РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе "Развитие мировой юстиции в Саратовской области на 2008-2012 годы"

(с изменениями на 29 декабря 2012 года)

     

принят Саратовской областной Думой
19 сентября 2007 года

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 30.07.2008 N 197-ЗСО,
Законом Саратовской области от 31.10.2008 N 285-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 441-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.10.2009 N 538-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2009 N 651-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.03.2010 N 68-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.05.2010 N 184-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.07.2010 N 328-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.10.2010 N 460-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 689-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.03.2011 N 144-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2011 N 363-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.12.2011 N 714-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.07.2012 N 393-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2012 N 698-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 799-П.

_______________________________________________________________


Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Развитие мировой юстиции в Саратовской области на 2008-2012 годы" согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов



г.Саратов

1 октября 2007 г.

N 199-ЗСО

Приложение
 к Закону Саратовской области
 "Об областной целевой программе
 "Развитие мировой юстиции
в Саратовской области на 2008-2012 годы"

Областная целевая программа "Развитие мировой юстиции в Саратовской области на 2008-2012 годы"

Паспорт областной целевой программы "Развитие мировой юстиции в Саратовской области на 2008-2012 годы"
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 799-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

- областная целевая программа "Развитие мировой юстиции в Саратовской области на 2008-2012 годы" (далее - Программа)

Основание разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 18 июля 2007 года N 182-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие мировой юстиции в Саратовской области на 2008-2012 годы"

Государственный заказчик Программы

- управление по обеспечению работы мировых судей Правительства области, комитет по обеспечению деятельности мировых судей области

(позиция с учетом дополнений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 441-П, см. предыдущую редакцию)

Основной разработчик Программы

- управление по обеспечению работы мировых судей Правительства области, комитет по обеспечению деятельности мировых судей области

(позиция с учетом дополнений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 441-П, см. предыдущую редакцию)

Цели Программы

- целями Программы являются:

повышение качества осуществления правосудия;

совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций

Задачи Программы

- основными задачами Программы являются:

обеспечение открытости и прозрачности мировой юстиции;

повышение доверия к мировой юстиции,  в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел;

создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

обеспечение независимости мировых судей

Сроки реализации Программы

- Программу предполагается осуществить в 2008- 2012 годах.

Программа предусматривает реализацию комплекса взаимосвязанных мероприятий по приоритетным направлениям реформирования и развития мировой юстиции в области на протяжении всего срока действия Программы, в связи с чем отдельные этапы ее реализации не выделяются

Исполнители основных мероприятий Программы

- управление по обеспечению работы мировых судей Правительства области, комитет по обеспечению деятельности мировых судей области, министерство информации и печати области

(позиция с учетом дополнений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 441-П, см. предыдущую редакцию)

Объем и источники финансирования Программы

Для реализации программных мероприятий из областного бюджета необходимо 32104,6 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 9900,0 тыс. рублей; в 2009 году - 3883,6 тыс. рублей; в 2010 году - 6467,0 тыс. рублей; в 2011 году - 4807,2 тыс. рублей; в 2012 году - 7046,8 тыс. рублей

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 11.07.2012 N 393-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые результаты реализации Программы

- создание условий для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия, повышения эффективности работы мировой юстиции области, улучшения качества судебных актов;

увеличение площади служебных помещений в расчете на одного мирового судью - с 77,41 кв. метра до 93,1 кв. метра общей площади;

внедрение необходимых средств охраны зданий судебных участков мировых судей в соответствии с требованиями законодательства

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 19.12.2011 N 714-П, см. предыдущую редакцию)

Система организации контроля за исполнением Программы

- приоритетные направления развития мировой юстиции области обуславливают необходимость применения к формированию и контролю за реализацией мероприятий Программы принципиально новых подходов, к которым относятся:

направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей;

комплексный подход, включающий проектно-аналитическое обоснование, научное сопровождение, апробацию, нормативно-правовое обеспечение.

При формировании мероприятий Программы государственный заказчик осуществляет:

привлечение представителей общественности к оценке мероприятий, индикаторов и показателей Программы;

привлечение к реализации мероприятий Программы максимально широкого круга исполнителей;

непрерывный контроль эффективности реализуемых мероприятий Программы на основе индикаторов и показателей;

внесение на основании данных контроля эффективности реализуемых мероприятий Программы изменений в перечень и содержание мероприятий, а также в их ресурсное обеспечение;

ежегодное уточнение показателей и размера затрат на реализацию мероприятий Программы


1. Содержание проблемы и обоснование целесообразности ее решения программно-целевым методом


Работа по обеспечению деятельности мировых судей в области позволила создать допустимые условия для обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия.

Предлагаемая в Программе система мер направлена на совершенствование судебной системы в целях обеспечения эффективной защиты прав и свобод граждан, в том числе права частной собственности как необходимого условия развития гражданского общества и функционирования экономики, а также на отказ от экстенсивного пути развития системы мировой юстиции в области.

В июне 2007 года принят Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", в соответствии с которым количество участков мировых судей в области увеличено на 12, со 121 до 133.

В то же время дальнейшее развитие судебной системы не может быть простым наращиванием количества мировых судей вслед за постоянным увеличением количества рассматриваемых дел. В этой связи необходимы меры для интенсификации ее деятельности.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода мировой юстиции на новый качественный уровень деятельности. Это обуславливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого метода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности мировых судей.

Необходимость скоординированного и комплексного решения проблем программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:

большим значением эффективности работы мировых судей для построения правового государства;

тесной взаимосвязью и взаимозависимостью процессов социально-экономического развития области и сферы правосудия;

сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию, учитывая, что материально-техническое обеспечение мировой юстиции полностью возложено на субъект Российской Федерации;

многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов.

С учетом изложенного использование в 2008-2012 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для качественного обновления и создания в области системы мировой юстиции, адекватной требованиям демократического государства и общепринятым нормам международного права.

2. Цели и задачи Программы


Целями Программы являются:

повышение качества осуществления правосудия;

совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Основными задачами Программы являются:

обеспечение открытости и прозрачности мировой юстиции;

повышение доверия к мировой юстиции, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел;

создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

обеспечение независимости мировых судей.

Целевые индикаторы и показатели Программы приводятся в приложении 1.

Для достижения целей и решения задач, предусмотренных Программой, необходимо совершенствовать судоустройство путем подготовки предложений по оптимизации компетенции мировых судей с учетом роста их загруженности, а также путем внедрения внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, внедрения примирительных процедур, что будет способствовать снижению нагрузки на мировых судей.

Совершенствование судопроизводства предполагает обеспечение прозрачности судебной системы для закрепления процедуры, препятствующей оказанию воздействия (давления) на мирового судью в связи с рассматриваемым им делом.

Открытость судебного разбирательства предусматривает обязательность раскрытия содержания всех обращений, поступивших мировому судье до рассмотрения дела.

Для осуществления наиболее полного взаимодействия между участками мировых судей, расположенными в одном городе или районе, целесообразно возложение обязанностей организатора на одного из мировых судей.

Повышению эффективности судебной системы будет способствовать повышение активной роли мировой юстиции, усиление ее влияния на правоприменение.

(часть исключена постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2011 N 363-П, см. предыдущую редакцию).

В целях обеспечения доступности правосудия предусматривается: создание надлежащих условий для защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем проведение капитального ремонта и приобретения зданий для судебных участков мировых судей; создание условий для инвалидов и несовершеннолетних, создание зон свободного доступа в здания участков мировых судей; обеспечение открытости судебного разбирательства; выделение комнат ожидания для граждан, санитарных комнат (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2011 N 363-П, см. предыдущую редакцию).

Качественное и своевременное осуществление правосудия невозможно в условиях нехватки площадей для размещения судейского корпуса, аппарата участка мирового судьи, залов судебных заседаний. Указанное обстоятельство затрудняет работу мировых судей, которые в силу данных причин лишены условий для кропотливого и всестороннего изучения дел, необходимого для правильного разрешения споров.

В целях обеспечения надлежащих условий для осуществления правосудия необходимо принять меры, направленные на усиление охраны зданий участков мировых судей.

Цели и задачи Программы определены с учетом Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).

3. Обеспечение открытости и прозрачности правосудия
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области
от 09.09.2009 N 441-П, см. предыдущую редакцию)


Приоритетным направлением является информатизация деятельности системы мировой юстиции области, в том числе:

реализация проекта электронного обеспечения мировых судей;

формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия участков мировых судей и судов общей юрисдикции, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, комитета по обеспечению деятельности мировых судей области.

4. Создание необходимых условий для осуществления правосудия
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 799-П, см. предыдущую редакцию).


Для улучшения обеспечения мировых судей служебными помещениями необходимо произвести капитальный ремонт зданий, а также предусмотреть приобретение помещений для размещения судебных участков мировых судей г.Саратова и Саратовской области (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2011 N 363-П, см. предыдущую редакцию).

Необходимо исключить размещение судебных участков мировых судей в зданиях и помещениях, не соответствующих требованиям для отправления правосудия (в помещениях образовательных, в том числе дошкольных учреждений), предусмотрев возможность их использования по первоначальному назначению (г.Саратов, ул.2-я Прокатная, 13а; ул.Уфимцева, 8а) (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 441-П, см. предыдущую редакцию).

По состоянию на 1 января 2007 года в системе мировой юстиции в стадии реконструкции и капитального ремонта находится одно здание. В настоящее время в увеличении площадей нуждается 51 участок мирового судьи.

На 2008-2012 годы предлагается предусмотреть в рамках реализации мероприятий Программы выделение средств управлению по обеспечению работы мировых судей Правительства области, комитету по обеспечению деятельности мировых судей области на приобретение и ремонт зданий в размере 24766,8 тыс. рублей (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 11.07.2012 N 393-П, см. предыдущую редакцию).

В результате на одного судью будет приходиться 93,1 кв. метра общей площади (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 19.12.2011 N 714-П, см. предыдущую редакцию).

(часть исключена постановлением Правительства Саратовской области от 19.12.2011 N 714-П, см. предыдущую редакцию).

Для реализации программных мероприятий по обеспечению безопасности мировых судей потребуется 7289,9 тыс. рублей на обеспечение средствами охраны и противопожарной защиты и инженерно-технической укрепленности (в том числе изготовление проектно-сметной документации) судебных участков мировых судей Саратовской области (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 11.07.2012 N 393-П, см. предыдущую редакцию).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»