ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 ноября 2009 года N 292-Пр
О Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы
(с изменениями на 10 января 2014 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
распоряжением Правительства Саратовской области от 10.01.2014 N 4-Пр.
_______________________________________________________________
В целях комплексного решения проблемы экологической безопасности экономического развития и улучшения среды обитания жителей в Саратовской области, в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы (далее - Концепция).
2. Комитету охраны окружающей среды и природопользования области во взаимодействии с заинтересованными органами и организациями разработать План мероприятий по реализации Концепции и обеспечить комплексное решение вопросов экологической безопасности Саратовской области.
(пункт признан утратившим силу распоряжением Правительства Саратовской области от 10.01.2014 N 4-Пр, см. предыдущую редакцию).
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Щербакова А.А.
(пункт признан утратившим силу распоряжением Правительства Саратовской области от 10.01.2014 N 4-Пр, см. предыдущую редакцию).
Губернатор области
П.Л.Ипатов
Концепция экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы
Настоящая Концепция разработана в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Законом Саратовской области "Об областной целевой программе "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы".
Концепция учитывает основные положения Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р, базируется на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Саратовской области в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Мировой опыт показывает, что основой успешного решения экологических проблем и предотвращения экологических катастроф является экологизация социально-экономической системы как всего государства, так и его регионов. Экологическая безопасность области как составная часть национальной безопасности страны является обязательным условием устойчивого развития региона и выступает основой сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды.
По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения и ученых России 23 процента всех заболеваний и 25 процентов всех случаев раковых заболеваний обусловлены воздействием факторов окружающей среды. В крупных городах России вклад реальных нагрузок на состояние здоровья населения составляет в отношении социальных факторов и образа жизни 30,5 процента; городской и внутрижилищной среды - 16 процентов; производственной среды -18,5 процента; биологических факторов - 11 процентов. По данным последних десятилетий для области характерно существенное снижение естественного прироста населения из-за высокого уровня смертности, который сопровождался низкими показателями рождаемости, высокой смертностью среди трудоспособного населения и значительным увеличением социально значимой патологии.
В целом уровень экологической нагрузки на экономику региона значительно ниже, чем в развитых странах. Саратовская область обладает достаточно большими ресурсами пресной воды, земельными ресурсами, запасами углеводородного сырья, общераспространенных полезных ископаемых. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в Саратовской области формируются полюса экологического неблагополучия, что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни.
Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:
- загрязнение водных объектов;
- загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов автотранспорта и промышленных предприятий;
- постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных, опасность загрязнения окружающей природной среды от неорганизованного хранения бытовых и промышленных отходов;
- загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны;
- развитие и активизация экзогенных геологических процессов, из которых оползневые и абразионные являются опасными;
- проживание значительного числа людей в экологически неблагоприятных условиях, в том числе в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, на территориях с недостаточным обеспечением питьевой водой;
- загрязнение окружающей среды в результате не полной утилизации добываемого из недр газа (природного и попутного).
Особенно неблагополучно состояние окружающей природной среды по наиболее крупным городам: Саратову, Балаково, Вольску, Марксу, Балашову. На территории области функционирует ряд потенциально опасных производств, в том числе Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, Саратовский НПЗ, магистральные нефтегазопроводы, аммиакопровод, завод по уничтожению химического оружия, ФГУП ГосНИИОХТ "Шиханы".
Угроза физическому здоровью жителей области в результате потребления загрязненной воды, загрязненных продуктов питания, вдыхания загрязненного воздуха, приводящих к сокращению жизни и старению населения области, созданию негативной демографической ситуации.
Водные ресурсы являются важнейшей средообразующей составляющей жизни общества, определяющей его социальное, экологическое и экономическое благополучие. Зарегулирование стока р.Волги, рек Большой и Малый Узень, Большой Иргиз, других малых рек области привело к изменению их гидрологического режима. Возрастающая антропогенная нагрузка на водные и наземные экосистемы привела к изменению их состава и структурно-функциональной организации.
Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной, в первую очередь вследствие сбросов неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты (более 40 процентов населения сталкивается с проблемой качества воды). Отсутствуют водоочистные сооружения на хозяйственно-питьевых водопроводах в Перелюбском, Питерском, Федоровском, Дергачевском, Краснокутском, Краснопартизанском, Балаковском районах. Отмечается неудовлетворительная эксплуатация объектов водоснабжения сельских поселений.
Степень очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, находится в прямой зависимости от эффективности работы очистных сооружений. Неэффективная работа очистных сооружений приводит к увеличению в водных объектах концентрации опасных веществ, в том числе тяжелых металлов и органики. Отсутствуют современные, эффективные канализационные очистные сооружения в городах Вольск, Красный Кут, Красноармейск, Аркадак, Аткарск, в Пугачевском, Перелюбском, Ивантеевском, Дергачевском, Новобурасском, Балтайском, Калининском, Краснокутском районах, других населенных пунктах.
Угрозами в сфере продовольственной безопасности являются:
- снижение объемов сельскохозяйственного производства продуктов питания в результате истощения земельных ресурсов;
- производство продуктов питания, загрязненных в результате применения химических средств защиты растений;
- применение методов генной инженерии при производстве продуктов питания;
- бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.
В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает около 56 процентов городского населения.
Качество атмосферного воздуха городских территорий во многом зависит от состояния зеленых насаждений общего пользования - садов, скверов, бульваров, парков, городских лесов. Анализ показывает, что зеленый фонд и зеленое хозяйство во многих городах находятся в неудовлетворительном состоянии. Так, уровень озеленения г.Саратова по зеленым насаждениям общего пользования составляет всего 10 процентов при норме для крупного промышленного центра 55 процентов. Подобная ситуация отмечается и в других крупных поселениях области.
Динамика основных экологических показателей развития региона показывает увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от мобильных и стационарных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки).
Угроза истощения невозобновляемых природных ресурсов, ведущих к снижению экономического потенциала, а в дальнейшем при истощении почв и снижении биологических ресурсов, к сокращению сельскохозяйственного производства продуктов питания.
На территории области существует реальная опасность деградации почв, истощения ландшафтов, снижения продуктивности сельскохозяйственных земель.
Все виды нарушения почвенного покрова, в том числе применяемая зернопаровая система земледелия, приводят к дестабилизации сложившегося экологического равновесия в области.
Существует реальная угроза развитию экономики области в результате нерационального использования невозобновляемых природных ресурсов, а также дефицит в долгосрочной перспективе топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов.
В сфере обеспечения химической и биологической безопасности опасность представляют следующие факторы:
- наличие на территории области опасных химических производств, химического оружия;
- трансграничные заносы на территорию области неэндемичных патогенов;
- несанкционированное использование потенциально опасных генно-инженерно-модифицированных организмов, которые не прошли соответствующие испытания;
- применение на территории области опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ;
- наличие на территории области непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов;
- наличие бесхозяйных скотомогильников, представляющих реальную угрозу возникновения эпизоотии и эпидемий;
- наличие в поселениях области безнадзорных животных, ухудшающих санитарно-эпидемическую обстановку;
- накопление на территории области биологических и медицинских отходов, проблема утилизации медицинских отходов лечебно-профилактических учреждений, лекарственных средств с просроченным сроком годности;
- скопившиеся на территории области отходы, свалки, захоронения высокотоксичных и ядовитых веществ.
Прогноз основных опасностей и угроз природного и техногенного характера показывает, что на территории области остается высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.
В этих условиях низкое бюджетное финансирование, ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
Целью концепции является обеспечение защиты природных систем и населения области от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, способствующей устойчивому и динамичному развитию экономики региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- снижение антропогенного воздействия на окружающую среду;
- снижение и предотвращение риска вредного влияния на здоровье населения факторов среды обитания;
- предотвращение загрязнения (радиоактивного, химического, биологического, виброакустического) среды обитания человека;
- сохранение биоразнообразия, предотвращение опустынивания и деградации земель;
- реабилитация зон экологического неблагополучия;
- предупреждение истощения и загрязнения водных ресурсов;
- ликвидация и предотвращение загрязнения воздушного бассейна, радиоактивного, биологического и химического загрязнений;
- предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, обеспечение утилизации твердых бытовых отходов не менее 50 процентов от общего объема образования отходов;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- регулирование численности безнадзорных животных на территории населенных пунктов области;
- контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов;
- рациональное использование извлеченного из недр углеводородного сырья.
Решение поставленной цели и задач предполагают поэтапную реализацию положений Концепции.
Первый этап (2010-2013 годы) - снижение уровня загрязнения окружающей среды, стабилизация показателей качества окружающей среды и совершенствование экологических требований к природопользованию. Реализация областной целевой программы "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы", завершение реализации областной целевой программы "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы", разработка проекта и реализация областной целевой программы "Чистая вода". Предусматривается разработка проекта областной целевой программы "Химическая и биологическая безопасность".
Второй этап (2014-2020 годы) - улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития региона. Разработка проекта и реализация областной целевой программы "Экологическая безопасность Саратовской области на 2014-2020 годы". Реализация областной целевой программы "Химическая и биологическая безопасность".
К основным мерам обеспечения экологической безопасности Саратовской области относится совершенствование правового режима устойчивого природопользования, снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение, сохранение и восстановление природной среды, постоянный контроль за состоянием окружающей среды, внедрение экологически безопасных технологий и систем экологического менеджмента на предприятиях и иные меры, способствующие снижению или минимизации негативного воздействия промышленной, производственной или хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.