РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе "Развитие сети физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений в Саратовской области на 2008-2014 годы"

(с изменениями на 29 декабря 2012 года)

          принят Саратовской областной Думой
25 июля 2007 года

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 09.11.2007 N 227-ЗСО,
Законом Саратовской области от 28.04.2008 N 96-ЗСО,
Законом Саратовской области от 02.07.2008 N 147-ЗСО,
Законом Саратовской области от 25.09.2008 N 256-ЗСО,
Законом Саратовской области от 31.10.2008 N 282-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.11.2009 N 566-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 N 698-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.04.2010 N 122-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.10.2010 N 462-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 02.12.2010 N 609-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.02.2011 N 77-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 12.10.2011 N 555-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.11.2011 N 616-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.12.2011 N 719-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 813-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.09.2012 N 525-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.11.2012 N 666-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 814-П.

_______________________________________________________________


     Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в Саратовской области на 2008-2014 годы" согласно приложению к настоящему Закону (статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 09.11.2007 N 227-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 Губернатор Саратовской области
      П.Л.Ипатов


г.Саратов     

27 июля 2007 г.     

N 123-ЗСО

  Приложение
     к Закону Саратовской
     области "Об областной
     целевой программе
     "Развитие сети
     физкультурно-оздоровительных
     и спортивных сооружений в
      Саратовской области на 2008-2015 годы"

Областная целевая программа "Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в Саратовской области на 2008-2014 годы"


Паспорт областной целевой программы "Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в Саратовской области на 2008-2014 годы"
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 814-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

- областная целевая программа "Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в Саратовской области на 2008-2014 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 383-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие сети физкультурно-оздоро-вительных и спортивных сооружений в Саратовской области на 2008-2015 годы"

Государственные заказчики Программы

- министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство по развитию спорта и физической культуры области, комитет капитального строительства области

Государственный заказчик - координатор Программы

- министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство по развитию спорта и физической культуры области

Основной разработчик Программы

- министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области

Цель и задачи Программы






















Важнейшие оценочные показатели Программы

- цель Программы: создание условий для укрепления здоровья населения области путем развития инфраструктуры спорта и приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Процесс реализации поставленной цели включает в себя решение следующих задач:

удовлетворение потребности населения области в физическом совершенствовании, укреплении здоровья путем регулярных занятий физической культурой и спортом;

строительство, реконструкция и модернизация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, оснащение их современным оборудованием и инвентарем;

развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва;

увеличение численности населения области различных возрастных и социально-демогра-фических категорий, занимающегося физической культурой и спортом на регулярной основе

- важнейшими оценочными показателями Программы служат:

единовременная пропускная способность физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, характеризующая долю жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

норматив обеспеченности области физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, выраженный отношением количества общей площади указанных сооружений к численности населения области

Сроки реализации Программы

- 2008 - 2014 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство по развитию спорта и физической культуры области, министерство финансов области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, комитет капитального строительства области, администрации муниципальных районов и городских округов области (по согласованию)

Объем и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы с учетом прогноза цен на 2008-2014 годы составляет 3924,5309 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 1406,3693 млн.рублей (прогнозно), за счет средств областного бюджета - 2374,1616 млн. рублей, за счет средств местных бюджетов - 144,0 млн. рублей (прогнозно)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 813-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- в результате реализации Программы к 2015 году предполагается:

увеличить показатель обеспеченности области физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями до 75 процентов по плоскостным сооружениям, до 50 процентов по спортивным залам и до 7 процентов по плавательным бассейнам от норматива, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р;

увеличить долю жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 30 процентов от общей численности населения области;

увеличить единовременную пропускную способность физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, находящихся на территории области, на 20 процентов от норматива, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р;

увеличить количество учащихся в детско-юношеских спортивных школах области на 25-30 процентов

Организация контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляет министерство экономического развития и торговли области совместно с министерством по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерством по развитию спорта и физической культуры области


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости      
ее решения программными методами


Важнейшей задачей государственной политики на современном этапе является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности, в том числе создание необходимых условий для реализации конституционного права всех слоев населения: детей, учащихся, рабочих, служащих и пенсионеров - на сохранение и укрепление физического здоровья, возможности заниматься физической культурой и спортом. В рамках решения данной задачи роль физической культуры и спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором. В свою очередь, для вовлечения населения в систематические занятия физической культурой и спортом необходима материально-техническая база, на которой строится работа детско-юношеских спортивных школ, спортивных клубов и секций.

По состоянию на 1 января 2007 года сеть физкультурно-оздоро-вительных и спортивных сооружений в Саратовской области состоит из 3374 действующих спортивных сооружений различного вида, в том числе 1250 спортивных залов, 1535 плоскостных спортивных сооружений и 23 бассейнов с размером ванн 25 метров и 50 метров. Обеспеченность области физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями составляет 42 процента по спортивным залам, 69,7 процента по плоскостным спортивным сооружениям, 5 процентов по бассейнам от нормативного значения (3,5 тыс.кв.м на 10 000 населения по спортивным залам, 19,5 тыс.кв.м на 10 000 населения по плоскостным спортивным сооружениям и 750 кв.м зеркала воды на 10 000 населения) *1. Это в целом соответствует положению в Российской Федерации и Приволжском федеральном округе, подтверждая общегосударственный масштаб проблемы недостаточной обеспеченности населения спортивными объектами, особенно плавательными бассейнами.

_____

*1. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р.

Виды спортивных
сооружений

Обеспеченность, проценты

Саратовская
область

Приволжский федеральный округ

Российская
Федерация

Спортивные залы

42,0

48,1

47,4

Плавательные бассейны

5,0

8,1

2,8

Плоскостные сооружения

69,7

30,8

87,2


Вместе с тем большая часть спортивных залов (998 ед., или 79,9 процента) представляет собой встроенные в здания образовательных учреждений спортивные залы либо временно приспособленные для проведения занятий по физической культуре помещения. В залах образовательных учреждений занимаются преимущественно учащиеся, взрослое население может пользоваться их услугами "по остаточному принципу".

Остальные спортивные залы входят в состав всего лишь 156 отдельно стоящих спортивных сооружений общего пользования, предназначенных для занятий физической культурой и спортом всех слоев населения. Причем территориальное расположение их весьма неоднородно: большая часть отдельно стоящих спортивных сооружений сосредоточена в городах и крупных населенных пунктах области. Но даже здесь обеспеченность ими составляет в среднем 33,3 процента. При этом в Воскресенском, Духовницком, Перелюбском, Ровенском, Самойловском и Турковском муниципальных районах отдельно стоящих спортивных сооружений общего пользования нет. В р.п.Базарный Карабулак, г.Балаково, г.Красноармейске, г.Пугачеве, р.п.Самойловка и г.Энгельсе обеспеченность спортивными залами ниже среднего уровня по области и составляет менее 30 процентов. По плоскостным спортивным сооружениям при средней обеспеченности городского населения 41,6 процента в г.Балаково, г.Вольске, р.п. Духовницкое, г.Пугачеве, г.Ртищево, г.Хвалынске и г.Саратове уровень обеспеченности не превышает 40 процентов от норматива. Пропускная способность физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, т.е. количество людей, которые могут одновременно заниматься физической культурой и спортом, составляет 14,8 процента от норматива. Всего 73103 человека, или 2,8 процента от населения области могут одновременно получить доступ к физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, включая спортивные залы и спортивные площадки образовательных учреждений, при нормативе 20 процентов.

Большинство имеющихся в области физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений построены в 60-80-е годы прошлого века. Их техническое состояние и оснащение оставляют желать лучшего. Проведенное в 2006 году в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 20 декабря 2005 года N 396-Пр "О проведении технического обследования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений Саратовской области" техническое обследование показало, что из 146 отдельно стоящих спортивных сооружений доля объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые нуждаются в реконструкции, составляет 10 процентов (14 ед.), 3 сооружения признаны находящимися в аварийном состоянии и не могут быть использованы без риска здоровью занимающихся.

В области в настоящее время имеются объекты физической культуры и спорта, строительство которых начато, но по различным причинам приостановлено. Это физкультурно-оздоровительный комплекс в р.п.Базарный Карабулак, физкультурно-оздоровительный комплекс в п.Юбилейный и теннисный центр "Кристалл" в г.Саратове, центр подготовки спортивных резервов в г.Энгельсе. Прекращение их строительства может привести к физическому износу строительных конструкций и разрушению объектов, что повлечет за собой необходимость увеличения сметной стоимости сооружений и, следовательно, дополнительные финансовые нагрузки на областной бюджет.

Реализация Программы позволит за семь лет решить указанные проблемы с учетом территориального планирования размещения спортивных объектов и стратегии каждого муниципального района и городского округа области по культивированию приоритетных видов спорта (часть в редакции, введенной Законом Саратовской области от 09.11.2007 N 227-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Использование программно-целевого метода имеет следующие преимущества:

комплексный подход к решению проблемы;

распределение полномочий и ответственности между исполнителями мероприятий Программы;

эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.

Основные программные мероприятия связаны с развитием массового спорта и включают в себя:

развитие физической культуры и спорта по месту жительства граждан;

финансирование в первую очередь развития и модернизации спортивной инфраструктуры и организации пропаганды физической культуры и спорта;

осуществление мониторинга и оценки проводимых мероприятий по развитию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом и динамики доли населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом;

возможность адаптации мероприятий Программы к потребностям граждан и при необходимости их корректировки.

II. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации


Программа представляет собой системно-комплексный подход к развитию физической культуры и спорта в области в период с 2008 года по 2014 год (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 09.11.2007 N 227-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения области путем развития инфраструктуры спорта и приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Процесс реализации поставленной цели включает в себя решение следующих задач:

удовлетворение потребности населения области в физическом совершенствовании, укреплении здоровья путем регулярных занятий физической культурой и спортом;

строительство, реконструкция и модернизация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, оснащение их современным оборудованием и инвентарем;

развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва;

увеличение численности населения области различных возрастных и социально-демографических категорий, занимающегося физической культурой и спортом на регулярной основе.

Отправной точкой в решении вышеуказанных задач является обеспечение нормативной потребности области в объектах физической культуры и спорта. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р одобрена методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (далее - методика). В соответствии с указанной методикой закреплены количественные показатели обеспеченности по трем основным видам спортивных сооружений: спортивным залам, плоскостным сооружениям и плавательным бассейнам. Достижение этих нормативов рекомендовано до 2015 года - по спортивным залам и плоскостным сооружениям и до 2050 года - по плавательным бассейнам с учетом местных и региональных особенностей.

Рассчитанная по вышеуказанной методике нормативная потребность области в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях без учета изменения в демографической ситуации составляет 663 спортивных зала, 3201 плоскостное спортивное сооружение и 671 бассейн с 25-ти метровой ванной для плавания.

Вместе с тем формирование потребности в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях не может идти в отрыве от возможностей развития физической культуры и спорта в области в целом.

Основным показателем наряду с обеспеченностью области объектами физической культуры и спорта является доля населения области, систематически занимающего физической культурой и спортом. Исходя из целевых показателей, представленных в федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", число занимающихся физической культурой и спортом в области на 31 декабря 2014 года должно составить 30 процентов от общей численности населения. Учитывая, что по состоянию на 31 декабря 2006 года число занимающихся физической культурой и спортом в регионе составляет 547 798 человек, или 21 процент от общей численности населения, для достижения указанного показателя необходимо увеличить число систематически занимающихся физической культурой и спортом на 234 697 человек. Для достижения этой цели необходимо:

1) завершить строительство двух физкультурно-оздоровительных комплексов (пункт в редакции, введенной Законом Саратовской области от 25.09.2008 N 256-ЗСО, см. предыдущую редакцию);

2) провести реконструкцию двух спортивных объектов, в том числе одного стадиона и одного детского оздоровительного лагеря;

3) построить 27 новых физкультурно-оздоровительных комплексов, в том числе 18 - с игровыми спортивными залами, шесть - с игровыми спортивными залами и бассейнами, три - с ледовыми аренами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»