ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2011 года N 369-П
О Концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года
В целях совершенствования системы социального обслуживания населения Саратовской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года.
2. Органам исполнительной власти области руководствоваться положениями Концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года при решении задач в области развития системы социального обслуживания населения.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года
Концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой комплекс задач и приоритетов региональной политики по формированию эффективной системы социального обслуживания населения и разработана в целях правового закрепления концептуальных представлений о сути и механизмах регулирования социального развития в Саратовской области.
В основу Концепции положены основные принципы Конвенции ООН о правах инвалидов, Мадридского международного плана действий по проблемам старения, Конвенции ООН о правах ребенка, Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области и учитывает основные положения Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года, Стратегии модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области.
Концепция предусматривает усиление адресности при предоставлении государственных услуг в сфере социального обслуживания населения на основе внедрения договорного принципа работы, предполагающего взаимные обязательства сторон.
Концепция направлена на обеспечение межведомственного взаимодействия, оптимизацию ресурсов при решении проблем социального обслуживания населения.
Развитие системы социального обслуживания населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах и социальной поддержке, особенностями региональной социальной политики, законодательства, а также внутренним состоянием самой системы.
Среди условий, определяющих целевую направленность системы социального обслуживания населения, наибольшее значение имеют следующие:
демографическая ситуация, в том числе изменение возрастной структуры населения области;
состояние здоровья населения;
уровень семейного неблагополучия;
уровень жизни населения;
существенное различие в социально-экономическом развитии территорий;
несовершенство действующего законодательства;
уровень финансовой обеспеченности социальной политики.
Демографическая ситуация в Саратовской области с 1996 года характеризуется ежегодным уменьшением численности населения. За этот период численность постоянного населения области сократилась на 7,9 процента (с 2736,5 тыс. человек до 2519,1 тыс. человек).
Сокращение общей численности населения области сопровождается процессом его старения. Если в 2005 году в области проживало 580,6 тыс. человек в возрасте старше трудоспособного, что составляло 21,2 процента населения, то в 2009 году - 603,3 тыс. человек или 23,5 процента населения.
Динамика старения населения отчетливее выражена в сельской местности. С 2005 года сельское население уменьшилось на 4,6 процента, городское - на 1,5 процента. В настоящее время граждане пожилого возраста составляют более четверти населения Аркадакского, Базарно-Карабулакского, Балтайского, Воскресенского, Духовницкого, Петровского, Романовского, Хвалынского муниципальных районов. В Турковском районе каждый третий житель - в возрасте старше трудоспособного.
Снижение смертности и рост продолжительности жизни усиливают процесс старения населения. За последние 5 лет показатель смертности снизился с 16,8 до 15,5 на 1 тыс. населения. В 2009 году продолжительность жизни населения в области составляла 69,1 года (у мужчин - 63,3 года, у женщин - 74,9 года) против 65,9 года в 2005 году (у мужчин - 59,5 года, у женщин - 72,8 года).
Согласно прогнозу официальной статистики к 2025 году численность пожилых граждан возрастет более чем на 116 тыс. человек и достигнет 719,7 тыс. человек, а удельный вес в общей численности населения области составит уже 29,6 процента. Продолжительность жизни увеличится до 73,1 лет (у мужчин - 67,5 года, у женщин - 78,4 года).
В 2010 году число граждан в возрасте старше трудоспособного в 1,6 раза превышало число лиц, не достигших 16 лет. За ближайшие 15 лет ожидается снижение на 16 процентов числа женщин фертильного возраста, уменьшение рождаемости с 10,7 до 7,7 на 1 тыс. у населения, что приведет к тому, что пожилых граждан будет в 1,9 раз больше, чем детей и подростков.
Увеличивается разрыв в численности мужчин и женщин. Если в трудоспособном возрасте количество мужчин и женщин практически одинаковое, то в возрасте старше трудоспособного женщин в 2.5 раза больше.
Около 39 процентов от общего числа пожилых граждан - одинокие. С возрастом количество одиноко проживающих пожилых людей растет с 27 процентов в возрасте 55-59 лет до 51 процента в возрасте старше 75 лет.
Сохраняется высоким уровень инвалидизации населения. В 2003 году доля инвалидов в общей численности населения области впервые превысила 5 процентов, а в 2010 году составила уже 6,2 процента населения области (159,5 тыс. человек). Следует отметить, что численность детей-инвалидов в последние 3 года снижается (2008 год - 6,5 тыс. детей-инвалидов, 2010 год -6,3 тыс. детей-инвалидов). В 2010 году в области проживало 5,6 тыс. семей с 5,7 тыс. детей-инвалидов.
Из общего количества инвалидов 31 процент составляют инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, по 3 процента - инвалиды по слуху и зрению. Половину общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов.
Показатель полной реабилитации на протяжении ряда лет сохраняется на низком уровне. В 2009 году данный показатель составил среди взрослых 4,5 процента, среди детей - 7,9 процента.
В структуре общей инвалидности взрослого населения преобладают лица пенсионного возраста, однако велика и доля инвалидов трудоспособного возраста (63,8 и 32,2 процента соответственно). Ежегодно порядка 15 тыс. граждан первично признаются инвалидами, из них около 40 процентов - в трудоспособном возрасте, 6 процентов - дети.
64 процента инвалидов (98,8 тыс. человек) проживает в крупных городах области (г.Саратов, г.Энгельс, г.Балаково, г.Балашов).
В территориальном разрезе наиболее низкий уровень инвалидизации населения (40-49,9 инвалидов на 1 тыс. населения) наблюдается в Екатериновском, Краснокутском, Перелюбском, Саратовском и Советском муниципальных районах. Наиболее высокий уровень инвалидизации населения в Базарно-Карабулакском и Балтайском районах, где на 1 тыс. у населения приходится до 96 инвалидов.
Ожидается, что общая численность инвалидов увеличится к 2025 году до 170 тыс. человек. Возрастная структура инвалидов будет выглядеть следующим образом: дети - менее 4 процентов, в трудоспособном возрасте -не более 30 процентов, старше трудоспособного возраста - более 66 процентов.
На начало 2010 года в области проживало 323757 семей с несовершеннолетними детьми, в которых воспитывалось 445182 ребенка.
По сравнению с 2005 годом численность детей и подростков снизилась почти на 71,5 тыс. человек или на 12 процентов, а их удельный вес в общей численности населения сократился с 19,3 до 17 процентов.
В территориальном разрезе самыми "молодыми" районами являются Александрово-Гайский, Дергачевский. Новоузенский. Озинский, Ровенский и Федоровский районы, где удельный вес детей и подростков составляет 21 -25 процентов.
Наблюдается снижение количества многодетных семей. С 2005 года их количество уменьшилось на 4,5 процента и в 2010 году составило 10,7 тыс.
Каждый пятый несовершеннолетний воспитывается в неполной семье. С 2005 года общая численность неполных семей снизилась с 73,5 до 60,1 тыс. Вместе с тем на 5 процентов (до 28,9 тыс.) возросло количество одиноких матерей, количество детей, воспитываемых одинокими матерями, увеличилось более чем на 21 процент (на 5,8 тыс. детей).
Продолжается рост внебрачной рождаемости. В 2009 году вне зарегистрированного брака родилось 7,2 тыс. детей (26,3 процента от общего числа родившихся) против 6,7 тыс. в 2005 году.
В 2010 году общий коэффициент разводов составил 4,5 на 1 тыс. населения против 4,0 в 2005 году. Из-за разводов родителей в неполных семьях ежегодно остается более 7 тыс. детей.
За 5 лет вдвое снизилось число семей, находящихся в социально опасном положении. На конец 2010 года учтено 2616 таких семей, в них проживало 4290 детей (в 2005 году - 8267 семей, 4716 детей).
Вместе с тем количество выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области на протяжении 3 лет остается практически стабильным (в 2008 году - 1911 человек, в 2009 году -2014 человек). За 2010 год выявлено 1934 ребенка данной категории. Ежегодно более тыс. и детей отбираются у родителей, лишенных родительских прав.
Об уровне семейного неблагополучия свидетельствует количество асоциальных проявлений в молодежной среде, девиантного поведения детей и подростков. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними и (или) при их соучастии, в общем количестве зарегистрированных преступлений составил 3,1 процента (в 2005 году - 12 процентов). Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, с 2005 года уменьшилось более чем наполовину.
По сравнению с 2005 годом в 2010 году количество несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, снизилось на 20 процентов (с 4,2 до 3,5 тыс. человек). Вместе с тем в структуре лиц, состоящих на учете, отмечается рост почти на треть детей и подростков женского пола (240 человек), на 85 процентов -детей и подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
Уровень семейного неблагополучия тесно связан с уровнем жизни семей с детьми.
По сравнению с 2005 годом в 2010 году среднемесячная заработная плата одного работника выросла в 2,7 раза и составила 14592,8 рубля. Покупательная способность заработной платы выросла с 1,8 до 2,4 прожиточных минимумов.
Средний размер назначенных месячных пенсий за тот же период вырос в 2,9 раза и по состоянию на 1 января 201 1 года составил 6987,6 рубля.
По сравнению с 2005 годом численность бедного населения сократилась на 222,9 тыс. человек (34,1 процентов) и составила 16,8 процента от общей численности населения области (в 2005 году - 24,9 процента). В 2010 году на территории области 430,8 тыс. человек имели доходы ниже прожиточного минимума. Вместе с тем основную долю этих граждан составляют члены семей с несовершеннолетними детьми. С 2006 года количество семей, получающих ежемесячное пособие на ребенка, увеличилось на 48 процентов с 112654 до 166755 получателей. При этом количество детей - получателей пособия выросло на 45,2 процента (с 153026 до 222200 детей).
Анализ экономического положения семей с детьми показывает, что низкий уровень доходов в многодетных семьях обусловлен, прежде всего, высокой иждивенческой нагрузкой. Складывается высокий разрыв в уровне доходов семей в зависимости от числа детей. По данным выборочного обследования 770 бюджетов домашних хозяйств области, располагаемые ресурсы семей с тремя детьми достигли 2697,6 рубля на члена семьи, составив 35,8 процента от уровня однодетных (7530 рублей на члена семьи).
Экономическое положение семей наглядно характеризует структура потребительских расходов. Многодетные семьи вынуждены наибольшую часть своего бюджета тратить на питание: доля затрат на питание составила 49,9 процента (в 2009 году - 53,8 процента), в однодетных - 36,5 процента (в 2009 году - 37,3 процента).
Значительное влияние на уровень жизни семей имеет занятость трудоспособных ее членов. На конец 2010 года численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, составляла 18,7 тыс. человек или 1,3 процента от экономически активного населения, что ниже среднероссийского показателя (Российская Федерация - 2,1 процента). Вместе с тем каждый пятый безработный воспитывал несовершеннолетних детей, из них 10,4 процента составляли многодетные и одинокие родители.
Инновационное развитие экономики предполагает рост денежных доходов населения, что позволит в существенной степени решить проблему бедности. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года за 15 лет планируется увеличение среднемесячной заработной платы одного работающего в экономике -до 75 тыс. рублей. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума планируется на уровне 5,5 процента, уровень безработицы -1,2 процента трудоспособного населения.
Анализ демографического и социально-экономического развития области позволяет сделать вывод о том, что влияние внешних условий приводит к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп в услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области.
В настоящее время сеть учреждений социального обслуживания населения области включает в себя 14 ломов-интернатов для престарелых и инвалидов на 2406 мест; 12 психоневрологических интернатов на 2021 место; 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 445 мест; 5 центров социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства на 209 мест; 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; 7 центров помощи семье и детям "Семья"; 7 реабилитационных центров для инвалидов, 4 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями; областную комплексную детско-юношескую спортивно-адаптивную школу инвалидов с 15 отделениями по области; профессиональное училище-интернат для инвалидов на 130 мест; 44 центра социального обслуживания населения во всех муниципальных районах области.
В 2010 году в учреждениях социального обслуживания населения области социальные услуги получили около 560 тыс. граждан (22 процента населения области). Все виды медико-социальной помощи в стационарных условиях получили более 5 тыс. пожилых граждан и инвалидов. В центрах социального обслуживания населения обслужено более 400 тыс. жителей области, из них 50 тыс. человек получили все виды помощи в домашних условиях (из них более половины -жители сельских районов области). Реабилитационными мероприятиями в 15 реабилитационных учреждениях области охвачено 16,4 тыс. человек, в том числе 9,4 тыс. детей с ограниченными возможностями. В центрах социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства различные виды помощи (ночлег, восстановление утраченных документов, трудоустройство, питание, санитарно-гигиеническая обработка и другие виды помощи) получили 2,5 тыс. человек. В учреждениях (отделениях) социального обслуживания семьи и детей обслужено 101,6 тыс. семей, в которых 135,4 тыс. детей.
По состоянию на начало 2011 года в Саратовской области в сфере социальной защиты населения выполняются все основные социальные стандарты. Отсутствует очередность в дома-интернаты общего типа, психоневрологические интернаты, на надомное социальное обслуживание. При этом охват граждан пожилого возраста и инвалидов всеми видами надомного обслуживания в области в два раза превышает среднероссийский показатель (Саратовская область - 714 человек на 10 тыс. пенсионеров, Российская Федерация - 408 человек на 10 тыс. пенсионеров).
Площади спальных помещений в стационарных учреждениях для пожилых граждан и инвалидов соответствуют установленным нормативам. Основные требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан, выполнены.
Несмотря на развитую сеть действующих учреждений социального обслуживания населения, увеличение объема ежегодно предоставляемых социальных услуг и численности их получателей, потребность в таких услугах возрастает опережающими темпами.
Остаются не в полной мере решенными вопросы качества, эффективности и доступности социальных услуг. Это связано со значительной численностью потенциальных потребителей социальных услуг, монополизацией сферы социального обслуживания государственными поставщиками социальных услуг, различиями в результатах деятельности отдельных учреждений, вызванных разницей располагаемых ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых).
Основной целью развития системы социального обслуживания населения является достижение необходимого и достаточного уровня качества и доступности для нуждающихся граждан вариантных форм и видов социального обслуживания на основе модернизации организационных, экономических и правовых механизмов их предоставления.
Основными задачами развития системы социального обслуживания населения области являются:
обеспечение качества и доступности государственных услуг социального обслуживания, соответствующих современным потребностям общества и каждого гражданина;
изменение роли семьи от объекта, нуждающегося в постоянной помощи и пассивно ее принимающего, в субъект, солидарно участвующий в выходе из кризисного состояния и занимающий активную жизненную позицию;
обеспечение социальной включенности*1 и социальных полномочий*2 для инвалидов и пожилых граждан.