Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2011 года N 495-П

О долгосрочной областной целевой программе "Развитие системы дошкольного образования Саратовской области" на 2012-2015 годы

(с изменениями на 19 декабря 2012 года)

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 28.06.2012 N 344-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.09.2012 N 561-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.10.2012 N 636-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2012 N 717-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.12.2012 N 758-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Развитие системы дошкольного образования Саратовской области" на 2012-2015 годы согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов

     

     
Приложение
 к постановлению
Правительства области от
13 сентября 2011 года N 495-П

     
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие системы дошкольного образования Саратовской области" на 2012-2015 годы

Паспорт Программы
(таблица  с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 19.12.2012 N 758-П, см. предыдущую редакцию).
.

Наименование Программы

долгосрочная    областная    целевая    программа "Развитие   системы   дошкольного   образования Саратовской области" на 2012-2015 годы

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Саратовской области от 31 августа 2011 года N 247-Пр "О мерах по    обеспечению    доступности    дошкольного образования на территории Саратовской области на 2012-2015 годы"

Государственный заказчик Программы

министерство образования области

Основной
разработчик
Программы


министерство образования области

Цель, задачи и важнейшие оценочные показатели Программы

целью Программы является повышение доступности качественного дошкольного образования.

Задачи Программы:

удовлетворение потребности населения в услугах системы дошкольного образования;

улучшение условий образования детей дошкольного возраста;

создание условий для повышения квалификации педагогических и руководящих кадров дошкольных образовательных учреждений;

повышение качества образования через реализацию развивающих образовательных программ дошкольного образования;

обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки качества дошкольного образования.

Важнейшими оценочными показателями являются: увеличение доли детей дошкольного возраста, имеющих возможность получать услуги дошкольного образования, от общего количества детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет;

доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования, в общей численности семей,  имеющих детей старшего дошкольного возраста;

введение дополнительных мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования;

доля  муниципальных районов  и  городских округов,   перешедших  на  электронные   услуги в сфере дошкольного образования

Срок реализации Программы

2012-2015 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство образования области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (по согласованию)

Объем и источники
обеспечения
Программы


общий объем финансового обеспечения мероприятий Программы составляет 5542952,3 тыс.  рублей, в том числе:

2012 год - 940486,5 тыс. рублей;

2013 год - 1375851,3 тыс. рублей;

2014 год - 1317353,8 тыс. рублей;

2015 год - 1909260,7 тыс. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 28.06.2012 N 344-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Соответствие сети дошкольных образовательных учреждений потребностям населения: увеличение доли   детей   дошкольного   возраста,   имеющих возможность    получать    услуги    дошкольного образования,    от    общего    количества    детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет до 95 процентов.

2. Доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования, в  общей  численности  семей,  имеющих  детей старшего дошкольного возраста - 100 процентов.

3. Введение   дополнительных   17,2   тыс.   мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

4. Переход всех муниципальных районов (городских округов) области на электронные услуги в сфере дошкольного образования

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 28.06.2012 N 344-П, см. предыдущую редакцию)

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за осуществлением Программы осуществляет министерство   образования   области   совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ"


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Система дошкольного образования является одним из факторов улучшения демографической ситуации в области.

Для реализации демографических задач в области создана многомодельная система дошкольного образования. В области функционируют 1132 учреждения дошкольного образования (в 2010 году - 1124).

Модели, реализуемые в области для повышения доступности дошкольного образования в соответствии с различными потребностями населения:

1024 детских сада (997 муниципальных, 20 ведомственных, 7 негосударственных);

группы кратковременного пребывания детей (дети в них находятся от 3 до 5 часов). В основном это группы, реализующие программу предшкольной подготовки детей в возрасте от 5 до 7 лет, либо группы для детей, которые по показаниям здоровья не могут находиться в дошкольных образовательных учреждениях полный день. В области действует 912 таких групп (в 2010 году - 851 группа), которые посещают 13922 ребенка;

структурные подразделения, реализующие программы дошкольного образования, при школах. В настоящее время действует 81 такая группа для 1807 детей. Эта форма также направлена на предшкольную подготовку, дети в указанных структурных подразделениях находятся полный день. Для их открытия в школах проводятся работы по реконструкции помещений в соответствии с требованиями законодательства;

Центры развития ребенка. Эти учреждения создаются на базе действующих детских садов и отличаются реализацией в них программ, направленных на выявление и развитие одаренности у детей. В этих учреждениях реализуются углубленные образовательные развивающие программы различной направленности: познавательно-речевая (экология, иностранные языки и т.д.), социально-личностная, художественно-эстетическая. Предоставляется широкий спектр услуг дополнительного образования детей: изостудии, хореографические, театральные, познавательные кружки. Реализуются современные образовательные технологии: проектная, исследовательская деятельность, ИКТ. Статус "Центр развития ребенка" в области имеют 9 учреждений, где воспитываются 1407 детей;

образовательные комплексы дошкольного и начального общего образования: 4 прогимназии (из них: 1 - негосударственная), 23 комплекса "Начальная школа - детский сад";

группы компенсирующего вида: 642 группы для 9895 детей с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, туберкулезной интоксикацией и другими заболеваниями (в 2009 году -667 групп).

Районы

Очередность

Количество очередников на 1 тыс. населения

Аткарский

109

2,4

Балаковский

1800

14,4

Балашовский

950

7,6

Вольский

350

3,6

Ершовский

114

2,4

Калининский

120

3,2

Озинский

100

4,5

Пугачевский

400

6,3

Ртищевский

147

2,4

Татищевский

100

3,5

Хвалынский

100

4,0

Энгельсский

2242

7,7

г. Саратов

7330

8,8

Волжский

1496

20,0

Заводской

1250

6,6

Кировский

1025

7,5

Ленинский

1660

6,3

Октябрьский

859

7,2

Фрунзенский

1040

20,7

Итого:

13862


При этом необходимо отметить, что действующая сеть детских садов может принять более 94 тыс. детей дошкольного возраста. Однако дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях отмечается в крупных населенных пунктах, а свободные места находятся в сельских детских садах.

Основная причина недостатка мест в детских садах - большое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений в период с 1990 по 2000 годы. Всего было закрыто 542 детских сада (самое большое сокращение в г.Саратове - 134 дошкольных образовательных учреждения).

Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях является основной проблемой обеспечения государственных гарантий доступности дошкольного образования.

На июнь 2011 года в области проживает свыше 120 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. Программы дошкольного образования получают 95,6 тыс. воспитанников, охват дошкольным воспитанием детей от 1,5 до 6,5 лет - 80 процентов (в 2005 году - 75 процентов). Не посещают детские сады более 24 тыс. детей, более 13 тыс. детей посещают только группы кратковременного пребывания.

По состоянию на 1 июня 2011 года своей очереди в детские сады ожидают 13,8 тыс. детей из 12 муниципальных районов области и г.Саратова.

Анализ количества очередников на 1 тысячу детей дошкольного возраста показывает, что наиболее сложная ситуация сложилась в Волжском и Фрунзенском районах г.Саратова, гг.Балаково, Энгельсе и Балашове.

Возрастная структура очереди показывает, что почти 60 процентов из них - это дети в возрасте от 1,5 до 3 лет (8280 человек), 27 процентов детей в возрасте от 3 до 5 лет (3726 человек) и доля детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6,5 лет составляет 13 процентов (1794 человека).

Проведенный министерством образования области мониторинг демографической ситуации до 2015 года выявил следующие тенденции.

Демографический прогноз количества детей дошкольного возраста с 1,5 до 6,5 лет с 2000 по 2015 годы


Большое сокращение детского населения проходило с 2000 до 2005 года, за эти годы количество детей дошкольного возраста снизилось на 36,7 тыс. человек (со 141,3 до 104,6 тыс. человек). С 2005 года наблюдается устойчивая тенденция увеличения роста детей дошкольного возраста со 104,6 до 112,4 тыс. человек. С 2008 по 2010 годы прирост детского населения в среднем увеличивается на 2 тыс. человек ежегодно.

С 2010 по 2015 годы также прогнозируется увеличение детского населения в среднем на 4 тыс. человек. Самый большой прогноз увеличения детей в 2011 году примерно на 3 тыс. человек (115,4 тыс. человек), до конца периода количество детей постепенно стабилизируется и в 2015 году составит примерно 116,5 тыс. человек.

Для обеспечения доступности дошкольного образования за последние 5 лет в рамках областных целевых программ на ремонт, реконструкцию и строительство детских садов было выделено 875, 2 млн рублей. Построено 5 новых дошкольных образовательных учреждений (г.Саратов -3 дошкольных образовательных учреждения, Александрово-Гайский район -1 дошкольное образовательное учреждение, Советский район - 1 дошкольное образовательное учреждение).

Переданы в муниципальную собственность 38 детских садов, бывших на балансе ОАО "Российские железные дороги", и 2 детских сада Главного управления внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области. За счет средств муниципального бюджета приобретен в муниципальную собственность имущественный комплекс детского сада, бывшего на балансе ОАО "Саратовский полиграфический комбинат".

Возвращены в действующую сеть 36 детских садов, ранее закрытых и перепрофилированных. Всего за 5 лет в области введено 7 тыс. дополнительных мест.

В 2011 году за счет реконструкции 9 старых и строительства 4 новых детских садов планируется дополнительно ввести 1693 места.

Вместе с тем, в связи с изменением демографической ситуации, ростом рождаемости, увеличением занятости женщин в общественном производстве и сфере услуг потребности населения в детских садах значительно возросли.

Также не решена проблема повышения качества дошкольного образования, выступающего первой ступенью образования в целом, определяющей возможности и способности обучающегося к освоению программ на последующих уровнях образования. Доля дошкольных образовательных учреждений области, работающих по комплексным развивающим программам, составляет 25 процентов (в 2009 году этот показатель составлял 19 процентов). На сегодня недостаточна готовность дошкольных образовательных учреждений к сохранению и коррекции здоровья воспитанников. Например, в Перелюбском и Питерском районах полностью отсутствуют коррекционные группы. В 12 муниципальных районах области работает только по одной логопедической группе. В значительной степени решение задач повышения качества дошкольного образования зависит от развития кадрового потенциала. В настоящее время наблюдается недостаточное кадровое обеспечение системы образования специалистами дошкольного профиля высокой квалификации. В ряде муниципальных районов не хватает квалифицированных педагогических и руководящих кадров, что влияет на качество предоставляемых образовательных услуг.

Применение программно-целевого метода в решении вышеперечисленных проблем необходимо для установления единого регионального подхода к развитию системы дошкольного образования воспитанников и обучающихся.

2. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации

Целью Программы является повышение доступности качественного дошкольного образования. Задачи программы:

удовлетворение потребности населения в услугах системы дошкольного образования;

улучшение условий образования детей дошкольного возраста;

создание условий для повышения квалификации педагогических и руководящих кадров дошкольных образовательных учреждений;

повышение качества образования через реализацию развивающих образовательных программ дошкольного образования;

обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки качества дошкольного образования.

Реализация мероприятий Программы рассчитана на период с 2012 по 2015 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»