ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2010 года N 629-П


О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2011 год

(с изменениями на 7 декабря 2011 года)


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2010 N 663-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.01.2011 N 51-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.03.2011 N 127-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.04.2011 N 236-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.05.2011 N 272-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.07.2011 N 337-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.08.2011 N 409-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.08.2011 N 456-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2011 N 502-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.10.2011 N 551-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.11.2011 N 624-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.12.2011 N 683-П.
_______________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2011 год" согласно приложению.

2. Определить министерство занятости, труда и миграции области уполномоченным органом исполнительной власти области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

3. Министерству занятости, труда и миграции области направить на рассмотрение в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации областную целевую программу "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2011 год".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Данилова А.Н.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов

     
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 15 декабря 2010 года N 629-П

     
Областная целевая программа "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2011 год"
(программа в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2010 N 663-П, см. предыдущую редакцию)


Паспорт Программы

Наименование Программы

областная целевая программа "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2011 год" (далее - Программа)

Основание для
разработки
Программы


Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Государственный заказчик

министерство занятости, труда и миграции области

Основной
разработчик Программы


министерство занятости, труда и миграции области

Цель и задачи
Программы,
важнейшие
оценочные
показатели


цель Программы - повышение эффективности использования трудовых ресурсов области, в том числе работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников) (далее - угроза увольнения), и оптимизация системы управления занятостью как основы устойчивости и динамичного развития области.

Задачи Программы:

сохранение кадрового потенциала и материальная поддержка в период участия в общественных работах, временном трудоустройстве работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда;

повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

повышение конкурентоспособности на рынке труда выпускников образовательных учреждений;

стимулирование создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

расширение возможностей трудоустройства инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

оптимизация численности иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области.

Важнейшие оценочные показатели Программы:

уровень регистрируемой безработицы в области на конец 2011 года;

численность официально зарегистрированных безработных на конец 2011 года;

напряженность на рынке труда области на конец 2011 года;

численность иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 25.01.2011 N 51-П, см. предыдущую редакцию)

Основные мероприятия Программы

1. Дополнительное мероприятие по организации общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда.

2. Дополнительное мероприятие по опережающему профессиональному обучению и стажировке работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами (далее -опережающее профессиональное обучение (стажировка).

3. Дополнительное мероприятие по опережающему профессиональному обучению и стажировке женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства (далее - опережающее профессиональное обучение женщин).

4. Дополнительное мероприятие по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.

5. Дополнительное мероприятие по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

6. Дополнительное мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

7. Дополнительное мероприятие по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 25.01.2011 N 51-П, см. предыдущую редакцию)

Сроки и этапы реализации Программы

2011 год, 4 этапа

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство занятости, труда и миграции области, государственные учреждения - центры занятости населения районов (городов) области

Объемы и источники исполнения Программы

общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет 375880,0 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета (прогнозно) - 357086,0 тыс. рублей,

за счет средств областного бюджета - 18794,0 тыс. рублей

(строка в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 23.08.2011 N 456-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

недопущение роста уровня регистрируемой безработицы выше 1,3 процента на конец 2011 года;

недопущение роста численности официально зарегистрированных безработных выше 18,0 тыс. человек на конец 2011 года;

недопущение коэффициента напряженности на рынке труда выше 1,0 незанятых на одну вакансию на конец 2011 года;

прохождение опережающего профессионального обучения (стажировки) не менее 1629 работников, находящихся под угрозой увольнения, и работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами;

прохождение опережающего профессионального обучения (стажировки) не менее 50 женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства;

прохождение профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации не менее 357 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

трудоустройство 82 процентов граждан, прошедших опережающее профессиональное обучение (стажировку), профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации;

временное трудоустройство и участие в общественных работах не менее 1003 работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда;

организация стажировки не менее 1200 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

создание не менее 5204 новых рабочих места в сфере малого бизнеса;

оснащение не менее 105 специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, рабочих мест (в том числе надомных) для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

оптимизация численности иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области (квота на 2011 год - 6616 чел.)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 07.12.2011 N 683-П, см. предыдущую редакцию)

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (по согласованию), Правительство области, министерство занятости, труда и миграции области

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В 2009 году экономика области и ситуация на рынке труда находились под влиянием финансового кризиса.

Вместе с тем реализация областной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год" наряду с антикризисными мерами Правительства области позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда и улучшить социально-экономическое положение области.

Результатом осуществления антикризисных мер стало очевидное сглаживание последствий кризиса для экономики области. Объем валового регионального продукта по сравнению с 2008 годом увеличился на 36 млрд. рублей и составил 367,1 млрд. рублей. В декабре 2009 года индекс промышленного производства превысил показатель декабря 2008 года на 15 процентов и составил 115 процентов.

По данным органов Федеральной службы государственной статистики, численность экономически активного населения в декабре 2009 года составила 1372,8 тыс. чел., или 53,4 процента от общей численности населения области. Из них 1282 тыс. чел. - заняты в экономике, а 90,9 тыс. чел. (6,6 процента от численности экономически активного населения) - безработные, соответствующие критериям МОТ.

Численность работников, высвобожденных с предприятий области в 2009 году, составила 69,5 процента от ожидаемого показателя.

На конец 2009 года в режиме неполной занятости работали 26,3 тыс. чел., что на 37,2 процента меньше, чем на начало реализации Программы. По сравнению с началом года объемы неполной занятости снизились на 11,4 процента.

Стабилизировалась ситуация с регистрируемой безработицей. Численность безработных на конец 2009 года составила 26,9 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы - 2 процента от численности экономически активного населения.

В целях сохранения положительных тенденций на рынке труда области в 2010 году была разработана областная целевая программа "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год". Реализация программы наряду с антикризисными мерами Правительства области способствовала созданию благоприятных условий для развития экономики области и улучшению ситуации на рынке труда.

Индекс промышленного производства составил в январе-августе 2010 года 108,4 процента. Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", увеличился на 4,7 процента, объемы услуг транспорта и связи - на 16,5 и 1,5 процента соответственно. Оборот розничной торговли вырос на 5 процентов, объем платных услуг населению - на 8,8 процента. Инвестиции в основной капитал увеличились на 11 процентов и составили по оценке 33,2 млрд. рублей.

Рост объемов производства обусловил увеличение численности занятого населения по сравнению с началом 2010 года на 6 процентов (до 1358,3 тыс. чел.). Положительные изменения в сфере занятости способствовали снижению общей численности безработных, рассчитанных по методологии МОТ, на 8,8 процента (до 82,9 тыс. чел). Уровень общей безработицы в августе 2010 года составил 5,7 процента.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах занятости населения, снизилась по сравнению с началом 2010 года на 22,9 процента и составила на конец сентября 2010 года 20,7 тыс. чел.

Уровень регистрируемой безработицы уменьшился до 1,5 процента от численности экономически активного населения.

С начала 2010 года наметился рост потребности в кадрах. На 1 октября 2010 года банк данных органов службы занятости содержал информацию о 18,1 тыс. вакансий, что в 2,1 раза больше, чем на начало 2010 года. Напряженность на рынке труда снизилась с 3,5 незанятых на одну вакансию (на 01.01.2010) до 1,3 незанятых на одну вакансию (на 01.10.2010).

Общая численность работников, уволенных с предприятий области в январе-сентябре 2010 года по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата, составила 6,9 тыс. чел. (65,4 процента от запланированных к высвобождению), что в 2,2 раза меньше, чем за аналогичный период 2009 года.

На конец сентября 2010 года в режиме неполной занятости работали 9,7 тыс. чел., что на 13,4 тыс. чел., или в 2,7 раза меньше, чем на начало 2010 года и в 2,6 раза меньше, чем на 1.10.2009 (25,5 тыс. чел.). Основную долю предприятий, работающих в режиме неполной занятости, составляли предприятия промышленности - 65,9 процента и сельского хозяйства -15 процента.

Несмотря на положительные тенденции на рынке труда области, проблемы в сфере занятости еще остаются. В 21 районе области уровень безработицы превышает среднеобластной показатель.

В связи с неблагоприятными погодными условиями в январе-сентябре 2010 года на 16,5 процента снизились объемы производства сельскохозяйственной продукции, что усложнило ситуацию с занятостью сельского населения.

До конца года 200 предприятий и организаций области планируют высвобождение 3,9 тыс. чел. Предполагается, что в органы занятости населения обратятся 2,6 тыс. чел.

Основная доля высвобожденных придется на бюджетную сферу (около 50 процентов, или 1,9 тыс. чел.). Из них доля работников учреждений образования составит 34 процента, или 1,3 тыс. чел., учреждений здравоохранения - 9 процентов, или 350 чел. Доля высвобожденных работников с предприятий обрабатывающих производств превысит 9,5 процента, или 363 чел., с предприятий сельского хозяйства - 9,4 процента, или 359 чел.

Несмотря на трехкратное снижение, объемы вынужденной неполной занятости оставались значительными и составили на 1 октября 2010 года 9,7 тыс. чел. Наибольшие объемы неполной занятости отмечались в организациях обрабатывающих производств (65,9 процента), сельского хозяйства (15 процентов). К концу 2010 года объемы неполной занятости могут составить 15-17 тыс. чел.

Кроме того, трудности с трудоустройством испытывают отдельные категории граждан: выпускники, инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

По прогнозам министерства образования области, в 2010 году выпуск из учреждений профессионального образования составит более 28 тыс. чел. (93,1 процента к уровню 2009 года), из них в органы занятости населения обратится 2,3 тыс. выпускников, имеющих риск быть нетрудоустроенными (8 процентов от выпуска). За 9 месяцев 2010 года в органы занятости населения обратилось 2,1 тыс. выпускников.

Данные анализа состава безработных выпускников свидетельствуют, что на рынке труда отмечается существенный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы среди выпускников. Поскольку большинство из них имеют экономические, бухгалтерские и юридические специальности, напряженность на регистрируемом рынке труда в разрезе данных специальностей является одной из самых высоких.

В процессе трудоустройства, в том числе организации специальных программ по содействию занятости выпускников образовательных учреждений, существует проблема нежелания работодателей принимать выпускников на работу. Одной из основных причин этого является отсутствие на предприятиях области системы наставничества, позволяющей эффективно организовать рабочий процесс для молодых специалистов, не имеющих опыта работы по полученной специальности.

За 9 месяцев 2010 года в органы занятости населения обратилось 2,3 тыс. инвалидов, что на 17 процентов меньше, чем за аналогичный период 2009 года. Численность инвалидов, имеющих официальный статус безработного, к концу 2010 года может составить 1,7 тыс. человек, или 7,7 процента от общей численности зарегистрированных безработных граждан.

Вместе с тем даже в условиях экономической стабильности возможности для трудоустройства инвалидов ограничены. Одной из причин отказа работодателей в приеме на работу лиц с ограниченными возможностями является отсутствие достаточного количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также отсутствие у работодателей экономической заинтересованности в использовании их труда.

Оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов требует дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, дополнительного оснащения и обеспечения рабочих мест техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов и сопровождается дополнительными затратами.

По данным мониторинга проблем трудоустройства и профессиональных возможностей лиц с ограниченными возможностями, 29 процентов инвалидов, состоящих на учете в областной службе занятости населения, нуждаются в специальных рабочих местах.

Безработные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, а также женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, также испытывают трудности при новом трудоустройстве или при возвращении на прежнее место работы. Это связано, с одной стороны, с потерей или отсутствием у таких женщин профессиональных навыков, а с другой - с нежеланием работодателей нести дополнительные издержки при их трудоустройстве (более низкая производительность труда, обусловленная потерей ряда профессиональных навыков; значительные потери рабочего времени, связанные с больничными листами и отпусками по уходу за ребенком).

Итоги проведенного в 2010 году министерством занятости, труда и миграции Саратовской области социологического обследования женщин указанной категории, а также итоги социологического исследования потребности в профессиональном обучении женщин, имеющих детей до трехлетнего возраста (безработных, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также не состоящих в трудовых отношениях и не зарегистрированных в качестве безработных), проведенного в 2008 году совместно с Саратовским государственным социально-экономическим университетом, подтвердили актуальность и востребованность скорейшего решения данной проблемы.

Результаты исследования указывают на высокий уровень трудовой мотивации женщин - примерно 80 процентов женщин готовы приступить к трудовой деятельности до исполнения ребенку трехлетнего возраста. Кроме того, 41,6 процента женщин не желают возвращаться на прежнее место работы, предпочитая продолжить трудовую деятельность на новом месте работы.

Значительное число опрошенных женщин (21,8 процента) не имеют стажа работы, а 10 процентов женщин вообще не имеют профессии и не работали до рождения ребенка. Такая ситуация существенно сокращает шансы женщин продолжить трудовую деятельность после рождения ребенка.

Вместе с тем 62 процента опрошенных женщин заявили о желании пройти профессиональное обучение или повысить квалификацию до исполнения ребенку возраста трех лет. Причем 67,4 процента опрошенных женщин однозначно считают, что профессиональное обучение будет способствовать их трудоустройству. Значительная часть женщин в результате прохождения профессионального обучения предполагают изменить свой социально-профессиональный статус рабочего на статус служащего.

Таким образом, результаты исследования подтверждают, что для большинства женщин важно не только восстановление утерянных связей с рынком труда, но и реализация возможностей не прерывать на длительное время трудовые контакты.

Тем не менее 41 процент опрошенных женщин не определились, по какой специальности они хотели бы пройти обучение. Поэтому при организации профессионального обучения женщин, имеющих малолетних детей, возрастает необходимость проведения предварительной работы по их информированию и профессиональному консультированию.

Решение большинства указанных проблем осуществляется в рамках областной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год".

За 9 месяцев реализации программы в 2010 году на общественные и временные работы трудоустроено 21,6 тыс. человек, из них 17,5 (81 процент) - работники, находящиеся под угрозой увольнения.

С целью повышения конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, за январь-сентябрь 2010 года организовано опережающее профессиональное обучение 2591 работника, находящегося под угрозой увольнения. На 01.10 2010 завершили обучение и продолжили работу на своих предприятиях 2108 работников.

На стажировку с целью получения практического опыта работы на 01.10.2010 трудоустроено 972 выпускника с привлечением 470 наставников.

На специально оснащенные рабочие места трудоустроено 32 инвалида.

В 2010 году приоритетным направлением программы стало содействие самозанятости и развитие предпринимательской деятельности безработных граждан. На 01.10.2010 субсидии на открытие собственного дела предоставлены 4451 безработному гражданину. Создано 75 кооперативов, из них 70 - сельскохозяйственного направления (в 2009 году - 31 кооператив).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»