Недействующий

                  

АДМИНИСТРАЦИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10.03.1995 г. N 65


"Об утверждении
Региональной программы демонополизации
экономики и развития конкуренции на
товарных рынках Саратовской области
на 1995 год"

___________________________
Утратил силу на основании
постановления Губернатора Саратовской области
от 10.08.2004 N 183
___________________________


       В связи с решением коллегии администрации области от 18 августа 1994 года N 34, постановлением администрации области от 17 октября 1994 года N 425,

       ПОСТАНОВЛЯЮ:

       1. Утвердить Программу демонополизации экономики и развития   конкуренции на товарных рынках Саратовской области на 1995 г., принятую Региональной комиссией по конкурентной политике (Протокол N 2 от 27 декабря 1994 года).

       2. Комитетам и управлениям администрации области,   Саратовскому территториальному управлению государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур:

       - обеспечить исполнение меропроиятий, предусмотренных   Программой демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Саратовской области на 1995 год;

       - ежеквартально представлять в Региональную комиссию по   конкурентной политике аналитические справки о ходе выполнения Программы;

       - при возникновении необходимости финансирования выполнения   программных мероприятий вносить соответствующие предложения в финансовое управление в установленном порядке.

       3. Региональной комиссии по конкурентной политике обеспечить   координацию работ по реализации Программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Саратовской области на 1995 года, при необходимости по представлению комитетов и управлений администрации производить корректировку и уточнение Программы.

       4. Администрациям городов и районов области в срок до 01 января 1995 года обеспечить разработку и утверждение по согласованию с Региональной комиссией по конкурентной политике местных программ демонополизации экономики и развития конкуренции на локальных товарных рынках городов и районов области на 1995 год.

       5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить   на первого заместителя Главы администрации области - председателя Региональной комиссии по конкурентной политике Л.Е.Ващенкова.

  

Глава администрации
         области
Ю.В.Белых


Утверждена постановлением
администрации области
от 10.03.95 N 65

П Р О Г Р А М М А
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1995 ГОД

                             ОГЛАВЛЕНИЕ
                                                                стр.
  Введение                                                        1
  1.   Общие положения                                            2
  1.1. Цели и задачи региолнальной программы демонополизации.     2
  1.2. Основные определения.                                      3
  1.3. Принципы демонополизации.                                  6
  1.4. Методическая база для разработки программы.                7
  2.   Основные причины и особенности монополизма в переходный
       период.                                                    7
  3.   Общая характеристика уровня монополизации экономики
       области.                                                   8
  3.1. Основные особенности области.                              8
  3.2. Состояние промышленности Саратовской области.             11
  3.3. Характеристика сельского хозяйства Саратовской области.   12
  3.4. Характеристика уровня, особенностей и причин монополизма
       в отраслях экономики области.                             13
  3.5. Состояние и особенности товарных рынков области.          13
  4.   Особенности демонополизации хозяйственных комплексов
       Саратовской области.                                      20
  4.1. Особенности демонополизации рынков продукции
       сельскохозяйственного комплекса.                          20
  4.2. Особенности демонополизации машиностроения.               23
  4.3. Особенности демонополизации и развития конкуренции на
       рынках продукции строительного комплекса.                 26
  4.4. Особенности демонополизации и развития конкуренции на
       рынках продукции транспортно-дорожного комплекса.         29
  5.   Принципы демонополизации естественных монополий.          34
  5.1. Принципы демонополизации и развития конкуренции в
       комплексе "Связь".                                        34
  5.2. Принципы и особенности регулирования рынка электрической
       и тепловой энергии.                                       38
  6.   Основные направления устранения экономических и
       административных барьеров для свободного перемещения
       товаров, услуг и капиталов на рынках Саратовской области
       и основные направления снижения барьеров для входа на
       рынок конкурирующих структур.                             41
  7.   Механизм реализации Программы.                            47
  7.1. Правовое обеспечение демонополизации и развития
       конкуренции.                                              47
  7.2. Информационное обеспечение.                               49
  7.3. Методическое обеспечение Программы.                       51
  7.4. Организационное и кадровое обеспечение Программы.         51
  8.   Пропаганда политики демонополизации экономики и развития
       конкуренции на рынках Саратовской области и подготовка
       кадров для реализации антимонопольного законодательства
       и демонополизации различных сфер экономики.               53
  9.   Институциональные преобразования.                         56
  Приложение 1. Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих
                доминирующее положение на федеральных рынках
                (по состоянию на 01.01.95)                       56
  Приложение 2. Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих
                доминирующее положение на федеральных рынках
                (по состоянию на 01.01.95)                       60
  Приложение 3. Принципы новой антимонопольной ценовой политики. 86

В В Е Д Е Н И Е

       "Программа демонополизации экономики и развития конкуренции   на товарных рынках Саратовской области" (в дальнейшем - Программа) разработана на основе "Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)" и в соответствии с требованиями:

       Постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта   1994 г. N 191;

       Приказа Председателя Государственного комитета Российской   Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 5 апреля 1994 г. N 38 "О выполнении Постановления Правительства РФ от 9.03.94 г. N 191;

       Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической   деятельности на товарных рынках";

       Действующего законодательства о собственности, приватизации,   предпринимательской деятельности и других правовых актов.

       Программа: определяет место и роль процессов демонополизации   экономики и развития конкуренции в системе экономических реформ и основных программ социально-экономического развития региона;

       устанавливает цели и приоритетные направления демонополизации   экономики и развития конкуренции на товарных рынках области;

       направлена на решение актуальных социально-экономических   проблем региона и России;

       учитывает ограниченность государственных бюджетных ресурсов и   требования к повышению ответственности области за решение региональных задач;

       определяет в качестве общего приоритета направление   формирования конкурентной среды;

       согласована с программами развития и поддержки малого   предпринимательства, структурной перестройки экономики, приватизации, конверсии производств военного назначения и другими действующими программами в области;

       призвана объединить усилия Администрации области,   территориального управления ГКАП РФ , Комитета по управлению имуществом области, администраций районов, городов области , других органов исполнительной власти в решении задач социально-экономического развития региона.

1 1.  0Общие положения 1.

              1.1 1.  0Цели и задачи региональной программы демонополизации

       Региональная программа направлена на изменение монопольной   структуры рынков и создание правовых и экономических условий для входа на рынки новых товаропроизводителей (поставщиков), развития конкурирующих производств.

       Долгосрочной целью государственной политики демонополизации в   России является повышение эффективности экономических процессов путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства и общества в целом в качестве рыночного механизма регулирования экономики.

       В настоящее время федеральный рынок по ряду товарных групп   еще не сложился. Это обстоятельство повышает значение региональных рынков и региональных программ демонополизации - как инструмента преобразования монопольной структуры рынка.

       Основной целью Программы является:

       развитие конкуренции и предпринимательства в области,

       ускорения структурных преобразований в экономике и повышения   эффективности производства товаров и услуг;

       насыщения рынков конкурентоспособными товарами и услугами и   повышения эффективности их функционирования;

       решения на этой основе актуальных проблем населения и   экономики области.

       Цель Программы на ближайшую перспективу состоит в создании   условий для развития конкуренции на рынках области по социальнозначимым (приоритетным) группам товаров и услуг.

       Основными задачами региональных работ по демонополизации на   1995 год являются:

       1. Изменение монопольной структуры региональных рынков по   выделенным приоритетным товарным группам .

       2. Формирование в процессе приватизации государственной и   муниципальной собственности новых экономических структур-хозяйствующих субъектов, конкурентоспособных и сопоставимых по своим экономическим размерам с действующими на рассматриваемом рынке;

       3. Разукрупнение объединений хозяйствующих субъектов,   препятствующих развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках;

       4. Определение границ естественных монополий.

       5. Снижение или ликвидация экономических (в том числе   финансовых), правовых, информационных и организационных барьеров для входа на региональные рынки новых хозяйствующих субъектов;

       6. Создание системы гласного информационного обеспечения   региональных рынков с обеспечением равного доступа потребителей, производителей, конкурентов к информации о товарах и ценах;

       7. Формирование перечня и разработка проектов региональных   нормативных актов в целях правового обеспечения региональной программы демонополизации;

       8. Формирование положительного общественного мнения о целях,   задачах, методах и результатах демонополизации в рамках региональной программы;

       9.Разработка предложений по демонополизации межрегиональных   рынков.

1.2 1.  0Основные определения.

       Для достижения однозначности понимания терминов в Программе   принимаются следующие определения:

       товар - продукт деятельности (включая работы, услуги),   предназначенный для обмена ;

       товарный рынок - рынок по каждому товару, работе, услуге или   по каждой группе взаимозаменяемых товаров ;

       взаимозаменяемые товары - товары, близкие по потребительским   свойствам и удовлетворяющие в основном одинаковые потребности ;

       товарные границы рынка - набор (перечень) взаимозаменяемых   для удовлетворения конкретной потребности товаров ;

       географические границы рынка - сфера обращения товара и его   заменителей, определяемая, исходя из экономических возможностей покупателей в приобретении товара на соответствующих территориях и отсутствия этих возможностей за их пределами. (Под соответствующими территориями наряду с национально-государственными и административно-территориальными образованиями понимаются также группы населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований) ;

       хозяйствующие субъекты - занимающиеся деятельностью по   производству, реализации либо приобретению товаров частные, государственные, муниципальные или иные предприятия, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, а также иные объединения (организации) и учреждения, пользующиеся правами юридического лица, граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью;

       конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда   их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю ;

       доминирующее положение     -     исключительное     положение
  хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара,  дающее ему
  возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию,  затруднять
  доступ  на  рынок  другим хозяйствующим субъектам или иным образом
  ограничивать свободу их экономической  деятельности.  Доминирующим
  признается  положение  хозяйствующего  субъекта,  доля которого на
  рынке  определенного   товара   превышает   предельную   величину,
  устанавливаемую ежегодно Антимонопольным комитетом, за исключением
  тех случаев,  когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на
  превышение предельной величины, его положение на рынке не является
  доминирующим.  Не  может  быть  признано  доминирующим   положение
  хозяйствующего  субъекта,  доля  которого  на  рынке определенного
  товара не превышает 35 процентов;
       естественная монополия  -  монополия,  при  которой  создание
  конкурентной среды на товарном рынке ( в  том  числе  путем  ввоза
  продукции  на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно
  или   экономически   неэффективно    при    существующем    уровне
  научно-технического прогресса ;
       государственная монополия - федеральная монополия,  созданная
  в   соответствии   с   законодательством   Российской   Федерации,
  определяющим  товарные  границы   монопольного   рынка,   субъекта
  монополии   (монополиста),  формы  контроля  и  регулирования  его
  деятельности, а также компетенцию контролирующего органа ;
       временная монополия   -   монополия   в  условиях  временного
  отсутствия конкуренции ;
       группа предприятий  -  совокупность  хозяйствующих субъектов,
  имеющих отношения,  основанные на прямом  или  косвенном  контроле
  имущества  одного  хозяйствующего  субъекта  над  другим (другими)
  посредством обладания контрольным пакетом акций  (паев,  долей)  в
  уставном   капитале   либо   оказания   решающего  воздействия  на
  принимаемые  решения  иными  средствами.  Применительно  к   целям
  демонополизации  группа  предприятий  рассматривается  как  единый
  хозяйствующий субъект ;
       демонополизация -  снижение концентрации производства товаров
  и  создание  необходимых  условий  для  развития  конкуренции   на
  товарных рынках ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»