• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2010 года N 216-П


О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 15 декабря 2009 года N 622-П


     
     На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области
     
     ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     
     1. Внести в постановление Правительства Саратовской области от 15 декабря 2009 года N 622-П "О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" следующие изменения:
     
     - в приложении:
     
     - в паспорте Программы:
     
     - позицию "Объемы и источники исполнения Программы" изложить в новой редакции:
     
     "общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет (прогнозно) 708658,5 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета (прогнозно) - 673225,6 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 35432,9 тыс. рублей";
     
     - в позиции "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы":
     
     - абзац первый изложить в новой редакции:
     
     "недопущение роста уровня регистрируемой безработицы выше 1,9 процента на конец 2010 года;";
     
     - абзац второй изложить в новой редакции:
     
     "недопущение роста численности официально зарегистрированных безработных выше 26,0 тыс. человек на конец 2010 года;";
     
     - абзац шестой изложить в новой редакции:
     
     "временное трудоустройство и участие в общественных работах не менее 17650 работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу";
     
     - абзац восьмой изложить в новой редакции:
     
     "создание не менее 6000 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;";
     
     - раздел 1 "Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами" изложить в новой редакции согласно приложению N 1;
     
     - в разделе 2 "Цель и задачи Программы, сроки и этапы реализации Программы":
     
     - в части четвертой цифры "2,1" заменить цифрами "1,9", цифры "27,2" заменить цифрами "26,0";
     
     - в разделе 3 "Системы дополнительных мероприятий Программы":
     
     - часть пятую подраздела 3.1 изложить в новой редакции:
     
     "В 2010 году будет организовано не менее 17650 временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.";
     
     - в подразделе 3.4:
     
     - часть первую изложить в новой редакции:
     
     "Дополнительное мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан предполагает стимулирование создания дополнительных рабочих мест безработными гражданами, открывшими собственное дело в рамках областных целевых программ "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год" и "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год", для трудоустройства безработных граждан.";
     
     - часть вторую изложить в новой редакции:
     
     "Расширяя сферы трудовой деятельности населения, органы службы занятости населения оказывают содействие самозанятости безработным гражданам по открытию собственного дела, предоставляя субсидию на возмещение затрат безработных граждан, связанных с реализацией дополнительного мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (далее - субсидия).";
     
     - в части третьей цифры "4500" заменить цифрами "5000";
     
     - в части шестой цифры "3000" заменить цифрами "4000", цифры "1500" заменить цифрами "2000";
     
     - в части седьмой цифры "30" заменить цифрами "50";
     
     - часть восьмую изложить в новой редакции:
     
     "В целях развития самозанятости безработным гражданам предоставляется субсидия в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.";
     
     - часть девятую изложить в новой редакции:
     
     "Реализация данного мероприятия позволит предоставить субсидию на организацию собственного дела 4000 безработным гражданам и на создание 2000 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.";
     
     - в разделе 4 "Ресурсное обеспечение Программы":
     
     - часть третью изложить в новой редакции:
     
     "Прогнозный объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, в целом составит 708658,5 тыс. рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета (прогнозно) - 673225,6 тыс. рублей (95,0 процентов), областного бюджета - 35432,9 тыс. рублей (5,0 процентов).";
     
     - таблицу "Прогнозные объемы финансового обеспечения исполнения мероприятий Программы по различным источникам" изложить в новой редакции:
     

"Прогнозные объемы финансового обеспечения исполнения мероприятий Программы по различным источникам

(тыс. рублей)

Распределение объемов финансового обеспечения исполнения мероприятий Программы по различным источникам

Всего на 2010 год

Всего (прогнозно):
в том числе из:

708658,5

федерального бюджета (прогнозно)

673225,6

областного бюджета

35432,9";


     - в разделе 6 "Оценка эффективности реализации Программы":
     
     - в части второй:
     
     - абзац второй изложить в новой редакции:
     
     "недопущение роста уровня регистрируемой безработицы выше 1,9 процента на конец 2010 года;";
     
     - абзац третий изложить в новой редакции:
     
     "недопущение роста численности официально зарегистрированных безработных выше 26,0 тыс. человек на конец 2010 года;";
     
     - абзац седьмой изложить в новой редакции:
     
     "трудоустроить не менее 17650 работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, в рамках временного трудоустройства и участия в общественных работах;";
     
     - абзац десятый изложить в новой редакции:
     
     "осуществить возмещение затрат безработных граждан, связанных с реализацией дополнительного мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан (4000 безработных граждан) и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (2000 дополнительных рабочих мест).";
     
     - приложение N 1 к областной целевой программе "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" изложить в новой редакции согласно приложению N 2;
     
     - в приложении N 2 к областной целевой программе "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год":
     
     - в пункте 2:
     
     - в подпункте 2.4:
     
     - графу "Ожидаемые результаты" изложить в новой редакции:
     
     "банк временных рабочих мест в количестве не менее 17650 единиц";
     
     - в подпункте 2.6:
     
     - графу "Наименование мероприятия" изложить в новой редакции:
     
     "Дополнительное мероприятие по организации общественных работ, временного трудоустройства:
     
     5500 рабочих мест
     
     4500 рабочих мест
     
     4825 рабочих мест
     
     2825 рабочих мест";
     
     - графу "Ожидаемые результаты" изложить в новой редакции:
     
     "трудоустройство на временные рабочие места:
     
     5500 человек
     
     4500 человек
     
     4825 человек
     
     2825 человек";
     
     - в пункте 5:
     
     - в подпункте 5.1 графу "Ожидаемые результаты" изложить в новой редакции:
     
     "разработка нормативной правовой базы (положение о реализации дополнительного мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, типовые формы бизнес-планов и договоров о предоставлении субсидии безработному гражданину, положение о предоставлении субсидий на возмещение затрат безработных граждан, связанных с реализацией дополнительного мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан)";
     
     - в подпункте 5.6 графу "Ожидаемые результаты" изложить в новой редакции:
     
     "расширение услуг, предоставляемых службой занятости для безработных граждан, решивших стать предпринимателями, 4000 человек";
     
     - в подпункте 5.7 графу "Наименование мероприятия" изложить в новой редакции:
     
     "Предоставление субсидий безработным гражданам на возмещение затрат, связанных с реализацией дополнительного мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан, в том числе проживающим на селе:
     
     500 человек
     
     1000 человек
     
     1200 человек
     
     1300 человек.";
     
     - в подпункте 5.8:
     
     - графу "Наименование мероприятия" изложить в новой редакции:
     
     "Создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан:
     
     200 человек
     
     400 человек
     
     600 человек
     
     800 человек.";
     
     - графу "Ожидаемые результаты" изложить в новой редакции:
     
     "создание 2000 дополнительных рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса";
     
     - в подпункте 5.9 графу "Ожидаемые результаты" изложить в новой редакции:
     
     "создание 50 сельскохозяйственных кооперативов";
     
     - приложение N 3 к областной целевой программе "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" изложить в новой редакции согласно приложению N 3;
     
     - приложение N 4.1 к областной целевой программе "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" изложить в новой редакции согласно приложению N 4;
     
     - приложение N 4.2 к областной целевой программе "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" изложить в новой редакции согласно приложению N 5;
     
     - приложение N 4.3 к областной целевой программе "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" изложить в новой редакции согласно приложению N 6;
     
     - приложение N 4.4 к областной целевой программе "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" изложить в новой редакции согласно приложению N 7;
     
     - приложение N 4.5 к областной целевой программе "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" изложить в новой редакции согласно приложению N 8;
     
     - приложение N 5.1 к областной целевой программе "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" изложить в новой редакции согласно приложению N 9;
     
     - приложение N 5.4 к областной целевой программе "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" изложить в новой редакции согласно приложению N 10;
     
     - приложение N 5.6 к областной целевой программе "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" изложить в новой редакции согласно приложению N11;
     
     - приложение N 6 к областной целевой программе "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" изложить в новой редакции согласно приложению N 12.
     
     2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
     
     

Губернатор области
П.Л.Ипатов


Приложение N 1
к постановлению
Правительства области
 от 4 июня 2010 года N 216-П


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


     До 2009 года рынок труда Саратовской области находился под влиянием позитивной динамики большинства социально-экономических показателей.
     
     Валовой региональный продукт области в 2008 году составил 331,4 млрд. рублей, его среднегодовой прирост за четыре года составил почти 7 процентов. Динамично развивалось промышленное производство. Индекс промышленного производства достиг уровня 110,8 процента. Сельское хозяйство области вследствие увеличения производства продукции животноводства, а также высокого урожая зерна по итогам 2008 года составило 107,9 процента. Превышены целевые ориентиры по объему услуг связи и обороту розничной торговли. Значительные позитивные изменения отмечены и в транспортной системе области. Коммерческий грузооборот предприятий транспортного комплекса вырос в 1,3 раза по сравнению с уровнем 2005 года. В 2,2 раза возросла среднемесячная заработная плата и составила 12 тыс. рублей.
     
     Несмотря на начавшийся в октябре 2008 года финансовый кризис, положительная динамика основных социально-экономических показателей обусловила увеличение среднегодовой численности занятых в экономике области с 1197,5 тыс. чел. (в 2007 году) до 1202,5 тыс. чел. (в 2008 году). Общая численность безработных (рассчитанной по методологии МОТ) за этот же период снизилась с 107,5 тыс. чел. до 104 тыс. чел., уровень общей безработицы - с 8 процентов до 7,9 процента соответственно.
     
     На регистрируемом рынке труда тенденция снижения безработицы сохранялась в течение десяти месяцев 2008 года. Однако с начала ноября 2008 года (когда безработица была минимальной) численность граждан, имеющих официальный статус безработного, увеличилась на 16,1 процента и составила на конец 2008 года 18033 человека. Уровень регистрируемой безработицы возрос с 1,2 процента (на 1 ноября 2008 года) до 1,4 процента (на 1 января 2009 года), по Российской Федерации - с 1,7 процента до 2 процентов. Наиболее проблемными с точки зрения официальной безработицы на конец 2008 года являлись Ровенский (3,3 процента), Советский (2,7 процента) и Федоровский (2,5 процента) муниципальные районы.
     
     Наряду с этим, на рынке труда области в 2008 году отмечалось снижение спроса на рабочую силу. Если на начало 2008 года банк данных органов службы занятости содержал информацию о 19,2 тыс. вакансий, то к концу года их количество снизилось до 11,1 тыс. Причем основное снижение потребности (на 6,5 тыс. единиц) происходило в ноябре-декабре 2008 года, когда многие предприятия приостановили прием кадров и отозвали вакансии, заявленные ранее. Напряженность на рынке труда выросла и составила 1,8 незанятых на одну вакансию (на начало 2008 года - 1,1).
     

Для районов с большой долей сельского населения было характерно значительное отставание спроса от предложения. Так, на конец 2008 года в Новоузенском муниципальном районе на одну вакансию претендовали 66 человек, в Краснопартизанском - 58 человек, а в шести районах области (Федоровском, Самойловском, Питерском, Перелюбском, Озинском, Дергачевском) вакантные рабочие места вообще отсутствовали. Недостаточный спрос на рабочую силу ограничивал возможности трудоустройства жителей села.
     
     Нарастание в 2009 году кризисных явлений в экономике области, как и в целом по Российской Федерации, обозначило начало процессов сокращения работников практически во всех видах экономической деятельности и общее осложнение ситуации на рынке труда. После банковской сферы кризис, в первую очередь, ударил по реальному сектору экономики.
     
     В январе-октябре 2009 года по сравнению с уровнем января-октября 2008 года индекс промышленного производства снизился на 13,7 процента, объем строительных работ - на 30,5 процента. За аналогичный период коммерческий грузооборот организаций транспорта сократился на 24 процента, оборот розничной торговли уменьшился на 5,8 процента, оборот общественного питания - на 4,7 процента.
     
     За 10 месяцев 2009 года на развитие экономики и социальной сферы области использовано 41,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 25,9 процента ниже показателя аналогичного периода 2008 года.
     
     Снижение объемов производства привело к сокращению среднегодовой численности занятых в экономике области до 1169,4 тыс. чел. (на 33 тыс. чел.). Ухудшение ситуации в сфере занятости обусловило увеличение общей численности безработных, рассчитанных по методологии МОТ (в среднегодовом исчислении), до 110 тыс. чел. Уровень безработицы составил 8,6 процента.
     
     В течение первых 4 месяцев 2009 года наблюдалась тенденция роста регистрируемой безработицы. Своего максимума безработица достигла в первой декаде мая - численность зарегистрированных безработных по области составила 31,6 тыс. чел., уровень безработицы - 2,4 процента от экономически активного населения.
     
     Кроме того, продолжилось снижение спроса на рабочую силу. На конец марта банк данных органов службы занятости содержал информацию о 8,9 тыс. вакансий (минимальное значение за 11 месяцев 2009 года). Напряженность на рынке труда выросла и составила 3,4 незанятых на одну вакансию.
     

В целях оптимизации штатной численности предприятия и организации области проводили сокращения работников. Только в результате массовых высвобождений в январе-ноябре 2009 года без работы остались 6,2 тыс. чел., что в 3,5 раза больше, чем за весь 2008 год. В целом, за 11 месяцев 2009 года предприятия и организации области высвободили 17,9 тыс. чел.
     
     В 2009 году значительно выросли показатели вынужденной неполной занятости работников. Если на начало 2008 года в режиме неполной занятости работали 9,5 тыс. чел., то на начало 2009 года этот показатель вырос в 3,1 раза -до 29,7 тыс. чел. Своего пика объемы неполной занятости достигли к апрелю 2009 года, когда в режиме неполной занятости находилось 41,9 тыс. чел.
     
     Реализация областных целевых программ "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы, "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год", антикризисных мер Правительства области позволили во 2 полугодии 2009 года стабилизировать ситуацию на рынке труда и улучшить социально-экономическое положение области.
     
     При содействии Правительства области удалось решить вопросы обеспечения заказами ОАО "Трансмаш", ОАО "Балаковский завод запасных деталей", что дало возможность вывести эти предприятия из простоя и отменить запланированные сокращения работников.
     
     Проводились мероприятия по финансовому оздоровлению крупных предприятий. Были получены средства на финансовое оздоровление ОАО "Саратовский радиоприборный завод" и ФГУП "Вольский механический завод".
     
     Сформирован портфель заказов на экспорт вооружений и военной техники на уровне прошлого года не менее 100 млн. рублей, что позволит загрузить заказами такие предприятия как ОАО "СЭПО", ОАО "Конструкторское бюро автоматики", ЗАО "Волга-Авиасервис", ФГУП HI ill "Алмаз", ФГУП "Саратовский агрегатный завод".
     
     Результатом осуществления антикризисных мер стало очевидное сглаживание последствий кризиса для экономики области. Объем валового регионального продукта по сравнению с 2008 годом увеличился на 36 млрд. рублей и составил 367,1 млрд. рублей. В декабре 2009 года индекс промышленного производства превысил показатель декабря 2008 года на 15 процентов и составил 115 процентов.
     
     В 2009 году за счет всех источников финансирования построено 14,6 тыс. квартир общей площадью 1120,7 тыс. кв. м, что на 0,7 процента больше, чем в 2008 году.
     

Введены в эксплуатацию новые производства и технологические линии, обеспечивающие выпуск широкого ассортимента конкурентоспособных строительных материалов (ООО "Завод ЖБК N 2", ООО "ПБ-Строй", ООО "Строительно-монтажное управление-100", ООО "Волга-Цемент", ООО "Волга-Бетон", ООО "Завод керамического кирпича").
     
     Увеличился объем услуг связи на 4,2 процента.
     
     Среднемесячная номинальная заработная плата по полному кругу предприятий (с учетом дорасчета) в декабре 2009 года составила 16603 рубля и увеличилась по сравнению с декабрем 2008 года - на 10 процентов. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, возросла на 1,4 процента к уровню декабря 2008 года.
     
     По состоянию на 1 января 2010 года просроченная задолженность по заработной плате составила 6,9 млн. рублей, что на 29,8 процента меньше, чем на 1 декабря 2009 года.
     
     По данным органов Федеральной службы государственной статистики численность экономически активного населения в декабре 2009 года составила 1372,8 тыс. чел., или 53,4 процента от общей численности населения области. Из них 1282 тыс. чел. - заняты в экономике, а 90,9 тыс. чел. (6,6 процента от численности экономически активного населения) - безработные, соответствующие критериям МОТ.
     
     По сравнению с февралем 2009 года численность занятых увеличилась на 235,2 тыс. чел. или на 22,5 процента, численность безработных снизилась на 63,1 тыс. чел. или на 41 процент. Уровень общей безработицы сократился на 6,2 процента.
     
     Стабилизировалась ситуация с регистрируемой безработицей. Численность безработных на конец 2009 года составила 26,9 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы - 2 процента от численности экономически активного населения.
     
     Общая численность работников, уволенных с предприятий области в январе-декабре 2009 года по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата, составила 19,5 тыс. чел. (69,5 процента от запланированных к высвобождению).
     
     На ОАО "Саратовстройстекло" численность запланированных к высвобождению в мае-сентябре пересмотрена в сторону уменьшения с 607 чел. до 196 чел.
     
     На ОАО "СПЗ" вместо запланированных к высвобождению в июле 519 чел. высвобождено 313 чел.
     

Из ОАО "ВолгаЦемент" вместо 474 чел. в мае - высвобождено 180 чел.
     
     На ОАО "Балаковорезинотехника" пересмотрена в сторону уменьшения численность высвобождаемых работников в октябре на 225 чел., в ноябре - на 341 чел.
     
     Приостановлено на неопределенный срок сокращение работников ООО "Торэкс".
     
     Отменено ранее запланированное высвобождение на ЗАО "САЗ" (279 чел.), ОАО "Завод автономных источников тока" (250 чел.), Саратовском электромеханическом заводе "РЭМО" (210 чел.), ЗАО НИИ "Реф-Оптоэлектроника" (100 чел.), ООО "Телемак" (59 чел.), НПО "Стек" (51 чел.), ЗАО "Управление повышения нефтеотдачи пласта и капитального ремонта скважин" (47 чел.) и др.
     
     На конец 2009 года в режиме неполной занятости работали 26,3 тыс. чел., что на 37,2 процента меньше, чем на начало реализации Программы. По сравнению с началом года объемы неполной занятости снизились на 11,4 процента.
     
     В 2010 году развитие ситуации на рынке труда может происходить по двум основным вариантам.
     
     Первый вариант, "пессимистический", предусматривает сохранение негативных тенденций 2009 года. При этом варианте среднегодовая численность занятых в экономике может сократиться до 1163,8 тыс. чел.
     
     Второй вариант, "оптимистический", предусматривает постепенное улучшение ситуации в сфере занятости населения. В этом случае среднегодовая численность занятых составит 1173 тыс. чел.
     
     Несмотря на улучшение ситуации в экономике области, в 2010 году кризисные явления на рынке труда области сохраняются. Общая численность работников, уволенных с предприятий области с начала 2010 года по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата, составила 4,3 тыс. чел. (67 процентов от запланированных к высвобождению), что в 2 раза меньше, чем за аналогичный период 2009 года. В июне-сентябре 2010 года с предприятий и организаций области планируется высвобождение 2,2 тыс. чел., что в 2,8 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2009 года. Высвобождения ожидаются на предприятиях железнодорожного транспорта, обрабатывающих производствах, в строительстве, сельском хозяйстве, органах внутренних дел, бюджетных учреждениях. В органы занятости населения обратится 1,3 тыс. чел.
     
     Вместе с тем, общая численность работников, уволенных по причине сокращения численности, может составить по первому варианту прогноза 12 тыс. чел., по второму -16 тыс. чел.
     

Основная доля высвобожденных придется на бюджетную сферу (около 50 процентов или 5 тыс. чел.). В связи с сокращением численности сотрудников органов внутренних дел, доля высвобожденных из сферы государственного управления и обеспечения военной безопасности может увеличиться до 30 процентов или 3 тыс. чел., доля работников образования составит 11 процентов или 1,1 тыс. чел., здравоохранения - 9 процентов или 900 чел. Несмотря на значительную долю среди заявляемых к высвобождению работников транспорта и связи, большую часть из которых составляют работники железной дороги, доля уволенных не превысит 12 процентов или 1,2 тыс. чел., т.к. основная часть работников железной дороги будет трудоустроена на своих же предприятиях. Доля высвобожденных с предприятий промышленности составит 15 процентов или 1,5 тыс. чел. Доля высвобожденных работников в строительстве составит 8 процентов или 800 чел.
     
     Ситуация на рынке труда монопрофильных городов
     
     На территории Саратовской области монопрофильным населенным пунктом является г.Вольск. Ситуация на рынке труда г.Вольска не критичная. На 1 июня 2010 года на учете в службе занятости зарегистрировано 597 безработных, проживающих на территории г.Вольска (на 1 января 2010 года -690 чел.). Уровень регистрируемой безработицы - 1,4 процента от численности населения в трудоспособном возрасте (на 01.01.2010 - 1,6 процента). Напряженность на рынке труда на 1 июня 2009 года составляет 1,2 безработных на 1 вакансию (на 01.01.2010 - 5,5 безработных на вакансию). Несмотря на снижение численности безработных и рост количества вакансий, средняя продолжительность поиска работы среди безработных граждан, зарегистрированных в центре занятости населения г.Вольска составляет 6,5 месяца (по Приволжскому федеральному округу - 5,3 месяца, по Российской Федерации - 5,2 месяца).
     
     Градообразующее предприятие ОАО "Вольскцемент" (численность сотрудников - 1149 чел.) работает достаточно стабильно, заработная плата выплачивается в полном объеме, в установленные законодательством сроки. В 2009 году по сокращению штатов было уволено 30 человек. В 2010 году перевода сотрудников на режим неполной занятости, а также массовых сокращений не планируется.
     
     Вместе с тем, с начала 2010 года с предприятий города Вольска было высвобождено 203 чел. В апреле состоялось массовое высвобождение на ЗАО ПК "ВольскМетМаш" (76 чел.). В службу занятости г.Вольска обратились 62 работника предприятия, из них 13 чел. - пенсионеры. Кроме того, высвобождения прошли в ММУ Вольская ЦРБ (14 чел.), ЗАО "ВолгаЦемент (11 чел.), средних образовательных школах (8 чел.), ГАУ Черкасский лесхоз (5 чел.), МУЗ станция скорой медицинской помощи (3 чел.) и др.
     

В июне-июле 2010 года с предприятий города Вольска предполагается высвобождение 41 чел., в т.ч. из МУ "Балансодержатель" - 19 чел., ст. Вагонное депо Анисовка Приволжской железной дороги - 14 чел., ЗАО "Экономбанк" -3 чел. и др.
     
     В режиме неполного рабочего времени на 1 июня работали 429 чел., в том числе ОАО "Автомобилист" (195 чел.), ЗАО "ВолгаЦемент" (188 чел.).
     
     Результаты мониторинга, проводимого министерством занятости, труда и миграции области, показывают, что в структуре высвобождаемых работников с предприятий и организаций области около 49 процентов составляют работники, имеющие рабочие профессии (слесарь, разнорабочий, водитель, токарь, шлифовщик, сборщик, сварщик и прочие). Специалисты и служащие составляют около 43 процентов (инженер, менеджер, мастер, инспектор, экономист, врач и прочие). На руководителей структурных подразделений всех уровней (управленцев) приходится 8 процентов.
     
     Структура высвобождаемых работников по уровню образования показывает, что более половины высвобождаемых составляют граждане, имеющие начальное профессиональное образование. Около 30 процентов приходится на высвобождаемых с высшим профессиональным образованием, 20 процентов -со средним специальным образованием.
     
     В целях сохранения кадрового потенциала работодатели по-прежнему будут использовать режим неполной занятости работников. Несмотря на то, что по сравнению с началом 2010 года объемы неполной занятости снизились в 2,5 раза и на 1 июня 2010 года 10,4 тыс. чел., ожидается, что к концу 2010 года объемы неполной занятости могут составить 18-20 тыс. чел. в зависимости от варианта развития ситуации. Причем ее структура в территориальном и отраслевом разрезах существенно не изменится. Более 60 процентов работающих в режиме неполной занятости будут сосредоточены в 3 крупных городах области: Саратове, Энгельсе и Балаково. Доля предприятий обрабатывающих производств в общем количестве составит до 45-50 процентов.
     
     Неполная занятость отрицательно скажется на уровне заработной платы и станет одной из причин высокой текучести кадров с предприятий по прогнозным оценкам численность граждан, уволенных с прежнего места работы по собственному желанию с целью поиска более эффективных вариантов занятости, будет колебаться в пределах 130-150 тыс. чел. На регистрируемом рынке труда их доля останется преобладающей. Причем если учесть, что при стабильном развитии экономики искал работу при содействии органов службы занятости лишь каждый четвертый, уволенный по собственному желанию, так как большинство уже имели варианты трудоустройства, то в условиях снижения спроса на рабочую силу их доля может увеличиться до 35 процентов.
     
     Оптимизация организационной и финансовой структур вынуждает работодателей не только сокращать численность работников, но и ограничивать спрос на рабочую силу. В 2010 году тенденция уменьшения потребности в кадрах сохранится. К концу 2010 года она не превысит 12 тыс. единиц. Наибольшее снижение потребности ожидается на специалистов по экономике, управлению, бухучету, финансам, менеджменту, то есть тех, чьи профессиональные группы являются наиболее многочисленными на регистрируемом рынке труда. Это обострит проблему дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.
     

Останется сложной ситуация на сельском рынке труда. В результате проведенного в 2010 году социального картографирования в области выявлено 109 критических (с точки зрения занятости) зон рынка труда, в которых отсутствуют работодатели. Таким образом, на территории области в 2010 году сохранятся неравномерные условия для обеспечения занятости населения.
     
     В 2010 году выпуск из учреждений профессионального образования составит более 28 тыс. чел. (93,1 процента к уровню 2009 года), из них в органы занятости населения обратится 2,3 тыс. выпускников, имеющих риск быть нетрудоустроенными (8 процентов от выпуска).
     
     Данные анализа состава безработных выпускников свидетельствуют, что на рынке труда отмечается существенный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы среди выпускников. Поскольку большинство из них имеют экономические, бухгалтерские и юридические специальности, напряженность на регистрируемом рынке труда в разрезе данных специальностей является одной из самых высоких.
     
     В процессе трудоустройства, в том числе организации специальных программ по содействию занятости выпускников образовательных учреждений существует проблема нежелания работодателей принимать выпускников на работу. Одной из основных причин этого является отсутствие на предприятиях области системы наставничества, позволяющей эффективно организовать рабочий процесс для молодых специалистов, не имеющих опыта работы по полученной специальности.
     
     Кроме того, рост цен на товары и услуги, в том числе жилищно-коммунальные, обусловит снижение жизненного уровня населения, в результате на рынок труда выйдут лица, длительное время не работавшие в экономике и в связи с этим утратившие свою квалификацию. По прогнозам, численность данной категории в 2010 году составит 24 тыс. чел.
     
     Официальная статистика не учитывает количество жителей области, работающих на предприятиях других регионов. Ожидается, что в 2010 году в службу занятости населения обратится более 2 тыс. чел., вернувшихся в область из других регионов.
     
     Таким образом, несмотря на стабилизацию ситуации в сфере занятости, влияние финансового кризиса на рынок труда в 2010 году продолжится. Ожидается, что по первому варианту прогноза общая численность безработных (в среднегодовом исчислении) в 2010 году составит 112 тыс. чел., уровень общей безработицы на конец года составит 6,9 процента от численности экономически активного населения, по второму варианту - общая численность безработных (в среднегодовом исчислении) составит 105 тыс. чел., уровень общей безработицы на конец 2010 года - 6,5 процента.
     

Численность безработных, зарегистрированных в органах занятости населения, к концу 2010 года может составить 27 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы в этом случае составит 2 процента от экономически активного населения. При более благоприятном развитии ситуации в сфере занятости численность зарегистрированных безработных на конец 2010 года составит 25 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы - 1,8 процента.
     
     Напряженность на рынке труда области на конец 2010 года может составить 2,3 незанятых на 1 вакансию (по второму варианту - 2,1). Кроме того, финансовый кризис приведет к усилению дифференциации районов области по напряженности на рынке труда в связи с возможным снижением потребности экономики в кадрах.
     
     Финансово-экономический кризис оказывает негативное влияние не только на ситуацию на рынке труда в целом, но и на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, к которым относятся лица с ограниченными возможностями.
     
     Данные статистического наблюдения свидетельствуют о росте в 2009 году обращений инвалидов за содействием в трудоустройстве в органы областной службы занятости населения и численности безработных граждан, относящихся к указанной категории. В 2009 году в органы службы занятости обратилось 3607 инвалидов, что на 24 процента больше, чем в 2008 году.
     
     Следует отметить, что даже в условиях экономической стабильности, возможности для трудоустройства инвалидов ограничены. Одной из причин отказа работодателей в приеме на работу лиц с ограниченными возможностями является отсутствие достаточного количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также отсутствие у работодателей экономической заинтересованности в использовании труда инвалидов.
     
     Оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов требует дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения рабочих мест техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов и сопровождается дополнительными затратами.
     
     По данным мониторинга проблем трудоустройства и профессиональных возможностей лиц с ограниченными возможностями 29 процентов инвалидов, состоящих на учете в областной службе занятости населения, нуждаются в специальных рабочих местах.
     

Реализация областной целевой программы "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы, утвержденной Законом Саратовской области от 4 декабря 2008 года N 330-ЗСО, позволит в 2010 году:
     
     - трудоустроить при содействии органов службы занятости населения 70 тыс. чел.;
     
     - направить на профессиональное обучение - 7,3 тыс. чел;
     
     - организовать общественные работы для 8 тыс. безработных граждан и граждан, ищущих работу;
     
     - оказать содействие самозанятости безработных граждан (информационно-консультационные услуги не менее 4,5 тыс. гражданам, финансовую помощь - 4000 гражданам).
     
     Наряду с этим, положительные результаты реализации областной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год", направленной в первую очередь на содействие трудоустройству работников, находящихся под угрозой увольнения, свидетельствуют о необходимости разработки программы дополнительных мероприятий на 2010 год по следующим направлениям:
     
     - организация общественных работ, временного трудоустройства позволит обеспечить временной занятостью работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;
     
     - опережающее профессиональное обучение профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность, а также развитию предпринимательских инициатив работников;
     
     - стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы позволит получить первый профессиональный опыт по полученной специальности;
     
     - содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан будет направлено на расширение сфер занятости за счет развития малого бизнеса;
     
     - оснащение специальных рабочих мест для инвалидов будет способствовать повышению уровня трудоустройства инвалидов и их профессиональной реабилитации.
     

В соответствие с действующим законодательством задачей органов власти является обеспечение приоритетного права национальных работников на занятие вакантных рабочих мест.
     
     Дополнительной мерой, позволяющей обеспечить наиболее полную занятость местных трудовых ресурсов, является оптимизация численности привлекаемых иностранных работников.
     
     Правительством Российской Федерации на 2009 год Саратовской области была утверждена квота в размере 12077 человек. Кроме того, в утвержденные законодательством сроки работодателями области были дополнительно предоставлены 202 заявки на привлечение 2507 иностранных работников.
     
     Принимая во внимание сложившуюся ситуацию на рынке труда области (высвобождение работников; увеличение количества работников, находящихся в режиме неполной занятости; профессионально-квалификационный состав безработных граждан; возможность замещения привлекаемой иностранной рабочей силы гражданами Российской Федерации, в том числе за счет переобучения российских граждан под вакансии, предполагающие труд иностранцев), и в соответствии с областной целевой программой "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год" социальными партнерами - участниками областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников (территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, министерствами и ведомствами, общественными организациями области) была проведена работа по снижению размера утвержденной квоты на 2009 год до 4214 чел.
     
     Снижение объемов привлечения иностранных работников произошло по следующим видам экономической деятельности: строительство - на 62,7 процента; сельское хозяйство - на 17,2 процента; обрабатывающие производства - на 10,1 процента; торговля и ремонтные услуги - на 7,2 процента.
     
     На 57,3 процента произошло снижение привлекаемых иностранных работников по профессиям квалифицированных рабочих (каменщики, бетонщики, водители, трактористы, машинисты, операторы); на 26,1 процента - по работникам низкой квалификации; на 7,6 процента - по специалистам высшего уровня квалификации (руководители предприятий, главные инженеры, технологи, конструкторы, начальники отделов).
     
     Сокращение объемов привлекаемых иностранных работников в основном из Узбекистана, Турции, Таджикистана осуществлялось в сферах строительства, обрабатывающих производств, предоставления различного рода услуг.
     
     В квоту на 2010 год было подано 296 заявок на привлечение 6257 чел. иностранных работников.
     
     Наибольшая потребность в иностранной рабочей силе на 2010 будет наблюдаться в тех же видах экономической деятельности, что и в 2009 году (сельское хозяйство - 39,6 процента, строительство - 26,7 процента, обрабатывающие производства - 9,6 процента, торговля - 9 процентов).
     
     На заседании областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников было принято решение направить на утверждение в Правительство Российской Федерации предложения по размерам квот на 2010 год в объеме 4001 чел.
     
     На заседании Комиссии по рассмотрению предложений субъектов Российской Федерации о потребности в привлечении иностранных работников в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, проходившем в августе 2009 года, представленные объемы привлечения иностранных работников были одобрены.
     
     В целях информирования граждан и работодателей о возможностях и условиях участия в Программе будет осуществляющее информационное сопровождение.
     
     

Приложение N 2. Баланс рабочих мест по Саратовской области

Приложение N 2
 к постановлению
Правительства области
от 4 июня 2010 года N 216-П


Баланс рабочих мест по Саратовской области

N

Показатели

На начало

Прогноз на 2010 год

п/п

2010 года

оптимис- тический сценарий

пессимис- тический сценарий

целевой сценарий

1.

Население трудоспособного возраста, тыс. человек

1600

X

X

X

2.

Занятое население на конец года, тыс. человек

1165,8

1173

1163,8

1172,4

3.

Безработные по методологии МОТ, тыс. человек

110

105

112

107

4.

Уровень общей безработицы на конец года, процентов

6,6

6,5

6,9

6,6

5.

Численность зарегистрированных безработных*, тыс. человек

27,4

25

27,5

25,5

6.

Уровень зарегистрированных безработных на конец года, процентов

2

1,8

2

1,9

7.

Численность работников под риском увольнения, включая находящихся в простое и вынужденных отпусках на конец года, тыс. человек

26,3

18

22

20

8.

Численность выпускников образовательных учреждений, выходящих на рынок труда, тыс. человек

X

27

30

28

9.

Высвобождение рабочих мест, тыс. единиц, в том числе:

X

30

34

32

выход на пенсию по возрасту, тыс. человек

X

31

30

29

10.

Квоты на иностранную рабочую силу, тыс. единиц

X

6

3,8

4

11.

Создание рабочих мест, тыс. единиц, в том числе:

X

9

6

8

11.1.

в рамках реализации инвестиционных проектов

X

5

3

4

11.2.

по специальным программам за счет субсидий из федерального бюджета

X

11.3.

иное (указать)

X

12.

Число вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, тыс. единиц**

122

115

100

105

13.

Дефицит рабочих мест, тыс. единиц

10,9

8,4

11,9

9,9

14.

Оценка предпринимаемых мер:

14.1.

Досрочный выход на пенсию, человек

X

1200

3000

2000

14.2.

Организация обучения, опережающего профессионального обучения, человек, в том числе:

X

9200

7300

10800

за счет субвенций

X

9200

7300

7300

по Программе

X

3500

14.3.

Организация общественных работ, человек, в том числе:

X

9100

8000

25650

за счет субвенций

X

9100

8000

8000

по Программе

X

17650

14.4.

Организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы (по Программе), человек

X

1800

14.5.

Содействие трудоустройству инвалидов (по Программе), человек

X

50

14.6.

Содействие переезду в другую местность (по Программе), человек

X

0

14.7.

Содействие самозанятости безработных граждан и созданию дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (по Программе), человек

X

6000

14:8.

Другое, человек, в том числе:
за счет субвенций по Программе

X

14.9.

Всего участников, человек, в том числе:

X

19500

18300

46300

за счет субвенций

X

19500

18300

17300

по Программе

X

0

0

29000

Приложение N 3. Численность участников и объемы финансирования мероприятий Программы


Приложение N 3
к постановлению
Правительства области
от 4 июня 2010 года N 216-П


Численность участников и объемы финансирования мероприятий Программы

Мероприятия

Численность участников и объемы финансирования мероприятий

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Итого год

чел.

тыс. рублей

чел.

тыс. рублей

чел.

тыс. рублей

чел.

тыс. рублей

чел.

тыс. рублей

1. Дополнительное мероприятие по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу

5500

90163,6

4500

73770,2

4825

79098,1

2825

46311,3

17650

289343,2

2. Дополнительное мероприятие по организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников)

900

7747,2

1300

11190,5

1000

8608,1

300

2582,4

3500

30128,2

3. Дополнительное мероприятие по организации стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, всего,

300

5774,9

450

8662,2

750

14437,2

300

5774,9

1800

34649.2

в том числе:
на оплату труда выпускников образовательных учреждений

200

4619,9

300

6929,8

500

11549,8

200

4619,9

1200

27719,4

выплаты наставникам

100

1155

150

1732,4

250

2887,4

100

1155

600

6929,8

4. Дополнительное мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан

500

29400

1000

58800

1200

70560

1300

76440

4000

235200

5. Количество дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, созданных безработным гражданами, открывшими собственное дело

200

11760

400

23520

600

35280

800

47040

2000

117600

6. Дополнительное мероприятие по содействию трудоустройству инвалидов

5

150

15

450

15

450

15

450

50

1500

7. Информационное сопровождение реализации ОЦП "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год"

17 000

101,1

17000

101,1

6000

35,7

0

0

40000

237,9

Итого:

24405

145096,8

24665

176494,0

14390

208469,1

5540

178598,6

69000

708658,5

Приложение N 4. Перечень работодателей, организующих в 2010 году рабочие места для организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке ...


Приложение N 4
к постановлению
Правительства области
от 4 июня 2010 года N 216-П


Перечень работодателей, организующих в 2010 году рабочие места для организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу

N п/п

Вид экономической деятельности

Муниципальные образования

Работодатели (по согласованию)

Количество рабочих мест

1.

Обрабатывающие

г.Саратов:

производства

Волжский район

ООО "Стрела" ДП ОАО ЦНИИИА

60

ООО "Саратовское учебно-производственное предприятие "Парус" ВОС

82

ООО "Специальные геофизические системы"

22

ООО "Геофизприбор"

2

Заводской район

ЗАО "Саратовский завод тяжелых зуборезных станков"

220

ОАО "Завод автономных источников тока"

156

ЗАО "Саратовский авиационный завод"

550

ООО "Завод железобетонных конструкций N 2"

32

ЗАО "Станкошлиф"

30

ЗАО "Тяжелые зуборезные станки"

60

ОАО "Саратовский подшипниковый завод"

1650

Кировский район

ООО ЭТЗ "Гексар"

150

ОАО "107 военно-картографическая фабрика"

15

ОАО "Облтоп"

13

Ленинский район

ЗАО "ЭкспоПУЛ"

500

ООО "Импульс"

5

ООО ПКФ "Виринея"

13

ООО "Эванти"

10

ООО "Научно-производственная фирма "Моссар"

15

ОАО "НПП "Контакт"

447

ООО "Саратов-Холод Плюс"

46

ФГУП НПП "Волга"

100

ООО "Импульс"

5

ЗАО "Саратовинтерьерстекло"

3

ООО "Волгаспецторг"

8

ОАО "Саратовский молочный комбинат"

10

ОАО "Тантал"

32

Октябрьский район

ОАО "Саратовский полиграфический комбинат"

250

ОАО "Саратовдизельаппарат"

10

ОАО "Строймаш"

15

ОАО "Швейная фабрика N 2"

20

ФГУП "Саратовский завод приборных устройств"

70

ЗАО "Мебельная фабрика N 2"

200

Фрунзенский район

ОАО "Газаппарат"

160

ОАО "НЕФТЕМАШ-САПКОН"

190

ОАО "НИТИ-Тесар"

5

ООО "Тесар-ЭКОГАЛЬ"

12

ООО "Тесар-ЭКО"

5

ФГУП "Саратовский агрегатный завод"

151

О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 15 декабря 2009 года N 622-П

Название документа: О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 15 декабря 2009 года N 622-П

Номер документа: 216-П

Вид документа: Постановление Правительства Саратовской области

Принявший орган: Правительство Саратовской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 04 июня 2010

Дата начала действия: 04 июня 2010