Недействующий

     

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14.12.2005 N 47-1911


Об областной целевой программе "Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы

(с изменениями на 27 сентября 2006 года)

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 27.09.2006 N 58-2370.

_______________________________________________________________


Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 

1. Утвердить областную целевую программу "Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

     Председатель Саратовской
          областной Думы
     П.В. Большеданов

     Секретарь Саратовской
     областной Думы
     В.П. Синичкин


    Приложение
      к постановлению
     Саратовской областной Думы
     от 14.12.2005 г. N 47-1911



Областная целевая программа
"Молодежь Саратовской области"
на 2006-2008 годы

(с изменениями на 27 сентября 2006 года)


Саратов, 2005


Паспорт областной целевой программы
"Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа "Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы (далее - Программа)

Основания для разработки
Программы


- распоряжение Правительства Саратовской области от 30 мая 2005 года N 145-Пр "О подготовке проекта областной целевой программы "Молодежь Саратовской области" (2006- 2008 годы)"

Государственный заказчик
Программы


- министерство образования области

Основной разработчик Программы

- министерство образования области

Основные исполнители Программы

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 27.09.2006 N 58-2370, см. предыдущую редакцию)

- министерство образования области, министерство культуры области, министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство информации и печати области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, управление Федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области (по согласованию), Главное управление внутренних дел области (по согласованию), военный комиссариат области (по согласованию), министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию), Федерация профсоюзных организаций области (по согласованию), Союз товаропроизводителей и работодателей области (по согласованию), Совет областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию), Саратовская областная общественная организация РОСТО (ДОСААФ) (по согласованию)

Перечень подпрограмм

- "Социализация молодого поколения",

"Патриотическое воспитание детей и молодежи"

Цели Программы

- создание необходимых условий для самореализации молодых людей, выбора ими своего жизненного пути, ответственного участия во всех сферах жизнедеятельности региона;

воспитание, становление, духовное и физическое развитие молодежи области

Задачи Программы

- оптимизация демографической политики, направленной на создание условий для обеспечения физического развития и семейного воспитания подростков и юношества;

формирование здорового образа жизни молодежи, профилактика наркомании, социальных болезней;

создание условий для реализации творческого потенциала молодежи, активизации ее участия в реформировании экономики, социальных отношений, развитии деловой активности и подъеме производства;

обеспечение занятости молодежи, развитие предпринимательской активности, снижение уровня безработицы путем оптимизации качества профессионального ориентирования и профессиональной подготовки юношей и девушек, поддержки практики предоставления дополнительных рабочих мест, сезонных и временных работ;

подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении;

укрепление молодой семьи, содействие организации консультационной, информационной поддержки;

развитие системы социальных служб для молодежи;

поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений, выработка эффективных форм взаимодействия с ними в сфере развития социальной активности молодого поколения;

воспитание гражданственности, правовой культуры, повышение уровня правового сознания подростков и молодежи;

формирование у молодых людей социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны и области, повышение престижа военной службы, подготовка молодого поколения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

повышение престижа военной службы;

формирование у молодежи допризывного возраста чувства готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины

Сроки реализации Программы

- 2006-2008 годы

Объем и источники финансирования Программы

(строка в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 27.09.2006 N 58-2370, см. предыдущую редакцию)

- общий объем необходимых для реализации Программы средств областного бюджета в 2006-2008 годах составляет 66889,0 тыс.рублей, в том числе:

2006 год - 7345,0 тыс. рублей;

2007 год - 27865,9 тыс. рублей;

2008 год - 31678,1 тыс. рублей;

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение числа трудоустроенных лиц в возрасте 16-30 лет;

сокращение среди молодежи количества ВИЧ- инфицированных;

уменьшение количества разводов среди молодежи;

увеличение числа молодых людей - членов молодежных и детских общественных объединений социальной направленности;

увеличение доли молодых людей, принимающих участие в выборах местного, регионального и федерального уровней;

уменьшение количества преступлений, совершенных молодыми людьми;

увеличение количества молодых людей, получивших психологическую помощь;

увеличение количества молодежных телевизионных и радиопрограмм;

увеличение числа молодых людей - членов общественных объединений патриотической направленности;

увеличение количества музеев и уголков Боевой Славы в образовательных учреждениях

Контроль за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляется министерством образования области, министерством экономического развития и торговли области, министерством финансов области


1. Введение

Программа разработана в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", Законом Саратовской области от 24 ноября 2001 года N 50-ЗСО "О молодежной политике в Саратовской области", Законом Саратовской области от 23 июля 1998 года N 38-ЗСО "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", распоряжением Правительства области от 30 мая 2005 года N 145-Пр "О подготовке проекта областной целевой программы "Молодежь Саратовской области" (2006-2008 годы)".

Программа является средством реализации органами исполнительной власти области, общественными объединениями области системы мер правового, организационно-управленческого, социально-экономического, информационного характера, направленных на создание необходимых условий для самореализации молодых граждан, выбора ими своего жизненного пути, ответственного участия во всех сферах жизнедеятельности региона.

Программа включает в себя две подпрограммы "Социализация молодого поколения" и "Патриотическое воспитание детей и молодежи".

2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

Российская молодежь начала XXI века, усваивая идеи, взгляды, ценности рыночной экономики, имеет дело с неоднозначными и противоречивыми по своим результатам процессами. Это порождает немало проблем, которые необходимо учитывать во внутренней и внешней политике, в определении перспектив общественного и государственного развития, в формировании и социальном становлении молодого поколения россиян.

Не является исключением и молодежь области, численность которой составляет 607,9 тысячи человек, или 22,9 процента от общей численности населения области. При этом доля молодежи в возрасте до 20 лет превышает численность молодежных групп 20-24, 25-30 лет, которая составляет от 10,74 до 14,73 процента. Вместе с тем по статистическим прогнозам с 2007 года доля старшего молодежного возраста (25-30 лет) значительно возрастет, что приведет к заметному увеличению численности студенческой молодежи и молодежи трудоспособного возраста.

Основными итогами программы "Молодежь Саратовской области"  на 2003-2005 годы являются формирование и развитие инфраструктуры  по работе с молодежью, решение вопросов допрофессиональной подготовки, профориентации и занятости, поддержка интеллектуального, творческого, нравственного воспитания молодежи, создание системы патриотического воспитания подрастающего поколения.

Около 40 процентов программных средств было направлено на развитие структур по работе с молодежью, создание филиалов подведомственного министерству образования области государственного учреждения "Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи "Молодежь плюс" в гг.Балашове, Вольске, Ртищево, р.п.Ровное, р.п.Татищево. Работа социальных служб направлена на оказание адресной помощи молодым людям, их адаптацию в сложных жизненных ситуациях, формирование здорового образа жизни. Региональным центром "Молодежь плюс" и его филиалами проведено 12350 групповых и индивидуальных консультаций, которыми было охвачено 80148 человек по юридическим вопросам, проблемам молодежной психологии и выхода из кризисных жизненных ситуаций. Службами занятости молодежи центра и филиалов оказано содействие в трудоустройстве и занятости около шести тысячам молодых людей.

Продолжалась работа по формированию нормативной базы в сфере молодежной политики. В 2004 году внесены изменения в Закон Саратовской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Внесенные в Закон поправки обеспечили гарантию предоставления молодежным и детским общественным объединениям финансовой поддержки за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию областных целевых программ в сфере молодежной политики.

Получило развитие волонтерское движение. Специалистами молодежных служб обучено 2017 волонтеров, реализуются шесть волонтерских программ, направленных на профилактику асоциального поведения у детей и подростков, находящихся в социальных приютах, детских домах и школах-интернатах, оказание помощи ветеранам и участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. В 2005 году в областных мероприятиях, посвященных Дню космонавтики и юбилею Великой Победы, было задействовано свыше трех тысяч молодых волонтеров.

Результатом проведенной работы по допрофессиональной подготовке, профориентации и занятости молодежи стало развитие системы кадровых агентств учреждений высшего и среднего профессионального образования, поддержка программ в сфере трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, возрождение деятельности студенческих отрядов. В течение двух лет оказано содействие в трудоустройстве более четырем тысячам выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Решению вопросов временной занятости студентов и учащихся способствовало развитие движения студенческих отрядов. Организована работа 72 студенческих отрядов, созданных на базе 13 учреждений высшего и среднего профессионального образования. Наиболее массовыми стали отряды охраны правопорядка, педагогические отряды. По итогам 2004 года студенческими ремонтно-строительными отрядами были выполнены работы на сумму свыше трех млн. рублей.

Около 30 процентов программных средств было направлено на развитие интеллектуального, творческого, нравственного воспитания подростков и молодежи. Это позволило обеспечить массовое участие молодежи в областных, всероссийских фестивалях, конкурсах, программах. В областном фестивале "Студенческая весна" ежегодно принимают участие более 30 тысяч учащихся и студентов области.

В рамках областной целевой программы "Патриотическое воспитание детей и молодежи" на 2003-2005 годы проводится работа с молодежью допризывного возраста, оказывается поддержка молодежным и детским общественным объединениям патриотической направленности, создано государственное учреждение "Областной центр патриотического воспитания", обеспечена деятельность 16 молодежных объединений и клубов патриотической направленности. Только в период подготовки празднования 60-летия Великой Победы было дополнительно открыто 13 музеев, 29 комнат и 25 залов Боевой Славы. Вовлечено в эту деятельность 11,4 тысячи подростков и молодых людей. В области возрождаются военно-патриотические игры "Зарница", "Орленок", в которых ежегодно принимают участие более двух тысяч учащихся.

Вместе с тем цели и задачи областной целевой программы "Молодежь Саратовской области" на 2003-2005 годы были решены не в полной мере по следующим причинам:

недостаточной разработанности законодательной базы молодежной политики на федеральном и региональном уровнях;

реорганизации органов исполнительной власти области в сфере молодежной политики в период реализации указанной Программы;

сокращения объема финансирования в 2,8 раза (73 процента) от суммы, предусмотренной программными мероприятиями, а также корректировки объема финансирования из областного бюджета (недофинансирование программных мероприятий в 2003-2004 годах составило свыше трех млн. рублей).

Несмотря на неуклонный рост высококвалифицированных специалистов среди молодежи, неудовлетворенность своим материальным положением высказывает в опросах до 80 процентов юношей и девушек области. Заработная плата более 56 процентов молодых работников сферы материального производства не превышает трех тысяч рублей. В то же время условия современного рынка труда таковы, что если молодой человек не приобрел к 25-27 годам конкурентоспособной специальности и некоторого опыта работы, его социальный статус остается невысоким.

Общероссийской является тенденция сокращения доли молодежи, занятой в материальном производстве (с 2000 по 2004 год - на 2,8 процента). Особенно интенсивно идет сокращение занятости молодежи в государственном секторе. Начиная с 1994 года темпы оттока молодежи здесь составляют почти шесть процентов в год. В сфере услуг сосредоточена пятая часть работающей молодежи области.

Относительно немногочисленной остается группа молодых предпринимателей: около 2,7 процента, кроме того, 2,2 процента совмещают предпринимательскую деятельность с работой по найму. Эпизодически занимаются малым бизнесом около десяти процентов. Обращает на себя внимание снижение занятости молодежи в областях науки, образования, культуры. За первые годы нового тысячелетия занятость молодежи в этих сферах сократилась с 13,5 до 11,9 процента.

Неудовлетворительным остается состояние здоровья молодого поколения. Растет доля смертности молодых людей от внешних причин. Основной группой риска является молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, на эту группу приходится наибольшее количество смертей по неестественным причинам. В последние два года в области возросло количество смертельных случаев по причине суицида или попыток их совершения.

По Саратовской области до 14 процентов от общего числа больных выросла заболеваемость алкоголизмом среди молодежи. Широкое распространение получили такие социальные заболевания, как туберкулез  и педикулез. Вместе с тем за последние три года уровень наркотизации юношества и подростков снизился на 45 процентов, до показателя 32,4 на  100 тысяч населения детско-подростковых возрастов.

На молодежь в возрасте до 29 лет приходится 57 процентов общего числа правонарушений. В 2004 году по сравнению с 2003 годом на  3,7 процента сократилось количество преступлений, совершенных молодежью, однако на 2,8 процента увеличилось число правонарушений среди несовершеннолетних.

Обнищание молодежи может быть незаметным в силу зависимости от родительских семей. Материальной поддержкой родителей пользуются около 80 процентов молодых людей. Однако пятая часть студентов средних специальных учебных заведений считает свои семьи бедными.

С серьезными проблемами сопряжено формирование гражданской позиции молодежи. По данным опросов доля гордящихся своей страной неуклонно снижается: на начало 2001 года она составляла 39,3 процента,  а в 2004 году - уже 33,2 процента. Причастность к прошлому и настоящему России осознавало в конце 90-х годов 36,4 процента, а в 2004 году 35,2 процента, готовность защищать ее выражало соответственно 44,8 и 39,4 процента. По данным областного военного комиссариата в 2004 году количество молодых людей, призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, увеличилось на 16,5 процента по сравнению с 2003 годом, в то же время на 3,2 процента возросло количество молодых людей, уклонившихся от службы.

Вес молодежного общественного движения в современной России  и области незначителен.

Таким образом, Программа рассматривает в качестве проблемы недостаточную интеграцию молодежи в жизнь общества. Она проявляется во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, недостаточной социальной и экономической активности, криминализации молодежной среды. Вместе с тем молодежь обладает широким позитивным потенциалом - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным проблемам.

Деятельность в сфере реализации государственной молодежной политики может быть эффективной только при условии комплексного программного подхода.

3. Цели и задачи Программы

Целями Программы являются:

создание необходимых условий для самореализации молодых людей, выбора ими своего жизненного пути, ответственного участия во всех сферах жизнедеятельности региона;

воспитание, становление, духовное и физическое развитие молодежи области.

В ходе реализации Программы предполагается комплексное решение следующих задач:

оптимизация демографической политики, направленной на создание условий для обеспечения физического развития и семейного воспитания подростков и юношества;

формирование здорового образа жизни молодежи, профилактика наркомании, социальных болезней;

создание условий для реализации творческого потенциала молодежи, активизации ее участия в реформировании экономики, социальных отношений, развитии деловой активности и подъеме производства;

обеспечение занятости молодежи, развитие предпринимательской активности, снижение уровня безработицы путем оптимизации качества профессионального ориентирования и профессиональной подготовки юношей и девушек, поддержки практик предоставления дополнительных рабочих мест, сезонных и временных работ;

подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении;

укрепление молодой семьи, содействие организации консультационной, информационной поддержки;

развитие системы социальных служб для молодежи;

поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений, выработка эффективных форм взаимодействия с ними в сфере развития социальной активности молодого поколения;

воспитание гражданственности, правовой культуры, повышение уровня правового сознания подростков и молодежи;

формирование у молодых людей социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны и области, повышение престижа военной службы, подготовка молодого поколения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

повышение престижа военной службы; формирование у молодежи допризывного возраста чувства готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»