Недействующий

О внесении изменений в областную целевую (комплексную) программу "Строительство жилья на 2005-2010 годы" (с изменениями на 19 апреля 2006 года) (утратил силу на основании постановления Саратовской областной Думы от 27.12.2006 N 63-2518)

3. Система программных мероприятий

Настоящая Программа направлена на эффективное и целенаправленное использование бюджетных средств в интересах сбалансированного стимулирования как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Возможность получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений и ипотечного займа (кредита) оживляют покупательский спрос на рынке жилья и привлекают в строительство новые инвестиции, которые, в свою очередь, генерируют прибыль и дополнительные налоги.

Решение задач в части выполнения государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в рамках настоящей Программы должно быть осуществлено путем:

формирования государственного жилищного фонда области;

предоставления гражданам безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений;

предоставления гражданам компенсаций в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений;

содействия развитию рынка жилья и рыночных финансовых механизмов, формирующих условия доступности приобретения жилых помещений на рынке, в том числе за счет предоставления долгосрочных займов (кредитов) на строительство (приобретение) жилья.

Формирование государственного жилищного фонда может осуществляться путем:

приобретения на первичном и вторичном рынках недвижимости;

строительства жилых помещений.

Безвозмездная финансовая помощь на строительство (приобретение) жилых помещений направляется на:

строительство (приобретение) жилых помещений;

компенсацию части процентной ставки по привлеченным ипотечным кредитам на строительство (приобретение) жилых помещений;

первоначальный взнос при привлечении ипотечного кредита на строительство (приобретение) жилых помещений.

Обязательным условием участия в отдельных подпрограммах является финансирование участником подпрограммы части строящегося (приобретаемого) жилого помещения за счет собственных средств.

До получения безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилого помещения возможен переход участников из одной подпрограммы в другую.

     Размер безвозмездной финансовой помощи определяется исходя из нормы предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда области, рассчитанной по средней рыночной стоимости одного квадратного метра площади жилых помещений, установленной уполномоченным органом исполнительной власти области дифференцированно по муниципальным образованиям, но не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра площади жилого помещения, определенную по Саратовской области Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета размеров безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений.

     В случае приобретения получателем безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилого помещения площадью, превышающей нормы предоставления жилых помещений, сверхнормативная площадь оплачивается за счет его собственных средств.

Для достижения цели и задач Программы разработаны конкретные приоритетные направления.

Первое приоритетное направление - увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.

Ипотечное жилищное кредитование осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и Законом Саратовской области "Об ипотечном жилищном кредитовании".

Реализация данного приоритетного направления должна обеспечить условия для предоставления долгосрочных ипотечных кредитов населению области.

Для развития на территории области эффективно работающей системы ипотечного жилищного кредитования как системы улучшения жилищных условий населения в рамках настоящей Программы предусматривается создание системы рефинансирования ипотечных кредитов в соответствии с федеральным стандартом ипотечного жилищного кредитования, предоставление заемщикам безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений, компенсации в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на приобретение (строительство) жилых помещений (социальная ипотека).

Дополнительным механизмом расширения платежеспособного спроса будет являться развитие других форм финансирования приобретения или строительства жилых помещений гражданами.

Реализация предусмотренных мер по данному приоритетному направлению позволит к 2010 году предоставить населению ипотечные жилищные кредиты на сумму 10,2 млрд. рублей, в том числе по социальной ипотеке 0,175 млрд. рублей. До 2010 года будет обеспечено рефинансирование 49 процентов выданных ипотечных кредитов на сумму 6,8 млрд. рублей.

Второе приоритетное направление - выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.

Реализация данного приоритетного направления должна сформировать систему оказания государственной поддержки отдельным категориям граждан при строительстве (приобретении) ими жилых помещений.

В рамках данного приоритетного направления выделяются следующие социальные группы населения, нуждающиеся в жилых помещениях и требующие первоочередной государственной поддержки:

молодые семьи и молодые специалисты на селе;

работники бюджетной сферы;     

многодетные семьи;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания;

отдельные категории граждан, полномочия по предоставлению жилых помещений которым Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Указанные группы населения объективно не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного займа (кредита), поскольку не могут оплатить первый взнос при его получении.

На решение вопроса обеспечения доступности жилья для вышеуказанных социальных групп направлен Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области".

В целях дальнейшего совершенствования системы оказания государственной поддержки при обеспечении условий доступности жилья предусматриваются:

мониторинг социально-экономических условий в сфере обеспечения жилыми помещениями населения области;

формирование государственного жилищного фонда области;

предоставление гражданам безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений;

развитие и совершенствование системы ипотечного жилищного кредитования в области с оказанием государственной поддержки отдельным категориям граждан при участии их в ипотечном жилищном кредитовании.

Реализация предусмотренных мер по данному приоритетному направлению позволит к 2010 году обеспечить улучшение жилищных условий 9,8 тыс. семей, или 20 процентам нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 В рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы предусматривается реализация мероприятий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в том числе:

мероприятия подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты";

мероприятия подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";

мероприятия по выполнению Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";

мероприятия по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в рамках государственных обязательств Российской Федерации.

В рамках данных мероприятий намечается обеспечение жилыми помещениями 6,9 тысячи семей, что непосредственно отразится на увеличении показателя обеспеченности площадью жилого помещения жителя области.

Третье приоритетное направление - повышение доступности для населения жилья и увеличение объемов жилищного строительства.

Реализация данного приоритетного направления должна обеспечить условия для развития предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства и повысить качество предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры как в новом жилищном фонде, так и в существующей застройке.

Для реализации данного приоритетного направления необходимо с учетом имеющихся в области ресурсов обеспечить установление четких и прозрачных процедур территориального планирования и осуществления строительства путем принятия нормативных правовых актов, включая:

проекты планировки городских территорий, предназначенные под жилищное строительство;

правила землепользования и застройки;

мероприятия по развитию систем коммунальной инфраструктуры.

Необходимо внедрение механизма предоставления на открытых аукционах земельных участков, сформированных для целей жилищного строительства и обустроенных инженерно-коммунальной инфраструктурой. Это обеспечит возможность привлечения застройщиками кредитных ресурсов на строительство жилья под залог земельных участков и возводимого жилья.

Особое значение имеет подготовка для жилищного строительства земельных участков, на которых расположен ветхий или аварийный жилищный фонд. Использование таких участков, с одной стороны, может снизить расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку она частично имеется, с другой стороны, решить задачу ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.

В области работает 171 предприятие стройиндустрии и промышленности строительных материалов с общей численностью работающих более 10,4 тыс. человек. Ежегодный выпуск товарной продукции составляет 5,418 млрд. рублей.

Стабильно работают в области 1294 строительных предприятия, среднесписочная численность которых составляет 50,1 тыс. человек. Объем подрядных работ, выполненный в 2004 году, составил 11,8 млрд. рублей, или 104,5 процента к 2003 году.

В области работает 173 проектно-изыскательских организации, объем проектно-изыскательских работ, выполненный ими в 2004 году, составил 1,7 млрд. рублей и превысил этот показатель 2003 года на 30 процентов.

Наличие мощностей промышленности строительных материалов в области позволяет обеспечить заданные темпы строительства и ввода в эксплуатацию жилых помещений. Увеличение объемов выпуска основных строительных материалов за период реализации Программы составит в среднем 22 процента. Динамика потребности в основных материальных ресурсах при строительстве зданий и сооружений приведена в приложении 2.

 Вместе с тем увеличение объемов жилищного строительства намечается не только путем роста физических объемов, но и изменения структуры жилищного строительства. Традиционные технологии строительного производства особенно кирпичное домостроение ограниченно решают проблемы индустриального домостроения. Развивается панельное и монолитное домостроение, доля которого в общем объеме строящегося жилья составляет сейчас до десяти процентов и продолжает увеличиваться. Динамика структурной перестройки систем домостроения в области приведена в приложении 3.

Огромным резервом увеличения объемов жилищного строительства являются средства частных инвесторов, направляемые на строительство коммерческого жилья, а также средства индивидуальных застройщиков, имеющих доходы, позволяющие решить свои жилищные проблемы самостоятельно.

За период реализации Программы намечается построить за счет этих источников четыре млн. квадратных метров площади жилых помещений, обеспечив тем самым жилыми помещениями 82,7 тысячи семей.

Реализация данного приоритетного направления позволит активизировать первичный рынок жилья, сократить "финансовую нагрузку" на стоимость строительства одного квадратного метра площади жилого помещения, обеспечив тем самым доступ на первичный рынок более широким слоям населения. Выполнение в комплексе предлагаемых мероприятий позволит снизить себестоимость строительства одного квадратного метра площади жилого помещения.

Четвертое приоритетное направление - модернизация коммунальной инфраструктуры.

Серьезной проблемой, требующей решения, является неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной сферы и, как следствие, непосредственно инженерной инфраструктуры. Средний уровень износа коммунальной инфраструктуры в области составляет сегодня 70 процентов, что не только не позволяет наращивать объемы жилищного строительства, но и не обеспечивает качественного предоставления коммунальных услуг в уже существующей застройке.

Назрела острая необходимость реконструировать инженерные сети, что требует огромных финансовых средств. Во многом темпы технического перевооружения отрасли жилищно-коммунального хозяйства напрямую зависят от инвестиционных вложений в первую очередь со стороны частного бизнеса. Актуальна разработка механизмов, делающих рентабельным вложение средств в долгосрочные проекты модернизации жилищно-коммунального комплекса.