(с изменениями на 18 июня 2019 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 18.06.2019 N 424-П.
_______________________________________________________________
В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 622, Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ (преамбула в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 18.06.2019 N 424-П, см. предыдущую редакцию):
1. Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года (далее - Концепция).
2. Органам исполнительной власти области при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социально-экономическими процессами учитывать положения настоящей Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области в рамках своей компетенции принять участие в реализации настоящей Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Гречушкину В.В. (пункт в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 18.06.2019 N 424-П, см. предыдущую редакцию).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
В. В. Радаев
Приложение
к постановлению Правительства области
от 2 августа 2013 года N 375-П
Концепция миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов исполнительной власти области в сфере управления миграционными процессами.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2023 года, Концепцией демографической политики Саратовской области на период до 2025 года, Концепцией государственной национальной политики в Саратовской области, Концепцией семейной политики Саратовской области до 2025 года, постановлением Правительства Саратовской области от 28 декабря 2007 года N 477-П "Об утверждении схемы территориального планирования Саратовской области".
Разработка настоящей Концепции обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Саратовской области, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, Таможенного Союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации и последствиями вступления России во Всемирную торговую организацию. Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, обозначить основные подходы к регулированию внешней и внутренней трудовой миграции.
Необходимость комплексного подхода к регулированию миграционных процессов обусловлена приграничным геополитическим положением области с ее многонациональным и поликонфессиональным составом населения, потребностью в решении проблем демографии населения и обеспечении экономики трудовыми ресурсами.
Демографическая ситуация в Саратовской области характеризуется снижением численности населения с 1996 года. Причиной снижения численности населения является его естественная убыль, не компенсируемая миграционным приростом. За 2012 год естественная убыль населения составила 7,3 тыс. человек. Миграционный прирост компенсировал ее только на 24,8 процента. По прогнозу Федеральной службы государственной статистики, естественная убыль населения Саратовской области к 2025 году составит 15,9 тыс. человек.
Еще одной серьезной проблемой является то, что из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. В результате в области наблюдаются серьезные гендерные диспропорции населения. Число женщин превышает число мужчин, начиная с возраста 29 лет. После 30 лет численность женщин больше численности мужчин на 30,3 процента и составляет 1667308 человек. Это является одним из ключевых факторов разрушения семьи и низкой рождаемости. По заключениям ряда специалистов, для придания стабильности семье и положительной динамики росту рождаемости необходимо превышение числа мужчин над женщинами как минимум на 10 процентов.
Характерной чертой демографических процессов, происходящих в Саратовской области, является старение населения. Доля лиц старше трудоспособного возраста составляет 24,9 процента. К 2025 году она вырастет на 4,7 процентных пункта и составит 29,6 процента. По прогнозу, доля лиц в трудоспособном возрасте к 2025 году составит 54,5 процента и сократится на 11,8 процента (на 177,2 тыс. человек), что в 2,1 раза быстрее темпов снижения общей численности населения области.
Вместе с тем основной целью Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года является стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 2,45 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году. Указанные целевые значения могут быть достигнуты в том числе за счет значительного увеличения миграционного прироста.
Наибольший вклад в миграционный прирост Саратовской области вносит внешняя миграция. За прошлый год из-за рубежа в область въехало 6,8 тыс. человек, выехало - 1,1 тыс. человек. Более 90 процентов внешней миграции приходится на страны Содружества Независимых Государств. Из них наибольшую долю в структуре прибывших занимают выходцы из Казахстана (29 процентов из общего миграционного обмена со странами СНГ), Узбекистана (22 процента), Армении (13 процентов).
В 2012 году работодателями для трудовой деятельности было привлечено 6143 иностранных гражданина. По сравнению с 2011 годом привлечение иностранных работников уменьшилось на 1 процент.
35 процентов трудовых мигрантов были заняты малоквалифицированным трудом. Вместе с тем количество трудовых мигрантов составляет 0,5 процента от общей численности населения, занятого в экономике, что не оказывает существенного влияния на рынок труда.
В рамках программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 22 июня 2010 года N 238-П (далее - программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом), за 2010-2012 годы в область переехало 3672 человека. Портрет среднестатистического участника программы: молодой человек, 25-35 лет, с высшим или средним профессиональным образованием и опытом работы. Следовательно, программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является действенным механизмом привлечения человеческих ресурсов, отвечающих задачам социально-экономического развития области.
Во внутрироссийской миграции область теряет население, что характеризует ее как транзитную полосу для мигрантов. В рамках межрегиональной миграции в 2012 году в область прибыло 21,8 тыс. человек, выбыло - 25,7 тыс. человек.
В миграционном обмене с другими субъектами Российской Федерации Саратовская область является донором для субъектов Центрального федерального округа (г. Москва - 29 процентов, Московская область - 47,2 процента) - 44 процента всех выбывших, Северо-Западного федерального округа (г Санкт-Петербург - 40,7 процента, Ленинградская область - 21,4 процента) - 10,7 процента всех выбывших и субъектов Уральского федерального округа - 6,6 процента всех выбывших.
В область приезжают преимущественного жители Центрального федерального округа - 25 процентов прибывших, Приволжского федерального округа - 23 процента (в основном из Пензенской и Самарской областей), Южного федерального округа - 15,4 процента.
Среди внешних мигрантов лица трудоспособного возраста составляют более 70 процентов, однако в составе убывающих мигрантов их доля выше, что не восполняет потери трудовых ресурсов.
Учитывая отрицательное миграционное сальдо области в межрегиональном обмене, приоритетным направлением в ближайшее время должно стать привлечение мигрантов из стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) и Кавказа (Армении, Азербайджана), миграционный потенциал которых достаточно высокий и доля которых в миграционном составе преобладает. При этом предпочтение будет отдаваться соотечественникам, переселяющимся в Саратовскую область в соответствии с программой Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Саратовская область обладает большим образовательным потенциалом. В области действуют 32 учреждения высшего профессионального образования, 42 - среднего профессионального образования, 39 - начального профессионального образования. Общее количество студентов и учащихся составляет 155,3 тыс. человек, из них иностранных студентов - 2 тыс. человек. Это показывает, что привлечению в учебные заведения иностранных студентов уделяется недостаточное внимание. В учебных заведениях области обучаются студенты и учащиеся практически всех федеральных округов.
Следовательно, необходимо проводить системную работу по привлечению иностранных студентов в учебные заведения области, включающую определенную работу с ними в процессе обучения.
Образовательная (учебная) миграция является источником квалифицированных и интегрированных в области иностранных граждан, что должно стать одним из перспективных направлений реализации миграционного потенциала области.
В миграционном обороте 60,4 процента занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения. Отток населения из сельской местности в 2012 году составил 6,6 тыс. человек, что в 2,3 раза превышает показатель 2010 года, что свидетельствует о процессе урбанизации в области.
К факторам, сдерживающим внутреннюю миграцию населения, относятся большие издержки на переселение, неразвитость транспортной сети, ограниченность рынка арендуемого жилья, высокая стоимость жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения.
Миграционный прирост по территориальному признаку в 2012 году распределился между г. Саратовом (62 процента) и другими городами области (38 процентов). Таким образом, г. Саратов является областным центром поселения мигрантов.
В качестве непосредственного результата интенсивной миграции следует отметить тенденции изменения межэтнического, национально-культурного баланса в ряде муниципальных районов и муниципальных образований области, что потребует уже в ближайшее время разработки адекватных программных мероприятий.
В зависимости от уровня демографического неблагополучия и вклада в социально-экономическое развитие области муниципальные образования обрасти можно сгруппировать в три группы: депрессивные (в том числе частично депрессивные), приграничные и благополучные.
Группу депрессивных муниципальных образований составляют муниципальные образования, находящиеся в западных и северных слабо- и среднезаселенных районах области, которые преимущественно удалены от крупных агломераций - Арка-дакского, Аткарского, Базарно-Карабулакского, Балтайского, Духовницкого, Романовского, Петровского, Самойловского, Тур-ковского муниципальных районов. Для этой группы характерны самые высокие потери населения, существенное превышение числа умерших над числом родившихся, миграционный отток.
Частично депрессивные муниципальные образования имеют ярко выраженные негативные тенденции по одному-двум параметрам: Воскресенский, Екатериновский, Калининский, Хвалынский (низкая рождаемость и высокая смертность), Ершов-ский, Краснопартизанский, Новобурасский (высокая смертность и миграционный отток), Ивантеевский, Пугачевский, Советский, Федоровский муниципальные районы (отрицательное сальдо миграции).
Группу приграничных муниципальных образований составляют муниципальные образования, находящиеся в юго-восточных районах, граничащих с Республикой Казахстан, и поэтому имеющих особое геополитическое значение - Александро-во-Гайский, Дергачевский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский и Питерский муниципальные районы. Муниципальные районы этой группы характеризуются высокой рождаемостью и низкой смертностью, но высокими темпами миграционного оттока.
Группу благополучных муниципальных образований составляют муниципальные образования, находящиеся в приволжских, центральных и западных районах области, в которых сосредоточена основная часть экономического, трудового и интеллектуального потенциала области - Балаковский, Балашовский, Вольский, Красноармейский, Краснокутский, Лысогорский, Марксовский, Ровенский, Ртищевский, Саратовский, Татищевский и Энгельсский муниципальные районы, г. Саратов. Муниципальные образования этой группы характеризуются приростом населения или самыми низкими темпами убыли населения, устойчивой миграционной привлекательностью.
Миграционный отток населения наблюдается в восточных районах области с наименьшей плотностью сельского населения, миграционный приток - в приволжских плотно заселенных районах области.
Учитывая значительные территориальные и социально-экономические диспропорции в развитии муниципальных районов области, пространственное размещение мигрантов необходимо осуществлять в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов области, предусматривающими комплексное планирование развития территорий, рациональное размещение производительных сил и обеспечение занятости сельского населения.
Определение количественных и качественных характеристик трудовой миграции зависит от параметров перспективного баланса трудовых ресурсов, текущего и прогнозного дефицита рабочей силы, учитывающего его территориальные и отраслевые разрезы, повышение инвестиционной привлекательности.
Прогнозом оценки потребности в кадрах регистрируемого рынка труда области определено, что в результате модернизации экономики, ввода в строй высокотехнологичных современных производств произойдет расширение спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп, тогда как потребность в низкоквалифицированных работниках может значительно сократиться. Наиболее востребованы мигранты будут в следующих сферах трудовой деятельности: высококвалифицированные рабочие и ИТР в обрабатывающих производствах, специалисты строительства и монтажа, квалифицированные специалисты топливно-энергетического комплекса, врачи и средний медицинский персонал, специалисты в сельском хозяйстве, высококвалифицированные специалисты в области экономики и менеджмента, эффективного маркетинга.
В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние принимающих территорий. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.
Важными элементами миграционной политики являются создание условий для интеграции и социальной инклюзии мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Стратегическим основанием Концепции должно стать понимание миграционных процессов сквозь призму рассмотрения таких категорий как социальная сплоченность, справедливость, инклюзия. Усиливающийся акцент на идеях социальной сплоченности позволит приблизиться к пониманию социального государства и реализации его основного принципа - социальной справедливости. Создание условий для овладения мигрантами русским языком, изучения базовых законов, культурных норм и традиций народов России, профессионального обучения и повышения квалификации особенно актуально в связи со снижением уровня образования, знаний русского языка и профессионально-квалификационной подготовки прибывающих мигрантов, по сравнению с предшественниками. Для этого необходимо также более активно привлекать к работе с мигрантами институты гражданского общества.
Саратовская область входит в число самых многонациональных субъектов Российской Федерации, этнический состав которой представлен 148 национальностями. На территории областного центра осуществляют свою деятельность около 50 национально-культурных объединений. В области накоплен положительный опыт в сфере социального и этноконфессио-нального взаимодействия. Реализуется Концепция государственной национальной политики в Саратовской области, долгосрочная областная целевая программа "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2010 года N 479-П.
В области действуют краткосрочные адаптационные курсы для мигрантов, в которых в 2012 году приняли участие и получили соответствующие сертификаты 56 человек, но этого явно недостаточно. Существует необходимость разработки и реализации комплексных адаптационных программ, внедрения новых механизмов интеграции мигрантов в социокультурную и экономическую среду.
Особую роль в развитии адаптационных механизмов призваны сыграть общественные, национально-культурные, религиозные организации и объединения.
С целью недопущения негативного отношения и формирования в общественном сознании искаженных представлений о мигрантах необходимо повышать роль средств массовой информации в формировании доброжелательного климата и влияния миграции на социально-экономическое развитие области.
Необходимо разрабатывать и реализовывать системные проекты по информационной поддержке миграционной политики, включающие серии публикаций в печатных средствах массовой информации, телевизионные и радиопрограммы, отражающие положительное влияние миграции на социально-экономическую ситуацию, раскрывающих яркие позитивные процессы взаимообогащения национальных культур.
Также результатом проведения грамотной этноконфессиональной и миграционной политики в области должно стать систематическое повышение уровня профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в миграционной сфере с учетом этносоциальной ситуации, методов регулирования межнациональных отношений.
Таким образом, переселение мигрантов на постоянное место жительства в Саратовскую область является единственным источником увеличения численности населения, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями экономики - основой для ее дальнейшего инновационного развития.
Целями миграционной политики в Саратовской области являются:
миграционный прирост населения, обеспечивающий стабилизацию численности населения к 2015 году на уровне 2,45 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году;
стимулирование селективной миграции, основанной на половозрастных и квалификационных потребностях экономики области;
рациональное распределение населения на территории области с учетом схемы территориального планирования Саратовской области;