Недействующий

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 сентября 1994 года N 402-р


О дальнейшем совершенствовании
сети наблюдения и лабораторного
контроля на территории области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Губернатора ЯО от 05.05.2006 N 136-р.
____________________________________________________________________

В соответствии с Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, утвержденным Председателем ГКЧС России, Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов, Министром здравоохранения, Министром сельского хозяйства, Председателем Госкомсанэпиднадзора, Руководителем Госгидромета 30.10.1993 г. и в целях дальнейшего повышения готовности системы выявления, оценки и контроля за радиационной, химической, эпидемиологической обстановкой, за различными промышленными выбросами при крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, возникновении очагов особо опасных инфекций:

1. Утвердить "Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Ярославской области" (Приложение N 1), функциональные обязанности учреждений СНЛК области (Приложение N 2), перечень учреждений СНЛК Ярославской области (Приложение N 3).

2. Областному центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Скородумова Л.В.), департаменту сельского хозяйства и продовольствия (Веселов А.Н.), областному центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Карпенко Э.С.), областному комитету по экологии и природным ресурсам (Смирнов Н.В.) до 1 октября 1994 года издать приказы, в которых определить состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, порядок (докладов) донесений оперативному дежурному ГО области и в вышестоящие органы и представить их в штаб по делам ГО ЧС области.

До 1 ноября 1994 года разработать документы, рекомендуемые "Положением о СНЛК" и представить их на согласование в штаб по делам ГО ЧС области.

3. Штабу по делам ГО ЧС области (Амбатьелло В.Г.) обобщить представленный службами ГО материал и до 15 ноября года отработать схему руководства сетью наблюдения и контроля и порядок сбора данных об обстановке. В декабре 1994 года провести специальное учение с головными учреждениями сети.

4. Контроль за выполнением данного распоряжения возложить на штаб по делам ГО ЧС области (Амбатьелло В.Г.).

  Губернатор области
 А.И.Лисицын


                                                  Приложение N 1 к
                                          распоряжению  губернатора
                                          области    N   402-р   от
                                          26.09.1994 г.


ПОЛОЖЕНИЕ
о сети наблюдения и лабораторного
контроля Ярославской области

г. Ярославль
1994 г.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ярославской области.

2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля, системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Выполнение стоящих перед нею задач является обязательным для всех ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК.

Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля возлагается на штаб по делам ГО ЧС области. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют ведомства, головные учреждения, включенные в структуру СНЛК.

Наблюдение и лабораторный контроль в области организуется и проводится с целью:

Своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, открытых водоемов, растительности и пр.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), сильнодействующих ядовитых (СДЯВ) веществ, биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.

СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на территории области. Координацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие комитеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти и территориальные штабы по делам ГО ЧС. Перечень конкретных учреждений и организаций устанавливается местными органами исполнительной власти.

II. Функционирование и порядок передачи информации учреждениям
сети наблюдения и лабораторного контроля (УСНЛК)

3. Функционирование СНЛК области осуществляется в трех режимах.

В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.

В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, СДЯВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией, территориальными штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и закрепляются соответствующей инструкцией.

В режиме чрезвычайной ситуации (возникновения и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время), применение противником современных средств поражения в военное время, наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, СДЯВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

Основу СНЛК составляют головные учреждения. Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач учреждения.

Они выполняют следующие задачи:

- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- определяют зараженность объектов, окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, СДЯВ и проводит специфическую индикацию БС;

- разрабатывают нормативно-методическую документацию для подчиненных подразделений СНЛК;

- осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;

- организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.

Головные учреждения СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 6-8 часов.

Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:

1. Ведомственное Положение (инструкцию) о работе СНЛК.

2. Соответствующий штат и табель оснащения.

3. План перевода учреждений с мирного на военное положение.

4. План подготовки и развития учреждений СНЛК на текущий год и на перспективу.

5. Схему оповещения, сбора личного состава учреждений в рабочее и нерабочее время.

6. Функциональные обязанности специалистов учреждений.

7. Перечень особо опасных заболеваний и поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений.

8. Перечень СДЯВ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона.

9. Перечень потенциально опасных объектов в радиационном химическом и микробиологическом отношении.

10. Инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды.

11. Инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи.

12. Методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, БС и СДЯВ, определенных Перечнем особо опасных заболеваний и поражении людей, сельскохозяйственных животных и растений.

13. Нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно-допустимых концентраций ОВ и СДЯВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время.

14. Карту (схему) контролируемого региона для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки.

15. Журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов.

16. Журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки).

17. Инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, БС и СДЯВ.

18. Переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в территориальный штаб по делам ГО и чрезвычайным ситуациям.

  Заместитель губернатора области-
  государственный секретарь
  администрации
 С.А.Вахруков

Приложение N 2 к
распоряжению  губернатора  области
  N 402-р от 26.09.94

Функциональные обязанности
учреждений СНЛК области

1. На областные и городские центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета возлагается:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждений;

определение зараженности атмосферного воздуха, воды, открытых водоемов и местности ОВ и СДЯВ;

установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

подготовка специалистов ГМС и ГМП по ведению радиационного и химического наблюдения.

2. На гидрометеорологические станции и посты Росгидромета возлагается:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;

установление наличия ОВ и СДЯВ в атмосферном воздухе, воде, открытых водоемов и на местности;

осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в соответствии ЦГМС.

3. На областные, городские, районные первой категории центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Госкомсанэпиднадзора России и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транспорте возлагается:

проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых на базе ЦСЭН (МСЧ) формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов);

установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);

осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для областных ЦСЭН);

проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, БС и СДЯВ с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;

установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районной ЦСЭН);

определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и СДЯВ;

оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих звеньев ЦСЭН на подведомственной территории.

4. На городские, районные центры ГСЭН 2-й и 3-й категории Госкомсанэпиднадзора России и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном, водном и воздушном транспорте возлагаются:

проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;

установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, СДЯВ и проведение их предварительной идентификации;

отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, БС и СДЯВ и доставка их в головные ЦСЭН для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»