Недействующий


ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 3 июля 2002 года N 426


О государственной научно-технической политике Ярославской области
 на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

(с изменениями на 28 мая 2007 года)


_____________________
Утратило в силу на основании
постановления Губернатора Ярославской области
от 13 марта 2009 года N 95
_____________________


______________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Губернатора Ярославской области от 28 мая 2007 года N 465
______________________________________________



В соответствии с программой социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 годы «От выживания к благополучию», в целях реализации Закона Ярославской области от 05.05.99 N 4-з «О научно-технической политике Ярославской области», повышения эффективности государственной научно-технической политики Ярославской области, направленной на развитие научного потенциала, обеспечение эффективного использования интеллектуальных ресурсов в хозяйственном комплексе, повышение уровня жизни населения,

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

Направления государственной научно-технической политики Ярославской области на период до 2010 года и дальнейшую перспективу;

- Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Ярославской области.

2. Администрации области предусмотреть на 2003 год и последующие годы поэтапное увеличение финансирования научно-технической деятельности в соответствии со статьей 12 Закона Ярославской области от 05.05.99 N 4-з «О научно-технической политике Ярославской области».

3. Руководителям органов исполнительной власти области и структурных подразделений Администрации области до 01.01.2003 провести мониторинг состояния научной сферы и прогнозные исследования по определению перспективных направлений научно-технического и технологического развития подведомственных отраслей.

Разработать и представить для обобщения в отдел по вопросам высшей школы и науки Администрации области:

- предложения в план мероприятий по реализации Направлений государственной научно-технической политики Ярославской области на период до 2010 года и дальнейшую перспективу;

- перечень научных исследований и экспериментальных разработок в интересах подведомственной отрасли, планируемых к проведению в 2003-2004 годах, включая предусмотренные областными целевыми программами.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Воронина Н.П. (пункт 4 в редакции постановления Губернатора Ярославской области от 28 мая 2007 года N 465 - см. предыдущую редакцию)


5. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области
 А.И.Лисицын


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Губернатора
Ярославской области
от 03.07.2002 N 426

НАПРАВЛЕНИЯ
государственной научно-технической политики Ярославской области на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

     

I. Общие положения

1. Направления государственной научно-технической политики Ярославской области на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (далее именуются - Направления) определяют цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.

2. Правовой базой Направлений являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Закон Ярославской области «О научно-технической политике Ярославской области».

3. Реализация Направлений нацелена на обеспечение стратегических приоритетов Ярославской области, к которым относятся: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие науки, образования, культуры.

4. Направления формируются и реализуются с учетом обеспечения интересов Ярославской области.

II. Цель и задачи государственной научно-технической политики Ярославской области


5. Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического прогресса и относится к числу высших приоритетов Ярославской области.

6. Базой развития науки и технологий являются:

1) научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации;

2) фундаментальная наука и развитая система высшего образования;

3) важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел;

4) высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;

5) опыт концентрации усилий на решении сложных научно-технических и технологических проблем;

6) развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура.

7. Целью государственной научно-технической политики является переход к инновационному пути развития области на основе избранных приоритетов.

8. Для достижения цели государственной научно-технической политики области должны быть решены следующие основные задачи:

1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций хозяйственным комплексом области, обеспечения опережающего развития поддержки фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) содействие совершенствованию нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

5) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

6) поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники;

7) укрепление научно-исследовательского сектора Высшей школы;

8) активизация деятельности по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования.

III. Важнейшие направления государственной научно-технической политики области, пути их реализации


9. Важнейшими направлениями государственной научно-технической политики области в развитии науки и технологий являются:

1) развитие важнейших прикладных исследований и разработок, поддержка фундаментальной науки;

2) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

3) формирование областной инновационной системы;

4) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

6) интеграция науки и образования;

7) развитие регионального и международного научно-технического сотрудничества.

Поддержка фундаментальной науки, развитие важнейших прикладных исследований и разработок


10. Результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой экономического роста области, ее устойчивого развития.

11. Важнейшие прикладные исследования и разработки ведутся по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; они должны быть нацелены на решение комплексных научно-технических и технологических проблем и ориентированы на конечный результат, способный стать инновационным продуктом.

12. Основными задачами поддержки фундаментальной науки и развития важнейших прикладных исследований и разработок являются:

1) проведение прогнозных исследований по определению перспективных направлений научно-технического и технологического развития, оценке последствий принимаемых управленческих решений;

2) повышение роли социальных и гуманитарных исследований;

3) сохранение и поддержка научных и научно-технических школ, обеспечение преемственности научных знаний;

4) содействие созданию и ресурсному обеспечению уникальных научных установок, сети центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием;

5) совершенствование информационной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в области науки, образования и технологий, развитие унифицированной системы кодификации научных знаний и технологий, системы научно-технической информации.

Совершенствование государственного регулирования в сфере развития науки и технологий


13. Государственная научно-техническая политика Ярославской области исходит из необходимости формирования и реализации:

1) важнейших инновационных проектов областного значения, на исполнении которых концентрируются ресурсы и которые обеспечиваются государственной поддержкой (далее именуются - важнейшие инновационные проекты областного значения);

2) приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Ярославской области.

14. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Ярославской области и целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок формируются в целях обеспечения реализации важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники и перечни критических технологий подлежат периодической корректировке.

15. Поддержка области в выполнении заказа государства на научно-техническую продукцию призвана обеспечить комплексное сочетание организации исследований и технологических разработок в интересах хозяйственного комплекса области.

Основу заказа области на научно-техническую продукцию составляют целевые областные программы научных исследований и экспериментальных разработок, а также важнейшие инновационные проекты областного значения.

16. Совершенствование государственного регулирования в сфере развития науки и технологий областного значения предусматривает:

1) формирование механизмов областной поддержки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и критических технологий;

2) участие в реформировании государственного сектора науки и высоких технологий с учетом имеющихся финансовых, кадровых и иных ресурсов;

3) повышение эффективности функционирования государственного сектора науки и высоких технологий, развитие направлений негосударственного сектора науки и высоких технологий, которые нацелены на решение важнейших социально-экономических задач области;

4) содействие созданию условий для адаптации академического сектора науки к рыночным условиям с учетом особенностей организации фундаментальных исследований в стране;

5) поддержка создания современных корпораций (холдингов, федеральных центров науки и высоких технологий, межотраслевых центров науки), обеспечивающих решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и освоение секторов наукоемкой продукции мирового рынка;

6) совершенствование деятельности государственных научных центров на основе интеграции академического и вузовского секторов науки и производства для создания конкурентоспособной наукоемкой продукции;

7) развитие внебюджетных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности;

8) формирование системы пропаганды достижений отечественной науки, технологий и техники, информирование общественности о принимаемых государством мерах стимулирования развития науки и образования;

9) создание благоприятного климата для развития инновационной деятельности, вовлечения технологических разработок в производственный процесс, привлечения частных инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики.

Формирование областной инновационной системы


17. Формирование областной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики области.

Областная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации программ социально-экономического развития области.

18. Формирование областной инновационной системы предусматривает содействие:

созданию благоприятной экономической и правовой среды;

построению инновационной инфраструктуры;

совершенствованию механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

19. Формирование областной инновационной системы требует решения следующих основных задач:

1) совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

2) проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования;

3) содействие созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»