Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2011 года N 476-П

О долгосрочной областной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2012-2014 годы

(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 782-П
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 07.12.2011 N 682-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 02.03.2012 N 103-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.04.2012 N 171-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.06.2012 N 279-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.07.2012 N 382-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2012 N 778-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 826-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.05.2013 N 261-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.09.2013 N 461-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.10.2013 N 558-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 771-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2012-2014 годы согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
 к постановлению
Правительства области от
2 сентября 2011 года N 476-П

Долгосрочная областная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2012-2014 годы

     

Паспорт Программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 771-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2012-2014 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)", постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", постановление Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ", распоряжение Правительства Саратовской области от 1 февраля 2011 года N 22-Пр "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2012-2014 годы"

Государственный заказчик Программы

министерство здравоохранения области

Основные разработчики Программы

министерство здравоохранения области, комитет капитального строительства области

Перечень подпрограмм

"Сахарный диабет", "Онкология", "Психические и наркологические расстройства", "Артериальная гипертония", "Анти-ВИЧ/СПИД", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом", "Неотложные меры борьбы с распространением инфекций, передаваемых половым путем"

Цель, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

целью Программы является повышение качества и доступности медицинской помощи при социально обусловленной патологии, улучшение качества жизни больных, страдающих социально значимыми заболеваниями. Задачи Программы:

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь больным с социально значимыми заболеваниями;

разработка и внедрение на основе передовых технологий современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации социально значимых заболеваний. Оценочные показатели:

стабилизация доли осложнений при сахарном диабете на уровне 24,9

процента;

увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом

I типа, с 47,1 до 48 лет, женщин - с 57,7 до 59,2 лет;

увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом II типа, с 70,1 до 71,4 года, женщин - с 73,5 до 74,8 лет


увеличение доли онкологических больных, выявленных на I и II стадиях заболевания, с 55,5 до 61 процента;

снижение доли умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза с 27,7 до 27,4 процента;

снижение смертности от злокачественных новообразований с 197,1 до 194,7 на 100 тыс. населения;

увеличение доли онкологических больных, живущих 5 и более лет с момента установления диагноза, с 51,2 до 51,8 процента;

увеличение доли пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов с 35,8 до 43 процентов


снижение доли повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар с 15,8 до 15,5 процента;

увеличение удельного веса больных с установленным диагнозом психиатрического расстройства, находящихся в ремиссии свыше двух лет, с 4,9 до 7 процентов;

увеличение удельного веса больных наркологическими расстройствами, включенных в реабилитационные программы, с 9,6 до 14 процентов;

снижение смертности от наркомании в трудоспособном возрасте с 7,8 до 7,1 на 100 тыс. населения;

снижение смертности от болезней системы кровообращения в трудоспособном возрасте вследствие артериальной гипертонии с 193 до 192,6 на 100 тыс. населения;

снижение территориального показателя заболеваемости туберкулезом до 59,66 на 100 тыс. населения;

снижение территориального показателя смертности от туберкулеза до 11,4 на 100 тыс. населения;

снижение показателя заболеваемости сифилисом до 33,6 на 100 тыс. населения;

стабилизация территориального показателя заболеваемости туберкулезом не выше 72 на 100 тыс. населения;

стабилизация территориального показателя смертности от туберкулеза не выше 11,7 на 100 тыс. населения;

стабилизация показателя заболеваемости сифилисом не выше 58 на 100 тыс. населения;

снижение заболеваемости сифилисом среди подростков с 33,4 до 20 на 100 тыс. подросткового населения;

уменьшение доли морально устаревшего оборудования в учреждениях дерматовенерологического профиля с 55 до 20 процентов

Сроки реализации Программы

2012-2014 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство здравоохранения области, комитет капитального строительства области

Объемы и источники обеспечения Программы

общие затраты на реализацию Программы из средств областного бюджета составляют 1359890,1 тыс. рублей, в том числе:

в 2012 году - 401052,2 тыс. рублей;

в 2013 году - 434001,7 тыс. рублей;

в 2014 году - 524836,2 тыс. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 06.07.2012 N 382-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений области, оказывающих медицинскую помощь больным с социально значимыми заболеваниями (проведение ремонтных работ, строительства, реконструкции зданий, приобретение лечебно-диагностического оборудования, обеспечение больных лекарственной терапией и реабилитационными мероприятиями в полном объеме) позволит отремонтировать 21 лечебное учреждение, обеспечить обезболивающими препаратами онкологических больных, оснастить современным диагностическим и лечебным оборудованием 21 учреждение,

обеспечить лекарственными средствами всех нуждающихся в лечении больных с социально значимыми заболеваниями

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль и координация исполнения Программы осуществляется министерством здравоохранения области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ"

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Организация обеспечения населения области квалифицированной специализированной медицинской помощью требует комплексного подхода на основе межотраслевой (межведомственной) и межтерриториальной координации действий органов исполнительной власти области, ведомственных служб системы здравоохранения, органов местного самоуправления области, научных и общественных организаций в рамках Программы.

На 2012-2014 годы основными направлениями и ориентирами в сфере здравоохранения являются:

улучшение демографической ситуации в стране;

последовательное повышение качества жизни граждан;

достижение конкретных результатов по повышению качества и доступности медицинской помощи.

Демографические показатели на протяжении последних 5 лет указывают на необходимость принятия стратегических решений на государственном уровне в отношении заболеваний, на развитие и распространение которых существенное влияние оказывают социально-экономические факторы, обуславливающие рост ряда заболеваний как в Саратовской области, так и в целом в Российской Федерации, таких как сахарный диабет, онкологическая патология, психические расстройства, наркомания, алкоголизм, артериальная гипертензия, ВИЧ-инфекция, туберкулез, инфекции, передаваемые половым путем, делая проблему борьбы с ними одной из самых актуальных в здравоохранении и в государстве в целом. Поскольку социально обусловленные заболевания распространены в одних и тех же группах населения, они часто ассоциируются друг с другом, что усугубляет течение и затрудняет лечение каждого из них.

В ходе реализации областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы" наметилась тенденция к улучшению основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения по социально обусловленным заболеваниям.

В настоящее время на диспансерном учете в Саратовской области состоит 59688 больных сахарным диабетом (из них 453 дети и подростки). Это почти 2,4 процента населения, из них треть являются инвалидами. Сахарный диабет I типа зарегистрирован у 3566 больных, II типа - у 56122. За счет активного выявления нарушений углеводного обмена и объективного роста распространенности заболевания имеет место ежегодное увеличение числа больных сахарным диабетом, в среднем на 5 процентов в год. У больных, страдающих сахарным диабетом, потребность в медицинской помощи возрастает по мере ухудшения их состояния и возникновения осложнений. Остается высокой распространенность сосудистых осложнений сахарного диабета, угрожающих жизни и приводящих к инвалидности, в том числе диабетическая ретинопатия, диабетическая нефропатия и сердечно-сосудистые осложнения. В то же время реализация программных мероприятий в 2009-2011 годах способствовала стабилизации количества осложнений сахарного диабета, доля которых в 2010 году составила 42,5 процента, и показателя уровня первичного выхода на инвалидность (1,7 на 10 тыс. населения), снижению числа дней временной нетрудоспособности на 20 процентов, увеличению средней продолжительности жизни на 1 процент.

Все больные сахарным диабетом нуждаются в постоянном приеме сахароснижающих препаратов. Количество больных, получающих инсулинотерапию, составляет 30 процентов (17252 человека), таблетированные сахароснижающие препараты - 70 процентов (43971 человек).

В рамках подпрограммы "Сахарный диабет" на 2009-2011 годы 34 процента больных, получающих инсулин во флаконах, обеспечивались инсулиновыми шприцами, 66 процентов больных, получающих инсулин в картриджах - иглами для шприц-ручек. За последние 5 лет количество больных, получающих инсулин в шприц-ручках, увеличилось с 15 процентов до 66 процентов. С 2007 года больные обеспечиваются средствами самоконтроля - глюкометрами и тест-полосками, за последние 2 года обеспеченность увеличилась на 20 процентов и к концу 2010 года составила 90 процентов от всех больных, получающих инсулинотерапию.

За годы реализации подпрограммы "Сахарный диабет" в области создана система диабетологической помощи: функционирует диабетологический центр, на базе которого работают кабинеты "Сахарный диабет и беременность", "Диабетическая стопа", где проводится скрининг по выявлению групп риска по развитию синдрома диабетической стопы. В эндокринологическом отделении ГУЗ "Областная клиническая больница" проводится лечение выявленных осложнений, ведется Государственный регистр больных сахарным диабетом. На амбулаторном этапе квалифицированная помощь оказывается 67 эндокринологами, специализированная помощь - в 5 эндокринологических отделениях медицинских учреждений области, на базе которых развернуто 234 койки.

Созданы и функционируют 26 школ, где ежегодно обучается более 7500 пациентов.

В целях раннего и своевременного выявления сахарного диабета в рамках подпрограммы продолжается мониторинг групп риска по развитию сахарного диабета на базе кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний всех лечебно-профилактических учреждений области с проведением регулярного лабораторного контроля. Только за 2010 год группа увеличилась на 20 процентов и в настоящее время составляет 292643 человека, диагностика сахарного диабета из групп риска улучшилась на 12 процентов.

Существующее в настоящее время нормативно-правовое регулирование не позволяет за счет текущих расходов обеспечить всех нуждающихся больных в полном объеме сахароснижающими препаратами (80 процентов больных обеспечиваются препаратами за счет средств областного бюджета, 20 процентов - за счет федерального) и средствами самоконтроля (80 процентов больных обеспечиваются средствами самоконтроля из областного бюджета, 20 процентов - из федерального). Решение данной проблемы возможно только при системном программно-целевом подходе.

Ежегодно в Саратовской области выявляется более 9 тыс. новых случаев онкологических заболеваний. На учете у специалистов состоит около 58 тыс. онкологических больных, которые требуют постоянного проведения различных видов лечения: хирургического, лучевого, химиотерапевтического.

За последние 3 года удалось добиться увеличения активной выявляемости онкологической патологии на 3,6 процента (с 15,7 процента в 2008 году до 19,3 процента в 2010 году). Внедрение скрининговой программы рака молочной железы позволило на 11 процентов уменьшить долю больных с распространенным процессом (с 31,6 процента в 2008 году до 20,6 процента в 2010 году). Количество больных, у которых заболевание выявлено на I и II стадиях, увеличилось на 4 процента.

Несмотря на проводимые мероприятия, онкологическая заболеваемость в регионе, как и в целом в Российской Федерации, неуклонно растет. В 2010 году по сравнению с 2009 годом указанный показатель увеличился на 7 процентов и составил 415,9 на 100 тыс. населения (Российская Федерация - 355,8, Приволжский федеральный округ - 353,0). У 20,8 процента больных выявляются запущенные формы онкологической патологии (Российская Федерация - 22,5 процента), а 27,7 процента больных умирают в течение года с момента установления диагноза (Российская Федерация - 29,2 процента). Смертность вследствие злокачественных новообразований по-прежнему занимает второе место в структуре причин смертности и составляет по итогам 2010 года 197,1 на 100 тыс. населения (Российская Федерация -204,9). Остаются высокими показатели инвалидности вследствие злокачественных новообразований, доля больных, умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза. Требуется принятие дополнительных мер по укреплению материально-технической базы онкологических учреждений с целью обеспечения ранней диагностики и улучшения качества проводимого лечения онкологических больных.

Кроме того, в 2012 году планируется включение Саратовской области в реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями за счет средств федерального бюджета, что предусматривает софинансирование из областного бюджета на оснащение службы современным лечебно-диагностическим оборудованием в рамках областной Программы.

По итогам 2010 года зарегистрировано 71239 больных с психическими расстройствами (2777,5 на 100 тыс. населения) - 2,8 процента жителей области, из них около 25 процентов пациенты с наиболее тяжелой патологией - психозами и слабоумием, на диспансерном наблюдении в настоящее время находится 42016 пациентов - 1638,2 на 100 тысяч населения.

В рамках подпрограммы "Психические и наркологические расстройства" на 2009-2011 годы все больные, страдающие психическими расстройствами, обеспечены современными лекарственными препаратами, что позволило в 2010 году стабилизировать показатель первичного выхода на инвалидность -2,7 на 10 тыс. населения (2008 год - 2,6), почти в 2 раза снизить уровень общественно опасных действий, совершенных лицами, страдающими психическими расстройствами - 48 случаев (2009 год - 100), на 11,5 процента снизить показатель завершенных суицидов - 25,5 на 100 тыс. населения (2009 год - 28,8), на 6 процентов среди лиц, страдающих психическими расстройствами.

Несмотря на проводимые мероприятия, поступление больных с психическими расстройствами в психиатрические стационары области остается на достаточно высоком уровне, в 2010 году - 10168 человек (2009 год -10890), средняя длительность пребывания больного в стационаре - 46 дней (2009 год - 45,7), что значительно ниже рекомендуемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (79,5 дня). Последние 3 года показатель повторных в течение года госпитализаций остается на одном уровне - 17 процентов.

На всех видах учета по поводу наркологических расстройств состоит более 45 тысяч человек, что составляет 1,8 процента населения области, из них на диспансерном учете состоит 39556 человек (87,5 процента), на профилактическом учете (группа риска) - 5663 человека (12,5 процента).

За годы реализации подпрограммы по итогам 2010 года заболеваемость алкогольными психозами, отражающими распространенность и степень тяжести течения хронического алкоголизма, снизилась на 46,4 процента и составила 22,8 на 100 тыс. населения (2009 год - 33,4), сохраняется высокой распространенность алкоголизма (1320 на 100 тыс. населения). Ежегодно регистрируется около 600 смертельных случаев от случайных отравлений алкоголем (в 2010 году - 18,1 на 100 тыс. населения).

До 2009 года отмечался рост заболеваемости наркоманиями до 7,8 на 100 тыс. населения, однако, по итогам 2010 года данный показатель снизился и составил 7,2 на 100 тыс. населения. Показатель смертности от отравления наркотиками остается на одном уровне в течение 2 лет - 0,6 на 100 тыс. населения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 225ан "Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации" определены новые требования в организации медицинской помощи лицам с наркологическими расстройствами. Решение указанного вопроса актуально для наркологической службы и взято на контроль прокуратурой области и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области. Материально-техническая база большинства психоневрологических учреждений области не соответствует требованиям вышеуказанного приказа и нуждается в обновлении и проведении капитального ремонта указанных учреждений. На сегодняшний день в 7 учреждениях психоневрологического профиля отмечается 100 процентов износа лечебных зданий. 4 учреждения, в том числе самое крупное и головное учреждение службы, располагаются в приспособленных зданиях и сооружениях, построенных в 1800-1900-х годах. Во всех психоневрологических учреждениях имеются недостатки, выявленные органами Государственного пожарного надзора и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, требуется привести в соответствии с правилами устройства электроустановок электрическую проводку, установить пожарные перегородки 2-го типа, провести ремонт и реконструкцию системы пожарной сигнализации, заменить на путях эвакуации материалы, имеющие высокую пожарную опасность, отремонтировать водоснабжение для обеспечения подачи необходимого давления на пожарные гидранты, привести в соответствие с санитарными нормами помещения для лечения и качественного обслуживания больных. Кроме того, требуется создать условия для обслуживания маломобильных групп населения в соответствии с законодательством (установка пандусов, установка и ремонт лифтов).

ГУЗ "Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии" располагается в комплексе зданий постройки 1910 года (износ - 100 процентов), находится на "языке" оползневой зоны и в 3 лечебных корпусах вследствие подвижки грунта идет смещение фундаментов зданий. За последние 6 лет в лечебном корпусе N 7 на 150 койко-мест произошла деформация стены с отклонением от вертикальной оси у основания здания на 6-10 см, кирпичная кладка имеет трещины шириной 8-12 мм в продольном сечении, что может привести в любой момент к обрушению и человеческим жертвам.

В 2006 году проходил частичный ремонт судебно-психиатрического, детского отделений и 2 лечебных корпусов. Капитальный ремонт в учреждении не проводился более 15 лет.

Необходимо в срочном порядке провести работы по изысканию, проектированию и укреплению зданий. Требуется капитальный ремонт электрических сетей, системы водо- и теплоснабжения, ремонт кровли, канализации, лечебных корпусов, укрепление фундаментов, стен и т.д.

ГУЗ "Аткарская психиатрическая больница" расположена в зданиях, построенных в 1884-1955 годах, которые в настоящее время имеют 100-процентный износ. Косметический ремонт отделений был в 2006 году, капитальный не проводился. Органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выявлены недостатки во всех лечебных отделениях и вспомогательных корпусах. Необходим срочный капитальный ремонт системы отопления и водоснабжения, устройство наружной и внутренней канализации, ремонт фасадов, кровли, внутренних помещений, устройство ограждения и ремонт дорожного покрытия на территории психиатрической больницы.

ГУЗ "Балашовский межрайонный психоневрологический диспансер" министерства здравоохранения Саратовской области, 1930 года постройки (износ - 76,8 процента) имеет 2 этажа, на которых располагаются психиатрическое отделение площадью 375,2 кв. м на 98 койко-мест, что составляет 3,8 кв. м на 1 койку при норме 7 кв. м, и наркологическое отделение площадью 462,2 кв. м, на 115 койко-мест, что составляет 4 кв. м на 1 койку при норме 7 кв. м. Косметический ремонт отделений был в 2006 году, капитальный не проводился.

В целях совершенствования оказания медико-социальной психологической помощи в отделении разработана и действует программа "Клиническая медико-социальная психологическая реабилитация", которая является важным дополнением стандартного лечения и предусматривает комплексный подход к лечению и реабилитации наркологических больных, включая в себя бригадную форму работы специализированного отделения по трем направлениям: дезинтоксикация, психокоррекция и социальная реабилитация.

Указанные мероприятия проводятся в помещениях, также имеющих недостаточные площади (4,98 кв. м на 1 койко-место при норме 7 кв. м), что значительно сокращает медицинский эффект и не позволяет качественно реабилитировать больных.

Проведение капитального ремонта с реконструкцией по увеличению площадей помещений диспансера обеспечит более полноценное психотерапевтическое лечение.

ГУЗ "Балаковский психоневрологический диспансер" министерства здравоохранения Саратовской области располагается в корпусах бывших детских комбинатов, введенных в эксплуатацию в 1967-1968 годах. Капитальный ремонт не проводился более 15 лет. Косметический ремонт отделений был в 2006 году. Имеются предписания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по срочному проведению капитального ремонта и Государственного пожарного надзора по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которые выполнить не представляется возможным из-за отсутствия финансирования.

В стационарном корпусе общей площадью 1561 кв. м необходимо провести замену 101 окна, облицовку кафельной плиткой 5 туалетов, 3 душевых, отделку стен и потолков, замену внутренней электропроводки, дверей, линолеума, сантехнического оборудования и системы водо- и теплоснабжения, ремонт кровли.

В административно-диспансерном корпусе общей площадью 1635 кв. м необходимо провести замену 94 окон, облицовку кафельной плиткой 6 туалетов, душевой, буфета-раздаточной, отделку стен и потолков, замену внутренней электропроводки, дверей, линолеума, сантехнического оборудования и системы водо- и теплоснабжения, ремонт системы вентиляции и кровли.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»