ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 ноября 2009 года N 292-Пр

О Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы

(с изменениями на 10 января 2014 года)

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
распоряжением Правительства Саратовской области от 10.01.2014 N 4-Пр.

_______________________________________________________________     

В целях комплексного решения проблемы экологической безопасности экономического развития и улучшения среды обитания жителей в Саратовской области, в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы (далее - Концепция).

2. Комитету охраны окружающей среды и природопользования области во взаимодействии с заинтересованными органами и организациями разработать План мероприятий по реализации Концепции и обеспечить комплексное решение вопросов экологической безопасности Саратовской области.

(пункт признан утратившим силу распоряжением Правительства Саратовской области от 10.01.2014 N 4-Пр, см. предыдущую редакцию).


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Щербакова А.А.

(пункт признан утратившим силу распоряжением Правительства Саратовской области от 10.01.2014 N 4-Пр, см. предыдущую редакцию).



Губернатор области
П.Л.Ипатов

     

     
Приложение
к распоряжению
Правительства области от
19 ноября 2009 года N 292-Пр

     
Концепция экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы

1. Общие положения


Настоящая Концепция разработана в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Законом Саратовской области "Об областной целевой программе "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы".

Концепция учитывает основные положения Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р, базируется на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Саратовской области в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Мировой опыт показывает, что основой успешного решения экологических проблем и предотвращения экологических катастроф является экологизация социально-экономической системы как всего государства, так и его регионов. Экологическая безопасность области как составная часть национальной безопасности страны является обязательным условием устойчивого развития региона и выступает основой сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды.

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения и ученых России 23 процента всех заболеваний и 25 процентов всех случаев раковых заболеваний обусловлены воздействием факторов окружающей среды. В крупных городах России вклад реальных нагрузок на состояние здоровья населения составляет в отношении социальных факторов и образа жизни 30,5 процента; городской и внутрижилищной среды - 16 процентов; производственной среды -18,5 процента; биологических факторов - 11 процентов. По данным последних десятилетий для области характерно существенное снижение естественного прироста населения из-за высокого уровня смертности, который сопровождался низкими показателями рождаемости, высокой смертностью среди трудоспособного населения и значительным увеличением социально значимой патологии.

В целом уровень экологической нагрузки на экономику региона значительно ниже, чем в развитых странах. Саратовская область обладает достаточно большими ресурсами пресной воды, земельными ресурсами, запасами углеводородного сырья, общераспространенных полезных ископаемых. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в Саратовской области формируются полюса экологического неблагополучия, что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни.

Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:

- загрязнение водных объектов;

- загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов автотранспорта и промышленных предприятий;

- постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных, опасность загрязнения окружающей природной среды от неорганизованного хранения бытовых и промышленных отходов;

- загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны;

- развитие и активизация экзогенных геологических процессов, из которых оползневые и абразионные являются опасными;

- проживание значительного числа людей в экологически неблагоприятных условиях, в том числе в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, на территориях с недостаточным обеспечением питьевой водой;

- загрязнение окружающей среды в результате не полной утилизации добываемого из недр газа (природного и попутного).

Особенно неблагополучно состояние окружающей природной среды по наиболее крупным городам: Саратову, Балаково, Вольску, Марксу, Балашову. На территории области функционирует ряд потенциально опасных производств, в том числе Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, Саратовский НПЗ, магистральные нефтегазопроводы, аммиакопровод, завод по уничтожению химического оружия, ФГУП ГосНИИОХТ "Шиханы".

2. Угрозы (вызовы) экологической безопасности на долгосрочный период


Угроза физическому здоровью жителей области в результате потребления загрязненной воды, загрязненных продуктов питания, вдыхания загрязненного воздуха, приводящих к сокращению жизни и старению населения области, созданию негативной демографической ситуации.

Водные ресурсы являются важнейшей средообразующей составляющей жизни общества, определяющей его социальное, экологическое и экономическое благополучие. Зарегулирование стока р.Волги, рек Большой и Малый Узень, Большой Иргиз, других малых рек области привело к изменению их гидрологического режима. Возрастающая антропогенная нагрузка на водные и наземные экосистемы привела к изменению их состава и структурно-функциональной организации.

Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной, в первую очередь вследствие сбросов неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты (более 40 процентов населения сталкивается с проблемой качества воды). Отсутствуют водоочистные сооружения на хозяйственно-питьевых водопроводах в Перелюбском, Питерском, Федоровском, Дергачевском, Краснокутском, Краснопартизанском, Балаковском районах. Отмечается неудовлетворительная эксплуатация объектов водоснабжения сельских поселений.

Степень очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, находится в прямой зависимости от эффективности работы очистных сооружений. Неэффективная работа очистных сооружений приводит к увеличению в водных объектах концентрации опасных веществ, в том числе тяжелых металлов и органики. Отсутствуют современные, эффективные канализационные очистные сооружения в городах Вольск, Красный Кут, Красноармейск, Аркадак, Аткарск, в Пугачевском, Перелюбском, Ивантеевском, Дергачевском, Новобурасском, Балтайском, Калининском, Краснокутском районах, других населенных пунктах.

Угрозами в сфере продовольственной безопасности являются:

- снижение объемов сельскохозяйственного производства продуктов питания в результате истощения земельных ресурсов;

- производство продуктов питания, загрязненных в результате применения химических средств защиты растений;

- применение методов генной инженерии при производстве продуктов питания;

- бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.

В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает около 56 процентов городского населения.

Качество атмосферного воздуха городских территорий во многом зависит от состояния зеленых насаждений общего пользования - садов, скверов, бульваров, парков, городских лесов. Анализ показывает, что зеленый фонд и зеленое хозяйство во многих городах находятся в неудовлетворительном состоянии. Так, уровень озеленения г.Саратова по зеленым насаждениям общего пользования составляет всего 10 процентов при норме для крупного промышленного центра 55 процентов. Подобная ситуация отмечается и в других крупных поселениях области.

Динамика основных экологических показателей развития региона показывает увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от мобильных и стационарных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки).

Угроза истощения невозобновляемых природных ресурсов, ведущих к снижению экономического потенциала, а в дальнейшем при истощении почв и снижении биологических ресурсов, к сокращению сельскохозяйственного производства продуктов питания.

На территории области существует реальная опасность деградации почв, истощения ландшафтов, снижения продуктивности сельскохозяйственных земель.

Все виды нарушения почвенного покрова, в том числе применяемая зернопаровая система земледелия, приводят к дестабилизации сложившегося экологического равновесия в области.

Существует реальная угроза развитию экономики области в результате нерационального использования невозобновляемых природных ресурсов, а также дефицит в долгосрочной перспективе топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов.

В сфере обеспечения химической и биологической безопасности опасность представляют следующие факторы:

- наличие на территории области опасных химических производств, химического оружия;

- трансграничные заносы на территорию области неэндемичных патогенов;

- несанкционированное использование потенциально опасных генно-инженерно-модифицированных организмов, которые не прошли соответствующие испытания;

- применение на территории области опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ;

- наличие на территории области непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов;

- наличие бесхозяйных скотомогильников, представляющих реальную угрозу возникновения эпизоотии и эпидемий;

- наличие в поселениях области безнадзорных животных, ухудшающих санитарно-эпидемическую обстановку;

- накопление на территории области биологических и медицинских отходов, проблема утилизации медицинских отходов лечебно-профилактических учреждений, лекарственных средств с просроченным сроком годности;

- скопившиеся на территории области отходы, свалки, захоронения высокотоксичных и ядовитых веществ.

Прогноз основных опасностей и угроз природного и техногенного характера показывает, что на территории области остается высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.

В этих условиях низкое бюджетное финансирование, ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

3. Цель и задачи концепции


Целью концепции является обеспечение защиты природных систем и населения области от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, способствующей устойчивому и динамичному развитию экономики региона.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- снижение антропогенного воздействия на окружающую среду;

- снижение и предотвращение риска вредного влияния на здоровье населения факторов среды обитания;

- предотвращение загрязнения (радиоактивного, химического, биологического, виброакустического) среды обитания человека;

- сохранение биоразнообразия, предотвращение опустынивания и деградации земель;

- реабилитация зон экологического неблагополучия;

- предупреждение истощения и загрязнения водных ресурсов;

- ликвидация и предотвращение загрязнения воздушного бассейна, радиоактивного, биологического и химического загрязнений;

- предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, обеспечение утилизации твердых бытовых отходов не менее 50 процентов от общего объема образования отходов;

- предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- регулирование численности безнадзорных животных на территории населенных пунктов области;

- контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов;

- рациональное использование извлеченного из недр углеводородного сырья.

Решение поставленной цели и задач предполагают поэтапную реализацию положений Концепции.

Первый этап (2010-2013 годы) - снижение уровня загрязнения окружающей среды, стабилизация показателей качества окружающей среды и совершенствование экологических требований к природопользованию. Реализация областной целевой программы "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы", завершение реализации областной целевой программы "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы", разработка проекта и реализация областной целевой программы "Чистая вода". Предусматривается разработка проекта областной целевой программы "Химическая и биологическая безопасность".

Второй этап (2014-2020 годы) - улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития региона. Разработка проекта и реализация областной целевой программы "Экологическая безопасность Саратовской области на 2014-2020 годы". Реализация областной целевой программы "Химическая и биологическая безопасность".

4. Обеспечение экологической безопасности
(раздел с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Саратовской области от 10.01.2014 N 4-Пр, см. предыдущую редакцию).

К основным мерам обеспечения экологической безопасности Саратовской области относится совершенствование правового режима устойчивого природопользования, снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение, сохранение и восстановление природной среды, постоянный контроль за состоянием окружающей среды, внедрение экологически безопасных технологий и систем экологического менеджмента на предприятиях и иные меры, способствующие снижению или минимизации негативного воздействия промышленной, производственной или хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»