Действующий

Проект областной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года»


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Саратовская область является одним из ведущих аграрных регионов России с численностью сельского населения более 700 тыс. человек. Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью. Большая часть из них не имеет центрального отопления, канализации, постоянного дорожного сообщения, особенно в период сезонной распутицы.

Низкая оплата труда, а также отсутствие рабочих мест, при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем создают для населения и, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности. Собственное подворье становится единственным приложением труда для трудоспособных членов крестьянского двора.

Имеющийся жилищный фонд в большей части признан ветхим. Жители сел и деревень лишены элементарных коммунальных удобств. Централизованное водоснабжение имеют 963 сельских населенных пункта (54 процента), 1686 сельских населенных пунктов (96 процентов) не имеют канализационных сооружений по централизованному отводу сточных вод.

Из имеющихся в области больничных коек лишь 9 процентов находится в сельской местности, обеспеченность больничными койками на селе составляет 40,4 коек на 10000 человек (среднеобластная - 103,3 койки).

В сельской местности расположено 73 процента общеобразовательных школ, однако из-за роста числа деревень с очень небольшой численностью детей школьного возраста развивается дистанционная форма обучения.

Сокращается сеть сельских дошкольных учреждений, две трети детей дошкольного возраста на селе воспитываются дома.

Ухудшается и демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние годы увеличилась, снижается продолжительность жизни.

Число мест в сельских учреждениях культуры составляет 294 места на 1000 жителей. За десять последних лет этот показатель уменьшился на 14,3 процента. ,

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год. Более 30 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически не пригодном состоянии.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом более 65 процентов локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и свыше 10 процентов в полном восстановлении.

В результате сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Неразвитость систем связи и информационного обслуживания создает условия социальной изоляции жителей отдаленных деревень, ограничивает использование информационных технологий в образовании, здравоохранении, аграрном производстве. Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Исходя из задач социально-экономической политики области на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:

1. Социально-политической остротой проблемы - для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства области необходима бюджетная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала.

2. Межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений сельских жителей.

3. Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований. Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки схем районной планировки и генпланов застройки муниципальных образований.

4. Необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий. Без государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ на селе, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.