Недействующий


САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06.12.95 г. N 21-274


О проекте Закона Саратовской области
"О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза"


Рассмотрев проект Закона Саратовской области "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза", принятый в первом чтении, Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Принять Закон Саратовской области "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза".

Председатель Саратовской
областной Думы
 А.П.Харитонов



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
Саратовской области


О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза



Туберкулез в Саратовской области становится угрожающей медико-социальной проблемой. За последние годы отмечается рост заболеваемости туберкулезом.

Туберкулез наносит народному хозяйству существенный экономический ущерб за счет высокого уровня временной и стойкой утраты трудоспособности и смертности.

Отсутствие законодательной основы защиты населения от туберкулеза сдерживает уменьшение распространенности этого заболевания.

Настоящий Закон регламентирует организацию противотуберкулезной помощи населению Саратовской области, определяет права граждан на защиту от инфекции и социальные гарантии при возникновении заболевания.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Противотуберкулезная помощь и принципы ее оказания

1. Противотуберкулезная помощь населению Саратовской области включает в себя проведение санитарно-оздоровительных, противоэпидемических, профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий на основании и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

2. Противотуберкулезная помощь населению Саратовской области осуществляется на принципах бесплатности, общедоступности и равных возможностей для всех граждан, проживающих на ее территории, независимо от пола, возраста, трудового вклада, политических убеждений, вероисповедания, национальности и социального происхождения в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Решение вопросов, связанных с оказанием противотуберкулезной помощи населению Саратовской области, является обязанностью органов государственной власти Саратовской области.

3. Гражданам Содружества Независимых Государств (далее СНГ), обращающимся за плановой медицинской помощью в противотуберкулезные учреждения Саратовской области, обследование и лечение производится в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации на коммерческой основе за счет личных средств или за счет средств государств СНГ, с которыми заключены договоры.

Больные туберкулезом из стран СНГ, нуждающиеся в экстренной помощи, обслуживаются в противотуберкулезных учреждениях на равных условиях с жителями области.

Статья 2. Законодательство о защите населения от туберкулеза и о противотуберкулезной помощи

1. Противотуберкулезная помощь и защита населения от туберкулеза на территории Саратовской области регулируется настоящим Законом и действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

2. Законодательные и иные правовые акты, принимаемые в Саратовской области, не могут ограничивать права населения области на защиту от туберкулеза и их гарантии на оказание противотуберкулезной помощи, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 3. Правовое регулирование противотуберкулезной помощи


1. Деятельность противотуберкулезных учреждений области регулируется законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, решениями органов государственной власти Саратовской области и местного самоуправления.

2. Организация противотуберкулезной помощи населению Саратовской области обеспечивается на основе долгосрочной комплексной программы, утверждаемой областной Думой по представлению администрации области. Аналогичные комплексные программы, разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления городов и районов области.

3. Для контроля за реализацией комплексных программ создаются межведомственные комиссии по туберкулезу.

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ

Статья 4. Организация противотуберкулезной помощи

1. Головным учреждением области по оказанию противотуберкулезной помощи населению является областной противотуберкулезный диспансер.

Функции и обязанности областного противотуберкулезного диспансера:

- организационно-методическое руководство противотуберкулезными учреждениями области и проведением противотуберкулезных мероприятий другими лечебно-профилактическими учреждениями;

- консультативная и лечебная помощь больным, направленных противотуберкулезными и другими лечебно-профилактическими учреждениями области;

- отбор и направление больных в стационары и санатории республиканского подчинения;

- определение потребности области в больничных, санаторных противотуберкулезных койках, в препаратах для лечения и профилактики туберкулеза, флюорографической и рентгеновской пленке, в вакцине БЦЖ и туберкулине;

- сбор и анализ материалов по эпидемиологии туберкулеза в области;

- разработка и внедрение новых форм организации борьбы с туберкулезом;

- повышение квалификации медицинских кадров, противотуберкулезных учреждений области на местных и республиканских базах;

- пропаганда передового опыта работы по борьбе с туберкулезом;

- ведение отчета и учетности в порядке, в сроки и по формам, утвержденным в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

2. Руководство областного противотуберкулезного диспансера с целью совершенствования качества диагностики и лечения туберкулеза может организовать новые службы, центры и кабинеты.

3. Решения головного противотуберкулезного учреждения являются обязательными для всех лечебно-профилактических учреждений области.

4. Контроль за выполнением мероприятий по борьбе с туберкулезом в области осуществляет головное противотуберкулезное учреждение.

5. Противотуберкулезные диспансеры осуществляют специализированную помощь больным других городов и районов области на договорной основе, по согласованию с головным противотуберкулезным учреждением области.

6. С целью совершенствования противотуберкулезной помощи населению, экономии финансовых и кадровых ресурсов, интеграции и кооперации служб может создаваться областное специализированное объединение "Фтизиатрия". Создание объединения производится по решению исполнительных органов местного самоуправления, имеющих противотуберкулезные учреждения по согласованию с органами управления здравоохранения области.

7. При создании областного специализированного объединения "Фтизиатрия" между территориальными органами управления здравоохранения и объединением заключается договор сроком на 5 лет, в котором предусматриваются права и обязанности сторон по установлению формы и размеров финансирования объединения, в том числе, за счет дополнительных ассигнований на капитальный ремонт, приобретение дорогостоящей медицинской аппаратуры, медикаментов, производство текущего и капитального ремонта объектов объединения и по другим вопросам.

8. Совместная работа объединения "Фтизиатрия" с другими службами здравоохранения и другими ведомствами строится на договорной основе.

9. Противотуберкулезная помощь осуществляется специализированными учреждениями и противотуберкулезными кабинетами городов и районов области, включая ведомственные, и учреждениями общей лечебной сети, осуществляющими профилактические противотуберкулезные мероприятия.

Обязанностью противотуберкулезной службы является:

- организационно-методическая помощь учреждениям общей лечебной сети в планировании и проведении профилактических мероприятий по туберкулезу (туберкулинодиагностики, вакцинации и ревакцинации БЦЖ, флюорографических осмотров, бактериологического обследования);

- качественное обследование направленных в противотуберкулезный диспансер лиц с подозрением на туберкулез;

- госпитализация больных туберкулезом в стационары и санатории, обеспечение комплексного лечения;

- организация диспансерного наблюдения и амбулаторного лечения больных туберкулезом и саркоидозом;

- проведение экспертной оценки работы лечебно-профилактических учреждений по проведению профилактических противотуберкулезных мероприятий;

- проведение экспертизы трудоспособности и направление на медико-социальную экспертизу;

- подготовка кадров врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений общей лечебной сети и противотуберкулезных учреждений по вопросам профилактики, диагностики и лечению туберкулеза;

- систематический анализ эпидемиологической обстановки по туберкулезу и эффективности противотуберкулезных мероприятий;

- обеспечение совместных с Центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора области противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.

Обязанностью учреждений общей лечебной сети является:

- планирование и проведение туберкулинодиагностики среди детей и подростков;

- планирование флюорографических осмотров населения;

- организация привлечения населения к профилактическим осмотрам на туберкулез;

- проведение качественного флюорографического обследования населения с использованием стационарной и передвижной флюорографической техники;

- обеспечение дообследования лиц с легочной патологией, выявленных при флюорографическом осмотре и направление их к врачам-специалистам (фтизиатрам, онкологам, терапевтам, хирургам);

- организация бактериологического обследования показанных групп населения (кашляющих, нетранспортабельных, больных хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, животноводов из неблагополучных по туберкулезу хозяйств, больных, относящихся к группе риска по внелегочным формам туберкулеза);

- выполнение клинического минимума по туберкулезу при обращении за медицинской помощью больных с легочными жалобами или другими проявлениями заболеваний, подозрительных на туберкулез.

Статья 5. Финансирование противотуберкулезной помощи

1. Финансирование противотуберкулезной службы осуществляется из федерального, областного и местных бюджетов в расчете на одного жителя в размере среднегодовых затрат на противотуберкулезные мероприятия, проводимые противотуберкулезными и лечебно-профилактическими учреждениями, с учетом индексации цен.

2. Дополнительное финансирование противотуберкулезных учреждений может быть получено от договоров с предприятиями, учреждениями и организациями, всех форм собственности и ведомственной принадлежности, от платных услуг, оказываемых населению сверх гарантированного базового объема, из средств социального страхования при сокращении временной нетрудоспособности по туберкулезу и инвалидности от него, взыскания материальной компенсации от предприятий и граждан, виновных в нарушении противоэпидемического режима по туберкулезу, полученной в результате удовлетворения исковых требований, добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций, культовых учреждений, благотворительных обществ, российских и иностранных граждан в виде денежных средств и материальных ценностей.

3. Оплата обследования и лечения больных, выписанных из противотуберкулезных учреждений с заболеваниями нетуберкулезной природы, а также оплата дополнительных услуг по лечению тяжелых сопутствующих заболеваний производится по договорам со страховыми кампаниями в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

РАЗДЕЛ III. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА И МЕРЫ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИИ

Статья 6. Защита населения от туберкулеза

1. Лица, представляющие угрозу заражения туберкулезом окружающих, не допускаются к работе на должностях и по профессиям,перечень которых определяется действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

2. Не допускаются вселения больных заразными формами туберкулеза в общежития и коммунальные многонаселенные квартиры.

3. Противоэпидемические и оздоровительные мероприятия в местах проживания больных туберкулезом (эпидемических очагах) осуществляются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

4. Работниками медицинской службы управления внутренних дел в случае выявления туберкулеза у содержащихся в следственных изоляторах лиц и в течение первого года пребывания в исправительно-трудовых учреждениях Саратовской области передается информация в головные противотуберкулезные учреждения по месту их жительства:

- о выявленных больных туберкулезом (для обеспечения противоэпидемических мероприятий в туберкулезных очагах);

- о больных туберкулезом, освобождающихся из исправительно-трудовых учреждений Саратовской области.

5. Администрация мест лишения свободы в справках об освобождении делает отметку о наличии заболевания туберкулезом и направляет на лечение в соответствующее медицинское учреждение.

6. Органы внутренних дел городов и районов Саратовской области:

- осуществляют контроль за постановкой на учет в противотуберкулезные диспансеры больных, прибывших из мест лишения свободы;

- информируют территориальное противотуберкулезное учреждение о больном туберкулезом, прибывшем из мест лишения свободы, с указанием адреса прописки при выдаче ему паспорта взамен справки освобожденному и прописывающемуся на постоянное или временное жительство.

Статья 7. Меры по профилактике туберкулезной инфекции

1. Противотуберкулезная вакцинация новорожденных и ревакцинация БЦЖ на территории области является обязательной. Сроки туберкулинодиагностики, вакцинации и ревакцинации БЦЖ устанавливаются действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

2. Кратность профилактических флюорографических обследований населения с 15 лет определяется головным противотуберкулезным учреждением области совместно с Центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора области в зависимости от степени пораженности территории области туберкулезом.

3. Дообследование лиц, у которых при флюорографическом осмотре выявлены изменения в легких, проводится в течение 14 дней с момента выявления. Принцип дообследования определяется территориальными органами здравоохранения.

4. Флюорографическое обследование не менее 2-х раз в год в обязательном порядке проводится:

- лицам, отбывающим лишение свободы в исправительно-трудовых учреждениях и следственных изоляторах управления внутренних дел Саратовской области;

- лицам состоящим на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях в III, IV группах учета и в VII группе при отягчающих состояниях (низкий моральный уровень, контакт с больным заразной формой туберкулеза, тяжелые сопутствующие заболевания).

5. Обязательному флюорографическому обследованию подвергаются лица, не проходившие флюорографию более 6 месяцев:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»