Недействующий

О концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Ярославской области на 2000-3000 годы (с изменениями на 4 февраля 2002 года)


VI. Совершенствование организации медицинской помощи

Действующая система управления и финансирования здравоохранения предопределила недостаточную эффективность использования ресурсов и несбалансированность структуры оказания медицинской помощи. В условиях реформы здравоохранения необходима переориентация на развитие амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

Стратегическое направление реформы - формирование и развитие института врача общей (семейной) практики (ОВП), переход на оказание основной части первичной медико-социальной помощи (ПМСП) силами полностью независимых общих врачебных практик; но при этом они должны опираться на качественно новый институт поликлиники с новыми функциями, который трансформируется в диагностико-консультативный центр.

Организация службы общей врачебной практики может быть различна в городском и районном звеньях здравоохранения; создаются индивидуальные и групповые ОВП.

При индивидуальной форме врач общей практики является независимым хозяйствующим субъектом, работает независимо от других общепрактикующих врачей и врачей специалистов.

Групповая практика может быть нескольких видов:

-объединение двух или нескольких общепрактикующих врачей;

- объединение общепрактикующих врачей с отдельными специалистами (акушерами-гинекологами, педиатрами);

- объединение нескольких специалистов; совместная работа позволяет обеспечить разумную кооперацию врачей разных специальностей, их взаимозаменяемость.

Учитывая серьезные препятствия на пути преобразования поликлиник в ОВП и отсутствие средств для поддержки независимых врачебных практик, необходимо наметить этапы перехода:

1 этап. Организация ОВП преимущественно как структурных подразделений поликлиник с предоставлением им своего субсчета и договорными отношениями с администрацией поликлиник по принципу бригадного подряда. Необходимо обеспечить адекватные методы оплаты подушевого финансирования с элементами фондодержателя и разделение финансовых рисков между ОВП и страховщиками.     

2 этап. ОВП учреждаются на базе поликлиник в качестве самостоятельно хозяйствующих субъектов с передачей им собственности на правах оперативного управления.

3 этап. На основе государственных льготных кредитов независимые врачебные практики арендуют или выкупают долю государственной или муниципальной собственности.

Создание сети ОВП нельзя рассматривать вне проблемы преобразования функций поликлиник. Это две стороны одного процесса реформирования амбулаторно-поликлинической помощи. Поликлиника трансформируется в консультативно-диагностический центр со своими отделениями:

- специализированной консультативной помощи,

- диагностическое,

- лечебно-оздоровительное,

- профилактическое,

- служба ухода,

- дневной стационар,

- центр амбулаторной хирургии,

- центр медико-социальной помощи.

Важными направлениями реформирования ПМСП являются также:

- организация на уровне поликлиники амбулатории дневных стационаров с использованием стационарозамещающих технологий

- создание межрайонных специализированных центров, имеющих адекватную диагностическую и лечебную базу.

Целесообразно в течение 1999-2000 годов разработать конкретную целевую территориальную программу по совершенствованию первичной медицинской помощи.

Новые формы организации стационарной помощи

К настоящему времени требует изменений организационная схема оказания стационарной помощи.

Необходима разработка модели стационарной помощи с дифференциацией по интенсивности лечебного процесса.

Это предполагает проведение структурной перестройки в соответствии с требованиями многоуровневой системы медицинской помощи на основе разделения действующей сети стационаров на: