Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ВТОРОГО СОЗЫВА

ЗАКОН
Ярославской области

О концепции промышленной политики Ярославской
области на 1998-2001 годы

(с изменениями на 10 июля 2001 года)

______________________________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Ярославской области от 15 декабря 1999 года N 33-з;
Законом Ярославской области от 10 июля 2001 года N 42-з     
______________________________________________________________________________________

Принят
Государственной Думой
Ярославской области
22 сентября 1998 года


     Статья 1.

В соответствии со статьей 4 Закона Ярославской области от 10.02.98 г. N 1-з "Об основах промышленной политики Ярославской области" утвердить Концепцию промышленной политики Ярославской области на 1998 - 2001 годы согласно приложению.

      Статья 2.

Прямая экономическая поддержка промышленных предприятий из областного бюджета осуществляется на возвратной основе. Средства выделяемые из

областного бюджета на бюджетные кредиты, налоговые инвестиционные кредиты, налоговые льготы отражаются в расходах областного бюджета, возвратные средства и дополнительные поступления от предприятий, нарастивших объемы производства и продаж благодаря прямой экономической поддержке отражаются в доходах областного бюджета.

Баланс движения средств в рамках прямой экономической поддержки публикуется в средствах массовой информации ежеквартально.

    Статья 3.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

   Губернатор
     Ярославской области
А.И.Лисицын

1 октября 1998 г.

N 24-з

Концепция
промышленной политики
Ярославской области
на 1998-2001 годы

     1. Введение

1.1. Настоящая Концепция промышленной политики Ярославской области на 1998-2001 годы (далее Концепция) разработана в соответствии с законом Ярославской области от 10.02.98 г. N 1-з "Об основах промышленной политики Ярославской области".

1.2. Понятийный аппарат, используемый в Концепции включает в себя как общепринятые понятия так и специфические понятия, характеризующие предметную область данной Концепции.

Промышленная политика Ярославской области - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности, осуществляемых органами государственной власти и должностными лицами Ярославской области, исходя из социально-экономических интересов Ярославской области.

Субъекты промышленной деятельности - юридические лица индивидуальные предприниматели, организующие и осуществляющие промышленную деятельность на территории Ярославской области.

Благоприятный налоговый режим - совокупность условий налогообложения, обеспечивающих повышение инвестиционного потенциала субъектов промышленной деятельности.

Промышленная деятельность - деятельность юридических лиц (независимо от форм собственности) и индивидуальных предпринимателей, учитываемая как основной вид их деятельности в отраслях народного хозяйства, являющихся по законодательству Российской Федерации отраслями промышленности.

Реформирование предприятий - осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающего успешную работу предприятий в условиях рыночной экономики.

2. Состояние и тенденции развития промышленности в области

Промышленность области представляют в основном предприятия обрабатывающих отраслей - машиностроения и металлообработки, химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности. Топливно-энергетический комплекс составляют электроэнергетика и нефтепереработка. Добывающие отрасли практически отсутствуют. Такая структура сформировалась вследствие отсутствия природных ресурсов, удобного транспортного расположения области, наличия квалифицированной рабочей силы. Предприятия имели высокий уровень кооперации с регионами России и странами СНГ, и продукцию конечного спроса не выпускали, за исключением судостроения и товаров народного потребления. При нарушении хозяйственных и технологических связей это отразило темп спада производства.

Кризис в промышленности носит общий характер, то есть затронул все отрасли. Объем промышленной продукции в прошедшем году составил в сопоставимых ценах 35,8 % от уровня 1990 года. В сравнении со средним показателем по России спад на 13,0 % выше.

Однако динамика производства по основным отраслям различается (таблица N 1).

Таблица N 1

Темпы изменения объемов производства в разрезе отраслей
промышленности (%% к предыдущему году)

---------------------------------------------------------------------+
                  ¦1991 ¦1992¦1993 ¦1994¦1995 ¦1996 ¦1997 ¦1997 ¦РФ  ¦
                  ¦год  ¦год ¦год  ¦год ¦год  ¦год  ¦год  ¦в %  ¦1997¦
                  ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦к    ¦к   ¦
                  ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦1990 ¦1990¦
                  ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦г.  ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Промышленность -  ¦97,4 ¦79,5¦86,4 ¦74,3¦82,6 ¦81,9 ¦106,6¦35,8 ¦48,6¦
всего             ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
в том числе:      ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Электроэнергетика ¦97,5 ¦91,5¦98,5 ¦94,3¦95,8 ¦87,4 ¦102,6¦71,2 ¦76,7¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Топливная         ¦95,5 ¦94,6¦85,3 ¦81,9¦94,4 ¦72,0 ¦109,4¦46,9 ¦68,2¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Химия и           ¦94,0 ¦79,6¦81,1 ¦52,7¦103,0¦106,0¦109,3¦38,2 ¦45,1¦
нефтехим.         ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Машиностроение и  ¦102,8¦75,1¦85,4 ¦75,3¦67,2 ¦67,7 ¦123,3¦27,8 ¦39,7¦
металлообработка  ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Лесная и          ¦105,8¦91,1¦99,0 ¦64,3¦81,6 ¦75,1 ¦106,3¦40,0 ¦36,6¦
деревоорабатыв.   ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Промстройматериа- ¦96,2 ¦85,7¦92,8 ¦77,6¦109,7¦58,9 ¦82,1 ¦31,5 ¦35,2¦
лов               ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Легкая            ¦96,5 ¦75,0¦74,9 ¦63,7¦83,8 ¦85,6 ¦98,4 ¦24,4 ¦14,1¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Пищевая           ¦90,6 ¦76,2¦97,2 ¦79,1¦89,3 ¦93,2 ¦100,9¦44,6 ¦50,6¦
------------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+-----+----¦
Мукомольно-       ¦97,4 ¦88,4¦101,4¦90,3¦84,7 ¦93,0 ¦101,4¦63,0 ¦    ¦
крупяная          ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
---------------------------------------------------------------------+

Наиболее высокие уровни производства сохранили отрасли, продукция которых пользовалась относительно высоким спросом на внутреннем рынке.

Это электроэнергетика, где в 1997 году произведено энергоресурсов 71,0% от уровня 1990 года. Сохранение такого уровня обусловлено высокой энергоемкостью экономики из-за медленной технологической перестройки производства, поддержанием достигнутых уровней энергопотребления в непроизводственной сфере, затратами энергии на технологически необходимое поддержание работы оборудования, отопление и освещение помещений с неполной производственной загрузкой.

В топливной промышленности, где 99,0% занимает нефтепереработка, выпуск продукции к 1990 году составляет 47,0%, в пищевой - около 50%.

Ведущая в прошлом отрасль промышленности - машиностроение и металлообработка имеет сегодня один из низких уровней производства в сравнении с 1990 годом - 28,0 %.

Ситуация в подотраслях еще сложнее. Объемы производства в станкостроительной промышленности упали до 10,0 %, в электротехнической - до 15,0 %, в приборостроении - до 16,0 %. Из множества причин глубины кризиса в этих производствах основными являются конкуренция импортных изделий, резкое падение спроса на инвестиционную продукцию, сокращение государственного заказа на военную продукцию.

Ведущей подотраслью машиностроения является автомобильная промышленность (дизелестроение). На ее долю и сегодня приходится почти половина стоимости продукции отрасли, в ней работает более 20 % всех занятых в промышленности. Спад производства за 1991 - 1997 годы составил 77,0 %. Кризис в автомобилестроении страны, сокращение рынков сбыта в бывших республиках СССР, не конкурентоспособность двигателей по качеству - вот не полный перечень причин состояния дизелестроения.

Минимальный уровень производства по сравнению с 1990 годом среди отраслей промышленности имеет легкая промышленность - 24,0 %. Эта отрасль с распадом СССР потеряла сырьевую базу в виде хлопка и шерсти из бывших среднеазиатских республик. Необходимость приобретать сырье по мировым ценам привела к росту цен на продукцию и сделала ее неконкурентоспособной на внутреннем рынке. Кроме того, либерализация внешней торговли и приток импортной продукции, более дешевой и качественной, при сокращении внутреннего спроса привели к существенному ухудшению условий сбыта товаров отрасли в стране.

В несколько лучшей ситуации находятся предприятия химической и нефтехимической промышленности. И хотя в прошлом году выпуск продукции составил в сравнении с 1990 годом только 38,0 %, в отрасли, начиная с 1995 года, наблюдается устойчивая тенденция к росту производства.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность и промышленность строительных материалов имеют темпы сокращения производства, соответственно, - 60,0 и 69,0 %. Работа этих отраслей связана с деятельностью строительного комплекса и зависит от инвестиционной активности экономики. Сегодня большинство инвестиций направляются на реконструкцию и модернизацию производства, при которых потребность в продукции этих отраслей минимальна.

Сопоставляя уровни производства по отраслям промышленности области с теми же показателями по России в целом (таблица N1) нужно отметить, что в стране, как и в области, наименьшие темпы спада в топливо-энергетических отраслях. Однако в области в силу сложившейся специализации (отсутствие продукции конечного спроса) сокращение произошло в машиностроительном комплексе.

Структурные сдвиги.

Различия в динамике выпуска продукции основными отраслями обусловили характер структурных изменений в промышленности (таблица N 2).

Таблица N 2

Удельный вес отраслей промышленности в общем объеме производства
в действующих ценах за 1991-1997 годы


                                                            в %%
----------------------------------------------------------------+
                    ¦1991 ¦ 1992¦ 1993¦  1994¦ 1995¦  1996¦ 1997¦
                    ¦ год ¦  год¦  год¦   год¦  год¦   год¦  год¦
--------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----¦
Промышленность -    ¦100,0¦100,0¦100,0¦ 100,0¦100,0¦ 100,0¦100,0¦
всего,              ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦      ¦     ¦
--------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----¦
 в том числе        ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦      ¦     ¦
--------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----¦
 Электроэнергетика  ¦ 2,5 ¦  2,9¦  5,1¦   9,3¦  1,1¦  12,3¦ 11,9¦
--------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----¦
 Топливная          ¦10,0 ¦ 29,2¦ 26,2¦  25,8¦ 25,5¦  17,7¦ 15,4¦
--------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----¦
 Химическая и       ¦17,4 ¦ 19,1¦ 15,4¦  13,1¦ 18,5¦  21,5¦ 21,9¦
нефтехим.           ¦     ¦     ¦     ¦      ¦     ¦      ¦     ¦
--------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----¦
 Машиностроение     ¦33,7 ¦ 28,5¦ 32,5¦  32,6¦ 25,4¦  27,2¦ 31,3¦
--------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----¦
 Лесная             ¦ 2,5 ¦  1,4¦  1,4¦   1,6¦  1,2¦   1,0¦  0,9¦
--------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----¦
 Промстройматериалов¦ 1,8 ¦  1,5¦  2,0¦   2,4¦  2,5¦   2,5¦  1,7¦
--------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----¦
 Легкая             ¦19,2 ¦  9,2¦  4,9¦   3,7¦  4,0¦   3,0¦  2,8¦
--------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----¦
 Пищевая            ¦ 9,3 ¦  5,7¦  7,6¦   8,3¦  8,6¦   9,8¦  9,8¦
--------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----¦
 Мукомольно-крупяная¦ 2,7 ¦  2,3¦  2,3¦   2,8¦  3,4¦   4,2¦  3,4¦
--------------------+-----+-----+-----+------+-----+------+-----¦
 Прочие отрасли     ¦ 0,9 ¦  0,2¦  2,6¦   0,7¦  0,8¦   0,8¦  0,9¦
----------------------------------------------------------------+

За годы реформ заметно возросла в объеме промышленной продукции доля топливно-энергетического комплекса. Удельный вес электроэнергетики увеличилась с 2,5% в 1990 году до 11,9% в 1997 году, нефтепереработки, соответственно, с 10,0 до 15,4%.

В то же время произошло резкое снижение доли машиностроения и легкой промышленности, которые в 1990 году выпускали более 50% всей продукции, а сегодня - около 35,0%.

На этом фоне возрос удельный вес химической и нефтехимической продукции с 17,0 до 22,0%. Удельный вес других отраслей изменился незначительно.

Сопоставляя характер структурных сдвигов в промышленности области и России в целом, можно сделать вывод о том, что происходит перераспределение удельного веса выпуска продукции, трудовых и инвестиционных ресурсов в пользу отраслей топливно-энергетического комплекса, а не в обрабатывающие. По этой причине важно правильно определить приоритеты, реализовать промышленную политику на основе поддержки и стимулирования конкурентоспособных, высокотехнологичных отраслей и производств, работающих на платежеспособного и стабильного во временном плане потребителя.

Отраслевые тенденции и задачи

Резкое ухудшение финансового положения товаропроизводителей вызвано искусственным уменьшением объемов оборотных средств, что привело к обострению проблемы неплатежей, невыплаты зарплаты, резкому падению инвестиционной активности и наполняемости бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Самоустранение государства и местных структур исполнительной власти от управления экономикой и хозяйством, спад производства, выдаваемый за инфляцию, недостаток в обращении денежной массы, ее замена иностранной валютой привели к сокращению розничного товарооборота, росту цен и падению жизненного уровня большинства населения.

Машиностроение

Около половины стоимости выпускаемой машиностроительной продукции приходится на долю предприятий дизелестроения, объединенных в "Компанию "Русские моторы". Проблемы этой подотрасли в следующем.

В результате кризиса автомобилестроения в стране платежеспособный спрос на двигатели и топливную аппаратуру резко упал. При этом за годы реформ темпы сокращения численности работающих были здесь относительно более низкими, чем темпы спада производства. Этим сформировалась скрытая безработица, в коллективах заводов отмечается повышенная социальная напряженность. Сегодня восстанавливаются связи с предприятиями Республики Беларусь. Утверждена межгосударственная программа "Развитие дизельного автомобилестроения". Но проблема рынка остается наиболее острой.

Предприятия ВПК вырабатывают почти треть продукции машиностроения. Резкое сокращение оборонного заказа, задержка расчетов за поставленную продукцию, слабое участие государства в проведении конверсии, сохранение мобилизационных мощностей без достаточной компенсации затрат на их содержание поставили перед предприятиями проблему выживания даже при наличии у них передовых технологий. Необходим переход на выпуск конкурентоспособной продукции конечного спроса, в первую очередь, товаров для населения.

Нефтепереработка

Недостаточная степень переработки нефти снижает конкурентоспособность продуктов. Работа предприятий на давальческом сырье (его удельный вес достиг 6,5%) сокращает доходность производства и налогооблагаемую базу. Целесообразно ускорить работы по повышению глубины переработки сырья и увеличению доли собственной нефти.

Электроэнергетика

Около 50% электроэнергии областью покупается. Для снижения затрат на электро- и теплоэнергию в промышленности следует стимулировать внедрение энергосберегающих технологий, режимов экономии по областной программе, резкого сокращения энергозатрат на содержание неиспользуемых производственных фондов. Региональной энергетической комиссии целесообразно поэтапно ликвидировать перекрестное субсидирование по группам потребителей и решить вопрос вывода всей области в целом на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощностей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»