АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 28 мая 2004 года N 80

Об областной целевой программе «Развитие службы медицины катастроф и экстренной медицинской помощи населению Ярославской области» на 2005 - 2006 годы



В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2002 N 82 «О совершенствовании службы медицины катастроф»

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие службы медицины катастроф и экстренной медицинской помощи населению Ярославской области» на 2005 - 2006 годы (далее Программа) и считать её составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.

3. Департаменту здравоохранения и фармации Администрации области (Барышев С.В.) при составлении проекта областного бюджета на 2005 и последующий годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области утвердить аналогичные программы и обеспечить их выполнение.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Скороходову И.И.

Губернатор области
А.И. Лисицын



Утверждена
постановлением Администрации
Ярославской области
от 28.05.2004 N 80

     
Областная целевая программа
«Развитие службы медицины катастроф и экстренной медицинской помощи населению Ярославской области» на 2005 - 2006 годы

     
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование
Программы

областная целевая программа «Развитие службы медицины катастроф и экстренной медицинской помощи населению Ярославской области» на 2005 - 2006 годы (далее Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 21.12.94 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами», приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2002 N 82 «О совершенствовании службы медицины катастроф»

Государственный заказчик- координатор Программы

департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области

Основной разработчик Программы

департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области

Основные цели и задачи Программы

предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности и дальнейшее совершенствование службы медицины катастроф по своевременному, эффективному и доступному оказанию экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению области в чрезвычайных ситуациях и в повседневной деятельности

Сроки и этапы реализации Программы

2005 - 2006 годы

Перечень разделов Программы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
II. Основные цели и задачи реализации Программы
III. Основные направления реализации Программы
IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
V. Реализация и контроль за выполнением Программы
VI. Общая потребность в ресурсах
VII. Перечень мероприятий по развитию и укреплению материально-технической базы службы медицины катастроф

Исполнители Программы

департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области

Общая стоимость программы,
в т.ч.:
средства областного бюджета


13 240 000 руб.


13 240 000 руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- снижение медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- эффективное оказание всех видов медицинской помощи населению как в чрезвычайных ситуациях, так и в повседневной деятельности;
- совершенствование приемов оказания экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях;
- своевременная, качественная и мобильная медицинская помощь населению области приведет к спасению жизни и сохранению здоровья населения, к сокращению трудопотерь, уменьшению социально-психологической напряженности в обществе, снижению смертности и инвалидизации

Ответственные лица для контактов, кураторы программы

заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области Максимов В.Л., тел. 30-49-77

     

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ


Программа направлена на развитие медицинской инфраструктуры службы медицины катастроф (далее Службы) Ярославской области, улучшение медико-санитарного обслуживания населения, улучшение технического оснащения Службы, улучшение организации подготовки специалистов Службы на территории области, организацию четкого взаимодействия между структурными подразделениями Службы, на реализацию государственной политики в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС).

Необходимость совершенствования организации медико-санитарной помощи населению Ярославской области при ликвидации последствий ЧС диктуется прежде всего тем, что наличие на территории области большого количества производственно-технологических комплексов, содержащих значительные запасы горюче-смазочных, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществ, а также использование устаревших технологий и оборудования создают потенциальную угрозу возникновения ЧС вследствие аварий на этих объектах.

Серьезную опасность представляют крупные транспортные катастрофы, сопровождающиеся в ряде случаев массовыми поражениями и гибелью людей, значительным материальным ущербом. Сохраняется угроза возникновения природных катастроф (наводнений, бурь, ураганов и прочего). Особую тревогу вызывает значительное увеличение числа групповых инфекционных заболеваний, пищевых токсикоинфекций и эпидемий.

Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место в последние годы, показывает, что количество и масштабы стихийных бедствий, аварий и катастроф неуклонно возрастают как во всем мире, так и в нашей стране.

Так, если в 2003 году еженедельно регистрировалось в среднем 8390 случаев оказания медицинской помощи больным и пострадавшим от ЧС службой скорой медицинской помощи Ярославской области, то в течение четырех месяцев 2004 года отмечен рост оказания такой медицинской помощи, составивший в среднем в неделю 9813 случаев.

В 2000 году в Ярославской области для профилактики ЧС и оказания экстренной лечебной и санитарно-эпидемической помощи населению в условиях возникновения и ликвидации последствий ЧС создана и функционирует Служба, возглавляемая государственным учреждением здравоохранения Ярославской области «Территориальный центр медицины катастроф» (далее Центр).

В настоящее время деятельность Центра в основном направлена на приближение квалифицированной и специализированной экстренной и планово-консультативной медицинской помощи к лечебно-профилактическим учреждениям (далее ЛПУ) Ярославской области, т.е. на улучшение работы отделения экстренной и планово-консультативной медицинской помощи.

Штатное расписание Центра составляет 30 % от рекомендуемого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.06.96 N 261 «Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф». Дефицит должностей в штатном расписании отрицательно сказывается на целенаправленной организационной деятельности Центра.

На балансе Центра находятся 6 санитарных автомобилей «Волга» ГАЗ 310231. Ежедневно дежурят 2 водителя по 24 часа и 1 водитель - 12 часов. В 2003 году обслужено 1046 вызовов по районам области, в среднем каждая машина имеет пробег 120 000 км. Машины заняты на вызовах до 16 часов в день. Технической особенностью имеющегося автотранспорта является теснота салона, не позволяющего проводить реанимационные и другие медицинские манипуляции в пути следования. Автомашин для обслуживания оперативных нужд Центра нет.

Связь с ЛПУ муниципальных округов области осуществляется посредством проводного телефона. В случае ЧС такой вид связи не гарантирует бесперебойного обмена информацией.

В Центре имеется лишь один компьютер старой модели, на котором осуществляется вся печатная работа, вся переписка с различными организациями и учреждениями, отчетная работа, организационно-методическая работа.

Центр располагается в аварийном одноэтажном здании. Капитальный ремонт, начатый в конце 2002 года, с четкой периодичностью прерывается вследствие нестабильного и недостаточного финансирования.

Оснащение отделения экстренной и плановой консультативной помощи осуществляется практически на энтузиазме сотрудников, при помощи отдельных ЛПУ. Финансирования хватает лишь на приобретение в небольших объемах лекарственных препаратов для доукомплектования реанимационных укладок неотложной помощи пострадавшим и больным.

Резерва медицинского имущества на случай ЧС практически нет.

В ЛПУ области нет резервных источников электроснабжения, что ставит под угрозу жизнь больных, находящихся в реанимационных отделениях на аппаратном дыхании и в операционных.

Сложившаяся в последние годы обстановка с защитой населения Ярославской области от ЧС различного характера ставит перед Центром более сложные задачи, решение многих из них невозможно имеющимися в арсенале силами и средствами.

Одной из причин такого положения является недостаточность финансовых средств, выделяемых на становление и оснащение Центра, учреждений и формирований Службы.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимы целенаправленные скоординированные действия Администрации области, органов местного самоуправления муниципальных образований, предприятий и организаций области.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


В Ярославской области существует реальная угроза возникновения ЧС в связи с наличием запасов химически активных веществ (аммиак, хлор) и прохождением по территории области автомобильных и железнодорожных магистралей, а также нефте- и газопроводов.

Целью Программы является обеспечение готовности и дальнейшее совершенствование деятельности Службы по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях.

Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:

- повышение готовности Службы к оказанию экстренной медицинской помощи и лечению населения в ЧС;

- обеспечение круглосуточной работы дежурно-диспетчерской службы по сбору и анализу информации медико-санитарного характера о возможности и возникновении ЧС;

- поддержание в постоянной готовности системы оповещения;

- организация и поддержание взаимодействия между входящими в состав Службы органами управления, формированиями, учреждениями и организациями;

- создание резерва медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для оснащения формирований и учреждений Службы, организация его хранения и обновления (освежения);

- организация подготовки кадров Службы;

- участие в подготовке населения и личного состава аварийно-спасательных формирований единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС к оказанию первой и доврачебной медицинской помощи.

Все мероприятия Программы должны выполнятся одновременно по мере поступления финансовых средств.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


1. Проведение капитального ремонта зданий Центра

Планируется обследование здания, полная замена электросетей здания, капитальный ремонт внутренних помещений с оборудованием рабочих мест, установка противопожарной и охранной сигнализации, пристройка трех гаражных боксов, реконструкция и ремонт подвальных помещений здания.

2. Укрепление материально-технической базы Службы

Предусматривается приобретение медицинского инструментария, медицинской аппаратуры, оборудования, санитарно-хозяйственного имущества для бригад экстренной специализированной медицинской помощи постоянной готовности (далее БЭСМП ПГ). Оснащение Центра медицинским оборудованием и мобильной диагностической аппаратурой позволит, независимо от складывающейся обстановки, выполнять поставленные перед ним задачи в автономном режиме работы.

Для создания передвижного пункта управления Службой, оперативных выездов на возникающие в городе и области ЧС, плановой работы в области предусматривается приобретение специальных санитарных автомобилей.

В Центре всего один устаревший компьютер, один рабочий матричный принтер, модемной связи нет. Планируются:

- приобретение и установка в Центре мини-АТС;

- приобретение сотовых телефонов для решения оперативных задач;

- приобретение пейджеров для оперативного оповещения задействованных руководящих работников;

- приобретение современных защищенных компьютеров, модема, факса, ксерокса, принтеров, создание внутренней компьютерной сети;

- установка электронных видов связи с ЛПУ.

Приобретение реанимобиля позволит обеспечить качественную эвакуацию пострадавших и больных до места назначения, а также даст возможность выезда в район ЧС БЭСМП ПГ.

Приобретение дизель - генераторов для крупных лечебных учреждений позволит обеспечить безаварийную работу палат интенсивной терапии, реанимационных и операционных отделений.

3. Автоматизация рабочих мест Центра

По мере поступления компьютерной техники в Центр планируется приобретение и внедрение автоматизированных систем с целью улучшения оказания экстренной медицинской помощи населению области, поддержки управленческих решений в процессе ликвидации последствий ЧС, обеспечения ЛПУ адаптированными программными комплексами.

4. Создание и рациональное использование Службой резервов медицинского и другого специального имущества

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.11.96 N 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» планируется создание неснижаемого резерва медикаментов и медицинского имущества на 500 пораженных.

5. Создание учебно-методического отдела

Создание учебно-методического отдела на базе Центра позволит более качественно проводить организационно-тактическую и практическую подготовку врачей и средних медицинских работников по вопросам организации оказания экстренной медицинской помощи в ЧС, а также обучение приемам оказания доврачебной помощи сотрудников МВД, ГИБДД, пожарных, сотрудников железной дороги, водителей автотранспорта с учетом местных условий и методических разработок.

IV. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 


Реализация Программы позволит к 2006 году предупреждать и уменьшать медико-санитарные последствия ЧС, эффективно оказывать первую медицинскую, первую врачебную, квалифицированную и специализированную медицинскую помощь населению при различных патологических состояниях, нозологических формах заболеваний, травмах и поражениях за счет дальнейшего совершенствования организации областной Службы, разработки и внедрения методологии этапного лечения пораженных в ЧС, совершенствования методов и средств оказания медицинской помощи и лечения различных контингентов пораженных и заболевших, улучшения обеспечения медицинских формирований и учреждений здравоохранения необходимым медицинским оборудованием, а также создания материально-технического потенциала Службы.

Реализация Программы к 2006 году создаст необходимые условия для устойчивого функционирования областной Службы.

V. РЕАЛИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»