ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 2010 года N 421-П

О долгосрочной областной целевой программе "Доступная среда" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 23 января 2014 года)


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 13.01.2011 N 1-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.03.2011 N 126-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.05.2011 N 246-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.08.2011 N 437-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.09.2011 N 486-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2011 N 599-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 15.11.2011 N 649-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.12.2011 N 720-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 783-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.03.2012 N 127-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.09.2012 N 576-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.04.2013 N 201-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.05.2013 N 237-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.07.2013 N 336-П,
распоряжением Правительства Саратовской области от 24.07.2013 N 173-Пр,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.07.2013 N 373-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.10.2013 N 587-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.12.2013 N 672-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.01.2014 N 23-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Доступная среда" на 2011-2013 годы согласно приложению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и утвердить соответствующие муниципальные целевые программы.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 8 сентября 2010 года N 421-П

     

Долгосрочная областная целевая программа "Доступная среда" на 2011-2013 годы

_______________________________________________________________

В паспорте, по тексту Программы и в приложении к Программе после слов "министерство по развитию спорта,

физической культуры и туризма области" в различных падежах дополнено словами

", министерство по развитию спорта и физической культуры области" в соответствующих падежах  -

постановление Правительства Саратовской области от 07.09.2011 N 486-П.
_______________________________________________________________

Паспорт Программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 23.01.2014 N 23-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование программы

долгосрочная областная целевая программа "Доступная среда" на 2011-2013 годы

Основание для разработки Программы

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);

Стратегия модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области (утверждена постановлением Правительства Саратовской области от 7 июня 2010 года N 218-П);

распоряжение Правительства Саратовской области от 20 августа 2010 года N 274-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Доступная среда" на 2011-2013 годы";


постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы"
;

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 712н "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" в части реализации в 2011-2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 07.09.2011 N 486-П, см. предыдущую редакцию)

Государственный заказчик

министерство социального развития области

Основные разработчики Программы

министерство социального развития области, министерство здравоохранения области, министерство образования области, министерство занятости, труда и миграции области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство по развитию спорта и физической культуры области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство информации и печати области, управление делами Правительства области, комитет общественных связей и национальной политики области,  органы местного самоуправления области (по согласованию)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2011 N 599-П, см. предыдущую редакцию)

Цель, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

Цель Программы - обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, а также формирование условий для устойчивого развития доступной среды.

Задачи Программы:

обеспечение инвалидов приспособленным жильем;

обеспечение доступности транспортных услуг;

развитие всех форм предоставления социальных услуг (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной);

обеспечение доступности образования;

обеспечение доступности занятости;

обеспечение доступности здравоохранения;

обеспечение доступности культуры и искусства;

обеспечение доступности физической культуры и спорта;

обеспечение доступности информации и связи;

государственная поддержка общественных организаций пожилых граждан и инвалидов путем участия в финансировании социально значимых мероприятий, обеспечения участия инвалидов во всероссийских спортивных и художественных мероприятиях.

Важнейшие оценочные показатели:

обеспечение инвалидов приспособленным жильем;

увеличение количества социально значимых объектов, доступных для маломобильных категорий населения;

обеспечение доступности инфраструктуры отдыха;

постановка на маршруты межмуниципального сообщения специализированного автотранспорта, приспособленного для перевозки маломобильных групп населения;

рост охвата инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными мероприятиями;

рост числа пожилых граждан, обслуженных в учреждениях социального обслуживания населения;

ликвидация очередности на размещение в стационарные учреждения социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов;

рост уровня занятости и образования пожилых граждан и инвалидов;

создание и внедрение в эксплуатацию автоматизированной информационной системы "Доступная среда";

рост уровня участия инвалидов и пожилых граждан в культурных мероприятиях и программах

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 15.11.2011 N 649-П, см. предыдущую редакцию)

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2013 годы

Исполнители основных мероприятий

министерство социального развития области, министерство здравоохранения области, министерство образования области, министерство занятости, труда и миграции области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство по развитию спорта и физической культуры области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство информации и печати области, управление делами Правительства области, комитет капитального строительства области, комитет общественных связей и национальной политики области, органы местного самоуправления области (по согласованию)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2011 N 599-П, см. предыдущую редакцию)

Объемы
и источники
обеспечения
Программы

общий объем затрат на реализацию Программы
составляет 1364874,9 тыс. рублей, из них:
в 2011 году - 534972,7 тыс. рублей;
в 2012 году - 786907,2 тыс. рублей;
в 2013 году - 42995,0 тыс. рублей;
в том числе:
федеральный бюджет (прогнозно) - 645486,2 тыс.
рублей, из них:
в 2011 году - 274031,6 тыс. рублей;
в 2012 году - 370774,6 тыс. рублей;
в 2013 году - 680,0 тыс. рублей;
областной бюджет - 604479,1 тыс. рублей,
из них:
в 2011 году - 179960,1 тыс. рублей;
в 2012 году - 382204,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 42315,0 тыс. рублей;
местные бюджеты (прогнозно) - 114909,6 тыс.
рублей, из них:
в 2011 году - 80981,0 тыс. рублей;
в 2012 году - 33928,6 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

дооборудование с учетом нужд инвалидов 426 учреждений социальной сферы различной ведомственной принадлежности, из них:

93 учреждения здравоохранения;

105 учреждений образования;

98 учреждений социальной защиты населения;

71 учреждение культуры;

19 учреждений спортивной направленности;

40 учреждений занятости;

приобретение и постановка низкопольных автобусов, приспособленных для перевозки инвалидов, на межмуниципальные маршруты - 23 единицы, оборудованных электронной информационной системой;


приобретение автотранспорта, приспособленного для перевозки инвалидов, в количестве 20 единиц для учреждений здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обслуживания населения;

обеспечение жильем 454 инвалидов и 143 семей с детьми-инвалидами, вставших на учет до 1 января 2005 года;


увеличение количества транспортных услуг путем развития службы "Социальное такси", находящейся в структуре учреждений и организаций;

строительство жилого корпуса в областном стационарном учреждении социального обслуживания населения на 100 койко-мест;


увеличение охвата инвалидов старше 18 лет реабилитационными мероприятиями с 8 до 12 процентов от общего числа инвалидов;

увеличение охвата детей-инвалидов реабилитационными мероприятиями в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями с 92 до 96 процентов от общего числа детей-инвалидов;

увеличение удельного веса детей с ограниченными возможностями, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, с 23,6 до 30 процентов в общем количестве детей с ограниченными возможностями, состоящих на социальном патронаже;

увеличение количества выездных бригад, созданных на базе центров социального обслуживания населения, с 6 до 11 единиц с увеличением количества обслуженных в 1,6 раза;


увеличение количества трудоустроенных инвалидов, состоящих на учете в службе занятости населения, на 2 процента ежегодно;

создание и внедрение в эксплуатацию автоматизированной информационной системы "Доступная среда";


реализация программы "Социальный патронаж" в 8 учреждениях социального обслуживания населения области

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ"

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1.1. Общие положения


Долгосрочная областная целевая программа "Доступная среда" на 2011-2013 годы (далее - Программа) разработана в соответствии Посланием Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, поручениями Президента Российской Федерации от 15 ноября 2009 года N Пр-3035 и Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2009 года N ВП-П13-6734 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года.

Программа разработана с учетом основных положений Конвенции ООН "О правах инвалидов", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 712н "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" в части реализации в 2011-2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации" Саратовская область является одним из трех пилотных регионов по отработке формирования доступной среды, что дает возможность привлечения дополнительных средств федерального бюджета (прогнозно) на улучшение условий жизни людей с особыми потребностями (часть в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 07.09.2011 N 486-П, см. предыдущую редакцию).

В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" формированием доступной среды должны заниматься федеральные, региональные и местные органы власти. Необходимость первоочередного обеспечения доступности в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена в положениях Конвенции ООН "О правах инвалидов", к которой 24 сентября 2008 года присоединилась Россия. Конвенция дает широкую трактовку понятия доступности "...важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами".

Положительный эффект от устранения барьеров (в первую очередь архитектурных, информационных, а также барьеров в сфере образования, труда и жилищного обеспечения) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности, в том числе детей.

В данном программном документе понятие доступности рассматривается в его широкой трактовке, а в качестве основных показателей для оценки доступности используется достигнутый уровень социальной интеграции, качества жизни и обеспечения прав человека.

1.2. Постановка проблемы


Устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения является одной из наиболее масштабных демографических проблем. По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют в среднем 10 процентов населения России.

В Саратовской области 6 процентов постоянного населения - инвалиды (154,5 тыс. человек, в том числе 6,3 тыс. детей-инвалидов).

Численность инвалидов (тыс. человек)


В 2011 году в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы планируется реализация пилотного проекта по отработке формирования в Саратовской области доступной среды.

Мероприятия пилотного проекта сформированы в рамках обеспечения комплексного подхода, направленного на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов с учетом их особых потребностей и других маломобильных групп населения, исходя из ограничений их жизнедеятельности.

Учитывая то, что основная часть полномочий в сфере доступной среды находится в компетенции муниципальных образований, в пилотный проект в качестве участников вошли (по согласованию) 12 муниципальных образований области (г.Саратов, а также Энгельсский, Балаковский, Балашовский, Вольский, Марксовский, Красноармейский, Калининский, Озинский, Пугачевский, Ртищевский, Саратовский муниципальные районы).

В проекте также участвуют 8 органов исполнительной власти области - министерство здравоохранения области, министерство образования области, министерство социального развития области, министерство культуры области, министерство по развитию спорта и физической культуры области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство информации и печати области (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2011 N 599-П, см. предыдущую редакцию).

Координатором проекта является министерство социального развития области.

На реализацию мероприятий проекта в 2011 году планируется направить 193,0 млн рублей средств областного бюджета, 81,0 млн рублей - средств местных бюджетов (прогнозно).

(части 3-8 дополнительно включены постановлением Правительства Саратовской области от 07.09.2011 N 486-П)

Ежегодно впервые признаются инвалидами порядка 15 тыс. человек, почти 40 процентов из них составляют лица трудоспособного возраста.

Основными причинами, обусловившими возникновение инвалидности, в том числе и первичной, являются болезни органов кровообращения, нервной и костно-мышечной систем, злокачественные новообразования.

Половину общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов.

Показатель полной реабилитации на протяжении ряда лет сохраняется на низком уровне. В 2008 году данный показатель составил 4,9 процента, то есть из 100 инвалидов только у пяти улучшается состояние здоровья и возможность возвращения к трудовой деятельности.

На начало 2010 года в области проживало 5322 семьи с несовершеннолетними детьми-инвалидами (в 2008 году 5365 семей), в них 5452 ребенка-инвалида (в 2008 году - 5467 детей). В 97 семьях - два и более ребенка-инвалида.

С 2005 года число детей-инвалидов сократилось на 873 человека, однако на фоне общего снижения численности детского населения доля детей-инвалидов сохраняется на уровне 1,4 процента.

В 60-80 процентах случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной патологией. В настоящее время имеется тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз.

Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей.

Другая демографическая проблема - устойчивая тенденция увеличения доли лиц пожилого возраста в структуре населения.

Сокращение смертности и увеличение продолжительности жизни усиливают старение населения.

По состоянию на начало 2010 года численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 595,6 тыс. человек, или 22,9 процента от общей численности населения области (на 1 января 2005 года - 22,2 процента).

Численность граждан старше трудоспособного возраста (тыс. человек)


Согласно прогнозу официальной статистики, к 2020 году удельный вес пожилых граждан в общей численности населения области составит уже 27,8 процента.

Динамика старения населения отчетливее выражена в сельской местности, где в настоящее время практически каждый третий житель старше трудоспособного возраста.

Отмечается увеличение продолжительности жизни населения, в 2009 году данный показатель составил 68,12 лет (в 2000 году - 65 лет).

Около 39 процентов от общего числа пожилых граждан - одинокие. С возрастом количество одиноко проживающих пожилых людей растет с 27 процентов в возрасте 55-59 лет до 51 процента в возрасте старше 75 лет.

Указанные категории населения - пожилые и инвалиды, включая детей-инвалидов, объединяет ряд общих проблем.

Ограничения здоровья, как и наступление старости, характеризуются зависимостью от экономически и социально активного населения.

Миграция, урбанизация, тенденция к распаду расширенной семьи и образованию более компактных семей с более изменчивым составом ослабляют традиционные источники их социальной поддержки.

Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов снижается.

Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности.

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда - характерные черты положения значительной части пожилых людей и граждан с ограничениями здоровья.

Низкий уровень и качество жизни у большинства граждан данных категорий сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»