Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2011 года N 788-П

О долгосрочной областной целевой программе "Содействие занятости населения Саратовской области" на 2012-2014 годы

(с изменениями на 18 декабря 2013 года)
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Губернатора Саратовской области  от 21.03.2005 N 62.
________________________________________________


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 22.05.2012 N 245-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.10.2012 N 659-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2012 N 783-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.03.2013 N 96-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.05.2013 N 236-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.10.2013 N 523-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.11.2013 N 630-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.12.2013 N 724-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Содействие занятости населения Саратовской области" на 2012-2014 годы согласно приложению.

2. (пункт признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 22.05.2012 N 245-П, см. предыдущую редакцию).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.

Вице-губернатор - первый заместитель
Председателя Правительства области
А.Г. Бабичев

     

Приложение к постановлению
Правительства области
от 30 декабря 2011 года N 788-П

     
Долгосрочная областная целевая программа "Содействие занятости населения Саратовской области" на 2012-2014 годы

     
Паспорт Программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 18.12.2013 N 724-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Содействие занятости населения Саратовской области" на 2012-2014 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Саратовской области от 28 декабря 2011 года N 409-Пр "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Содействие занятости населения Саратовской области" на 2012-2014 годы"

Государственный заказчик Программы

министерство занятости, труда и миграции области

Основной разработчик Программы

министерство занятости, труда и миграции области

Цель, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

цель Программы - содействие развитию рынка труда, отвечающего, с одной стороны, запросам инновационной экономики, а с другой - обеспечивающего преодоление структурного несоответствия спроса и предложения рабочей силы, сокращение доли нелегальной занятости и скрытой безработицы, повышение мотивации к труду и трудовой мобильности.

Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:

повышение гибкости рынка труда и обеспечение защиты населения от безработицы;

улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной и территориальной мобильности с учетом приоритетов развития экономики области.

Важнейшие оценочные показатели Программы:

уровень регистрируемой безработицы в области на конец года;

коэффициент напряженности на рынке труда на конец года;

уровень трудоустройства граждан, состоявших на учете в органах службы занятости населения;

доля граждан, трудоустроенных после окончания профессионального обучения;

количество вакансий, заявленных в органы службы занятости населения;

численность граждан, трудоустроенных в другой местности при содействии органов службы занятости населения

Срок реализации Программы

2012-2014 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство занятости, труда и миграции области, государственные казенные учреждения Саратовской области центры занятости населения городов и районов (далее -ГКУ СО ЦЗН)

Объем и источники обеспечения Программы

общий объем средств финансирования Программы составляет

 221791,2 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, из них:

2012 год - 80548,5 тыс. рублей;

2013 год - 68015,3 тыс. рублей;

2014 год - 73227,4 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

реализация мероприятий Программы в 2012-2014 годах позволит:

не допустить роста уровня регистрируемой безработицы к концу 2014 года выше 1,1 процента от численности экономически активного населения области (далее - ЭАН);

снизить коэффициент напряженности на рынке труда к концу 2014 года до 0,5 незанятых на вакансию

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляет министерство занятости, труда и миграции области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ"

     
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.10.2013 N 523-П, см. предыдущую редакцию).


В 2009-2010 годах экономика области и ситуация на рынке труда находились под влиянием финансового кризиса. Ухудшение экономической ситуации в 2009 году предопределило отрицательную динамику показателей рынка труда к уровню 2008 года: в 1,5 раза или на 10,3 тыс. человек увеличилась численность безработных; с 1,8 до 3,4 незанятых граждан на одну вакансию возрос коэффициент напряженности на рынке труда. В результате высвобождений с предприятий и организаций Саратовской области за 2009 год было уволено 19,5 тыс. человек.

Вместе с тем, реализация областных целевых программ: "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области", "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы наряду с антикризисными мерами Правительства области позволили в 2010 году улучшить социально-экономическое положение области и стабилизировать ситуацию на рынке труда.

В 2010 году индекс промышленного производства к уровню 2009 года составил 108,9 процента, по сравнению с падением производства в 2009 году к показателю 2008 года - 96,3 процента, во многих видах деятельности достигнут рост объемов производства.

Об оживлении экономики области в 2010 году свидетельствует тот факт, что в области было создано 18,5 тыс. постоянных рабочих мест, из них почти 10 тыс. рабочих мест при финансовой поддержке государственных учреждений Саратовской области центров занятости населения. Наряду с этим, по сравнению с 2009 годом в 1,8 раза -до 10,8 тыс. человек сократились объемы высвобождений работников с предприятий и организаций области.

По данным выборочного обследования Росстата численность общей безработицы в области сократилась по сравнению с 2009 годом на четверть или 29,6 тыс. человек -с 8,8 до 6,3 процента (89,3 тыс. человек).

Начиная с марта 2010 года, наметилась устойчивая тенденция снижения численности официально зарегистрированных безработных. К концу 2010 года численность граждан, имеющих официальный статус безработного, составила 18,7 тыс. человек, что на 30,5 процента меньше, чем на начало года, а в среднегодовом исчислении - 22,9 тыс. человек или

1.6 процента от численности ЭАН.

Коэффициент напряженности на рынке труда на конец 2010 года составил 1,1 незанятых граждан на одну вакансию.

В настоящее время ситуация на рынке труда области стабильная. Основные показатели занятости и безработицы свидетельствуют о положительной динамике трудовых процессов.

С учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года численность постоянного населения области на начало 2011 года составила 2519,1 тыс. человек.

По данным органов Федеральной службы государственной статистики численность экономически активного населения в октябре 2011 года составила 1370,1 тыс. человек. Из них 74,8 тыс. человек (5,5 процента от численности ЭАН) - безработные, соответствующие критериям Международной организации труда (МОТ). По сравнению с октябрем 2010 года численность безработных, определенных в соответствии с критериями МОТ, снизилась на 5,8 тыс. человек (на 7,2 процента), уровень общей безработицы - на 0,2 процентных пункта.

На фоне снижения общей безработицы улучшилась ситуация на регистрируемом рынке труда. На 1 декабря 2011 года численность безработных составляет 17,0 тыс. человек. По сравнению с началом текущего года численность безработных снизилась на 9,3 процента.

Анализ состава безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, показал, что 60,4 процента от общей численности безработных составляют женщины, 31,5 процента - жители сельской местности, 1,0 процент - выпускники учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Численность молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в общей численности безработных составляет 18,5 процента.

Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 декабря 2011 года составил 1,2 процента от численности экономически активного населения (по России - 1,6 процента) и по отношению к началу 2011 года и 1 декабря 2010 года снизился на 0,1 процентных пункта. Таким образом, по данному показателю Саратовская область вышла на докризисные позиции и занимает 4 место в Приволжском федеральном округе.

С января по ноябрь 2011 года с предприятий и организаций области по причине ликвидации и сокращения численности или штата, снижения объемов производства высвобождено

7.7 тыс. работников (52,3 процента от общей численности работников, запланированных к высвобождению), что на 16,6 процента меньше, чем за аналогичный период 2010 года.

В декабре 2011 года - марте 2012 года 259 организаций заявили о предстоящих высвобождениях 4,2 тыс. человек, из которых 3,0 тыс. человек обратится в службу занятости населения.

Несмотря на то, что многие предприятия, стремясь сохранить кадровый потенциал, продолжают использовать режим неполного рабочего времени, количество работников, занятых неполное время, в ноябре 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года уменьшилось в 3,6 раза (с 13,4 до 3,7 тыс. человек).

Количество вакансий, заявленных предприятиями и организациями в органы службы занятости населения, составило на 1 декабря 2011 года 20,4 тыс. единиц, что на 2,5 тыс. больше, чем на начало года (на 1 декабря 2010 года - 18,7 тыс. единиц). В результате коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда снизился с начала года с 1,1 до 0,9 незанятого на одну вакансию (на 1 декабря 2010 года - 1,0 незанятый на вакансию).

По прогнозам в 2011 году численность официально зарегистрированных безработных граждан составит в среднегодовом исчислении 18,5 тыс. человек. К концу

2011 года уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,2 процента от численности ЭАН, коэффициент напряженности - 1,0 незанятого на одну вакансию.

Несмотря на наблюдаемые положительные тенденции, проблемы на областном рынке труда еще остаются. Наиболее значимыми из них являются:

1. Сохранение территориальных диспропорций на рынке труда и профессионально-квалификационного дисбаланса между гражданами, ищущими работу, и заявленными вакансиями. Так, большая часть вакансий (69,9 процента) сосредоточена в г.Саратове, Г.Энгельсе и г.Балаково Саратовской области, где проживает наибольшее количество экономически активного населения. При этом количество безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения этих городов, составляет 42,3 процента.

Что касается спроса, то значительный переизбыток рабочей силы на областном рынке труда наблюдается среди агрономов, зоотехников, ветврачей, мелиораторов, экономистов и юристов, секретарей, референтов, сельскохозяйственных рабочих, в то время как работодателями наиболее востребованы рабочие специальности.

В долгосрочной перспективе дисбаланс между рынком труда и рынком образовательных услуг будет нарастать в связи с сокращением предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте.

2. Увеличение существующих различий между условиями найма и требованиями лиц, ищущих работу. Основное значение приобретает уровень и форма оплаты труда. Около 30 процентов вакансий, заявленных в органы службы занятости населения, предусматривают заработную плату ниже прожиточного минимума. Сохранение высокой доли вакансий низкого качества снижает мотивацию граждан к трудоустройству.

3. Рост дефицита квалифицированных рабочих кадров на фоне увеличившегося выпуска специалистов с высшим и средним специальным образованием, для которых отсутствуют вакансии по специальности. Имеет место несоответствие программ подготовки специалистов и их личностных установок по профилю образования реальным запросам инновационной экономики. Наблюдается слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке.

4. Сохранение проблемы сельской безработицы. В настоящее время каждый третий безработный, зарегистрированный в органах службы занятости населения, проживает в сельской местности. В то же время предложение рабочих мест со стороны сельскохозяйственных предприятий и организаций продолжает оставаться очень низким. По результатам социального картографирования рынка труда области, ежегодно проводимого министерством занятости, труда и миграции области, в 2011 году выделено 97 критических зон на сельском рынке труда, из них в 19 населенных пунктах с численностью населения в трудоспособном возрасте свыше 100 человек отсутствуют работодатели.

5. Сохранение значительной дифференциации районов области по уровню безработицы и напряженности на рынке труда вследствие различий в их экономическом развитии и низкой трудовой мобильности рабочей силы. Наибольший уровень регистрируемой безработицы отмечался в г.Шиханы - 2,8 процента от численности населения в трудоспособном возрасте, в Федоровском - 2,4 процента, в Советском и Воскресенском районах - 2,0 процента. Наименьший уровень регистрируемой безработицы - в Волжском районе г.Саратова и в Ершовском районе - 0,5 процента, в Кировском и Фрунзенском районах г.Саратова, Дергачевском районе - 0,6 процента, в Балаковском, Аркадакском, Саратовском районах и в п.Светлый - 0,7 процента. Ситуация на рынке труда единственного в области моногорода Вольска не критичная, где уровень регистрируемой безработицы составляет 1,2 процента.

6. Низкая конкуренция на рынке труда граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, лиц предпенсионного возраста, граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказания, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет), а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе.

В настоящее время решение указанных проблем осуществляется в рамках областной целевой программы "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы. Реализация мероприятий активной политики занятости позволила в 2009-2010 годах:

трудоустроить на постоянную и временную работу более 156 тыс. человек, из них 86,7 тыс. человек (55 процентов) - до признания их безработными. На общественные работы направлены 16,1 тыс. человек. В рамках специальных программ трудоустроены 25,3 тыс. подростков и более 2 тыс. граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и выпускников;

повысить конкурентоспособность 12,9 тыс. человек, направленных на профессиональное обучение;

оказать методическую и финансовую поддержку в развитии предпринимательской инициативы 6,4 тыс. безработных;

создать более 9 тыс. новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

оказать государственные услуги по социальной адаптации, профессиональной ориентации и психологической поддержке свыше 90 тыс. человек.

Положительные результаты реализации областной целевой программы "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы, а также имеющиеся проблемы на областном рынке труда свидетельствуют о необходимости продолжения разработки и реализации мероприятий в сфере занятости населения с применением программно-целевого метода.

Это позволит:

обеспечить адресность, последовательность и контроль инвестирования бюджетных средств, направленных на создание условий для успешного функционирования рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, улучшения сбалансированности профессиональной структуры рабочих мест и безработных;

обозначить круг приоритетных задач для целевого инвестирования с указанием системы количественных показателей, отражающих конкретные результаты и эффект;

осуществлять мониторинг реализации мероприятий с целью оперативного реагирования, регулирования и достижения позитивного итогового результата.

В соответствии со статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом:

разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью;

организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.     

Мероприятия Программы на 2012-2014 годы соответствуют приоритетам социально-экономического развития области, предусмотренным в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года. К основным приоритетам относятся: последовательное повышение качества жизни населения; формирование институциональных и экономических условий, способствующих созданию новых и высокооплачиваемых рабочих мест; развитие профессиональной мобильности населения на основе опережающего профессионального обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки с учетом развития инновационных и высокотехнологичных производств и других, динамично развивающихся секторов экономики; сокращение дефицита трудовых ресурсов по квалифицированным рабочим специальностям, обеспечение занятости молодежи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»