ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2010 года N 419-П

Об областной целевой программе "Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011-2013 годы"

(с изменениями на 31 декабря 2013 года)


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 13.04.2011 N 194-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.05.2011 N 279-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.11.2011 N 625-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 817-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.02.2012 N 93-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.03.2012 N 158-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.06.2012 N 308-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.07.2012 N 377-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.07.2012 N 397-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.09.2012 N 577-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 833-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 13.02.2013 N 59-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.03.2013 N 151-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.03.2013 N 152-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.04.2013 N 222-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 10.06.2013 N 285-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.07.2013 N 345-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 02.09.2013 N 447-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.09.2013 N 498-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 12.11.2013 N 613-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2013 N 736-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 808-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу "Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011-2013 годы" согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов

     

Приложение
к постановлению
Правительства области
от 6 сентября 2010 года N 419-П

     
Областная целевая программа "Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011-2013 годы"


Паспорт Программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 808-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

областная целевая программа "Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011-2013 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Саратовской области от 23 июля 2010 года N 212-Пр "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Информатизация Саратовской области на 2011-2013 годы"

Государственный заказчик Программы

комитет по информатизации области

Основной разработчик Программы

комитет по информатизации области

Цель Программы

повышение качества жизни населения на основе широкого внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти области и органами местного самоуправления, населением и хозяйствующими субъектами области, снижения административных барьеров, оптимизации и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществления перехода на их предоставление в электронном виде

(строка в р едакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П, см. предыдущую редакцию)

Задачи Программы

развитие региональной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение доступности населению современных информационно-коммуникационных услуг;

повышение уровня использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, подготовка образовательных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий;

повышение уровня использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения и социальной защиты населения области;

информатизация законодательной деятельности области;

внедрение информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры, культурного и гуманитарного просвещения;

создание и развитие архитектуры электронного правительства в области для реализации перехода на оказание государственных и муниципальных услуг (реализацию функций) в электронном виде и повышения эффективности функционирования систем государственного управления и местного самоуправления;

информатизация сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);


информатизация деятельности мировых судей в области;

совершенствование контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях;

организация деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее -многофункциональные центры) на территории области;

формирование системы мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг

(строка с учетом дополнений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П, см. предыдущую редакцию)

развитие информатизации бюджетного процесса в области.     

информатизация сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Важнейшие оценочные показатели

повышение эффективности законодательной деятельности, государственного управления и местного самоуправления на территории области, открытости и гласности принятия решений, а также эффективности предоставления государственных услуг;

ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти области, комплексное информационное обеспечение Губернатора области и Правительства области;

снижение информационного неравенства по возможности доступа граждан к информации на территории области;

внедрение информационных систем управления деятельностью в образовательных и медицинских учреждениях области, внедрение современных технологий в образовательный процесс;

создание необходимых условий для осуществления перевода музейных и библиотечных фондов в электронный вид, увеличение доли фондов, переведенных в электронную форму;

внедрение в органах исполнительной власти области юридически значимого электронного документооборота, в том числе в сфере закупок для государственных нужд области;

обеспечение публикации в сети Интернет судебных решений мировых судей в области;

повышение удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг;

создание системы контроля качества предоставления государственных и муниципальных услуг

(строка с учетом дополнений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П, см. предыдущую редакцию)

обеспечение перехода на трехлетнее планирование областного бюджета;

обеспечение возможности подписания государственными заказчиками области государственных контрактов на трехлетний период.

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2013 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство образования области;

министерство здравоохранения области;

министерство социального развития области;

министерство культуры области;

министерство информации и печати области (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);;

министерство экономического развития и торговли области;

министерство экономического развития и инвестиционной политики области


министерство сельского хозяйства области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);


министерство занятости, труда и миграции области

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);


министерство лесного хозяйства области

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);


министерство транспорта и дорожного хозяйства области;

комитет транспорта области;


министерство промышленности и энергетики области

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);

министерство финансов области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области;

комитет по информатизации области;

комитет по обеспечению деятельности мировых судей области;

управление делами Правительства области;

управление кадровой политики и государственной службы Правительства области

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);


управление по делам ЗАГС Правительства области

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);


управление ветеринарии Правительства области

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);


управление специальных программ Правительства области

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);


Саратовская областная Дума (по согласованию);

органы местного самоуправления области (по согласованию);

иные органы исполнительной власти области;

администрация Балаковского муниципального района области (по согласованию)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 19.06.2012 N 308-П, см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники обеспечения Программы

общий объем финансового обеспечения Программы составляет 395440,7 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета (прогнозно) - 402123,4 тыс. рублей (21,4 процента от общего объема финансового обеспечения), из них: в 2011 году - 30000,0 тыс. рублей, в 2012 году - 27000,0 тыс. рублей; в 2013 году - 27000,0 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 335940,7 тыс. рублей (85,0процента от общего объема финансового обеспечения), из них: в 2011 году - 313763,4 тыс. рублей, в 2012 году - 143873,7 тыс. рублей, в 2013 году - 28860,0 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников (прогнозно) - 2500,0 тыс. рублей (0,6 процента от общего объема финансового обеспечения), из них: в 2011 году - 2500,0 тыс. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 19.06.2012 N 308-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

увеличение доли органов исполнительной власти области, подключенных к мультисервисной сети, с 60 до 100 процентов;

повышение уровня отказоустойчивости центра обработки данных Правительства области с 50 до 80 процентов;

уменьшение количества учащихся на один персональный компьютер, используемый в учебных целях:

в учреждениях общего образования области с 17 до 16 человек;

в учреждениях начального и среднего профессионального образования области с 16,3 до 13 человек;

увеличение количества учебных площадок, созданных в общеобразовательных учреждениях области для повышения компьютерной грамотности населения, с 0 до 300 единиц;

увеличение доли учреждений области, имеющих компьютерные классы в составе не менее 7 персональных компьютеров, работающих в единой локально-вычислительной сети с широкополосным доступом в Интернет:

общеобразовательных учреждений области с 64 до 72 процентов;

учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования области с 67 до 74 процентов;

увеличение доли общеобразовательных учреждений области, использующих разработанный пакет свободного программного обеспечения не менее чем на 50 процентов имеющихся персональных компьютеров, с 30 до 50 процентов;

увеличение доли муниципальных образований области, имеющих методические муниципальные центры информационных технологий, с 26 до 100 процентов;

увеличение доли образовательных учреждений области, в которых используются информационные системы управления деятельностью:

общеобразовательных учреждений с 97 до 100 процентов;

учреждений начального профессионального и среднего профессионалы ого образования области с 0 до 79 процентов;

увеличение доли образовательных учреждений области, использующих в учебно-образовательном процессе электронные образовательные ресурсы:

общеобразовательных учреждений области с 80 до 90 процентов;

учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования области с 70 до 90 процентов;

увеличение доли образовательных учреждений области, использующих методы дистанционного обучения, с 0,7 до 10 процентов;

увеличение доли образовательных учреждений области, имеющих сайты в сети Интернет:

общеобразовательных учреждений области с 95,6 до 100 процентов;

учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования области с 50 до 100 процентов;

увеличение доли образовательных учреждений области, предоставляющих родителям возможность получать информацию о текущей успеваемости обучающихся в электронной форме, с 5 до 60 процентов;

увеличение доли детей-инвалидов, нуждающихся в обучении по общеобразовательным программам на дому, для которых организовано дистанционное обучение, с 26 до 51 процента;

уменьшение количества медицинских работников на один современный персональный компьютер в среднем по области с 9 до 8 человек;

увеличение доли медицинских учреждений области, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, в среднем по области с 34,9 до 41 процентов;

увеличение доли медицинских учреждений области, в которых используются информационные системы управления финансово-хозяйственной деятельностью, в среднем по области с 59,9 до 66 процентов;

увеличение доли библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек области с 1,9 до 3,4 процента;

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 25.09.2012 N 577-П, см. предыдущую редакцию).


увеличение доли записей в каталогах общедоступных библиотек области, переведенных в электронную форму и интегрированных в Сводный каталог библиотек России, с 14,5 до 25 процентов;

увеличение количества цифровых изображений музейных предметов от общего объема музейных фондов области с 11,5 до 15 тыс. штук;

увеличение доли рабочих мест сотрудников органов исполнительной власти области, обеспеченных широкополосным доступом к сети Интернет, с 75 до 100 процентов;

увеличение доли органов исполнительной власти области, использующих единую систему электронного документооборота, с 15 до 60 процентов;

увеличение доли внутренних документов органов исполнительной власти области в электронном виде с 0 до 50 процентов;

увеличение доли входящих и исходящих документов органов исполнительной власти области в электронном виде с 0 до 50 процентов;

увеличение количества информационных систем, интегрированных в областную систему межведомственного электронного взаимодействия, с 0 до 6 единиц;

увеличение количества государственных и муниципальных услуг, переведенных в электронный вид, не ниже III этапа согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р с 0 до 58 единиц;(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);

увеличение доли областных бюджетных учреждений в сфере ветеринарии, управление которыми осуществляется с использованием информационно-аналитической системы мониторинга деятельности сети областных бюджетных учреждений в сфере ветеринарии, с 0 до 25 процентов;(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);

увеличение доли многоквартирных домов, внесенных в информационно-аналитическую систему мониторинга жилищного фонда области, с 0 до 60 процентов;(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);

увеличение доли социальных программ по предоставлению жилья или социальных выплат, учет участников которых ведется в базе данных "Жилищная политика", с 0 до 10 процентов.

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 19.06.2012 N 308-П, см. предыдущую редакцию)

обеспечение перехода на трехлетнее планирование областного бюджета;

обеспечение возможности подписания государственными заказчиками области государственных контрактов на трехлетний период

Система организации контроля за исполнением Программы

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Настоящая Программа разработана с целью реализации основных положений Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212.

Исследования Института развития информационного общества показали, что существенным условием успешного использования информационно-коммуникационных технологий для развития субъектов Российской Федерации и решения на этой основе социально-экономических задач является наличие в регионе комплексной программы информатизации.

Необходимость формирования и реализации областной целевой программы развития и использования информационно-коммуникационных технологий (информатизации) также обусловлена тем, что процесс перехода к информационному обществу - это сложная комплексная задача, охватывающая многие сферы человеческой деятельности и затрагивающая интересы всех слоев общества. Решение такого рода задач требует длительного времени, целевого выделения ресурсов и эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Таким образом, практическая реализация принципов государственной политики в сфере информатизации Саратовской области должна осуществляться на основе системного подхода к созданию региональных информационных систем и программно-целевых методов управления процессами развития информатизации в регионе.

Как показали в конце 2009 года итоги международной конференции "Региональная информатизация. Стратегические приоритеты", в Саратовской области реализуются либо находятся на этапе предпроектного обследования все ключевые проекты в сфере региональной информатизации. Область является пилотным регионом по внедрению ряда типовых информационных систем. Уровень развития информационно-коммуникационных технологий в целом соответствует уровню социально-экономического развития области.

В результате реализации областной целевой программы "Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы" на территории области заложен фундамент формирования развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и реализованы следующие крупные проекты в сфере информатизации:

- завершен первый этап создания областной системы межведомственного электронного взаимодействия;

- сдана в опытную эксплуатацию автоматизированная информационная система управления кадрами, обеспечивающая автоматизацию и повышение эффективности деятельности кадровых подразделений органов исполнительной власти Саратовской области и управления кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской области;

- на базе типового программного обеспечения запущен в промышленную эксплуатацию реестр и портал государственных услуг Саратовской области, обеспечивающие представление информации о государственных услугах Саратовской области в сети Интернет;

- созданы три центра обработки данных: Правительства области, министерства здравоохранения области и министерства социального развития области;

- в министерстве экономического развития и торговли области внедрена автоматизированная информационно-аналитическая система "Прогнозирование социально-экономического развития региона на основании единой базы данных показателей и индикаторов", обеспечивающая построение прогнозов социально-экономического развития области;

- осуществлено развитие единой системы электронного документооборота и делопроизводства Правительства области;

- обеспечена лицензионная чистота программного обеспечения, используемого Правительством области.

В 2007 году указанная программа была отнесена Институтом развития информационного общества к семи лучшим региональным программам в сфере информатизации. В частности, Институтом отмечен архитектурный подход в построении электронного правительства, декларируемый программой, что является важной предпосылкой эффективной реализации подобных программ.

Однако в связи с недостаточностью финансовых средств финансовое обеспечение программы в 2009-2010 году было сокращено более чем на 60 процентов относительно первоначально запланированных объемов, в том числе финансирование программных мероприятий в 2010 году сокращено более чем на 75 процентов (в 4 раза). Следствием этого стало более чем двукратное сокращение перечня программных мероприятий и целевых показателей программы и недостаточно высокие итоговые значения целевых показателей реализации программы.

Комплексный анализ состояния информатизации органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области позволил выявить недостатки, снижающие эффективность развития и применения информационных технологий, как следствие, снижающие эффективность работы органов власти, замедляющие темпы социально-экономического развития и создающие серьезные препятствия для повышения качества жизни населения Саратовской области:

- отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между существующими информационными ресурсами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления. Дублирование и противоречивость сведений об одном и том же объекте в различных информационных ресурсах;

- не соответствующая современному мировому уровню степень использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке и медицинском обслуживании населения области;

- отсутствие в учреждениях культуры области необходимых условий для осуществления перевода музейных и библиотечных фондов в электронный вид и работы с электронными фондами;

- отсутствие ведомственных систем обеспечения деятельности в органах исполнительной власти области;

- необходимость обновления парка компьютерной техники и оргтехники, серверного и коммуникационного оборудования в ряде органов исполнительной власти области и подведомственных им учреждениях для обеспечения технической возможности внедрения информационных систем масштаба области;

- недостаточное количество рабочих мест систем электронного документооборота, отсутствие у 25 процентов сотрудников органов исполнительной власти области широкополосного доступа в сеть Интернет.

(часть исключена постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П, см. предыдущую редакцию).

Комплексный анализ состояния процедур предоставления государственных и муниципальных услуг позволил выявить ряд вызовов и угроз, препятствующих успешному формированию эффективного электронного правительства:

формальное участие представителей бизнеса и гражданского сообщества в разработке и экспертизе административных регламентов, излишняя бюрократизированность процедур изменения документов, затрудняющая их размещение и поддержание в актуальном виде в государственных информационных системах "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

недостаточная информированность и оформленность процедур взаимодействия власти, бизнеса и отдельных граждан в части осуществления контроля и надзора, предоставления необходимых и обязательных услуг, в том числе на платной основе учреждениями и негосударственными организациями, создающая, с одной стороны, основу для злоупотреблений и необоснованных поборов, с другой, резко снижающая оценку качества деятельности всех уровней власти;

отсутствие эффективных механизмов мониторинга и обратной связи, позволяющих оперативно выявлять и устранять наиболее проблемные места во взаимодействии органов власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан (в том числе инструментов независимой оценки);

неразвитость альтернативных вариантов (схем) предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивающих возможность недистанционного доступа к государственным и муниципальным услугам с минимальным участием заявителя и максимально комфортными условиями.

В результате реализации настоящей Программы органам исполнительной власти области предстоит создать новую форму организации деятельности, обеспечивающую за счет широкого применения информационных и коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг, информации о результатах деятельности государственных органов. Первостепенной задачей Программы является повышение эффективности системы государственного управления за счет использования передовых информационных и телекоммуникационных технологий.

Программой ставятся несколько модернизационных задач в сфере реализации административной реформы, ориентированных, в первую очередь, на смешение акцентов Программы на интересы конечных потребителей.

(части 10-12 дополнительно включены постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П)

2. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
(пункт с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 11.07.2012 N 397-П, см. предыдущую редакцию).


Целью настоящей Программы является повышение качества жизни населения на основе широкого внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти области и органами местного самоуправления, населением и хозяйствующими субъектами области, снижения административных барьеров, оптимизации и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществления перехода на их предоставление в электронном виде (часть в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П, см. предыдущую редакцию).

Для обеспечения комплексности и системности мероприятий, направленных на развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Саратовской области, необходимо решение следующих задач:

- развитие региональной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение доступности населению современных информационно-коммуникационных услуг;

- повышение уровня использования информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, подготовка образовательных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий;

- повышение уровня использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения и социальной защиты населения области;

- информатизация законодательной деятельности области;

- внедрение информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры, культурного и гуманитарного просвещения;

- создание и развитие архитектуры электронного правительства в области для реализации перехода на оказание государственных и муниципальных услуг (реализацию функций) в электронном виде и повышения эффективности функционирования систем государственного управления и местного самоуправления;

- информатизация сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 829-П, см. предыдущую редакцию);

- информатизация деятельности мировых судей в области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»