ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 2012 года N 422-П


О Концепции здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Саратовской области до 2025 года

(с изменениями на 29 декабря 2017 года)

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2017 N 741-П.

_______________________________________________________________


В целях сохранения и укрепления здоровья населения Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Саратовской области до 2025 года.

2. Органам исполнительной власти области руководствоваться положениями Концепции здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Саратовской области до 2025 года при решении задач по сохранению и укреплению здоровья населения Саратовской области.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области при принятии и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования учитывать положения Концепции здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Саратовской области до 2025 года.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

     

Губернатор области
В.В.Радаев

     

     
Приложение к постановлению Правительства области
от 19 июля 2012 года N 422-П

     
Концепция здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Саратовской области до 2025 года

     
I. Общие положения


Концепция здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Саратовской области до 2025 года (далее - Концепция) определяет цель, задачи, принципы и основные направления деятельности в области формирования здорового образа жизни населения Саратовской области на период до 2025 года.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, приоритетным национальным проектом "Здоровье" в части формирования здорового образа жизни, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

II. Сроки и этапы реализации Концепции

     
     Срок реализации Концепции - 2012-2025 годы.

     
     Реализация мероприятий Концепции будет осуществляться в три этапа.


На первом этапе (2012-2013 годы) будет проведено формирование организационной и правовой базы, отработка предполагаемых мер Концепции.

Планируется разработка ведомственных планов мероприятий по реализации Концепции.

Будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена часть мероприятий по снижению распространенности поведенческих факторов риска и, как следствие, снижение уровней заболеваемости и смертности населения.

На втором этапе (2014-2016 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации за счет снижения смертности от управляемых причин. Основной акцент будет сделан на создании мотивации у населения области к здоровому образу жизни и повышению доступности оздоровительных мероприятий.

На третьем этапе (2017-2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на показатели здоровья населения корректировка и проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения.

III. Актуальность Концепции


Необходимость разработки Концепции продиктована следующими обстоятельствами:

недопонимание важности и сущности профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни во всех институтах общества;

     несовершенство законодательства в сфере здравоохранения;

     
     недостаток финансирования профилактического направления;


недостаточная ответственность граждан за собственное здоровье и здоровье своей -семьи;

недостаточность взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти по направлению профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни;

     ориентация здравоохранения на лечебную составляющую;


низкий уровень мотивации медицинского персонала в оказании профилактических услуг;

недостаточность здоровьесберегающего направления в образовательном процессе;

недостаток социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний;

отсутствие эффективных научно обоснованных учебных программ по здоровому образу жизни для практического использования;

недостаток информационных и методических материалов профилактической направленности;

отсутствие системы подготовки специалистов по медицинской профилактике и пропаганде здорового образа жизни;

     необходимость сокращения производственного травматизма;


недостаточно ответственное отношение работников к соблюдению требований охраны труда.

За последние 5 лет в области отмечается некоторая положительная динамика в демографической ситуации. Так, с 2006 года рождаемость увеличилась на 14,66 процента, общая смертность населения сократилась на 2,1 процента, в том числе среди трудоспособного населения - на 3,1 процента. Показатель младенческой смертности составил 6,0 на 1000 родившихся живыми -на 11,8 процента ниже, чем в 2009 году. В рейтинге субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, Саратовская область занимает 3 место (2009 год - 8 место), (Приволжский федеральный округ - 6,9 промилле). Смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 11,9 процентов, от неестественных причин -на 16,2 процента, от новообразований увеличилась на 1,83 процента. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 2,2 года и составила 69,6 года (в Российской Федерации - 68,67 года, в Приволжском федеральном округе -68,47 года). Естественная убыль населения уменьшилась на 26,1 процента.

Однако, начиная с 2005 года, появилась тенденция к увеличению уровня общей заболеваемости населения области на 8,2 процента к уровню 2005 года. В структуре общей заболеваемости на первом месте болезни органов дыхания (22,7 процента), на втором - болезни системы кровообращения (16,9 процента); на третьем - нервной системы и органов чувств (13,46 процента). Как и в целом по Российской Федерации в области отмечается рост заболеваемости детей и подростков.

Социальными проблемами остаются высокая распространенность хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании. На наркологическом учете в Саратовской области на начало 2011 года состояло 45928 человек, что составляло 1,8 процента от общего населения области, из них 39377 человек состоит на диспансерном учете и 6551 человек в группе риска. Заболеваемость наркоманией составляет 7,2 на 100 тыс. населения, хроническим алкоголизмом - 85,2 на 100 тыс. населения. За последние 3 года заболеваемость алкоголизмом выросла на 6,9 процента, на диспансерном учете состоит 35342 человека, злоупотребляющего алкоголем.

Показатель смертности от случайных отравлений алкоголем и его суррогатами составляет 18,6 на 100 тыс. населения.

К настоящему времени доказано, что снижение уровня управляемых факторов риска щцет к значительному уменьшению частоты новых случаев неинфекционных заболеваний и количества смертей от них в популяции.

     Факторы риска развития заболеваний:

     
     повышенное артериальное давление;

     
     курение;  

     
     высокий индекс массы тела; недостаточная физическая активность; алкоголь.


Для профилактики неинфекционных заболеваний наибольший интерес представляют управляемые факторы риска, связанные с образом жизни: низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, курение, злоупотребление алкоголем, неумение справляться со стрессами. Вклад этих факторов в общую смертность населения страны колеблется от 9 до 35 процентов. Большинство этих факторов риска являются универсальными для развития неинфекционных заболеваний.

Для повышения физической активности необходимо дальнейшее развитие сети учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, создание благоприятных условий для занятий физкультурой и спортом населения области, формирование спортивного резерва, обеспечение доступности занятий физической культурой для населения области.

Физическая культура и спорт - это важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества и отдельного человека. Они обладают большими возможностями в решении социально-экономических проблем, воспитательно-образовательных и оздоровительных задач. Однако до недавнего времени этому вопросу государство уделяло недостаточно внимания, особенно информационно-пропагандистскому направлению.

В сфере физической культуры и спорта определены 4 составляющие здорового образа жизни. Это физкультурно-массовые мероприятия, спорт высших достижений, пропаганда здорового образа жизни и материально-техническая база.

     1. Физкультурно-массовые мероприятия.


Основной стратегический целевой ориентир, заявленный в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, - увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения к 2020 году должен составить 40 процентов, из них 80 процентов - дети и молодежь.

По итогам статистической отчетности за 2011 год данный показатель по Саратовской области составляет 24,6 процента. Как целевой индикатор действия Концепции на конец 2012 года этот показатель должен вырасти до 28 процентов. Таким образом, за 2011 и 2012 годы число систематически занимающихся должно вырасти на 5 процентов. Однако динамика последних лет, начиная с 2005 года показывает, что ежегодный прирост не превышает 1 процента (этот показатель заметно выше среднего показателя в Приволжском федеральном округе - 19,9 процента и тем более среднероссийского - 18,5 процента).

Для увеличения числа занимающихся была разработана система программных мероприятий областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области" на 2009-2012 годы, которой предусмотрено проведение физкультурных и спортивно-массовых мероприятий среди различных категорий населения области.

     Проблемы:


отсутствие спортивного инвентаря и ослабление внешкольных и внеурочных форм работы в учебных заведениях;

отсутствие в нормативной базе закрепления инструкторов по физической культуре на предприятиях, учреждениях и организациях различных форм собственности за счет средств работодателей и профсоюзов.

С целью вовлечения в занятия спортом трудящихся в 2010 году в Соглашение между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2011-2012 годы были внесены соответствующие положения. Работодателям рекомендовано предусматривать в коллективных договорах отчисление профсоюзам средств для проведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы в трудовых коллективах.

Министерством молодежной политики и спорта области совместно е администрацией муниципального образования "Город Саратов" и администрациями муниципальных районов области ведется работа по открытию спортивных секций при общеобразовательных школах. Это основной шаг к развитию школьного детско-юношеского спорта. В большинстве школ имеется спортивная инфраструктура, и открытие спортивных секций позволит не только привлечь к занятиям спортом большее количество детей, но и организовать их внеурочное время (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2017 N 741-П, см. предыдущую редакцию).

Ключевым моментом также является модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях.

     2. Спорт высших достижений.


Каждый высокий результат саратовских спортсменов способствует росту популярности того или иного вида спорта и повышению интереса к занятиям спортом в детской и подростковой среде. Выступление областных команд на высоком профессиональном уровне является престижным для области событием и стимулом для занятий спортом и физической культурой.

Активная пропаганда спорта и физической культуры станет важным шагом в решении задачи увеличения числа детей в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся в специализированных спортивных школах, до 50 процентов. По итогам 2011 года в Саратовской области численность детей составляет 23 процента.

     3. Пропаганда здорового образа жизни.


Пропаганда здорового образа жизни - это целенаправленное распространение информации, прежде всего через средства массовой информации, с целью воздействия на общественное мнение и формирование интереса у различных групп населения к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года огромное внимание уделено разработке и реализации комплексных мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.

В рамках Концепции под здоровым образом жизни следует понимать образ жизни человека, систематически занимающегося физической культурой и спортом, активно использующего возможности физической культуры и спорта в укреплении здоровья, самосовершенствования, самовоспитания и социальной адаптации.

Важно разделять факторы, находящиеся в сфере компетенции здравоохранения (развитие системы здравоохранения, качество и доступность медицинской помощи, раннее выявление заболеваний, профилактика заболеваний), й факторы, выходящие за рамки сферы здравоохранения.

Использование только медицинских способов влияния на уровень смертности и сохранение здоровья населения малоэффективно. Подобный путь приводит к умеренному снижению уровня смертности и к значительному увеличению расходов на здравоохранение.

Наибольшего влияния на показатели смертности от управляемых причин можно добиться при применении мер первичной профилактики, изменении образа жизни. Преимущественно немедицинскими методами необходимо влиять на уровень смертности от внешних причин.

     4. Материально-техническая база.


(в % от норматива)

Показатели

Саратовская
область

Российская
Федерация

Приволжский
федеральный
округ

Обеспеченность спортивными

сооружениями в области:

спортивные залы

37,7

39,3

43,4

плоскостные спортивные сооружения

64,4

60,4

67,5

плавательные бассейны

6,5

9,2

9,9

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»