РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы"

(с изменениями на 25 декабря 2012 года)

принят Саратовской областной Думой
31 октября 2007 года

_______________________________________________________________
     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 27.02.2008 N 39-ЗСО,
Законом Саратовской области от 01.04.2008 N 75-ЗСО,
Законом Саратовской области от 02.07.2008 N 148-ЗСО,
Законом Саратовской области от 29.07.2008 N 188-ЗСО,
Законом Саратовской области от 25.09.2008 N 255-ЗСО,
Законом Саратовской области от 17.12.2008 N 336-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 114-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 222-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.08.2009 N 371-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 452-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.10.2009 N 532-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2009 N 667-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 N 697-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.04.2010 N 123-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.04.2010 N 124-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 12.05.2010 N 172-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.05.2010 N 179-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.06.2010 N 229-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.08.2010 N 365-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.08.2010 N 393-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 439-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2010 N 529-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.12.2010 N 617-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2010 N 662-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.01.2011 N 43-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 13.05.2011 N 254-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 12.07.2011 N 353-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.08.2011 N 427-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.09.2011 N 513-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 10.11.2011 N 635-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.12.2011 N 672-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 12.12.2011 N 692-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.12.2011 N 703-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2011 N 725-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 28.12.2011 N 765-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.07.2012 N 446-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.01.2012 N 21-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.08.2012 N 498-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.09.2012 N 542-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.10.2012 N 610-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 12.11.2012 N 675-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2012 N 796-П.

_______________________________________________________________

     


Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы".

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов  



г.Саратов

9 ноября 2007 г.

N 228-ЗСО

Приложение
 к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе "Развитие
сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия в Саратовской области
на 2008-2012 годы"

     

Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы"

Паспорт областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы"
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2012 N 796-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы



- областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 2 августа 2007 года N 196-Пр

Государственный заказчик - координатор Программы

- министерство сельского хозяйства области

Исполнители основных мероприятий Программы



- министерство сельского хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, министерства и ведомства, реализующие государственную политику в сфере агропромышленного комплекса области, органы местного самоуправления (по согласованию), научные организации области (по согласованию)

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 25.08.2010 N 393-П, см. предыдущую редакцию)

Основные разработчики Программы

- министерство сельского хозяйства области, ассоциация "Аграрное образование и наука" в составе: федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный аграрный университет им.Н.И.Вавилова", государственное научное учреждение "Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса", государственное научное учреждение "Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока", федеральное государственное научное учреждение "Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго  и кукурузы", федеральное государственное научное учреждение "Волжский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации", Саратовское отделение федерального государственного научного учреждения "Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства", а также институт аграрных проблем РАН, ассоциация сельскохозяйственных кооперативов, арендаторов и крестьянских хозяйств "Возрождение", областная организация профсоюза работников АПК

Цели Программы

- устойчивое развитие сельских территорий;

повышение привлекательности сельских территорий для инвесторов и квалифицированных работников;

стимулирование роста благосостояния населения и повышение качества социальной сферы в сельской местности;

повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и пищевой продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;

сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов;

повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий АПК;

развитие продовольственных рынков на территории области;

стабильное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;

насыщение потребительского рынка области продуктами питания местного производства;

удовлетворение потребности населения области в продуктах детского и лечебного питания;

повышение инвестиционной привлекательности отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности

(строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 17.12.2008 N 336-ЗСО, см. предыдущую редакцию);

стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции;

усиление экономических предпосылок для дальнейшего развития и распространения семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

развитие свеклосахарного комплекса области.

Задачи Программы

- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий за счет диверсификации (развития сезонной и альтернативной) занятости сельского населения, восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села;

развитие рыночных институтов и инфраструктуры аграрного бизнеса;

стимулирование развития кооперации и интеграции всех типов предприятий различных форм собственности при производстве, переработке, сбыте сельскохозяйственной продукции, агросервисном обслуживании, торговле и кредитовании, формирование ассоциаций и союзов сельхозпроизводителей;

оптимизация общих условий функционирования сельского хозяйства путем улучшения кадрового и информационного обеспечения АПК, выполнения комплекса мер по поддержанию почвенного плодородия;

проведение необходимых природоохранных мероприятий;

обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей, и прежде всего животноводства, на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала;

повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей, расширению их доступа к кредитным ресурсам, развитию страхования сельскохозяйственной деятельности;

продвижение в сельское хозяйство инноваций;

совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

формирование на территории области соответствующей международным требованиям системы контроля качества (продукции, сырья, продовольствия и т.д.) и фитосанитарного контроля;

создание условий для устойчивого развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности за счет восстановления, реконструкции и модернизации производства продуктов питания;

увеличение объемов производства пищевой продукции;

развитие партнерских взаимоотношений предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности с сельскохозяйственными товаропроизводителями области;

оснащение современным технологическим оборудованием действующих и строящихся боен, цехов первичной переработки молока и приближение их к сельхозпроизводителю;

внедрение инновационных технологий на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности;

проведение мероприятий по техническому перевооружению и модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции;

организация выпуска специализированной мясной продукции для детского и диетического питания

(строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 17.12.2008 N 336-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

 обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств; создание дополнительных мер государственной поддержки начинающих фермеров;

стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства;

поддержка проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм от 20 до 100 и свыше голов крупного рогатого скота (далее - КРС) или конематок, от 50 до 300 и выше голов овец, коз и других сельскохозяйственных животных, птицеферм от 1000 и выше голов птиц на базе крестьянских (фермерских) хозяйств при условии их окупаемости сроком не более 8 лет;

укрепление материально-технической базы свеклосахарного производства за счет приобретения высокопроизводительной техники для возделывания сахарной свеклы;

проведение модернизации сахарного производства с увеличением мощности по переработке сахарной свеклы.

Сроки реализации Программы

- 2008-2012 годы

Объем и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы на период 2008-2012 годов составит 19775527,7  тыс. рублей, в том числе:

- из федерального бюджета (прогнозно) - 5703214,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2008 год - 679500,0 тыс. рублей,

2009 год - 1239500,0 тыс. рублей,

2010 год - 928920,0 тыс. рублей,

2011 год - 1296460,0 тыс. рублей,

2012 год - 1558834,8 тыс. рублей;

- из областного бюджета -  6349856,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

2008 год - 853730,0 тыс. рублей,

2009 год - 862719,1 тыс. рублей,

2010 год - 2713041,1 тыс. рублей,

2011 год - 1284703,4 тыс. рублей,

2012 год - 635663,3 тыс. рублей;

- из внебюджетных источников (прогнозно) - 7722456,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2008 год - 1227400,0 тыс. рублей,

2009 год - 1272400,0 тыс. рублей,

2010 год - 1980700,0 тыс. рублей,

2011 год - 1910600,0 тыс. рублей,

2012 год - 1331356,0 тыс. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 12.12.2011 N 692-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- реализация мероприятий Программы за период 2008-2012 годов позволит:

повысить уровень и качество жизни сельских жителей;

увеличить объемы производства продукции сельского хозяйства области предприятиями всех форм собственности на 26,3 процента по сравнению с 2006 годом;

достигнуть среднего уровня рентабельности  по отрасли не менее 12 процентов;

увеличить объем инвестиций в сельское хозяйство и отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности области;

повысить производительность труда и уровень доходов работников сельского хозяйства;

обеспечить стабилизацию рынка сбыта сельскохозяйственной продукции;

стабилизировать экологическую ситуацию в сельском хозяйстве;

привлечь в аграрное производство наиболее квалифицированную рабочую силу;

повысить конкурентоспособность пищевой продукции, производимой предприятиями области;

увеличить объемы производства пищевой продукции;

укрепить позиции местных товаропроизводителей на областном и российском рынках

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 439-П, см. предыдущую редакцию)

- реализация мероприятий по поддержке начинающих фермеров обеспечит:

создание условий для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета;

рост занятости населения;

создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий.

- реализация мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечит:

увеличение семейных животноводческих ферм на 10 единиц;

увеличение объема производства молока на 1652 тонн в год;

увеличение объема производства мяса на 130 тонн в год;

увеличение поголовья КРС на 450 голов; создание дополнительных 30 рабочих мест.


1. Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий
(пункт с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 28.12.2011 N 765-П, см. предыдущую редакцию).


Настоящая Программа разработана в соответствии с Государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 446 от 14 июля 2007 года (далее - Государственная программа).

Программа реализует государственную аграрную политику на территории области на период 2008-2012 годов.

Экономический рост в сельском хозяйстве области продолжается 8 лет подряд. За период с 1999 по 2006 год стоимость валовой продукции сельского хозяйства увеличилась на 44,7 процента. Однако начиная с 2003 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства и зависимости от импортного сырья, объем которого растет быстрее, чем внутреннее производство. Если в 2004 году производство в растениеводстве приблизилось к уровню 1990 года, то в животноводстве к настоящему времени оно восстановлено лишь наполовину. Между тем по мере роста доходов населения области увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве области, узость сферы альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем деревни. Около 53 процентов сельских жителей имеют среднедушевые денежные доходы и 41 процент - располагают ресурсами ниже прожиточного уровня.

Основными причинами относительно медленного развития сельского хозяйства являются:

- недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства;

- прогрессирующие негативные экологические процессы в сельском хозяйстве, проявляющиеся в хроническом снижении почвенного плодородия, засолении сельскохозяйственных земель и других отрицательных явлениях;

- усугубляющееся воздействие природно-климатических факторов на сельскохозяйственное производство области и, в частности, нарастание засушливых явлений в период вегетации растений;

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства и, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- продолжающийся на протяжении почти двух десятков лет диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью агропродовольственных рынков, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страховой деятельности;

- дефицит квалифицированных кадров (как руководителей и специалистов, так и работников массовых профессий), вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В настоящее время создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением экономической политики области.

Сложившаяся экономическая и институциональная система сельского хозяйства свидетельствует о необходимости дальнейшего развития не только крупных, но и малых форм хозяйствования.

В целом сектор малых форм хозяйствования в Саратовской области составляет, по данным Росстата, 6,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (общая площадь земли 2202,8 тыс. га) и 290 тыс. личных подсобных хозяйств (общая площадь земли 51 тыс. га), а также 162 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 104 снабженческо-сбытовых, 37 кредитных и 21 перерабатывающий). В этом секторе используется 26 процентов общей земельной площади.

Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала.

Вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам требуется произвести затраты на разработку проектно-сметной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, покупку, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений, сооружений, регистрацию производственных объектов, строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, подключение к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре, покупку сельскохозяйственных животных.

Создание крестьянского (фермерского) хозяйства зачастую связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует денежных средств.

Без решения всех перечисленных проблем начинающие фермеры не смогут быть конкурентоспособными.

Сектор крестьянских (фермерских) хозяйств имеет определенный потенциал для развития животноводства.

Качественные изменения в производстве продуктов животноводства могут стать катализатором положительных качественных изменений как всей сельскохозяйственной отрасли в целом, так и рынков сельскохозяйственной продукции в частности.

Поддержка развития крестьянских (фермерских) хозяйств во многом будет способствовать освоению заброшенных необрабатываемых земель, частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.

Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ позволит увеличить производство отечественной животноводческой продукции, будет способствовать увеличению поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, а также распространению передового опыта организации животноводства.

Стимулирование эволюционного перехода личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) в КФХ является важным фактором в развитии экономики сельского хозяйства области.

Полноценное развитие сельского хозяйства возможно только с одновременным развитием перерабатывающей промышленности.

Начиная с 2000 года в области отмечено наращивание объемов производства основных продуктов питания. Высокими темпами развивается производство колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, масла растительного, маргариновой продукции, кондитерских изделий. Стабильно развивается молочная отрасль.

В то же время достаточно остро стоят проблемы повышения качества сырья и готовой продукции, расширения ассортимента детского и школьного питания, продуктов с повышенными сроками хранения и новыми потребительскими свойствами. Их решение неразрывно связано с проведением мероприятий по техническому перевооружению предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

В результате успешной реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и увеличения объемов производства продукции животноводства особенно актуальным стал вопрос развития молочной и мясной отраслей пищевой промышленности. Возникла необходимость строительства цехов по первичной переработке скота, цехов по производству школьного и детского питания, завода по переработке отходов мясного производства и т.д.

Обеспеченность специализированными мясными продуктами детей дошкольного и школьного возраста в России не превышает 3-6 процентов. Объем российского рынка детского питания занимает лишь 40-50 процентов от потенциально возможных объемов.

Не сформирован и рынок продуктов функционального питания или диетических (лечебно-профилактических) продуктов питания, тогда как потребность в них составляет до 30 процентов от всех видов продуктов питания.

Недостаточно развивается свеклосахарный комплекс области. Посевные площади сахарной свеклы с 2003 года постоянно сокращались, что связано, в первую очередь, с недостатком финансовых средств у свеклосеющих хозяйств на приобретение свеклоуборочной техники. В настоящее время необходимость развития свеклосахарного комплекса области обусловлена:

социальной значимостью сахара как необходимого продукта питания, доступного по цене;

высокой затратностью производства сахарной свеклы;

необходимостью оснащения хозяйств современной техникой для возделывания сахарной свеклы;

недостаточным уровнем обеспеченности населения области сахаром собственного производства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»