ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2010 года N 418-П

О долгосрочной областной целевой программе "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011- 2013 годы

(с изменениями на 27 декабря 2013 года)


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 18.03.2011 N 134-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.05.2011 N 266-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.06.2011 N 325-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.08.2011 N 408-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.09.2011 N 484-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.10.2011 N 579-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.11.2011 N 659-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 784-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.07.2012 N 447-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.04.2013 N 202-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.07.2013 N 323-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.09.2013 N 449-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.11.2013 N 600-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.12.2013 N 751-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011- 2013 годы согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов

     

Приложение
к постановлению
 Правительства области
от 6 сентября 2010 года N 418-П

     
Долгосрочная областная целевая программа "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011- 2013 годы


Паспорт Программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 27.12.2013 N 751-П, см. предыдущую редакцию).

наименование Программы

Долгосрочная областная целевая программа "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011- 2013 годы (далее - Программа)

Основание
для разработки Программы


распоряжение Правительства Саратовской области от 20 августа 2010 года N 275-Пр "о разработке проекта областной целевой программы "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовской области" на 2011- 2013 годы

Государственный заказчик Программы

министерство социального развития области

Основные разработчики Программы

министерство социального развития области, министерство образования области

Цель и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

цель Программы - профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних. Задачи Программы:

обеспечение эффективной реабилитации и социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем раннего выявления семейного неблагополучия;

организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей.

Оценочные показатели:

количество семей, находящихся в социально опасном положении; количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; уровень безнадзорности, детской преступности; распространенность зависимых состояний

Сроки и этапы реализации Программы

2011- 2013 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство социального развития области, министерство образования области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство по развитию спорта и физической культуры области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, министерство культуры области, министерство здравоохранения области

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 07.09.2011 N 484-П, см. предыдущую редакцию)

Перечень подпрограмм

"Дети и семья", "Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей"

Объемы и источники обеспечения Программы

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 458365,2 тыс. рублей, из них:

в 2011 году - 77881,8 тыс. рублей;

в 2012 году - 292686,2 тыс. рублей;

в 2013 году - 116415,9 тыс. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 04.07.2013 N 323-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате реализации Программы планируется рост:

с 75 до 100 процентов доли учреждений социального обслуживания семьи и детей, разработавших и обеспечивших внедрение инновационных технологий социальной работы;

с 30,8 до 31 процента удельного веса семей с детьми, получивших государственные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;

с 87 до 92 процентов доли выпускников государственных учреждений, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, от общего числа выпускников государственных воспитательных учреждений;

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 784-П, см. предыдущую редакцию).


с 76 до 78 процентов удельного веса несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию, возвращенных в семью либо переданных под опеку;

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 784-П, см. предыдущую редакцию).

Система организации
контроля за исполнением
Программы


на 4 процента числа несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в условиях семейных воспитательных групп;

на 20 процентов количества семей, достойно воспитывающих своих и приемных детей, ставших призерами и участниками областных мероприятий;

на 4 процента доли охвата семей с детьми информационно-пропагандистскими мероприятиями;

на 6 процентов числа клиентов учреждений социального обслуживания семьи и детей, принявших участие в профилактических мероприятиях по ненасильственным формам общения;

на 6 процентов доли специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших квалификацию.

В результате реализации Программы планируется снижение:

с 0,9 до 0,7 процента доли семей, находящихся в социально опасном положении;

с 1,01 до 0,8 процента удельного веса безнадзорных детей от общего числа детского населения;

с 7,5 до 6,5 процента доли несовершеннолетних, повторно поступивших в учреждения социального обслуживания семьи и детей;

с 82 процентов до 80 процентов доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Охват всеми формами отдыха и оздоровления не менее 38 тысяч детей, 100 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников интернатных учреждений

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 24.05.2011 N 266-П, см. предыдущую редакцию)

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В текущем году завершается реализация областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы, утвержденной Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 152-ЗСО (далее - программа "Дети Саратовской области"). Настоящая Программа является продолжением направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" подпрограммы "Дети и семья" и подпрограммы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" программы "Дети Саратовской области".

Цель программы "Дети Саратовской области" - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не потеряла своей актуальности. Социальная значимость проблем профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних, а также организации отдыха и оздоровления детей говорит о необходимости их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.

Реализация направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" программы "Дети Саратовской области" во многом позволила снизить остроту проблемы детской безнадзорности.

В результате реализации системы мероприятий подпрограммы "Дети и семья" программы "Дети Саратовской области" в 2007-2009 годах задача по снижению удельного веса безнадзорных детей к общему числу детского населения не только решена, но и получены сверх ожидаемые результаты:

- удельный показатель безнадзорности снизился на 0,57 процента (против запланированных 0,3 процента);

- с 30 процентов до 47,9 процента вырос удельный вес безнадзорных детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;

- на 3 процента выросло число детей, прошедших реабилитацию в условиях семейных воспитательных групп;

- с 2006 года вдвое снижено количество детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

- в 3,5 раза снижено количество несовершеннолетних, систематически пропускающих занятия в образовательных учреждениях области без уважительных причин;

- сняты с учета в службах системы профилактики в связи с улучшением жизненной ситуации: в 2007 году - 985 семей, в 2008 году - 827 семей.

Реализация мероприятий подпрограммы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" программы "Дети Саратовской области" позволила:

- организовать отдых и оздоровление ежегодно более 15 тысяч детей в возрасте от 7 до 15 лет, нуждающихся в особой заботе государства;

- охватить различными досуговыми мероприятиями свыше 100 тысяч человек.

Вместе с тем, продолжают оставаться актуальными следующие проблемы.

Мероприятиями по укреплению материально-технической базы учреждений социальной помощи семье и детям в 2007 году в рамках программы "Дети Саратовской области" охвачены 24 учреждения социальной помощи семье и детям, в том числе: 7 из 11 специализированных учреждений для несовершеннолетних, 12 из 16 центров социальной помощи семье и детям "Семья", в которых состояли на социальном патронаже 81,3 процента семей (6523 семьи) и 80,5 процента детей (10672 человека).

В соответствии с системой мероприятий подпрограммы "Дети и семья" программы "Дети Саратовской области" в 2009 году также планировалось существенное оснащение этих учреждений необходимым медицинским, бытовым и спортивным оборудованием, оборудованием для профессиональной подготовки и трудовой реабилитации с целью создания необходимых условий для работы с детьми и подростками. Однако в связи с существенным снижением объемов финансирования программы "Дети Саратовской области" желаемые результаты достигнуты не в полном объеме. По той же причине не в полной мере сегодня отвечают современным требованиям и нормативно-правовое, информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

За три года реализации мероприятий направления "Дети-сироты" программы "Дети Саратовской области" реабилитацию в условиях семейных воспитательных групп прошли 397 детей, оставшихся без попечения родителей. Данное мероприятие вошло в подпрограмму "Дети и семья" настоящей Программы и предполагаетсоциальную реабилитацию в семейных условиях дополнительно не менее 50 несовершеннолетних. В рамках мероприятий, направленных на развитие форм реабилитации этой группы детей, в 2007 годах были оснащены мебелью и оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом 5 служб специализированных учреждений министерства социального развития области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; приобретено компьютерное оборудование в семейные воспитательные группы ГУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Забота" г.Балаково". В 2009 году ассигнований на реализацию данного мероприятия не выделялось (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 24.05.2011 N 266-П, см. предыдущую редакцию).

Известно, что дети-сироты представляют собой основную группу граждан по социальному риску, так как адаптированность их к взрослой, самостоятельной жизни крайне низка. В рамках подпрограммы "Дети-сироты" программы "Дети Саратовской области" в 2007-2009 годах шло создание служб психолого-педагогического сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов (оснащение данных учреждений оборудованием для комнат психологической разгрузки).

По итогам трех лет в рамках данного мероприятия в 2007-2010 годах освоено 700 тыс. рублей из запланированных 1,2 млн. рублей. Поэтому в рамках подпрограммы "Дети и семья" настоящей Программы предлагается продолжить постинтернатное социально-правовое и психолого-педагогическое сопровождение 150 выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках пилотного проекта "Журавушка" на базе ГУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Возвращение" г.Саратова (часть  признана утратившей силу постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 784-П, см. предыдущую редакцию).


Потребность в оздоровлении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, различными формами отдыха и оздоровления в рамках программы "Дети Саратовской области" удовлетворена на 37 процентов; материально-техническая база ряда оздоровительных учреждений имеет высокую степень износа и не всегда соответствует установленным стандартам. За три года реализации мероприятий программы "Дети Саратовской области" по укреплению материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей освоено 24 620,2 тыс. рублей из 60 630,0 тыс. рублей, первоначально утвержденных в программе, или 1/3.

(часть  признана утратившей силу постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 784-П, см. предыдущую редакцию).


Накопленный опыт программно-целевого метода осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации программных мероприятий, наличие нерешенных в рамках программы "Дети Саратовской области" проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках настоящей Программы.

Наиболее вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей в Саратовской области могут стать:

- несистемное решение задач по улучшению положения детей, стоящих перед органами исполнительной власти области;

- нерациональное использование бюджетных ресурсов при решении приоритетных задач улучшения положения детей, выделяемых в перспективных программах социально-экономического развития России;

- ухудшение условий социализации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних;

- увеличение доли детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях интернатного типа;

- снижение воспитательного потенциала семей, воспитывающих несовершеннолетних, распространение социального сиротства, социального неблагополучия среди семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся усилий по улучшению положения детей и повлекут увеличение расходов для повышения уровня охраны здоровья, образования детей, функционирования региональной системы социального обслуживания семьи и детей.

2. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации


Цель Программы - профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних. Задачи Программы:

- обеспечение эффективной реабилитации и социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем раннего выявления семейного неблагополучия;

- организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей.

Достижение поставленной цели будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.

3. Система (перечень) программных мероприятий


Программа содержит комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на улучшение положения детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе посредством организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей.

Перечень программных мероприятий сформирован в соответствии с приоритетными направлениями долгосрочной политики социальной поддержки населения, определенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция), а также приоритетными задачами, определенными Президентом российской Федерации Медведевым Д.А. на совещании по организации летнего отдыха детей и подростков 8 июня 2010 года.

4. Ресурсное обеспечение Программы
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 27.12.2013 N 751-П, см. предыдущую редакцию).

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 292686,2 тыс. рублей, из них:

- в 2011 году - 6258,2 тыс. рублей;

- в 2012 году - 99713,3 тыс. рублей;

- в 2013 году - 116415,9 тыс. рублей.

5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 27.12.2013 N 751-П, см. предыдущую редакцию).


Контроль за исполнением Программы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "о порядке реализации долгосрочных областных целевых программ".

6. Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей Программы и ее результативность

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»