Недействующий

Об областной целевой программе "Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы (с изменениями на 27 сентября 2006 года) (утратил силу на основании постановления Саратовской областной Думы от 27.12.2006 N 63-2518)

2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

Российская молодежь начала XXI века, усваивая идеи, взгляды, ценности рыночной экономики, имеет дело с неоднозначными и противоречивыми по своим результатам процессами. Это порождает немало проблем, которые необходимо учитывать во внутренней и внешней политике, в определении перспектив общественного и государственного развития, в формировании и социальном становлении молодого поколения россиян.

Не является исключением и молодежь области, численность которой составляет 607,9 тысячи человек, или 22,9 процента от общей численности населения области. При этом доля молодежи в возрасте до 20 лет превышает численность молодежных групп 20-24, 25-30 лет, которая составляет от 10,74 до 14,73 процента. Вместе с тем по статистическим прогнозам с 2007 года доля старшего молодежного возраста (25-30 лет) значительно возрастет, что приведет к заметному увеличению численности студенческой молодежи и молодежи трудоспособного возраста.

Основными итогами программы "Молодежь Саратовской области"  на 2003-2005 годы являются формирование и развитие инфраструктуры  по работе с молодежью, решение вопросов допрофессиональной подготовки, профориентации и занятости, поддержка интеллектуального, творческого, нравственного воспитания молодежи, создание системы патриотического воспитания подрастающего поколения.

Около 40 процентов программных средств было направлено на развитие структур по работе с молодежью, создание филиалов подведомственного министерству образования области государственного учреждения "Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи "Молодежь плюс" в гг.Балашове, Вольске, Ртищево, р.п.Ровное, р.п.Татищево. Работа социальных служб направлена на оказание адресной помощи молодым людям, их адаптацию в сложных жизненных ситуациях, формирование здорового образа жизни. Региональным центром "Молодежь плюс" и его филиалами проведено 12350 групповых и индивидуальных консультаций, которыми было охвачено 80148 человек по юридическим вопросам, проблемам молодежной психологии и выхода из кризисных жизненных ситуаций. Службами занятости молодежи центра и филиалов оказано содействие в трудоустройстве и занятости около шести тысячам молодых людей.

Продолжалась работа по формированию нормативной базы в сфере молодежной политики. В 2004 году внесены изменения в Закон Саратовской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Внесенные в Закон поправки обеспечили гарантию предоставления молодежным и детским общественным объединениям финансовой поддержки за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию областных целевых программ в сфере молодежной политики.

Получило развитие волонтерское движение. Специалистами молодежных служб обучено 2017 волонтеров, реализуются шесть волонтерских программ, направленных на профилактику асоциального поведения у детей и подростков, находящихся в социальных приютах, детских домах и школах-интернатах, оказание помощи ветеранам и участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. В 2005 году в областных мероприятиях, посвященных Дню космонавтики и юбилею Великой Победы, было задействовано свыше трех тысяч молодых волонтеров.

Результатом проведенной работы по допрофессиональной подготовке, профориентации и занятости молодежи стало развитие системы кадровых агентств учреждений высшего и среднего профессионального образования, поддержка программ в сфере трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, возрождение деятельности студенческих отрядов. В течение двух лет оказано содействие в трудоустройстве более четырем тысячам выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Решению вопросов временной занятости студентов и учащихся способствовало развитие движения студенческих отрядов. Организована работа 72 студенческих отрядов, созданных на базе 13 учреждений высшего и среднего профессионального образования. Наиболее массовыми стали отряды охраны правопорядка, педагогические отряды. По итогам 2004 года студенческими ремонтно-строительными отрядами были выполнены работы на сумму свыше трех млн. рублей.

Около 30 процентов программных средств было направлено на развитие интеллектуального, творческого, нравственного воспитания подростков и молодежи. Это позволило обеспечить массовое участие молодежи в областных, всероссийских фестивалях, конкурсах, программах. В областном фестивале "Студенческая весна" ежегодно принимают участие более 30 тысяч учащихся и студентов области.

В рамках областной целевой программы "Патриотическое воспитание детей и молодежи" на 2003-2005 годы проводится работа с молодежью допризывного возраста, оказывается поддержка молодежным и детским общественным объединениям патриотической направленности, создано государственное учреждение "Областной центр патриотического воспитания", обеспечена деятельность 16 молодежных объединений и клубов патриотической направленности. Только в период подготовки празднования 60-летия Великой Победы было дополнительно открыто 13 музеев, 29 комнат и 25 залов Боевой Славы. Вовлечено в эту деятельность 11,4 тысячи подростков и молодых людей. В области возрождаются военно-патриотические игры "Зарница", "Орленок", в которых ежегодно принимают участие более двух тысяч учащихся.

Вместе с тем цели и задачи областной целевой программы "Молодежь Саратовской области" на 2003-2005 годы были решены не в полной мере по следующим причинам:

недостаточной разработанности законодательной базы молодежной политики на федеральном и региональном уровнях;

реорганизации органов исполнительной власти области в сфере молодежной политики в период реализации указанной Программы;

сокращения объема финансирования в 2,8 раза (73 процента) от суммы, предусмотренной программными мероприятиями, а также корректировки объема финансирования из областного бюджета (недофинансирование программных мероприятий в 2003-2004 годах составило свыше трех млн. рублей).

Несмотря на неуклонный рост высококвалифицированных специалистов среди молодежи, неудовлетворенность своим материальным положением высказывает в опросах до 80 процентов юношей и девушек области. Заработная плата более 56 процентов молодых работников сферы материального производства не превышает трех тысяч рублей. В то же время условия современного рынка труда таковы, что если молодой человек не приобрел к 25-27 годам конкурентоспособной специальности и некоторого опыта работы, его социальный статус остается невысоким.

Общероссийской является тенденция сокращения доли молодежи, занятой в материальном производстве (с 2000 по 2004 год - на 2,8 процента). Особенно интенсивно идет сокращение занятости молодежи в государственном секторе. Начиная с 1994 года темпы оттока молодежи здесь составляют почти шесть процентов в год. В сфере услуг сосредоточена пятая часть работающей молодежи области.

Относительно немногочисленной остается группа молодых предпринимателей: около 2,7 процента, кроме того, 2,2 процента совмещают предпринимательскую деятельность с работой по найму. Эпизодически занимаются малым бизнесом около десяти процентов. Обращает на себя внимание снижение занятости молодежи в областях науки, образования, культуры. За первые годы нового тысячелетия занятость молодежи в этих сферах сократилась с 13,5 до 11,9 процента.

Неудовлетворительным остается состояние здоровья молодого поколения. Растет доля смертности молодых людей от внешних причин. Основной группой риска является молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, на эту группу приходится наибольшее количество смертей по неестественным причинам. В последние два года в области возросло количество смертельных случаев по причине суицида или попыток их совершения.

По Саратовской области до 14 процентов от общего числа больных выросла заболеваемость алкоголизмом среди молодежи. Широкое распространение получили такие социальные заболевания, как туберкулез  и педикулез. Вместе с тем за последние три года уровень наркотизации юношества и подростков снизился на 45 процентов, до показателя 32,4 на  100 тысяч населения детско-подростковых возрастов.

На молодежь в возрасте до 29 лет приходится 57 процентов общего числа правонарушений. В 2004 году по сравнению с 2003 годом на  3,7 процента сократилось количество преступлений, совершенных молодежью, однако на 2,8 процента увеличилось число правонарушений среди несовершеннолетних.

Обнищание молодежи может быть незаметным в силу зависимости от родительских семей. Материальной поддержкой родителей пользуются около 80 процентов молодых людей. Однако пятая часть студентов средних специальных учебных заведений считает свои семьи бедными.

С серьезными проблемами сопряжено формирование гражданской позиции молодежи. По данным опросов доля гордящихся своей страной неуклонно снижается: на начало 2001 года она составляла 39,3 процента,  а в 2004 году - уже 33,2 процента. Причастность к прошлому и настоящему России осознавало в конце 90-х годов 36,4 процента, а в 2004 году 35,2 процента, готовность защищать ее выражало соответственно 44,8 и 39,4 процента. По данным областного военного комиссариата в 2004 году количество молодых людей, призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, увеличилось на 16,5 процента по сравнению с 2003 годом, в то же время на 3,2 процента возросло количество молодых людей, уклонившихся от службы.

Вес молодежного общественного движения в современной России  и области незначителен.

Таким образом, Программа рассматривает в качестве проблемы недостаточную интеграцию молодежи в жизнь общества. Она проявляется во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, недостаточной социальной и экономической активности, криминализации молодежной среды. Вместе с тем молодежь обладает широким позитивным потенциалом - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным проблемам.

Деятельность в сфере реализации государственной молодежной политики может быть эффективной только при условии комплексного программного подхода.