Недействующий


САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28.12.2005 N 48-1951


О внесении изменений в областную целевую (комплексную) программу "Строительство жилья на 2005-2010 годы"

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________



Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в областную целевую (комплексную) программу "Строительство жилья на 2005-2010 годы", утвержденную постановлением Саратовской областной Думы от 6 октября 2004 года N 27-1136, изменения, изложив ее в редакции согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

постановление Саратовской областной Думы от 13 ноября 2002 года N 3-73 "Об областной целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010 годы";

постановление Саратовской областной Думы от 24 марта 2004 года N 23-908 "О внесении изменений в областную целевую программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002- 2010 годы, утвержденную постановлением Саратовской областной Думы от 13 ноября 2002 года N 3-73";

постановление Саратовской областной Думы от 27 декабря 2002 года N 5-164 "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы";

постановление Саратовской областной Думы от 24 марта 2004 года N 23-907 "О внесении изменения в областную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы, утвержденную постановлением Саратовской областной Думы от 27 декабря 2002 года N 5-164";

постановление Саратовской областной Думы от 6 октября 2004 года N 27-1141 "О внесении изменения в областную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы, утвержденную постановлением Саратовской областной Думы от 27 декабря 2002 года N 5-164".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Саратовской
областной Думы
П.В.Большеданов

Секретарь Саратовской
областной Думы
Ю.А.Заигралов


Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 28.12.2005 N 48-1951

     

Областная целевая (комплексная) программа
"Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы"


Паспорт областной целевой (комплексной) программы
"Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем
и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы"

Наименование Программы

- областная целевая (комплексная) программа "Обеспечение населения области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- решение собрания актива области от 31 января 2004 года "Итоги социально-экономического развития Саратовской области за 2003 год и задачи на 2004 год", Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004 году, постановление Правительства области от 15 августа 2005 года N 276-П "О ходе исполнения областных целевых программ за 2004 год", постановление Правительства области от 2 сентября 2005 года N 314-П "О развитии жилищного строительства в Саратовской области"

Государственный заказчик

Программы


- министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

Основные разработчики

Программы


- министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство финансов области

Цель и задачи Программы

- основной целью Программы является комплексное решение проблем жилищной политики в области, позволяющее повысить уровень доступности жилья для жителей области;

основными задачами Программы являются:

создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жилыми помещениями через увеличение объемов строительства жилых домов и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;

повышение потребительских качеств жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствии с нормативными требованиями;

обеспечение доступности для населения жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и нормам предоставления жилых помещений

Сроки реализации Программы

- 2005-2010 годы

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

- подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями работников бюджетной сферы";

подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда";

подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями молодых семей и молодых специалистов на селе";

подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями многодетных семей";

подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования";

подпрограмма "Формирование государственного жилищного фонда области";

подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой";

подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";

мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года".

Исполнители основных
мероприятий Программы

- министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству области, министерство сельского хозяйства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство образования области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, комитет по управлению имуществом области, органы местного самоуправления (по согласованию)

Объем и источники финансирования Программы и подпрограмм

- общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 76756,4 млн. рублей,

из них:

средства областного бюджета - 3644,1 млн. рублей;

средства федерального бюджета (прогнозно) - 7187,8 млн. рублей;

средства местных бюджетов (прогнозно) - 506,2 млн. рублей;

средства из внебюджетных источников (прогнозно) - 55189,2 млн. рублей;

заемные средства (прогнозно) - 10229,1 млрд. рублей, в том числе:

подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями работников бюджетной сферы" - 460,0 млн. рублей;

подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" - 1835,01 млн. рублей;

подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями молодых семей и молодых специалистов на селе" - 1854,3 млн. рублей;

подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями многодетных семей" - 94,6 млн. рублей;

подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - 37,7 млн. рублей;

подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования" - 14663,6 млн. рублей;

подпрограмма "Формирование государственного жилищного фонда области" - 1734,6 млн. рублей;

подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой" - 4018,5 млн. рублей;

подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" - 2700,0 млн. рублей;

прочие мероприятия Программы - 49356,29 млн. рублей, в том числе мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" - 279,6 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

- обеспечение достижения результатов по четырем основным направлениям реализации Программы:

развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;

развитие жилищного строительства;

совершенствование коммунального комплекса;

исполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан

Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

- управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ"


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Состояние рынка жилья, жилищного кредитования и жилищного строительства на территории области характеризуется сегодня следующими факторами:

по состоянию на 1 января 2005 года в очереди на улучшение жилищных условий стояли 49400 семей, или почти пять процентов от общего количества семей, проживающих на территории области. Для обеспечения их жилыми помещениями необходимо построить около трех млн. квадратных метров площади жилых помещений. Очередниками на получение жилых помещений являются семьи, материальный достаток которых не позволяет приобрести квартиру или построить дом;

в 2004 году получили жилые помещения и улучшили свои жилищные условия 2600 семей, или пять процентов от общего числа очередников. 624 семьи приобрели его за собственные средства;

низкие показатели доступности жилья явились следствием недостаточной государственной поддержки обеспечения жилыми помещениями граждан. Время ожидания в очереди на получение жилых помещений в области составляет более 20 лет;

сокращение бюджетных ассигнований на жилищное строительство за период реформ 1990-2001 годов привели к значительному снижению предоставляемых на условиях социального найма жилых помещений, создав социальную напряженность в обществе;

происходит естественное старение существующего жилищного фонда. На начало текущего года в области зарегистрировано более двух миллионов квадратных метров ветхого и аварийного жилья, или 3,6 процента от общего объема жилищного фонда в области;

общий объем жилищного строительства в 2004 году составил 2,2 млн. квадратных метров, что на десять процентов меньше, чем в 2002 году. Объем введенного в эксплуатацию жилья в 2004 году составил 484,5 тыс. квадратных метров, что лишь на два процента выше, чем в 2003 году. Существенно увеличилась доля индивидуального жилищного строительства, в общем объеме введенного в эксплуатацию жилья в 2004 году она составила 45,2 процента;

подавляющая часть жилищного строительства финансируется за счет средств граждан. Практически отсутствуют механизмы долгосрочного кредитования граждан на приобретение и строительство жилья, а также кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;

процессы создания жилищного фонда в результате жилищного строительства, его распределения и перераспределения на рынке жилья неразрывно связаны с последующим предоставлением жилищно-коммунальных услуг;

на неудовлетворительном уровне находится качество содержания ремонта жилых помещений и предоставления коммунальных услуг. Уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 70 процентов.

В настоящее время лишь 9,8 процента семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями и лишь 3,5 процента семей - приобрести или построить жилье в соответствии с нормативами обеспечения населения области жилыми помещениями. При этом, по данным опросов, около 50 процентов семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотели бы приобрести или построить собственное жилье.

Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования.

Одним из существенных ограничений развития ипотечного жилищного кредитования является отсутствие у большинства региональных банков доступа к долгосрочным кредитным ресурсам. Капитализация банковской системы достаточно мала, а сроки привлечения рыночных заимствований корпоративными заемщиками являются короткими для целей ипотечного кредитования. Практика показывает, что как только банки получают доступ к долгосрочным ресурсам для кредитования населения, они активно приступают к освоению этого нового для них рынка.

Объемы жилищного строительства не удовлетворяют даже существующего достаточно низкого платежеспособного спроса населения.

Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие необходимых земельных участков, обустроенных инженерно-технической инфраструктурой; отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и возводимых жилых зданий; отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры; низкий уровень объемов жилищного строительства и необоснованно высокий уровень цен на первичном рынке жилья; несоответствие качества строительных работ и используемых строительных материалов высокому уровню цен на жилье.

В области наблюдается ухудшение демографической ситуации, характеризуемое сокращением численности и старением населения. Снижение численности населения обусловлено низким уровнем рождаемости и высокой смертностью, которая составит по прогнозу за период с 2004 по 2010 год 128,6 тысячи человек. По результатам "пилотного" исследования репродуктивных установок населения, проведенного министерством труда и социального развития области в 2003 году, установлена связь между качеством жилых помещений и планированием рождения второго ребенка.

Органы местного самоуправления должны создавать условия для развития жилищного строительства, направляя средства местных бюджетов на обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан. Но большинство муниципальных образований области являются дотационными, поэтому не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблем повышения платежеспособного спроса населения. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности и преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.

Обозначенные вопросы носят межотраслевой и межведомственный характер. Их комплексное решение должно оказать положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области в целом и рост объемов производства стройиндустрии области в частности.

Данная Программа разработана в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, Законами Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", "Об ипотечном жилищном кредитовании", "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области".

2. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации

Основной целью Программы является комплексное решение проблем жилищной политики в области, позволяющее повысить уровень доступности жилья для жителей области. При этом в рамках поставленной цели следует выделить четыре приоритетных направления, на которых, как на ключевых, должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия при реализации Программы:

увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан;

повышение доступности жилья для населения и увеличение объемов жилищного строительства;

модернизация коммунальной инфраструктуры.

При этом по каждому приоритетному направлению должна быть обеспечена финансовая и организационная поддержка.

Система (перечень) программных мероприятий Программы приведена в приложении 1.

Для достижения поставленной цели и развития установленных приоритетных направлений деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления должна быть сконцентрирована на решении следующих задач:

создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жилыми помещениями через увеличение объемов строительства жилых домов и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;

повышение потребительских качеств жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствии с нормативными требованиями;

обеспечение доступности для населения жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и нормам предоставления жилых помещений.

Исполнению обозначенной цели и задач Программы будет способствовать комплексный подход к решению проблем жилищной политики в области.

Решение задач в области обеспечения доступности жилья должно быть осуществлено через развитие эффективного рынка и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка отдельных категорий граждан в улучшении жилищных условий за счет бюджетных средств в пределах установленных нормативов.

Решение задач в области жилищного строительства должно быть осуществлено через обеспечение высоких темпов строительства жилья, позволяющих достичь в 2008 году объемов вводимого в эксплуатацию жилья 1050 тысяч квадратных метров площади жилых помещений, в 2010 году - 1200 тысяч квадратных метров площади жилых помещений в год.

Сроки реализации Программы - 2005-2010 годы.

3. Система программных мероприятий

Настоящая Программа направлена на эффективное и целенаправленное использование бюджетных средств в интересах сбалансированного стимулирования как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Возможность получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений и ипотечного займа (кредита) оживляют покупательский спрос на рынке жилья и привлекают в строительство новые инвестиции, которые, в свою очередь, генерируют прибыль и дополнительные налоги.

Решение задач в части выполнения государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в рамках настоящей Программы должно быть осуществлено путем:

формирования государственного жилищного фонда области;

предоставления гражданам безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений;

предоставления гражданам компенсаций в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений;

содействия развитию рынка жилья и рыночных финансовых механизмов, формирующих условия доступности приобретения жилых помещений на рынке, в том числе за счет предоставления долгосрочных займов (кредитов) на строительство (приобретение) жилья.

Формирование государственного жилищного фонда может осуществляться путем:

приобретения на первичном и вторичном рынках недвижимости;

строительства жилых помещений.

Безвозмездная финансовая помощь на строительство (приобретение) жилых помещений направляется на:

строительство (приобретение) жилых помещений;

компенсацию части процентной ставки по привлеченным ипотечным кредитам на строительство (приобретение) жилых помещений;

первоначальный взнос при привлечении ипотечного кредита на строительство (приобретение) жилых помещений.

Обязательным условием участия в отдельных подпрограммах является финансирование участником подпрограммы части строящегося (приобретаемого) жилого помещения за счет собственных средств.

До получения безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилого помещения возможен переход участников из одной подпрограммы в другую.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»