• Текст документа
  • Статус
Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 октября 1996 года N 251-п

О концепции развития и рационального
использования минерально-сырьевой
базы Ярославской области

_________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Ярославской области
от 30 октября 2006 года N 250-а

_________________________

В целях рационального использования полезных ископаемых, государственного регулирования отношений недропользования на территории Ярославской области Правительство Ярославской области

постановляет:

1. Принять концепцию развития и рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области (прилагается).

Просить Губернатора Ярославской области А.И.Лисицына утвердить принятую концепцию.

2. Развитие минерально-сырьевой базы осуществлять по следующим направлениям:

- создание областной нормативно-правовой базы, отвечающей современному уровню развития отношений недропользования;
- организация территориальных (областных) геологических фондов;
- формирование системы учета наличия и использования месторождений полезных ископаемых и комплексной оценки минерально-сырьевой базы области;
- налаживание системы лицензирования недропользования в области;
- составление областной комплексной программы по развитию и использованию минерально-сырьевой базы и организация мероприятий по ее своевременному и полному выполнению;
- тщательное изучение конъюнктуры спроса на имеющиеся в Ярославской области полезные ископаемые в субъектах РФ, соседствующих с Ярославской областью.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований не допускать на своих территориях недропользование общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в нарушение Закона РФ "О недрах" без лицензий.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на директора департамента по управлению государственным имуществом Правительства Ярославской области Фираго В.И.

Председатель Правительства
Ярославской области
В.А.Ковалев

Приложение. Концепция Развития и рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области


Приложение
к постановлению Правительства
Ярославской области
от 16.10.96 N 251-п

СОДЕРЖАНИЕ


1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ОБЛАСТИ
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕМ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.3. СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ 3.4. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР ОБЛАСТИ 3.5. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТОРГОВ ЗА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР 3.6. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА НАЛИЧИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСЕХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ И ПРОЯВЛЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ФОНДОВ 3.7. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



1. Введение

Характер минерально-сырьевой базы Ярославской области определяется положением ее территории в центре Московской синеклизы Русской платформы. Геологические работы в России долгое время в основном были сосредоточены в северных регионах, из-за чего геологическая изученность недр Ярославской области не отвечает потребностям современного развития хозяйственного комплекса области. Главная особенность минерально-сырьевой базы Ярославской области состоит в том, что ее основу составляет довольно широкий спектр общераспространенных полезных ископаемых (гравий, песок, разнообразные глины, торф, сапропель и др.), а также подземные воды. Все эти полезные ископаемые имеют большое значение для обустройства территории и могут быть основой для дальнейшего развития местной промышленности, продукция которой имеет большой спрос не только внутри области, но и за ее пределами. Хотя в недрах области пока не известны крупные месторождения нефти, газа, цветных и редких металлов, алмазов и золота, но геологическое строение не исключает их обнаружения и эффективного использования. Однако, проведение поисково-разведочных работ на эти стратегические виды минерального сырья потребует весьма значительных капиталовложений. Поэтому постановка таких работ возможна лишь в рамках соответствующих федеральных программ .
В настоящее время для развития минерально-сырьевой базы Ярославской области и рационального ее использования важно решить две позиции.
Первая состоит в упорядочивании использования общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях создания в самом ближайшем будущем предпосылок для пополнения бюджета области и бюджетов муниципальных округов. Для этого необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы о недропользовании в Ярославской области и совершенствование государственного управления им. Эти мероприятия не потребуют больших капиталовложений, но могут дать значительный эффект, увеличив на один-два порядка поступления в бюджет области и бюджеты ее муниципальных округов.
Вторая позиция заключается в более активном и целенаправленном участии области в федеральных программах поисково-разведочных работ и геологического изучения недр. Для этого необходимо выработать основы региональной политики участия в федеральных программах.
Цель настоящей концепции заключается в определении основных направлений развития и рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области, совершенствование системы государственного управления недропользованием на территории области и организации в этой сфере взаимодействия с органами местного самоуправления.

2. Современное состояние минерально-сырьевой базы области

В настоящее время на территории области действует несколько десятков относительно крупных предприятий по добыче твердых полезных ископаемых, учтено 330 хозяйствующих субъектов, ведущих эксплуатацию подземных пресных и минеральных вод более чем из 1500 скважин. Число недропользователей, разрабатывающих небольшие месторождения твердых полезных ископаемых, превысило 50.
В общей сложности, плата за право пользования минеральными ресурсами Ярославской области за 1995г составила 2,306 млрд.руб. (за 6 месяцев 1996г 1,314 млрд.руб.), 87процентов, перечислено в бюджеты районов и области.
Минерально-сырьевая база Ярославской области включает в себя месторождения полезных ископаемых, как уже выявленные в недрах, так и те, по выявлению которых имеются определенные перспективы. Выявлением месторождений и оценкой перспектив на минеральное сырье занимались предприятия как геологической отрасли, так и иной подчиненности, но связанные с геологическим изучением недр в различных целях (для дорожного строительства, мелиорации и т.п.).
Степень геологической изученности территории области в целом очень слабая и неравномерная. Систематических исследований территории области не проводилось более 20 лет.
К 70-м годам была проведена среднемасштабная геологическая съемка масштаба 1:200 000, решившая вопросы установившая основных закономерности размещения полезных ископаемых. Однако к настоящему времени воззрения на геологические процессы и явления во многом изменились либо устарели.
На сегодняшний день не существует единой информационной базы по наличию и использованию месторождений полезных ископаемых, находящихся на территории области. Частично сведения имеются в многочисленных разобщенных фондах, часть месторождений учтена балансом.
Ярославская область располагает значительными разведанными запасами общераспространенных полезных ископаемых. Эксплуатируются месторождения песчано-гравийного материала, песка строительного, глин кирпично-черепичных и керамзитовых, торфа, сапропеля и подземных вод хозяйственно-питьевого, лечебно-столового и бальнеологического значения (табл. 1).

Таблица 1 Состояние минерально-сырьевой базы Ярославской области на 01. 01. 1996 г. ---------------------------------------------------------------------+

Месторождения,¦К-во¦Учтенные государст-  ¦Добыча ¦Остаток балансовых ¦
учтенные      ¦    ¦венным балансом,     ¦за 1995¦запасов на 01.01.96¦
балансом      ¦    ¦тыс. м3 по категориям¦год,   ¦г.                 ¦
              ¦    +---------------------¦тыс. м3+-------------------¦
              ¦    ¦А+В+С1     ¦    С2   ¦       ¦А+В+С    ¦   С2    ¦
--------------+----+-----------+---------+-------+---------+---------¦
       1      ¦  2 ¦     3     ¦    4    ¦   5   ¦    6    ¦    7    ¦
---------------------------------------------------------------------+
                          Керамзитовое сырье
Всего            4       9147               21,0     8035
а. разраба-
   тываемых      1       1527      -        21,0     444        -
б. разведанных
   резервных     3       7620      -        -        7591       -
                           Пески-отощители
Всего            1        617      -        -         617       -
                      Кирпично-черепичное сырье
Всего           20      32895,0            157,0    25027,0
а. разраба-
   тываемых      3      11752,0    -       157,0     5005,0     -
б. разведанных
   резервных    17      21143,0    -                20022,0     -
                           Пески силикатные
Всего            2      25329,0                     22161,0
а. разраба-
   тываемых      1       4714,0    -       122,6     1566,0     -
б. разведанных
   резервных     1      20615,0    -        -       20615,0     -
                          Пески строительные
Всего           14      60090,4    8331,0  1634,4   41105,6   8168,6
а. разраба-
   тываемых     10      36879,0    8331,0  1634,4   17894,2   8168,6
б. разведанных
   резервных     4      23211,4    -        -       23211,4     -
                      Песчано-гравийный материал
Всего           26     306496,6    1246,7  2643,4   188407,5   986,0
а. разраба-
   тываемых     17     284615,0    1246,7  2643,4   170437,0   986,0
б. разведанных
   резервных     9      21881,6    -        -        17970,5    -
                          Минеральные краски
   разведанное
   резервное     1         38,0    -        -           38,0    -
                 Сырье для известкования кислых почв
   разведанные
   резервные     6        204,0    -        -          204,0    -
                                 Торф
Всего          139     265862,0    1392,0            124578,0   1392,0
а. разраба-
   тываемых     38     228340,0    1392,0   346,3     87056,0   1392,0
б. разведанных
   резервных   101      37522,0    -        -         37522,0   -
                           Сапропель
а. разраба-
   тываемых      1     136132,6    -        -        136132,6   -
                     Подземные воды пресные
Всего           29        229,05   -         17,7    -          -
а. разраба-
   тываемых     12        105,4    -         17,7    -          -
б. разведанных
   резервных    17        123,65   -         -       -          -
                  Минеральные лечебно-столовые
Всего           18        1,4156   -        0,17198  -          -
а. разраба-
   тываемых     10        0,8476   -        0,17958  -          -
б. разведанных
   резервных     8        0,568    -        -          0,568    -
           Минеральные бальнеологического назначения
Всего           12        0,7832   -        0,06992  -          -
а. разраба-
   тываемых      9        0,5526   -        0,06992  -          -
б. разведанных
   резервных     3        0,2306   -        -          0,2306   -
                         Лечебные грязи
разведанное
резервное        1       1276,6    -        -         1276,6    -

Распределение выявленных месторождений на территории области неравномерное. Большинство учтенных Государственным балансом полезных ископаемых только крупных месторождений песчано-гравийного материала (с объемом запасов до 90%) расположено к юго-западу от г. Ростова, образуя Петровскую группу. Запасы песков строительных сосредоточены в районе г. Ярославля, а также приурочены к русловым месторождениям в Угличском, Рыбинском, Ярославском и Некрасовском районах.
На территории области действует 858 учтенных водозаборов пресных подземных вод, из которых ежесуточно отбирается около 80 тыс.куб.м/сут. подземных вод. Лишь 7,7% отбора подземных вод для нужд водоснабжения обеспечивается за счет утвержденных балансовых эксплуатационных запасов. Остальной отбор производится из исторически сформировавшейся системы многочисленных скважин, работающих на неутвержденных запасах и расположенных на территориях, где во многих случаях не соблюдаются зоны санитарной охраны. В области широко используются для разлива и реализации минеральные подземные питьевые воды и рассолы, которые применяются в лечебных учреждениях. Встречены минеральные лечебные воды Каспийского, Нижне-Ивкинского, Буйского, Ново-Ижевского, Угличского типа. Область их применения: лечение хронических гастритов, колитов, хронических заболеваний печени, желчевыводящих путей, хронических панкреатитов. Использование их возможно как для внутреннего курсового лечения в санаторно-оздоровительных учреждениях, так и для промышленного разлива. Для бальнеологических целей используются рассолы с минерализацией до 230 г/куб.дм, приуроченные к девонским, ордовикским отложениям. Применяются они для лечения хронических заболеваний нервной системы, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов движения и гинекологических заболеваний. Приведенные сведения относятся к хорошо известным традиционным направлениям использования минерально-сырьевых ресурсов.
В недрах области могут присутствовать полезные ископаемые углеводородного сырья (специалистами оценены прогнозные ресурсы нефти в объеме 400 млн.т, в том числе извлекаемых 44млн.т, растворенного газа 5 млрд.куб.м, в том числе извлекаемого 0,5 млрд.куб.м), алмазов (выделена перспективная Пошехонская площадь), золота (возможно попутное извлечение его при разработке традиционных месторождений полезных ископаемых), гидроминеральных ресурсов (прогнозные ресурсы оценены в объеме 123,7тыс.куб.м/сут). Возможно также использование геотермальной энергии недр, прогнозные ресурсы которой составляют 12,86млрд.т условного топлива. Выявлены перспективы в обнаружении титан-циркониевых россыпей.
Для Ярославской области немаловажно предупреждение опасных геологических явлений на ее территории. Опасные геологические процессы - одна из многочисленных групп современных геологических процессов, приводящих к ухудшению качества, порче или разрушению зданий, сооружений и земельных угодий. В Ярославской области получили распространение такие из них, как: подтопление территорий, эрозия, оползание и обрушения волжских берегов и переработка берегов водохранилищ, и т.п.; в ряде случаев имеет место заболачивание, изменение состава и свойств грунтовых вод, проседания и просадки. Предупреждение проявления этих процессов - не только геологическая, но и важная социальная задача. Однако практическое решение данной задачи существенно осложняется весьма слабой изученностью территории Ярославской области с точки зрения активности развития экзогенных геологических процессов.
В геологической службе накоплен определенный опыт по осуществлению систематических наблюдений за состоянием геологической среды Ярославской области (наблюдения ведутся по некоторым пунктам более 20 лет). Сегодня эта система мониторинга включает 196 пунктов наблюдений.
С введением в действие Закона Российской Федерации "О недрах" начался процесс лицензирования права пользования недрами и платное недропользование. В настоящее время практически все крупные горнодобывающие предприятия и 15% водопользователей получили лицензии. Определенные трудности существуют по вопросам лицензирования организаций, разрабатывающих мелкие месторождения песка, песчаногравийного материала для строительства и содержания автодорог. Из -за отсутствия нормативно-правовой базы в необходимом объеме сложно решается вопрос о предоставлении лицензий на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (таких объектов насчитывается несколько десятков). Особенно опасную тенденцию в этом плане приобретает использование отработанных карьеров для образования свалок бытовых и промышленных отходов, без должного для этого обоснования и проведения специальных гидрогеологических исследований.
В сфере управления недропользованием сложился определенный круг проблем, решением которых занимаются многочисленные органы как федерального, так и областного подчинения. Таких как:
- несовершенство нормативно-правовой базы как областного, так и местного уровня; неэффективность и сложность существующей системы лицензирования;
- неполное использование контролирующими органами своих возможностей в обеспечении законности пользования недрами; Ярославское областное управление геологии и использования недр, ведающее в настоящий момент вопросами выдачи лицензий на право пользования недрами с трудом выполняет свои функции в сегодняшних обстоятельствах;
- неупорядоченность системы учета использования минерально-сырьевых ресурсов, отсутствие учета реализации добытого сырья и контроля за ценами на это сырье. Геологическое изучение минерально-сырьевой базы с целью ее воспроизводства практически сведено к нулю, так как отчисления на воспроизводство не доходят до организаций исполнителей (так, прекращены работы по ревизионному обследованию заброшенных и действующих карьеров и месторождений торфа);
- неизученность внутриобластного спроса на различные виды общераспространенных полезных ископаемых и спроса в областях, соседних с Ярославской, на добываемое в нашей области минеральное сырье;

3. Основные принципы, задачи и направления деятельности по развитию минерально-сырьевой базы и рациональному использованию недр Ярославской области.

Развитие минерально-сырьевой базы и использования недр в Ярославской области должно осуществляться в интересах нынешнего и будущих поколений населения территории области, для чего необходимо обеспечивать бережное и рациональное использование минеральных ресурсов и надежную защиту недр от загрязнения, особенно радиоактивными и токсичными отходами (ст. 35 закона "О недрах").
Основными принципами организации управления недропользованием на территории Ярославской области являются:
- организация взаимодействия (координация деятельности) федеральных органов власти Российской Федерации, Правительства Ярославской области и органов местного самоуправления;
- использование эффективного сочетания экономико-правовых, административных, контрольных, экспертных и других методов управления;
- последовательное обеспечение платности и лицензионности недропользования (ст. 11, 39 закона "О недрах");

В задачи государственного регулирования недропользования входят:
- установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
- применение - в пределах своей компетенции - платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья (ст.5, 6, 35 закона "О недрах");
- установление областных стандартов (норм, правил) и порядка их реализации в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с использованием и охраной недр (ст. 35 закона "О недрах").
Для успешного развития и рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области необходимо действовать в следующих направлениях.

3.1. Развитие нормативно-правовой базы для государственного управления недропользованием в Ярославской области.

Для эффективного государственного управления недропользованием следует в законодательном порядке определить :
- разграничение функций на основе координации деятельности между органами государственного управления недрами на территории Ярославской области;
- механизм целевого использования средств на воспроизводство областной минерально-сырьевой базы, геологическое изучение и рациональное использование недр области;
- порядок взимания платежей за право пользования недрами при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод местного значения;
- порядок выдачи лицензий на право пользования недрами регионального и местного значения;
- порядок проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами регионального и местного значения;
- положение об областном фонде геологической информации и порядке взимания платы за пользование геологической информацией из этих фондов;
- порядок проведения конкурсов на выполнение работ, предусмотренных областной комплексной программой по развитию и использованию минерально-сырьевой базы и геологической среды; а также ряд других, связанных с развитием использования недр Ярославской области.

3.2. Совершенствование государственного управления недропользованием на территории Ярославской области
Государственное управление недропользованием на территории Ярославской области осуществляется:
- Губернатором Ярославской области;
- Правительством Ярославской области;
- Ярославским территориальным управлением геологии и использования недр Комитета РФ по геологии и использованию недр;
- Верхневолжским округом Госгортехнадзора РФ.
В связи с этим, в соответствии с действующим законодательством, необходимо организовать координацию их деятельности как, между собой, так и с органами местного самоуправления.

     3.3. Система финансирования развития недропользования.

Финансирование деятельности Ярославского территориального управления геологии и использования недр осуществляется за счет федерального бюджета, и средств государственного бюджета области в соответствии с законодательством.
Финансирование деятельности Верхневолжского округа Госгортехнадзора РФ производится за счет средств федерального бюджета.
Финансирование работ, предусмотренных областной комплексной программой по развитию и использованию минерально-сырьевой базы и геологической среды Ярославской области, а также по геологическому изучению недр для нужд Ярославской области производится из отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, направляемых в бюджет Ярославской области недропользователями (ст. 44 закона "О недрах"). Эти аккумулированные в бюджете средства, используются только по целевому назначению (на воспроизводство, в том числе и улучшение территориального использования, минерально-сырьевой базы, включая подземные воды). За счет этих средств финансируется разработка и выполнение соответствующих территориальных программ и конкретных мероприятий.

3.4. Геологическое изучение недр области.

Геологическое изучение недр области должно проводиться как в рамках федеральных программ, так и областной комплексной программы по развитию и использованию минерально-сырьевой базы и геологической среды Ярославской области.
Участие в федеральных программах поможет решить стратегические вопросы развития минерально-сырьевой базы Ярославской области. Для обеспечения максимального эффекта от участия в федеральных программах необходимо в течении 1997-98 гг. разработать и утвердить в Правительстве области основы областной политики участия в федеральных программах геологического изучения недр и поисково-разведочных работ.
В соответствии со статьей 4 закона "О недрах", Правительство Ярославской области разрабатывает регулярно (раз в пять лет) проекты областной комплексной программы по развитию и использованию минерально-сырьевой базы и геологической среды Ярославской области (далее везде "Программа").
"Программу" утверждает Губернатор Ярославской области в 3 квартале года, предшествующего началу действий, предусмотренных в "Программе", и она финансируется за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемых в бюджете области.
"Программа" помимо перечня долгосрочных целей развития недропользования в Ярославской области должна содержать необходимые разделы:
- по ревизионному обследованию действующих и заброшенных карьеров;
- поиску и поисково-оценочным работ общераспространенных полезных ископаемых, сапропеля и подземных вод;
- по комплексной оценке минерально-сырьевого потенциала области;
- по предупреждению развития опасных геологических явлений на территории Ярославской области;
- по ведению государственного мониторинга геологической среды на региональном уровне;
- по содержанию областного фонда геологической информации, ведению баланса торфяных месторождений;

3.5. Лицензирование недропользования и проведение торгов за право пользования участками недр

В соответствии с законом "О недрах" недра предоставляются в пользование на основании лицензий.
Предоставление лицензий на право пользования недрами в соответствии с законом "О недрах" проводится путем конкурсов или аукционов.
Лицензии на право пользования недрами выдаются совместным решением Правительства Ярославской области и Ярославского территориального управления геологии и использования недр как для вновь открываемых объектов недропользования, так и для уже действующих объектов.
Недропользователи не оформившие лицензию несут имущественную и административную ответственность в установленном порядке.
Торги за право добычи минеральных ресурсов проводятся в форме аукционов и конкурсов (согласно закону "О недрах", ст. 13) в процессе предоставления лицензий на пользование недрами. Порядок проведения торгов осуществляется в установленном порядке.

3.6. Формирование системы учета наличия и использования всех месторождений и проявлений полезных ископаемых и организация территориальных геологических фондов

Территориальные фонды геологической информации создаются с целью объединения информации о недрах Ярославской области. В настоящее время - после реорганизаций и дробления крупных геологических организаций - сведения о недрах Ярославской области рассредоточены по многим мелким организациям различных форм собственности и ведомственной подчиненности.
Территориальные геологические фонды Ярославской области организует и ведет Ярославское территориальное управление геологии и использования недр. Комитет по учету и использованию природных ресурсов департамента по управлению государственным имуществом осуществляет надзор за формированием и использованием территориальных геологических фондов со стороны Правительства Ярославской области и обеспечивает необходимую координацию с другими заинтересованными организациями на территории области.
Все организации, расположенные на территории области, обладающие информацией о недрах, обязаны в установленном порядке передать имеющиеся у них отчеты, проекты и иные документы, содержащие информацию о недрах, в организуемые территориальные фонды геологической информации.
Основу системы учета наличия и использования месторождений и проявлений полезных ископаемых составляет система отраслевых кадастров, формируемых соответственно критериям, разрабатываемым на федеральном уровне.
Дополнительно к объектам общефедерального значения территориальному учету подлежат месторождения и проявления полезных ископаемых с запасами меньшими, чем для федерального уровня, но освоение которых экономически выгодно в масштабе области (например в связи с незначительными транспортными издержками, созданием дополнительных рабочих мест и т.п.)
Учету и оценке возможностей использования подлежат также техногенные образования, связанные с деятельностью производств горнодобывающего и топливно-энергетического комплекса.
Для улучшения системы учета месторождений следует осуществить:
- инвентаризацию всех геологоразведочных работ, проведенных на территории Ярославской области независимо от года выполнения работ и составить перечень всех выявленных на территории области месторождений и проявлений всех видов полезных ископаемых степени, и, тем самым, положить начало областному кадастру месторождений, используя новейшие компьютерные технологии.
- задействовать иные службы области, обладающие по характеру своей деятельности сведениями о недропользователях.

3.7. Комплексная оценка использования минерально-сырьевой базы Ярославской области.

Комплексная система оценок минерально-сырьевой базы - это система оценок минерально-сырьевой базы Ярославской области, которая включает в себя три основных вида оценок.
Первый из них позволяет определить рентабельность отработки конкретного месторождения полезных ископаемых в сложившихся горно-геологических, социально-экономических, технологических и иных условиях, сложившихся на конкретных территориях. Такая оценка ведется на основании критериев и требований, устанавливаемых Комитетом по геологии и использованию недр Российской Федерации (ст. 23 закона "О недрах") и адаптированных к конкретным экономическим условиям Ярославской области; в том числе - с учетом складывающейся в сопредельных областях конъюнктуры на те или иные полезные ископаемые. Этот вид оценок в первую очередь важен для субъектов хозяйственной деятельности, ведущих разработку полезных ископаемых, а также для определения стартовой цены на торгах за право на разработку месторождения и при формулировании условий договоров о разделе продукции в процессе управления недропользованием.
Второй вид оценок отражает в долгосрочной перспективе соотношение тех выгод и потерь для субъекта РФ, которые возникают при конкретном способе недропользования. Такие оценки должны соответствовать методикам ООН (основной разработчик Гарвардский университет). Этот вид экономических оценок, определяющий денежную стоимость природного ресурса с учетом множества факторов важен для субъекта РФ при определении приоритетов в использовании природных ресурсов как основы для областной стратегии природопользования.
Третий вид оценок отражает реально сложившееся на сегодня соотношение выгод и потерь для муниципальных образований при существующем использовании природных ресурсов. Этот вид оценок проводится, главным образом, на основании учетно-ресурсных ведомостей, соответствующих учетным формам Евростата и адаптированных к условиям России (основной разработчик - НПП "Кадастр" Минприроды РФ).

                         4. Заключение

Реализация настоящей концепции позволит создать систему государственного управления недропользованием на территории Ярославской области, способную обеспечить рациональное и высоко эффективное использование недр для нужд социально-экономического развития области.

О концепции развития и рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области (утратило силу)

Название документа: О концепции развития и рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области (утратило силу)

Номер документа: 251-п

Вид документа: Постановление Правительства Ярославской области

Принявший орган: Правительство Ярославской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Официальная рассылка
Дата принятия: 16 октября 1996

Дата начала действия: 16 октября 1996
Дата окончания действия: 30 октября 2006