РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Развитие туризма в Саратовской области на 2007-2010 годы"

(с изменениями на 30 декабря 2010 года)

     

принят Саратовской областной Думой
29 августа 2007 года


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 114-ЗСО,
Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 347-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.05.2009 N 163-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 455-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.12.2009 N 627-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.05.2010 N 163-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 693-П.

_______________________________________________________________


Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Развитие туризма в Саратовской области на 2007 - 2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Саратовской области  
П.Л.Ипатов



г.Саратов

11 сентября 2007 г.

N 164-ЗСО

     

Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
 "Развитие туризма в Саратовской области
на 2007-2010 годы"


Областная целевая программа "Развитие туризма в Саратовской области на 2007-2010 годы"
(с изменениями на 30 декабря 2010 года)

Паспорт областной целевой программы "Развитие туризма в Саратовской области на 2007-2010 годы"

Наименование Программы

- областная целевая программа "Развитие туризма в Саратовской области на 2007-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 7 ноября 2006 года N 303-Пр "О подготовке проекта областной целевой программы "Развитие туризма в Саратовской области на 2007-2010 годы"

Государственный заказчик Программы

- министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области

Основной разработчик Программы

- министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области

Цели Программы

- увеличение вклада в развитие экономики области за счет развития сферы туристской деятельности, в том числе за счет налоговых поступлений в областной и местные бюджеты;

сохранение и рациональное использование культурного и природного наследия;

создание современной системы рекламно-информационной деятельности в сфере туризма;

содействие повышению уровня профессиональной подготовки кадров в сфере туристской деятельности;

формирование системы научного обеспечения развития туристской отрасли;

содействие развитию материальной базы туризма

Задачи Программы

- совершенствование системы информационного обеспечения в сфере туризма;

формирование положительного имиджа Саратовской области как региона, привлекательного для туристов;

создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма;

формирование и продвижение туристского продукта области на внутреннем, российском и международном туристских рынках;

содействие созданию современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма

Важнейшие оценочные показатели Программы

- важнейшими оценочными показателями Программы служат:

увеличение привлекательности региона для туристов из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа;

развитие смежных с туристской деятельностью сфер экономики, малого и среднего бизнеса;

увеличение количества рабочих мест

Сроки реализации Программы

- 2007-2010 годы

Этапы реализации Программы

- первый этап (2007-2008 годы) предполагает подготовку и реализацию программных мероприятий, направленных на выделение приоритетных направлений развития туристской деятельности, формирование нового информационно-рекламного продукта области. В результате реализации первого этапа Программы ожидается постепенный рост въездного и внутреннего туристских потоков.

Второй этап (2009-2010 годы) предусматривает развертывание рекламной кампании по продвижению туристского продукта области на отечественном и международном туристских рынках. В результате второго этапа реализации Программы ожидаются формирование предпосылок для развития туристской инфраструктуры области, рост потока въезжающих в регион туристов

Основные исполнители Программы

- министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство образования области, администрации муниципальных районов области (по согласованию)

Объем и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования мероприятий Программы в 2007-2010 годах составляет 7915,7 тыс. рублей, в том числе:

из средств областного бюджета - 2915,7 тыс. рублей;

из средств местных бюджетов (прогнозно) - 5 000,0 тыс. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 693-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- удовлетворение потребностей населения области в активном полноценном отдыхе;

приобщение к культурным ценностям;

патриотическое воспитание подрастающего поколения;

формирование здорового образа жизни у населения;

увеличение доходов от туризма в областной и местные бюджеты за счет въездного и внутреннего туризма;

стимулирование развития смежных с туристской инфраструктурой секторов экономики;

сохранение и рациональное использование объектов историко-культурного и природного наследия

Организация контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляют министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство образования области


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Признаком развитости социально-экономической системы области среди прочих показателей является рекреационное обеспечение, в том числе и туризм. В области существуют все предпосылки к тому, чтобы стать территорией с развитой индустрией отдыха и туризма. Организация туризма на современном уровне и создание комфортных условий для туристов будут способствовать повышению престижа Саратовской области среди субъектов Российской Федерации, а также международного престижа области. Туризм как статья пополнения бюджета является той реальной сферой деятельности, которая при определенных первоначальных затратах достаточно скоро окупается и приносит доход.

Организация туристского дела - многогранная деятельность, как правило, ее реализуют специалисты многих областей науки и отраслей народного хозяйства.

Организационную основу туризма составляют две группы факторов: объективные и субъективные. В качестве объективных факторов выступают объекты рекреации и природно-климатические условия региона.

Область обладает высоким рекреационным потенциалом: благоприятным климатом с большим количеством солнечных дней в году, уникальным разнообразием природного комплекса, включая реку Волгу с Саратовским и Волгоградским водохранилищами, сетью малых рек общей протяженностью до 10000 км, единственным в Нижнем Поволжье Национальном парком "Хвалынский". На территории области находятся 124 памятника природы, природные заказники, более 300 памятников архитектуры, 27 музеев государственного подчинения, 223 объекта санаторно-курортного и туристского назначения, 62 гостиницы различного класса. Общая площадь рекреационных земель составляет 4 647,3 кв. км. На территории области работает 120 туристских фирм.

Вместе с тем существует ряд причин, препятствующих развитию туризма. Среди них важнейшими являются отсутствие единой областной политики развития туризма, отлаженного механизма деятельности, финансово-материального обеспечения в сфере туризма, а также несоответствие среднего уровня благоустройства и обслуживания на объектах размещения современным стандартам.

Результаты реализации областной целевой программы "Развитие туризма в Саратовской области на 2002 - 2005 годы" явно продемонстрировали перспективы развития туризма как сферы социально-экономической деятельности.

Говоря об итогах реализации указанной программы, следует отметить, что за период ее действия были созданы:

полная информационная база туризма, включающая в себя объекты посещения туристов, реестр объектов индустрии туризма и научное описание туристского потенциала;

система рекламно-информационного обеспечения туризма и концепция представления области на российских и международных туристских выставках. Впервые был сформирован базовый пакет рекламной продукции, область неоднократно представлялась на российских и международных туристских форумах. За период 2002 - 2005 годов был разработан и передан для реализации туристским фирмам области ряд внутренних туристских маршрутов.

В ходе реализации программных мероприятий увеличилось количество туристских фирм, работающих на территории области. Если в 2001 году их было 48, то на конец 2005 года их число увеличилось до 120. Соответственно увеличилось и количество предприятий, реализующих туры по территории области. Их количество увеличилось с 6 в 2001 году до 45 в 2005 году. Благодаря активной рекламной кампании значительно увеличилось количество иностранных, российских граждан, а также жителей региона, отдохнувших на территории области. С 2001 года число иностранных туристов увеличилось с 33227 до 49500 в 2005 году. Число российских граждан, посетивших область, увеличилось с 187500 в 2001 году до 234000 в 2005 году. Число жителей области, отдыхавших на ее территории, увеличилось со 101320 в 2001 году до 128500 в 2005 году.

Значительно возросли поступления платежей в бюджетную систему от туристской деятельности: если в 2001 году они составляли 8,7 млн. рублей, то в 2004 году они увеличились до 19 млн. рублей.

Привлечение дополнительных туристов в область стимулировало развитие смежных с туристской инфраструктурой секторов экономики (транспорт, общественное питание и др.)

Однако дальнейшему развитию туризма на территории области препятствуют нехватка объектов современной индустрии размещения, состояние автомобильных дорог и отсутствие системы, стимулирующей привлечение частных и иностранных инвестиций в экономику области.

2. Цели и задачи Программы


Целями Программы являются:

- увеличение вклада в развитие экономики области за счет развития сферы туристской деятельности, в том числе за счет налоговых поступлений в областной и местные бюджеты;

- сохранение и рациональное использование культурного и природного наследия;

- создание современной системы рекламно-информационной деятельности в сфере туризма;

- содействие повышению уровня профессиональной подготовки кадров в сфере туристской деятельности;

- формирование системы научного обеспечения развития туристской отрасли;

- содействие развитию материальной базы туризма.

В ходе реализации Программы предполагается комплексное решение следующих задач:

- совершенствование системы информационного обеспечения в сфере туризма;

- формирование положительного имиджа Саратовской области как региона, привлекательного для туристов;

- создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма;

- формирование и продвижение туристского продукта области на внутреннем, российском и международном туристских рынках;

- содействие созданию современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.

3. Сроки и этапы реализации Программы


Срок реализации Программы - 2007-2010 годы.

Механизм реализации Программы предусматривает два этапа:

Первый этап (2007-2008 годы) предполагает подготовку и реализацию программных мероприятий, направленных на выделение приоритетных направлений развития туристской деятельности, формирование нового информационно-рекламного продукта области. В результате реализации первого этапа Программы ожидается постепенный рост въездного и внутреннего туристских потоков.

Второй этап (2009-2010 годы) предусматривает развертывание рекламной кампании по продвижению туристского продукта области на отечественном и международном туристских рынках. В результате второго этапа реализации Программы ожидаются развитие туристской инфраструктуры области, рост потока въезжающих в регион туристов.

4. Механизм реализации Программы


Механизм реализации настоящей Программы предусматривает ежегодное формирование следующих документов:

- план действий по реализации первоочередных мероприятий Программы;

- перечень выполняемых на конкурсной основе работ по подготовке и проведению программных мероприятий с указанием исполнителей Программы, определением объемов работ и источников финансирования;

- план проведения конкурсов по выполнению первоочередных мероприятий Программы;

- договоры и соглашения между государственным заказчиком Программы и исполнителями программных мероприятий (по итогам конкурсов).

5. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий, предусмотренных на 2007-2010 годы, охватывает основные направления государственной политики в сфере туризма и включает:

- совершенствование системы государственного регулирования туристской деятельности и поддержку государственными органами области развития туризма в области;

- рекламно-информационную деятельность;

- организацию туристской деятельности в области;

- кадровое обеспечение Программы;

- научное обеспечение развития туристской отрасли.

Реализация программных мероприятий позволит создать на территории области систему регулирования и стимулирования развития туризма, адекватную природе рыночных отношений. Программа предполагает поэтапную реализацию мероприятий.

Совершенствование системы государственного регулирования туристской деятельности и поддержка государственными органами области развития туризма в области включают в себя сбор и обобщение информации, создание электронной версии и печатного издания, постоянно обновляющегося перечня объектов и субъектов туристской индустрии области. Выполнение данного раздела будет способствовать развитию системы информационного обеспечения туризма на территории области, привлечению к работе на внутреннем рынке туристских фирм, обеспечению безопасности туристских маршрутов и туристов, а также ведению учета деятельности субъектов туристского рынка области.

Рекламно-информационная деятельность в сфере туризма предполагает представление Саратовской области на региональных, российских и международных выставках в целях продвижения туристского продукта области на российский и международный туристские рынки.

Подготовка и проведение региональных семинаров и конференций по вопросам продвижения туристского продукта области на рынки субъектов Российской Федерации будут способствовать популяризации области как территории, благоприятной для туризма.

Подготовка и издание информационно-рекламных материалов о возможностях туристского рынка области будут способствовать формированию системы цивилизованных способов продвижения туристского продукта области на российский и международный туристские рынки (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 08.05.2009 N 163-П, см. предыдущую редакцию).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»