РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2007-2009 годы"

(с изменениями на 13 марта 2009 года)

     

принят Саратовской областной Думой
21 февраля 2007 года

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 133-ЗСО,
Законом Саратовской области от 30.07.2008 N 196-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 13.03.2009 N 90-П.

_______________________________________________________________     


Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2007-2009 годы" согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2007-2009 годы".

Губернатор Саратовской области
П.Л. Ипатов



г.Саратов

6 марта 2007 г.

N 14-ЗСО

Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Повышение безопасности дорожного
движения в Саратовской области на 2007-2009 годы"


Областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2007-2009 годы"
(с изменениями на 13 марта 2009 года)

Саратов, 2007


Областная целевая программа
"Повышение безопасности дорожного движения
в Саратовской области на 2007-2009 годы"

Наименование Программы

- областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2007-2009 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки
Программы

- Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 100, распоряжение Правительства Саратовской области от 7 апреля 2006 года N 95-Пр "О подготовке целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2007-2009 годы"

Государственный заказчик
Программы

- министерство транспорта области, министерство по развитию транспортного комплекса области

(строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 30.07.2008 N 196-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Основные разработчики Программы

- министерство транспорта области, Главное управление внутренних дел по Саратовской области (по согласованию), министерство образования области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство здравоохранения области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог области, филиал Государственного специализированного монтажно-эксплуатационного предприятия Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГОССМЭП МВД Российской Федерации) (по согласованию), Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники области, органы местного самоуправления (по согласованию)

(строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 133-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Цель и задачи Программы,
оценочные показатели

- целью Программы является сокращение количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, до десяти процентов к концу 2009 года по сравнению с аналогичным показателем 2005 года.

Задачами Программы являются:

снижение рисков возникновения дорожно-транспортных происшествий, совершаемых по причине "человеческого фактора", повышение правового сознания участников дорожного движения и формирование у них стереотипов безопасного поведения на дорогах;

снижение рисков возникновения дорожно-транспортных происшествий, происходящих по техническим причинам, совершенствование систем организации, управления и контроля дорожного движения;

снижение рисков возникновения тяжких последствий от дорожно-транспортных происшествий

Сроки реализации Программы

- 2007-2009 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство транспорта области, министерство по развитию транспортного комплекса области, Главное управление внутренних дел по Саратовской области (далее - ГУВД по области) (по согласованию), министерство образования области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство здравоохранения области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию), ОГУ "Служба спасения Саратовской области", филиал ГОССМЭП МВД Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог области, Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники области, Саратовское отделение Приволжской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию)

(строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 30.07.2008 N 196-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Объем и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 703,84 млн. рублей, в том числе:

из федерального бюджета - 105,016 млн. рублей (прогнозно по федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах");

из областного бюджета - 299,328 млн. рублей;

из местных бюджетов - 210,246 млн. рублей (прогнозно по предложениям муниципальных образований);

из внебюджетных источников - 89,25 млн. рублей (прогнозно)

(строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 30.07.2008 N 196-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- сокращение количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на 1393 человека к концу 2009 года по сравнению с инерционным сценарием развития ситуации в условиях отсутствия программно-целевого метода

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется:

комиссией при Правительстве области по обеспечению безопасности дорожного движения, министерством транспорта области, министерством экономического развития и торговли области


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, приобретшей в последнее десятилетие особую остроту в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения - и все это на фоне неуклонного роста уровня смертности и травматизма людей вследствие дорожно-транспортных происшествий - относится к наиболее приоритетным задачам страны, как подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В.Путин.

В рамках утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 1707-р Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 100 утверждена федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" с объемами финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и иных источников по годам.

По итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 15 ноября 2005 года, Президентом Российской Федерации 5 декабря 2005 года дано поручение органам государственной власти субъектов Российской Федерации организовать разработку и реализацию региональных программ повышения безопасности дорожного движения.

Во исполнение данного поручения Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Саратовской области от 7 апреля 2006 года  N 95-Пр принято решение о подготовке областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2007-2009 годы".

Разработка региональных и местных программ с целью реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий, регламентируется статьей 10 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

С учетом уровня риска гибели людей в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и ущерба, наносимого экономическим интересам области, эффективное обеспечение безопасности дорожного движения (далее - БДД) не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.

Если за период 2000-2002 годов в области зарегистрировано 6844 ДТП, в которых погибло 1176 и ранено 7678 человек, то уже за 2003-2005 годы зарегистрировано 7292 ДТП, в которых погибло 1435 и ранено 10411 человек.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов - в среднем 1000-1100 случаев в год, столкновение - в среднем 600-700 случаев в год, опрокидывание - в среднем 350-400 случаев в год.

Только в 2005 году в 1000 случаев наезда на пешеходов погибло  177 человек, 893 человека оказались с разными степенями травматизма.  В 653 столкновениях погибло 147 человек и 1012 человек ранены.

Из 2382 ДТП, совершенных в целом по области в 2005 году, около 20 процентов ДТП совершены по вине пешеходов, в том числе детей, с нарушением правил дорожного движения.

Из 777 ДТП, произошедших в 2005 году из-за не соответствующих требованиям безопасности дорожных условий, наиболее распространенными являются низкие сцепные качества дорожного покрытия - 307 ДТП, неровности и дефекты дорожного покрытия - 334 ДТП.

Доля ДТП, совершенных из-за несоблюдения водителями правил дорожного движения, составляет в области, как и в целом по России, более 80 процентов от общего количества ДТП.

К основным факторам недостаточного обеспечения БДД относятся:

недостаточная концентрация ресурсов на реализацию конкретных мероприятий, непосредственно влияющих на уровень БДД и соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

массовое пренебрежение требованиями БДД, отсутствие транспортной культуры и правосознания со стороны участников дорожного движения и общества;

низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;

недостаточная техническая оснащенность всех органов и организаций, участвующих в обеспечении БДД, современными средствами организации  и контроля процесса дорожного движения и предотвращения тяжких последствий от ДТП.

В первую очередь необходимо сконцентрировать ресурсы на снижении рисков возникновения ДТП, совершаемых по причине "человеческого фактора", путем повышения правового сознания участников дорожного движения и формирования у них стереотипов безопасного поведения на дорогах. При этом концентрацию ресурсов недостаточно ограничивать рамками основной деятельности контрольно-надзорных органов, необходимо дополнительное направление целевых средств на проведение широкомасштабных профилактических акций "Внимание, дети!", "Внимание, пешеход!", "Вежливый водитель", "Зебра" и т.п., размещение информационных материалов в СМИ, размещение тематической наружной рекламы в общественных местах, создание информационно-пропагандистской продукции и видеороликов, направленных на укрепление дисциплины участников дорожного движения, повышение квалификации водителей и преподавательского состава общеобразовательных школ по Правилам дорожного движения, проведение конкурсов "Безопасное колесо", направленных на профилактику детского и юношеского дорожного травматизма.

Также на цели воспитательного характера водителей направлены мероприятия по внедрению на территории области технических устройств автоматической видеофиксации нарушений правил дорожного движения, что позволит исключить субъективность и конфликтные ситуации при оформлении административных правонарушений. Например, при несогласии правонарушителя с показаниями прибора для измерения скорости у сотрудников ГИБДД практически отсутствует необходимая доказательная база, что в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях трактуется судебными органами в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Наличие подобной системы - мощный сдерживающий фактор для нарушителей правил дорожного движения.

Системы видеофиксации имеют возможности автоматического определения нарушений правил дорожного движения (далее - ПДД) и аварийных ситуаций таких, как:

проезд на запрещающий сигнал светофора;

въезд в запрещенные зоны и направления;

остановки в запрещенных местах;

выезд на полосу встречного движения;

нарушения скоростного режима -

с автоматическим распознаванием и занесением в базу данных регистрационного номера автомобиля, даты, времени, соответствующего видеокадра (видеозаписи ДТП) и сопоставлением информации с собственной или внешней базами данных. Система контролируется дежурными операторами.

Опыта применения подобных систем видеофиксации правонарушений  в России почти нет. Поэтому при оценке эффективности данного метода контроля за соблюдением ПДД можно опереться на опыт зарубежных стран, где на участках автодорог с установленными системами видеофиксации количество нарушений правил дорожного движения снизилось в среднем на 30 процентов, а собираемость штрафов резко возросла. Прогнозный расчет эффективности на примере Нижегородской области, где подобные системы внедряются в 2006 году, показывает, что за год эксплуатации участка дороги с системой видеофиксации будет (прогнозно) выписано штрафов на сумму около 69 млн. рублей.

Стабильно увеличивающиеся потребности и возможности населения привели за последние годы к оттоку (миграции) трудоспособной части населения из сельской местности в крупные города (промышленные центры)  и к резкому росту численности транспортных средств, что существенно изменило дорожные условия движения. Так, в области количество зарегистрированных транспортных средств увеличилось с 580 тыс. автомобилей в 2000 году до 649 тыс. автомобилей в 2005 году. Повышенная интенсивность транспортных и пешеходных потоков в крупных городах, многократно превосходящая пропускные возможности автодорог и развязок, приводит к заторам, резкому снижению скоростей движения и повышенной опасности возникновения ДТП с участием пешеходов.

В целях совершенствования существующих систем управления, организации и контроля дорожного движения, то есть снижения рисков возникновения ДТП, происходящих по техническим причинам, предусматривается: установка на дорогах областной и муниципальной собственности дорожных знаков, соответствующих новым нормативным требованиям, со световозвращающим покрытием; нанесение дорожной разметки из новых световозвращающих материалов (термопластика или полимеров); устройство искусственных неровностей дороги типа "Лежащий полицейский" со световозвращателями на прилегающих к образовательным учреждениям участках улично-дорожной сети; установка на наиболее опасных участках областных автодорог дорожных (барьерных) ограждений.

Предусматривается также модернизация автоматизированной системы управления дорожным движением (далее - АСУД) и светофорных объектов с развитием схем их дислокации в городах областного значения и районных центрах.

Модернизация АСУД включает замену имеющейся системы управления светофорами (системы постоянной передачи управляющих воздействий из центра на светофоры) на систему гибкого адаптивного (децентрализованного) регулирования дорожным движением - "Умный светофор", которая обеспечивает процесс управления движением транспортных и пешеходных потоков в зависимости от имеющейся (расстояния между перекрестками, наличия трамвайного движения, остановок пассажирского транспорта и т.д.) и реально складывающейся обстановки в районе отдельно взятого светофорного объекта (перекрестка) при помощи средств регулирования дорожного движения (современных дорожных контроллеров), светофорной сигнализации и детекторов транспортного потока с целью достижения максимальной пропускной способности перекрестка в режиме реального времени. Связь центра с "Умным светофором" осуществляется только в случае обеспечения режима "зеленая улица", для получения информации о техническом состоянии светофорных объектов, при перезагрузке программ работы контроллера.

Внедрение АСУД реального времени позволит:

сократить на 40-45 процентов число неоправданных остановок в процессе движения;

снизить загазованность и уровень шума на перекрестках на 25 процентов;

уменьшить на 10-15 процентов площадь зоны повышенного износа дорожного покрытия;

снизить на 10-15 процентов количество ДТП, обусловленное наличием корреляционной связи между "человеческим фактором", зависящим от времени задержки транспортного средства, и требованиями безопасности дорожного движения.

Модернизация светофорных объектов и схем их дислокации включает строительство новых и реконструкцию старых светофорных объектов с установкой АСУД реального времени и светодиодных светофоров.

2. Цель и задачи Программы


Целью Программы является сокращение количества лиц, пострадавших  в результате ДТП, до десяти процентов к концу 2009 года по сравнению с аналогичным показателем 2005 года.

Условием достижения поставленной цели является решение следующих задач:

снижение рисков возникновения ДТП, совершаемых по причине "человеческого фактора", повышение правового сознания участников дорожного движения и формирование у них стереотипов безопасного поведения на дорогах;

снижение рисков возникновения ДТП, происходящих по техническим причинам, совершенствование систем организации, управления и контроля дорожного движения;

снижение рисков возникновения тяжких последствий от ДТП.

3. Ресурсное обеспечение Программы

В рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 100, предусматривается финансирование региональных целевых программ  на принципах совместного финансирования.

Государственный заказчик-координатор федеральной целевой программы заключает с Правительством области на весь срок реализации федеральной целевой программы соглашение о софинансировании программных мероприятий за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников с ежегодным уточнением объемов инвестиций и перечня объектов, подлежащих финансированию.

В рамках настоящей Программы предусматривается финансирование отдельных программных мероприятий, реализуемых на территории муниципальных образований области на принципах софинансирования из местных бюджетов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»