Недействующий

О концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Ярославской области на 2000-3000 годы (с изменениями на 4 февраля 2002 года)

V. Совершенствование системы финансирования

Разобщенность финансовых потоков, направляемых в здравоохранение, ограничивает возможности стратегического и текущего планирования и ведет к структурным диспропорциям. Следует перестроить экономические отношения в здравоохранении по следующим основным направлениям:

1. Территориальная программа государственных гарантий должна строиться как единая система обязательств государства в отношении предоставляемой населению области бесплатной медицинской помощи.

Сумма финансовых средств на реализацию территориальной программы государственных гарантий, в том числе базовую программу ОМС, должна составлять основу консолидированного государственного заказа на оказание медицинской помощи населению и развитие здравоохранения. Государственный заказ должен формироваться органом управления здравоохранением, департаментом финансов совместно с органами местного самоуправления и территориальным фондом ОМС.

2. При формировании и утверждении областного бюджета и бюджетов муниципальных образований следует одновременно утверждать территориальную программу государственных гарантий, включая программу ОМС и взносы на ОМС на неработающее население.

3. Планирование и финансирование отрасли должно осуществляться на основе подушевого норматива как по обязательному медицинскому страхованию, так и по бюджету. Для обеспечения государственных обязательств в отношении предоставляемой всем категориям населения области медицинской помощи и оценки деятельности учреждений здравоохранения всех уровней, включая муниципальные, необходимо на уровне области централизовать часть собираемых на муниципальном уровне средств здравоохранения с последующим распределением их по городам и районам на основе подушевого норматива финансирования. Реализация этого направления потребует принятия нормативных актов.

4. Для обеспечения реализации целевых программ здравоохранения необходимо концентрировать финансовые ресурсы на уровне департамента здравоохранения, что позволит решать приоритетные задачи развития отрасли и одновременно осуществлять контроль за их целевым использованием.

5. Утверждение тарифов на медицинские услуги должно осуществляться до начала финансового года. В тариф должны быть включены все статьи расходов за исключением строительства, капитального ремонта и приобретения наиболее дорогостоящего медицинского оборудования, которое финансируется из бюджета.

6. Ввести запрет на использование средств территориального фонда ОМС и страховщиков на приобретение лекарств и медицинского оборудования вне договорных отношений с ЛПУ.

7. Для привлечения дополнительных финансовых средств в здравоохранении необходимо:

- применять систему льготного налогообложения прибыли юридических лиц и предпринимателей;

- предоставлять государственный льготный кредит на формирование независимых общих врачебных практик;

- предоставлять налоговые льготы на инвестиции в строительство и развитие любых частных медицинских предприятий;

8. Необходимо осуществлять льготное налогообложение предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения с целью реинвестирования заработанных средств в развитие учреждений.

9. В качестве экономического рычага повышения роли амбулаторно-поликлинической помощи целесообразно использовать принцип подушевого финансирования на прикрепленное население с элементами гонорарного метода оплаты отдельных услуг.