РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Молодежь Саратовской области" на 2009-2011 годы

(с изменениями на 30 декабря 2011 года)


принят Саратовской областной Думой
26 ноября 2008 года


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 456-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.10.2009 N 528-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 N 699-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.11.2010 N 541-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.01.2011 N 17-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.03.2011 N 125-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.04.2011 N 222-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.08.2011 N 407-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 13.12.2011 N 698-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 794-П.

_______________________________________________________________

     


Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Молодежь Саратовской области" на 2009-2011 годы согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов



г.Саратов

3 декабря 2008 г.

N 324-ЗСО

Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Молодежь Саратовской области"
на 2009-2011 годы"

     

Областная целевая программа "Молодежь Саратовской области" на 2009-2011 годы

Паспорт областной целевой программы "Молодежь Саратовской области" на 2009-2011 годы


Наименование Программы

- областная целевая программа "Молодежь Саратовской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 18 апреля 2008 года N 124-Пр "О разработке областной целевой программы "Молодежь Саратовской области" на 2009-2011 годы"

Государственный заказчик Программы

- министерство образования области

Основной разработчик Программы

- министерство образования области

Цели и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

- цели Программы:

- развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области;

- создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Задачи Программы:

- подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении, профессиональная ориентация молодежи;

- выработка эффективных форм взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями по реализации региональной молодежной политики;

- создание условий для реализации творческого потенциала молодежи;

- информационное и организационное развитие системы работы с молодежью в области;

- развитие инфраструктуры учреждений патриотической направленности для молодежи;

- формирование системы мероприятий по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи;

- развитие системы военно-патриотического воспитания молодежи.

Важнейшие оценочные показатели Программы:

- увеличение доли молодых людей, занимающих активную жизненную позицию, принимающих участие во всех сферах жизнедеятельности области, уважающих культурно-историческое прошлое своей страны и области, готовых встать на защиту национальных интересов России, ее суверенитета и независимости

Сроки реализации Программы

- 2009-2011 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство образования области, министерство социального развития области, министерство информации и печати области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (по согласованию), военный комиссариат области (по согласованию), Совет областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию), областной комитет ветеранов войны и военной службы (по согласованию), Саратовская областная общественная организация РОСТО (ДОСААФ) (по согласованию), государственное образовательное учреждение дополнительного образования "Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования", государственное учреждение "Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи "Молодежь плюс", государственное учреждение "Областной центр патриотического воспитания", областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Саратовской области" (по согласованию)

Объем и источники исполнения Программы

- общий объем необходимых для реализации средств областного бюджета в 2009-2011 годах составляет 25498,1 тыс. рублей, в том числе:

- в 2009 году - 10265,8 тыс. рублей;

- в 2010 году - 8493,4 тыс. рублей;

- в 2011 году - 6738,9 тыс. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 794-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение доли молодых людей, входящих - в политические партии, в общей численности молодежи с 2 до 5,5 процента;

- увеличение доли молодежи, принимающей участие в выборах местного, областного и федерального уровней, в общей численности молодежи избирательного возраста (от 18 до 30 лет) с 54 до 65 процентов;

- увеличение доли молодежных и детских общественных организаций и объединений, включенных в реализацию региональной молодежной политики, в общем количестве объединений с 20 до 39 процентов;

- увеличение доли молодых людей - членов молодежных и детских общественных организаций и объединений в общей численности молодежи области с 22 до 31 процента;

- увеличение доли способной, инициативной и талантливой молодежи, получившей государственную поддержку, в общей численности молодежи области с 3 до 8 процентов;

- увеличение доли молодежи, принимающей участие в творческих, спортивных, научных и других мероприятиях, в общей численности молодежи области с 10 до 20 процентов;

- увеличение доли молодых людей, включенных в проекты развития социальной компетентности, получивших социальные услуги (по различным направлениям сферы работы с детьми и молодежью), в общей численности молодежи области с 15 до 18 процентов;

- увеличение количества областных социальных учреждений и служб для молодежи (с филиалами) с 18 до 21 процента;

- увеличение количества учреждений патриотической направленности доя молодежи области (с филиалами) с 1 до 4 учреждений;

- увеличение количества организаций, клубов патриотической направленности, поисковых отрядов, школьных музеев и уголков боевой славы с 942 до 990 организаций;

- увеличение доли молодых людей, принимающих участие в деятельности молодежных организаций, клубов патриотической направленности, поисковых отрядов, школьных музеев и уголков боевой славы, в общей численности молодежи области с 9,5 до 10,7 процента;

- увеличение количества молодежных клубов военно-патриотической направленности с 86 до 110;

- увеличение доли молодых людей, принимающих участие в мероприятиях военно-патриотической направленности, в общей численности молодежи области с 12 до 16,5 процента

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляется министерством образования области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ"

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 456-П, см. предыдущую редакцию)

     

I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


В настоящее время российское общество переживает бурное развитие экономических и общественных отношений, рост экономики, уровня жизни, формирование социальной и политической стабильности. Динамика происходящих процессов, негативные явления общественной жизни прошлого и борьба по их преодолению, смена направленности и темпов социального развития по-новому ставят вопрос о формировании жизнеспособного молодого поколения.

Молодежь как возрастная группа несет в себе разнонаправленный потенциал. Направить энергию молодых в созидательное русло - главная задача реализации программ для молодежи.

Значимость государственной молодежной политики для области определяется тем, что молодое поколение составляет существенную часть граждан области - 657,3 тыс. человек (25,3 процента от общей численности населения), из которых более 161 тысячи - сельская молодежь. Вместе с тем обозначилась тенденция снижения численности молодежи в области. Так, по состоянию на 1 января 2005 года численность молодежи области составляла более 671 тыс. человек, а уже на 1 января 2007 года - около 666 тыс. человек.

При этом на молодежный возраст приходится треть трудоспособного периода, и молодежь на сегодня составляет 40 процентов трудоспособного населения (при этом реально занята лишь половина: остальные учатся, не имеют работы, находятся в отпусках по уходу за ребенком).

Коэффициент демографической нагрузки в области на 1 января 2006 года составлял 616 человек на 1000 трудоспособного населения. В настоящее время в трудоспособный возраст начинают вступать поколения 1990-х годов рождения, периода резкого снижения рождаемости, а выходят из этого возраста многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Это приведет к снижению численности населения трудоспособного возраста и, следовательно, к росту демографической нагрузки. А от того, насколько сегодняшняя молодежь будет подготовлена к осуществлению эффективной деятельности в социальной, экономической, общественной сферах жизнедеятельности общества, зависит дальнейшее развитие области.

Основными итогами реализации областной целевой программы "Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы являются дальнейшее развитие инфраструктуры по работе с молодежью, поддержка интеллектуального, творческого потенциала молодежи области, формирование системы нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Анализ реализации указанной Программы показывает, что около 45 процентов из выделенной суммы направлено на развитие интеллектуального, творческого потенциала, нравственного воспитания подростков и молодежи. Наиболее массовыми мероприятиями стали: областной фестиваль "Студенческая весна", ежегодный конкурс на соискание молодежной премии имени П.А.Столыпина, областной конкурс научных работ студентов высших учебных заведений "Студенческая наука", областной конкурс "Урожай", областной турнир команд КВН и др.

Результатом активного участия молодежи в областных и всероссийских мероприятиях стало получение в 2006 году 84, а в 2007 году 85 премий для талантливых детей, подростков и молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (124 премии - 30 тыс. рублей, 45 премий - 60 тыс. рублей) на общую сумму 6 млн. 420 тыс. рублей из средств федерального бюджета.

Около 30 процентов средств Программы направлено на развитие инфраструктуры по работе с молодежью. Определяя это направление как одно из ведущих, в 2006 году совместно с администрациями муниципальных районов области проведена работа по созданию филиалов государственного учреждения "Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи "Молодежь плюс" в Петровском, Марксовском и Лысогорском муниципальных районах. Работа филиалов направлена на оказание социальной помощи молодым людям, их адаптацию в сложных жизненных ситуациях и формирование здорового образа жизни.

Разветвленная структура и высокий уровень организации работы позволили центру "Молодежь плюс" при поддержке Правительства области и Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области в 2007 году получить субсидию из федерального бюджета в размере 5 млн. рублей на материально-техническое обеспечение центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, в рамках федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы".

Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений и общественно значимых молодежных инициатив определялась как одно из приоритетных направлений областной целевой программы "Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы.

В настоящее время на территории области ведут работу 101 молодежное и детское общественные объединения, в деятельности которых занято более 130 тыс. человек.

О повышении внимания молодежи к решению своих проблем свидетельствует также формирование в последние годы двух крупных молодежных структур - Молодежного совета и Молодежного парламента Саратовской области.

Во всех муниципальных районах области при главе администрации действуют молодежные общественные советы, которые объединяют наиболее активную часть молодежи из числа школьников, студенчества и работающей молодежи.

В период реализации указанной Программы на территории области получило развитие волонтерское движение.

В 59 мероприятиях городского, областного, регионального и международного значения (акции, семинары, чемпионаты и др.) приняло участие более 1000 волонтеров.

Для реализации социально-психологических программ в 2006-2007 годах подготовлено 450 волонтеров, с участием которых проведено более 140 мероприятий.

Продолжило развитие движение студенческих отрядов области. В настоящее время в учреждениях высшего и среднего профессионального образования созданы 100 студенческих отрядов, в деятельности которых занято 6392 человека (в 2006 году - 90 студенческих отрядов, 4297 чел.), осуществляющих деятельность по семи направлениям. Наиболее многочисленными являются: строительные отряды (30), сельскохозяйственные отряды (27), сервисные (10), охраны правопорядка (2), проводников (2), отряд спасателей. Только в 2007 году строительными отрядами выполнен объем работ на сумму свыше 3 млн. 700 тыс. рублей.

В целях расширения молодежного информационного поля в 2006 году разработан и размещен в сети "Интернет" официальный сайт отдела молодежной политики министерства образования области: molod.region64.ru. Ежемесячно сайт посещает более 6 тыс. человек.

К основным результатам реализации подпрограммы "Патриотическое воспитание детей и молодежи" следует отнести создание системы патриотического воспитания подрастающего поколения, организацию работы с молодежью допризывного возраста, поддержку молодежных и детских общественных объединений патриотической направленности.

В настоящее время на территории области действуют 16 молодежных объединений патриотической направленности, зарегистрированных в Главном управлении министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, 639 музеев и уголков боевой славы, 185 патриотических клубов, 86 военно-патриотических клубов, 102 поисковых отряда. В деятельности этих объединений занято около 65 тыс. молодых людей, что на 20 процентов выше уровня 2006 года.

Вместе с тем цели и задачи областной целевой программы "Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы были решены не в полной мере. Это вызвано рядом причин: недостаточный уровень разработанности законодательной базы на федеральном и областном уровнях, ограниченность средств на реализацию молодежной политики, отсутствие в области вертикально выстроенной структуры органов по реализации молодежной политики.

Сегодня в условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских и других социально-бытовых услуг наблюдается рост негативных явлений в молодежной среде. Ухудшается состояние здоровья молодых людей (лишь 14 процентов практически здоровы, 50 процентов имеют отклонения в здоровье, 36 процентов - хронически больные). Усиливается недоверие к институтам власти, сохраняются высокий уровень преступности среди молодежи (более 57 процентов всех преступлений совершается молодыми людьми), социально-правовая незащищенность молодежи, проблемы досуговой занятости, отсутствие перспективы создания прочной семьи.

И все же, несмотря на все проблемы и трудности нынешней жизни, значительная часть молодежи смотрит в будущее "спокойно, но без особых надежд" (33 процента), "с надеждой и оптимизмом" (40 процентов), около 54 процентов молодых людей считают себя движущей силой коренных преобразований в обществе.

Одной из серьезных проблем современного этапа общественно-политической жизни России, а следовательно, и Саратовской области стало изменение истинного смысла многих понятий, характеризующих политические и социальные процессы ("демократия", "политическая культура", "молодежная политика"), положительное содержание которых явно доминирует, а отношение к ним населения, и в частности молодежи, становится все более стереотипным. Это подтверждается и данными экспертного опроса: 52,6 процента молодых людей безразличны к существующей политической системе; 26,3 процента поддерживают ценности существующей политической системы.

Данные факты свидетельствуют об отсутствии интереса к политической системе общества у большинства молодых людей, о низкой значимости для молодежи института политических партий и движений.

Анализ популярности неформальных молодежных объединений показывает заинтересованность населения в новых, "западных" тенденциях общественно-политической жизни. Так, уровень популярности неформальных молодежных объединений среди молодежи представлен следующими позициями: байкеры - 57,9 процента, хип-хопперы - 52,6 процента, рокеры - 47,4 процента, спортивные фанаты - 42,1 процента, графитчики -36,8 процента. Заинтересованность молодых людей этими объединениями еще раз наглядно показывает их отдаленность от политики, но при этом все больше приближает к "западной модели политического участия".

На этом общем фоне тревожит появление довольно широкого спектра спонтанно сформировавшихся групп радикально настроенной молодежи, в том числе националистического толка, ориентированных на агрессивно-силовые модели поведения.

В целях профилактики развития молодежных объединений радикального толка необходимо укрепление и развитие детских и молодежных общественных организаций как одного из важнейших институтов гражданского общества. Их особая роль состоит в том, что именно они в этом качестве первыми встречаются на жизненном пути молодого человека, где занимают промежуточное положение, являются школой гражданского общества.

Будучи направленной на включение молодого человека в общество, молодежная политика в ее современном понимании предполагает активное участие самих молодых людей, их коллективное соучастие, развитие самодеятельности и самоорганизации. Эти цели как раз и реализуются в деятельности молодежных и детских общественных объединений.

Таким образом, Программа рассматривает в качестве проблемы недостаточную интеграцию молодежи в жизнь общества. Она проявляется во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, недостаточной социальной и экономической активности, криминализации молодежной среды. Вместе с тем молодежь обладает широким позитивным потенциалом - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным проблемам.

Решение социально-экономических задач, укрепление позиций Саратовской области в России и мире, обеспечение ее конкурентоспособности, повышение качества жизни граждан возможно только при эффективном использовании потенциала развития, носителем которого является молодежь. Необходимо на государственном уровне создать условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы.

Степень эффективности участия молодых людей в социально-экономических и политических процессах определяется тем, насколько молодежь:

- разделяет цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

- обладает необходимыми личными, образовательными и профессиональными качествами и возможностями их реального применения в социально-политической практике;

- уважительно относится к культурно-историческому прошлому своей страны и области, готова встать на защиту интересов России и области.

Деятельность в сфере реализации государственной молодежной политики может быть эффективной только при условии комплексного программного подхода.

Применение программно-целевого метода в решении ключевой проблемы позволит:

- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в молодежную сферу области;

- выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования Программы;

- разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем молодежи с участием самой молодежи;

- создать организационную и материальную основы государственной молодежной политики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»