Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2000 года № 25-П


О Плане социально-экономического развития Саратовской области на 2000 год

_______________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области
от 11.05.2004 № 118-П
_______________________________

       В целях обеспечения проведения единой экономической и социальной политики, обеспечения экономического роста во всех отраслях хозяйства области, повышения реального уровня жизни населения Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Утвердить План социально-экономического развития Саратовской области на 2000 год согласно приложению.

       2. Областным министерствам и ведомствам, администрациям муниципальных образований области принять меры по неукоснительному выполнению объемных и финансовых показателей Плана социально-экономического развития Саратовской области на 2000 год.

       3. Областным министерствам и ведомствам, администрациям муниципальных образований области ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в министерство экономики области отчет о ходе выполнения контрольных заданий Плана социально-экономического развития Саратовской области на 2000 год по бюджетообразующим показателям.

       4. Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Саратовской области, Управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Саратовской области, отраслевым министерствам и ведомствам области установить жесткий контроль за своевременным поступлением налогов в бюджеты и отчисления во внебюджетные фонды.

       5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра экономики области Удалова Д.В.

  Председатель
  Правительства области
 П.П.Камшилов


 Утвержден
 постановлением
Правительства области
13 марта 2000 года № 25-П

П Л А Н
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА     2 0 0 0 ГОД

ВВЕДЕНИЕ

       План социально-экономического развития Саратовской области на 2000 год разработан на основе задач, вытекающих из Послания Президента Российской Федерации "РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ" (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и письма Губернатора Д.Ф. Аяцкова жителям Саратовской области "Будем мы - будет и Россия".

       Главной целью экономического развития Саратовской области в 2000 году является повышение реального уровня жизни населения. Для решения этой задачи необходимо проведение единой экономической и социальной политики, обеспечение согласованности действий всех субъектов хозяйственной и иной деятельности, усиление регулирующих функций региональных органов власти.

I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1999 ГОДУ

       Саратовская область является одной из ключевых для экономики России.

       Область выгодно расположена посредине крупной зернопроизводящей зоны, на пересечении транспортных магистралей.

       Она является крупным индустриально-промышленным центром России. В структуре промышленного комплекса области наибольший удельный вес принадлежит электроэнергетике, машиностроению, химической и нефтехимической, пищевой промышленности.

       Значительную роль в развитии экономики играет агропромышленный комплекс. Однако существенная зависимость от природно-климатических условий не обеспечивает стабильности в зерновом производстве, в результате чего ежегодный валовой сбор зерновых колеблется от 2 до 6 процентов в общем объеме по России.

       Отличительной особенностью области является наличие мощного научного потенциала и богатого культурного наследия.

       Валовой региональный продукт. В 1999 году объем валового регионального продукта в действующих ценах по предварительной оценке составил 38,6 млрд рублей.

       Увеличился удельный вес производства товаров с 45,1 до 47,7 процента, а производство услуг сократилось с 52,5 до 46,8 процента. Не произошло значительных изменений в отраслевой структуре валового регионального продукта по сравнению с 1998 годом. Удельный вес промышленности составил 28,3 процента. Увеличился удельный вес сельского хозяйства с 8,1 до 12,7 процента. Снизилась доля торговли с 11,4 до 8,8 процента, транспорта - с 10,9 до 10 процентов, строительства - с 8,3 до 6,3 процента.

       Промышленность. В 1999 году произошло улучшение ситуации в промышленности. Это обусловлено, в первую очередь, ростом производства в ряде отраслей, выпускающих продукцию, ориентированную на внешний рынок. Сложившаяся к середине 1999 года достаточно благоприятная внешнеторговая конъюнктура позволила увеличить ряду предприятий области экспорт своей продукции, что положительно повлияло на их производственно-хозяйственную деятельность. Кроме того, многие предприятия, воспользовавшись ослаблением конкуренции со стороны импортных товаров на внутреннем рынке, интенсивно проводили политику импортозамещения, которая сразу же стала приносить свои плоды и особенно в химической промышленности, промышленности строительных материалов и пищевой промышленности.

       Все это привело к росту производства продукции в 1999 году на предприятиях области. Увеличение выпуска продукции наблюдалось практически во всех отраслях.

       Промышленность области в 1999 году произвела продукции в объеме 30,4 млрд рублей. Рост производства составил 110,3 процента.

Изменение объемов промышленного производства
(в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

       Наибольший рост производства произошел в легкой промышленности в 2,1 раза, химической и нефтехимической - на 28,6 процента, пищевой промышленности - на 15,4, машиностроении и металлообработке - на 20,3, лесной и деревообрабатывающей промышленности - на 15,4 процента.

       Производство в электроэнергетике увеличилось на 1,5 процента, в топливной промышленности - на 3,7 процента, промышленности строительных материалов - на 1,3 процента. В отраслевой структуре промышленности попрежнему ведущее место занимает топливно-энергетический комплекс. Его доля составляет 28,4 процента.

       Возросло производство основных топливно - энергетических ресурсов:

       электроэнергии - на 3 процента, добыча нефти - на 5,2 процента, газа - на 3,7 процента. На ОАО "Саратовский нефтеперерабатывающий завод" увеличилась переработка нефти на 41,5 тыс. тонн. За счет совершенствования технологического процесса переработки нефти получено больше светлых нефтепродуктов на 10,9 процента, дизельного топлива - на 7,9 процента.

       В связи с увеличением спроса внутреннего рынка на продукцию машиностроения и металлообработки увеличилось производство троллейбусов в 3 раза, аккумуляторов свинцовых - в 1,6, подшипников качения - в 1,2, прицепов тракторных - в 1,8 раза, электродвигателей - на 25,4 процента.

       Доля предприятий химической и нефтехимической промышленности в общем объеме промышленного производства возросла по сравнению с прошлым годом с 10,2 до 13,7 процента. Увеличение объемов производства этой отрасли обусловлено резким ростом основных видов продукции: удобрений минеральных - в 33,6 раза, кислоты серной - в 1,6 раза.

       В 1999 году в промышленности строительных материалов сохранились положительные тенденции, наметившиеся в 1998 году. С учетом увеличения спроса внутреннего рынка на отечественные строительные материалы производство цемента возросло на 3,8 процента, кирпича - на 8,9, стеновых материалов - на 14,2 процента, извести строительной - в 2,4 раза.

       На предприятиях легкой промышленности в 3 раза увеличилось производство шелковых тканей, хлопчатобумажных тканей - в 1,6 раза, обуви - в 2,5 раза.

       В связи с переориентацией спроса населения на отечественную продукцию из-за сокращения импорта продовольствия, объем производства в пищевой промышленности возрос на 15,4 процента. Увеличилось производство хлеба и хлебобулочных изделий, маргариновой продукции, кондитерских изделий и других продуктов питания.

       Производство водки и ликеро-водочных изделий возросло на 6,8 процента к уровню 1998 года, что связано с принятием мер по усилению государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, табачных изделий - в 1,6 раза.

       Агропромышленный комплекс. По состоянию на 1 января 1999 года в Саратовской области имелось 8,57 млн га сельскохозяйственных угодий, из них пашни - 5,94 млн га. По площади пашни область занимает второе место в Российской Федерации. Доля Саратовской области в суммарных сельскохозяйственных угодьях субъектов Российской Федерации, входящих в ассоциацию "Большая Волга", составляет 21,1 процента. За прошедшие годы реформ в сельском хозяйстве области сложилась многоукладная экономика. В области функционирует 909 сельскохозяйственных предприятий и 8211 крестьянских (фермерских) хозяйств.

       Сектор с коллективными формами хозяйствования по-прежнему занимает доминирующее положение. В 1999 году доля хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, некоммерческих организаций в сельскохозяйственных угодьях области составила 68,1 процента, крестьянских (фермерских) хозяйств 11,6, государственных и муниципальных предприятий - 5,8 процента.

       Продолжается реализация Закона Саратовской области "О земле". В 1999 году проведено 127 аукционов, на которых продано 355 участков площадью 2,7 тыс. га на сумму 3,3 млн рублей. Объем продукции сельского хозяйства в 1999 году по расчетным данным составил 9857 млн рублей или 114,9 процента к уровню 1998 года (в сопоставимых ценах).

       В области собрано 2,4 млн тонн зерна, что в 1,9 раза больше уровня 1998 года. Это позволило засыпать семена, зернофураж, выдать натуроплату. Урожай семян подсолнечника составил 355,5 тыс. тонн, что в 2 раза больше, чем в 1998 году, сахарной свеклы 211,7 тыс. тонн, что в 3,8 раза больше уровня 1998 года.

Производство растениеводческой продукции

       Производство овощей составило 182,3 тыс. тонн или 111 процентов к 1998 году, картофеля, соответственно, 170,7 тыс. тонн - 122 процента. Заготовленный объем кормов в расчете на 1 условную голову скота составил 22,5 ц кормовых единиц, что на 68 процентов больше уровня прошлого года. Это позволит успешно провести зимовку скота, не допуская снижения поголовья и продуктивности животных.

       В области имеется 710 тыс. голов крупного рогатого скота, что на 1 процент меньше уровня прошлого года, из них 339,4 тыс. голов коров (на 1,2 процента меньше соответствующего периода прошлого года), 407,5 тыс. голов овец и коз (на 8,3 процента меньше), 445,3 тыс. голов свиней (на 8,6 процентов больше). Племенная база области состоит из 14 племенных заводов, 8 репродукторов и 55 ферм, где содержатся 54,8 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе коров -18,6 тыс. голов, свиней - 37,1, овец - 80,4 тыс. голов.

       В области действует 30 птицефабрик, которые произвели 13,5 тыс. тонн мяса птицы, что на 9,7 процента больше уровня прошлого года и 310,3 млн. штук яиц (на 1,2 % больше).

       В 1999 году произведено во всех категориях хозяйств области 191,3 тыс. тонн скота и птицы в живом весе, что составляет 100,4 процента к 1998 году; молока - 880,1 тыс. тонн (90,5%), яиц 742,5 млн штук (103%), шерсти - 1005 тонн (72,8%), меда - 975 тонн (122%).

Производство животноводческой продукции


Продолжается снижение технического потенциала села. Обеспеченность зерновыми комбайнами не превышает в настоящее время 40 процентов от нормативной потребности.

       Финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей остается сложным. Инвестиционная деятельность в большинстве сельскохозяйственных предприятий практически прекратилась из-за отсутствия в хозяйствах необходимых оборотных средств, непредоставления долгосрочных кредитов, замены в 1994-1996 годах централизованных кредитов товарными.

Транспорт и связь


Грузооборот предприятий транспорта в 1999 году увеличился на 2,6 процента по сравнению с 1998 годом за счет более дальних перевозок. В то же время объем перевозок грузов сложился ниже уровня 1998 года на 2,2 процента. В структуре перевозок грузов по области 81,5 процента составляет трубопроводный транспорт, 8,9 - железнодорожный, 8,6 автомобильный и 1 процент - водный транспорт. Предприятиями негосударственной формы собственности выполняется 90 процентов перевозок грузов автомобильным транспортом, 92 - водным и 61 процент - воздушным транспортом.

       В 1999 году водным транспортом перевезено пассажиров на 79,1 процента больше, чем в 1998 году. Перевозка пассажиров другими видами транспорта уменьшилась.

       Объем услуг связи в 1999 году по сравнению с 1998 годом возрос на 15 процентов. Количество основных телефонных аппаратов сети общего пользования в 1999 году увеличилось по области на 19,4 тыс. штук или на 6,1 процента к уровню 1998 года. При этом количество основных телефонных аппаратов, установленных у населения, возросло на 7,1 процента. Инвестиции. В 1999 году на территории области за счет всех источников финансирования освоено 7474,5 млн рублей инвестиций, что составляет 91,8 процента к уровню 1998 года. Основным источником финансирования, как и в предыдущие годы, остаются собственные средства предприятий. Их доля составляет более 45 процентов в общем объеме инвестиций.

       В областном бюджете 1999 года утвержден "Бюджет развития Саратовской области" в сумме 464 млн рублей, из которых расходы на капитальные вложения в объекты непроизводственного назначения составят 256 млн. рублей или 55,2 процента капиталовложений; на погашение кредиторской задолженности - 38 млн. рублей (8,2 процента); на финансовую поддержку промышленных предприятий - 162 млн рублей (34,9 процента). Средства финансовой поддержки промышленных предприятий направлялись только на финансирование тех инвестиционных программ, которые приведут к реальному росту производства продукции и возврату вложенных средств уже в текущем финансовом году.

       В 1999 году предусмотрено бюджетное финансирование 39 предприятий на сумму 59,2 млн рублей. При этом в результате реализации схемы "областной бюджет-предприятие-банк", в реальный сектор экономики области привлечены средства в размере почти 150 млн рублей.

       Заключены соглашения на финансирование с 37 предприятиями по схеме бюджета развития области (ОАО "Жировой комбинат", ОАО "Саратовнефтегеофизика", ООО "Агропромышленная компания "БукетАгро", ОАО "Трансмаш"). Сумма привлеченных финансовых средств (фактически представленных кредитных ресурсов коммерческими банками) составила около 120 млн рублей.

       Полностью оформлены документы на финансирование строительства цеха детского питания (долевое участие) на АООТ "Молочный комбинат" в г. Саратове на сумму 12 млн рублей.

       Предварительные результаты использования средств бюджета развития показывают экономическую целесообразность выбранного направления использования бюджетных средств. На один рубль вложенных средств бюджета развития предприятия получают порядка 4 рублей прироста объемов производства, а в территориальный бюджет 0,5 рубля дополнительных налоговых поступлений.

       В 1999 году введено жилых домов общей площадью 732,9 тыс. кв. метров, общеобразовательных школ на 4525 ученических мест, амбулаторно-поликлинических учреждений на 854 посещения в смену, хирургический корпус на 50 коек, дом престарелых на 21 место в селе Столыпино Балтайского района, учебный корпус Саратовского государственного университета.

       Введено 864 км газовых сетей, тепловых сетей - 13,2 км, водопроводных сетей - 27,2 км.

       В 1999 году продолжалась реализация Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты". Области выделен 251 сертификат на сумму 44,5 млн рублей.

       Область участвовала в реализации 39 федеральных целевых программ с объемом инвестиций 1181 млн рублей. По итогам года освоено 1290,4 млн рублей. Наиболее успешно реализуются программы, "Развитие образования в России", "Федеральная миграционная программа", "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", "Леса России", "Плодородие".

       В 1999 году финансирование содержания сети автомобильных дорог выполнено в полном объеме. Построено 136,6 км автомобильных дорог, из них 24,9 км - федеральных, мостов - 572 погонных метра. Отремонтировано 353,6 км дорог, 1460,9 погонных метра мостов. Присоединено к сети дорог 8 сел. В направлении 38 сел ведется строительство.

       Финансирование расходов по строительству мостового перехода через р. Волгу у с. Пристанное было определено в объеме 492,5 млн рублей. Потребительский рынок. В 1999 году оборот розничной торговли области составил 20,8 млрд рублей и уменьшился по сравнению с 1998 годом на 9,9 процента. Снижение уровня жизни населения области вызвало изменение структуры розничного товарооборота. В покупках населения около 40 процентов составляют товары первой необходимости. В области приняты меры по обеспечению продовольственной безопасности населения, стабилизации продовольственных запасов. Организовано производство и обеспечение населения хлебом, молоком и бензином по доступным ценам. В обеспечении сельского населения товарами и услугами возрастает роль потребительской кооперации.

       Оборот розничной торговли сформирован на 40,4 процента крупными и средними организациями, на 24,5 процента - субъектами малого предпринимательства, оставшуюся долю составляют вещевые, смешанные и продовольственные рынки.

       Объем платных услуг населению в 1999 году составил около 4,4 млрд рублей, что на 0,4 процента ниже уровня предыдущего года. За последнее время структура платных услуг приобрела устойчивый характер. Около 60 процентов всего объема услуг сформировано за счет жилищнокоммунальных, услуг пассажирского транспорта, связи и отдельных видов бытовых услуг.

       Развитие рыночной инфраструктуры. На страховом рынке области в 1999 году сохранялась тенденция к увеличению страховых сборов. По сравнению с прошлым годом страховые сборы увеличились в 1,8 раза. Страховые выплаты остались на уровне 1998 года.

       Из-за отсутствия свободных финансовых ресурсов у предприятий области для дополнительного пенсионного обеспечения работников характерна низкая собираемость пенсионных взносов. В связи с этим из 17 негосударственных пенсионных фондов деятельность осуществляют только 3.

       На территории области зарегистрировано более 50 аудиторских фирм. После финансового кризиса наблюдалось усиление конкуренции со стороны крупных московских и иностранных компаний, недостаточно высокий уровень проведения аудиторских проверок и составления аудиторских заключений местными компаниями, в связи с чем сокращается рынок аудиторских услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»