Недействующий

Об утверждении Программы реформирования ЖКХ области (с изменениями на 14 ноября 1997 года)

        

6. Основные мероприятия и этапы реализации Программы

Программой реформы жилищно-коммунального хозяйства области определены три этапа ее реализации :

I этап - 1997 - 1998 г.г.

II этап - 1999 - 2000 г.г.

III этап - 2001 - 2003 г.г.

Ниже, в таблице 6.1., приведены основные мероприятия Программы, которые должны быть выполнены в эти периоды, с указанием конкретных сроков и ответственных за их выполнение.

Таблица 6.1

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
И СРОКИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

----------------------------------------------------------------+
 NN ¦     Мероприятия программы   ¦   Сроки   ¦Ответственный за ¦
п.п.¦                             ¦выполнения ¦   выполнение    ¦
----+-----------------------------+-----------+-----------------¦
  1 ¦               2             ¦     3     ¦        4        ¦
----------------------------------------------------------------+
          1 ЭТАП- 1997-1998 г.г.

 1.    Разработка и утверждение
     нормативно-правовой базы
     реализации Программы и
     доведение  ее до
     администраций городов и
     районов области (в
     соответствии с Планом этапов
     правового обеспечения
     реализации программы)

 2.      Реализация мероприятий
                программы

Совершенствование
управления, государственного
регулирования и контроля

 2.1   Обеспечить эффективность      1998 г.  Департамент ЖКХ
     функционирования
     Государственной жилищной
     инспекции и ее филиалов на
     местах.

 2.2   Обеспечить организационную   1997-1998 Департамент ЖКХ
     и необходимую методическую       г.г.
     поддержку структурных
     преобразований в городах и
     районах,  ликвидировать
     многоступенчатую структуру
     управления в городах.
       Организовать работу и
     обеспечить создание в
     городах и районах служб
     заказчика или других
     структур, выполняющих эти
     функции обеспечив переход с
     1998 г. на договорной
     порядок обслуживания.

 2.3   Оказать помощь в заключении   1997 -   Департамент ЖКХ
     договоров социального и        1998 г.г.
     коммерческого найма, а
     также договоров на
     обслуживание с
     собственниками жилых
     помещений.

 2.4   Обеспечить переход на         1998 г.  Органы местного
     договорные отношения между               самоуправления
     собственником, службой                   муниципальных
     заказчика (управляющей                   образований
     организацией) и
     предприятиями ЖКХ.

           Демонополизация ЖКХ

 2.5   Осуществить выбор в двух-     1998 г.  Департамент ЖКХ,
     трех городах жилых домов для             органы местного
     экспериментальной проверки               самоуправления
     проведения конкурсного                   муниципальных
     отбора подрядчиков по                    образований
     содержанию и ремонту жилых
     домов.

 2.6   Обеспечить необходимую        1998 г.  Органы местного
     поддержку разгосударствления             самоуправления
     предприятий , в первую                   муниципальных
     очередь, функционирующих в               образований,
     жилищной сфере, обеспечив                департамент ЖКХ
     при этом равные условия для
     муниципальных предприятий и
     акционерных обществ.

Создание товариществ
собственников жилья

 2.7   Проанализировать работу       1998 г.  Органы местного
     ранее созданных товариществ              самоуправления
     собственников жилья и                    муниципальных
     привести их деятельность в               образований,
     соответствие с законом "О                департамент ЖКХ
     товариществах собственников
     жилья" и утвержденными в
     области нормативными
     документами.
       Провести необходимую
     организационную работу по
     преобразованию жилищных и
     жилищно-строительных
     кооперативов в товарищества
     собственников жилья.
       Продолжить работу по
     созданию товариществ
     собственников жилья.
       Создать систему упрощенного
     оформления и регистрации
     кондоминиумов.

Совершенствование
финансирования и
ценообразования

 2.8   Обеспечить реализацию         1998 г.  Департамент
     региональных стандартов                  финансов,
     перехода но новые условия                департамент ЖКХ
     оплаты жилья и коммунальных
     услуг.
       Определить величину
     бюджетной помощи органам
     местного самоуправления в
     соответствии с этими
     стандартами, независимо от
     параметров перехода на новые
     условия оплаты жилья и
     коммунальных услуг,
     принятыми местными
     администрациями.

 2.9   Разработать прогноз ценовой   январь   Департамент ЖКХ,
     политики в жилищно-             1998 г.  органы местного
     коммунальном хозяйстве                   самоуправления
     области с учетом динамики                муниципальных
     доходов населения и                      образований
     распределение населения по
     группам дохода.

2.10   Выделять, начиная с 1998      1998 г.   Департамент
     г., отдельную защищенную                 финансов,
     статью в бюджете области и               департамент ЖКХ
     бюджетах городов и районов
     на обеспечение
     функционирования ЖКХ.

2.11   Обеспечить, по согласованию   1998 г.  Департамент ЖКХ,
     с администрациями городов и              органы местного
     районов введение оплаты по               самоуправления
     экономически обоснованным                муниципальных
     тарифам сверхнормативной                 образований
     площади жилья и
     сверхнормативного
     потребления коммунальных
     услуг, а также второго
     жилья, предусмотрев
     социальную защиту
     низкодоходных граждан.

2.12   Разработать нормативы         1998 г.  Департамент ЖКХ
     отчислений на капитальный
     ремонт жилья по городам и
     районам области в
     зависимости от состояния и
     структуры жилищного фонда.
     Обеспечить частичное
     включение этих платежей в
     оплату жилищных услуг.

2.13   Оказать помощь в разработке   1998 г.  Департамент ЖКХ
     размеров оплаты за наем
     жилья, обеспечив
     дифференциацию ее в
     зависимости от
     потребительских свойств
     жилья.

2.14   Обеспечить проведение в      1997-1998 Органы местного
     городах и районах  аудита        г.г.    самоуправления
     тарифов на содержание  и                 муниципальных
     ремонт жилья и коммунальных              образований,
     услуг на основе ресурсных и              департамент ЖКХ
     финансовых нормативов и
     определить экономически
     обоснованные затраты на
     содержание и ремонт жилья,
     услуги водо-, тепло-,
     электроснабжения и
     канализации, обратив особое
     внимание на снижение
     стоимости услуг при
     обеспечении необходимого
     качества.

2.15   Отработать эффективный        1998 г.  Департамент ЖКХ,
     механизм сбора платежей за               органы местного
     жилье и коммунальные услуги.             самоуправления
                                              муниципальных
                                              образований

Обеспечение социальной
защиты населения

2.16   Оказать помощь в работе      1997-1998 Департамент ЖКХ
     служб жилищных субсидий в        г.г.
     городах и районах области.
     Обеспечить их необходимыми
     инструктивными материалами и
     программными средствами.

2.17   Обеспечить права              1998 г.  Органы местного
     потребителей жилищно-                    самоуправления
     коммунальных услуг, отразив              муниципальных
     их в договорах найма жилых               образований
     помещений , договорах на
     обслуживание с
     собственниками жилых
     помещений.

2.18   Обеспечить через средства    1997-1998 Органы местного
     массовой информации              г.г.    самоуправления
     информационную поддержку                 муниципальных
     проведения реформы жилищно-              образований,
     коммунального хозяйства и                департамент ЖКХ
     обеспечения социальной
     защиты семей с низкими
     доходами.

Организация
ресурсосбережения

2.19   Обеспечить внедрение         1997-1998 Органы местного
     мероприятий по установке         г.г.    самоуправления
     приборов учета и                         муниципальных
     регулирования в соответствии             образований
     с Программой
     ресурсосбережения,
     утвержденной в области.

2.20   Разработать механизм и        1998 г.  Департамент ЖКХ,
     довести его до администраций             департамент
     городов и районов, а также               финансов
     предприятий ЖКХ,
     предусматривающий оставление
     в распоряжении предприятий
     ЖКХ экономии , полученной в
     результате реализации мер по
     ресурсосбережению, а также
     использование этой экономии

2.21   Разработать комплекс мер по   1998 г.  Департамент ЖКХ,
     формированию внебюджетных                департамент
     источников  финансирования               финансов
     работ по ресурсосбережению.
     Начать формирование этих
     внебюджетных источников на
     уровне области и
     муниципальных образований.

        2 ЭТАП - 1999 - 2000 г.г.

 3.      Реализация мероприятий
                Программы

 3.1   Провести анализ хода          январь-  Департамент ЖКХ,
     реформы ЖКХ в городах и        март 1999 органы местного
     районах области, обобщить         г.     самоуправления
     его результаты и выработать              муниципальных
     соответствующую систему мер.             образований

 3.2   Обеспечить корректировку     1999-2000 Департамент ЖКХ,
     прогноза ценовой политики и,     г.г.    органы местного
     соответственно, стандартов               самоуправления
     перехода на новые условия                муниципальных
     оплаты жилья и коммунальных              образований
     услуг с учетом динамики
     доходов населения , а также
     структуры и динамики
     потребительских расходов
     семей .

 3.3   Обеспечить организационную   1999 год  Департамент ЖКХ,
     и необходимую методическую               органы местного
     поддержку дальнейших                     самоуправления
     структурных преобразований и             муниципальных
     мероприятий по                           образований
     демонополизации ЖКХ.

 3.4   Обеспечить переход на        1999-2000 Органы местного
     обслуживание                     г.г.    самоуправления
     государственного и                       муниципальных
     муниципального жилищного                 образований
     фонда и объектов
     благоустройства на
     конкурсной основе.

 3.5   Создать условия, а также     1999 год  Департамент ЖКХ,
     организационное и                        органы местного
     методическое содействие                  самоуправления
     созданию товариществ                     муниципальных
     собственников жилья,  как в              образований
     существующем, так и во вновь
     построенном жилье, в том
     числе:
       - разработать рекомендации
     по совершенствованию системы
     финансирования, освобождая
     товарищества собственников
     жилья от части местных
     налогов с целью
     использования всех
     освобождающихся средств на
     содержание жилищного фонда;
       - создать правовую основу
     получения собственниками
     жилья доходов от придомовой
     территории (в частности, за
     парковку автомобилей, сдачи
     фасадов зданий под рекламу и
     др.) для оплаты содержания
     жилья и предоставления
     коммунальных услуг.

 3.6   Создать комиссию по          1999 год  Органы местного
     жилищным спорам. Разработать             самоуправления
     положение о ней,                         муниципальных
     предусмотрев в ней ее права,             образований,
     обязанности и                            департамент ЖКХ
     ответственность.

 3.7   Продолжить практику          1999-2000 Органы местного
     включения в платежи              г.г.    самоуправления
     населения на содержание и                муниципальных
     ремонт жилья затрат на                   образований
     капитальный ремонт, а также
     платы за наем, постепенно
     увеличивая их долю в уровне
     оплаты услуг.

 3.8   Начать постепенное           1999-2000 Органы местного
     включение в тарифы на            г.г.    самоуправления
     содержание и ремонт жилья                муниципальных
     затрат по страхованию жилых              образований
     помещений.

 3.9   Обеспечить полную            1999-2000 Органы местного
     муниципализацию жилищного        г.г.    самоуправления
     фонда и объектов                         муниципальных
     коммунального назначения.                образований

3.10   Разработать программы        1999-2000 Департамент ЖКХ,
     привлечения средне- и            г.г.    органы местного
     долгосрочных кредитов на                 самоуправления
     развитие и ремонт объектов               муниципальных
     коммунального назначения.                образований

3.11   Обеспечить полный учет       1999-2000 Органы местного
     энергоресурсов в жилищном        г.г.    самоуправления
     хозяйстве (на границах                   муниципальных
     раздела и домовых вводах).               образований
     Обеспечить поквартирный учет
     и регулирование расхода
     ресурсов во вновь
     построенных и капитально
     отремонтированных домах.
     Разработать механизм
     стимулирования
     квартиросъемщиков и
     собственников жилых
     помещений в установке
     приборов учета, предусмотрев
     социальную защиту граждан с
     низкими доходами
     (обеспечение их необходимыми
     приборами за счет средств
     муниципалитетов.

         3 ЭТАП  -  2001 - 2003 г.г.

 4.      Реализация мероприятий
                Программы

 4.1   Провести анализ хода         2001 год  Департамент ЖКХ,
     реформы ЖКХ в городах и                  органы местного
     районах области за                       самоуправления
     предшествующий период,                   муниципальных
     обобщить его результаты и                образований
     выработать соответствующую
     систему мер.

 4.2   Обеспечить корректировку    2001 г.,    Департамент ЖКХ,
     прогноза ценовой политики и,  2002 г.,    органы местного
     соответственно, стандартов    2003 г.     самоуправления
     перехода на новые условия                муниципальных
     оплаты жилья и коммунальных              образований
     услуг с учетом динамики
     доходов населения, а также
     структуры и динамики
     потребительских расходов
     семей.

 4.3   Перейти к полному включению  2001-2003 Органы местного
     в экономически обоснованные      г.г.    самоуправления
     тарифы затрат по страхованию             муниципальных
     жилья, с увеличением доли                образований
     оплаты этих затрат
     населением.

 4.4   Обеспечить постепенное       2001-2003 Департамент ЖКХ,
     включение в тарифы на            г.г.    органы местного
     жилищно-коммунальные услуги              самоуправления
     инвестиционной составляющей              муниципальных
     с учетом роста реальных                  образований
     доходов населения.

 4.5   Обеспечить постепенное       2001-2003 Департамент ЖКХ,
     сокращение субсидирования        г.г.    органы местного
     коммунальных услуг                       самоуправления
     промышленными предприятиями,             муниципальных
     путем приближения структуры              образований
     платежей населения к
     реальным затратам, и
     снижение неоправданно
     завышенных тарифов для
     промышленным потребителей.

 4.6   Обеспечить максимальную      2001-2003 Органы местного
     поддержку  создания              г.г.    самоуправления
     товариществ собственников                муниципальных
     жилья.                                   образований

 4.7   Создать необходимые          2001-2003 Органы местного
     правовые условия и поддержку     г.г.    самоуправления
     акционерным обществам со                 муниципальных
     смешанной и частной формами              образований
     собственности . Продолжить
     практику заключения
     договоров на обслуживание
     жилищного фонда и объектов
     благоустройства на основе
     конкурсов. Широко
     использовать практику выбора
     управляющей организации на
     конкурсной основе.

 4.8   Разработать новые или        2001-2003 Департамент ЖКХ
     привести в соответствие с        г.г.
     новыми законодательными и
     нормативными актами
     действующие в области
     нормативно-правовые
     документы.

 4.9   Обеспечить полный учет и     2001-2002 Органы местного
     регулирование расхода            г.г.    самоуправления
     ресурсов путем установки                 муниципальных
     приборов учета и                         образований
     регулирования во всех домах
     и, при необходимости, в
     квартирах

4.10   Обеспечить переход к         2001-2003 Департамент ЖКХ,
     финансированию развития          г.г.    органы местного
     объектов инженерной                      самоуправления
     инфраструктуры с                         муниципальных
     привлечением долгосрочных                образований
     кредитов
---------------------------------------------------------------

План этапов правового обеспечения реализации программы

--------------------------------------------------------------+
  Этапы правового обеспечения   ¦    Сроки      ¦ Исполнитель ¦
     реализации программы       ¦ выполнения    ¦             ¦
--------------------------------------------------------------+
1) Обобщение и анализ опыта      01.10.97        комплексная
нормативно-методического         (пояснительная  рабочая
оснащения реформы жилищно-       записка)        группа,
коммунального хозяйства,                         государственно-
проводимой в других регионах и                   правовое
отдельных муниципальных                          управление,
образования                                      департамент
                                                 ЖКХ

2) Мониторинг законодательства   10.09.97        комплексная
всех уровней, касающегося        (пояснительная  рабочая
реформы ЖКХ                      записка)        группа,
                                                 государственно-
                                                 правовое
                                                 управление,
                                                 департамент
                                                 ЖКХ

3) Определение статуса, роли и   25.10.97        государственно-
границ жилищно-коммунального     (пояснительная  правовое
хозяйства                        записка)        управление,
                                                 департамент
                                                 ЖКХ,
                                                 департамент
                                                 строительства,
                                                 дорожного
                                                 хозяйства    и
                                                 архитектуры

4) Распределение полномочий      10.09.97        комплексная
органов государственной власти   (пояснительная  рабочая
Российской Федерации,            записка)        группа,
Ярославской области и органов                    государственно-
местного самоуправления по                       правовое
принятию нормативных актов,                      управление,
связанных со сферой ЖКХ                          аналитический
                                                 центр

5) Работа по систематизации      ноябрь 1997 г., комплексная
существующего законодательства   в соответствии  рабочая
по вопросам реформы ЖКХ с целью  с утвержденным  группа,
выявления пробелов,              графиком        государственно-
противоречий, дублирования и их  (пояснительная  правовое
последующего устранения, а       записка,        управление,
также механизмов реализации      база данных)    департамент
нормативных актов по следующим                   ЖКХ
основным блокам
законодательства:
  - концептуальные вопросы
реформы (Федеральная программа
"Жилище", утвержденная Указом
Президента Российской Федерации
от 28.04.97 № 425,  Концепция
реформы жилищно- коммунального
хозяйства в Российской Федерации
и другие нормативные акты);
 - сфера государственного
регулирования реформы ЖКХ и
разграничения между федеральным,
региональным и местным уровнями
властных полномочий;
  - вопросы собственности;
  - реформирование
обязательственных (договорных)
правоотношений;
  - антимонопольное
регулирование;
  - вопросы финансирования и
взаимоотношения бюджетов
различных уровней;
  - законодательство о защите
прав потребителей;
  - вопросы ценообразования в
жилищно-коммунальной сфере;
  - система социальной защиты
населения области при переходе
на самоокупаемую систему
функционирования жилищно-
коммунального хозяйства

6) Разработка планов:            ноябрь 1997 г.  комплексная
  - законодательных инициатив                    рабочая
Ярославской области в                            группа,
представительных и                               государственно-
исполнительных органах                           правовое
Российской Федерации;                            управление,
  - принятия  законов и                          департамент
подзаконных актов Ярославской                    ЖКХ,
области на представительном и                    аналитический
исполнительном уровне;                           центр,
  - рекомендаций муниципальным                   административно-
образованиям области по созданию                 контрольное
ими на своем уровне нормативно-                  управление,
правовой базы реформирования                     секретариат
ЖКХ;                                             председателя
                                                 Правительства

7) Работа по непосредственной    в соответствии  государственно-
разработке и принятию            с планом        правовое
нормативных актов Ярославской    законодательных управление,
области по вопросам              работ           департамент
реформирования жилищно-          Государственной ЖКХ,
коммунального хозяйства          Думы, планом    Аналитический
                                 законодательных центр,
                                 инициатив       департамент
                                 Губернатора и   строительства,
                                 планом          дорожного
                                 заседаний       хозяйства и
                                 Правительства   архитектуры
                                 области

Важнейшим условием реализации реформы ЖКХ является формирование на уровне области необходимой нормативно-правовой базы и обеспечение ее комплексного внедрения.

На первом этапе должна быть завершена разработка, утверждение и доведение до администраций городов и районов области, а также организаций ЖКХ необходимой нормативно-правовой базы реализации Программы.

На этом же этапе предполагается завершить разграничение функций между собственником, службой заказчика (управляющей организацией) и обслуживающей организацией ЖКХ, а также переход на договорные отношения. Провести необходимые структурные преобразования. Организовать экспериментальную проверку выбора на конкурсной основе организаций по обслуживанию жилищного фонда, товариществ собственников жилья. Провести необходимые меры социальные защиты населения при переходе на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг, Повсеместно создать службы жилищных субсидий и обеспечить их необходимым оборудованием, программными средствами и финансированием. Обеспечить разработку ресурсных и финансовых нормативов. Провести аудит тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в первую очередь, оказываемые предприятиями-монополистами и др. Продолжить работу по ресурсосбережению. Организовать подбор кадров и их подготовку и переподготовку для работы в управляющих и обслуживающих организациях, а также в товариществах собственников жилья.

На втором этапе должен быть обеспечен переход на обслуживание жилищного фонда на конкурсной основе и начата экспериментальная проверка выбора управляющих организаций. Проведены мероприятия по демонополизации отрасли.

Обеспечено широкое развитие товариществ собственников жилья. Осуществлен дальнейший переход на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг, а также дифференциация ставок оплаты услуг в зависимости от потребительских качеств жилья. Завершены работы по совершенствованию системы социальной защиты, упорядочена существующая система льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Должна быть начата работа по привлечению средне- и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие и ремонт инфраструктуры, в том числе через муниципальную финансово - кредитную систему. Обеспечена установка приборов учета и регуляторов потребления коммунальных услуг во вновь построенном жилье.