации на региональном уровне.

Основные задачи включают:

- стимулирование создания новых малых промышленных предприятий;

- повышение информированности субъектов малого, среднего, крупного бизнеса в промышленной сфере о процессах субконтрактации и аутсорсинга;

- формирование комплекса услуг для субъектов малого среднего, крупного бизнеса промышленной сферы, участвующих в процессах субконтрактации;

- создание системы поддержки процессов производственной кооперации;

- повышение эффективности деятельности предприятий в промышленной сфере и качества продукции на основе специализации.

III. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий (см. приложение) представлена тремя направлениями:

1. Организационная и правовая поддержка участников субконтрактации, развитие инфраструктуры

Для оценки возможностей развития субконтрактации в экономике области необходимо провести анализ рынка субконтрактации Ярославской области. В рамках Программы предполагается провести обследование малых промышленных предприятий области с тем, чтобы определить:

- уровень специализации производства промышленных предприятий;

- развитие кооперационных связей между малым и крупным бизнесом;

- круг малых предприятий, способных выполнять субконтрактные заказы;

- приоритетные сферы, поддержку процессов, в которых субконтрактация даст наибольший результат;

- проблемы, тормозящие процесс развития субконтрактации.

Исследование будет проведено в форме анкетирования.

Для выработки эффективного механизма поддержки процессов производственной кооперации в области и координации работы различных структур по его реализации необходимо создание консультационного совета по вопросам производственной кооперации при Администрации Ярославской области (далее консультационный совет).

Задачи, решаемые консультационным советом:

- диагностика ситуации в области взаимодействия малого и крупного промышленного бизнеса;

- выявление основных проблем, тормозящих развитие субконтрактации в Ярославской области;

- разработка мероприятий, направленных на стимулирование кооперации малого, среднего и крупного бизнеса;

- контроль за реализацией предложений консультационного совета и оценка их эффективности.

Результатом деятельности консультационного совета является совокупность решений, направленных на поддержку процессов производственной кооперации в Ярославской области. Организация работы консультационного совета осуществляется управлением государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности Администрации области.

С целью поддержки процессов субконтрактации в России формируется трехуровневая система центров субконтрактации, включающая в себя:

- межрегиональный центр субконтрактации;

- региональные центры субконтрактации;

- локальные центры субконтрактации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»